События 20-30 годов в СССР
В 20-е годы Советский Союз признали ведущие державы мира. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Францией, Италией.
В 20-е гг. активно развивалось экономическое сотрудничество с Германией. С приходом к власти в Германии фашисткой партии политика СССР претерпела изменения. В конце 1933 г. был разработан план коллективной безопасности.
С этого времени и до августа 1939 г. со-ветская внешняя политика имела явную антигерманскую направленность, что подтвердили дого-воры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, заключенные в 1935 г. Тогда же 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию, а в 1936 г. поддержал Испанскую Республику в борьбе против генерала Франко.
Западные страны (прежде всего Англия, Франция, США) проводили политику «умиротворе-ния агрессора» и стремились направить его захватнические действия против СССР. Так, в сентяб-ре 1938 г, в Мюнхене Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии.
Напряженной была ситуация и на Дальнем Востоке. В 1928 г. произошел конфликт СССР с Китаем на Китайской восточной железной дороге (КВЖД), который был быстро урегулирован. Но здесь на Востоке Советскому Союзу противостояла Япония. В августе 1938 г. произошло крупное столкновение с японскими войсками в районе озера Хасан у Владивостока, а летом 1939 г. на реке Халхин-Гол. Японские войска были разгромлены.
Агрессивные действия фашистской Германии в Европе побудили Англию и Францию весной и летом 1939 г. вести переговоры с СССР о противодействии агрессору, но к августу 1939 г. эти переговоры зашли в тупик. Тогда СССР 23 августа 1939 г. подписал пакт о ненападении с Герма-нией (пакт Риббентропа – Молотова) сроком на десять лет. К нему был приложен секретный про-токол о разделе сфер влияния в Европе. В советскую сферу вошли часть Польши (Западная Ук-раина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия, Финляндия.
Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Фран-ция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Так 1 сентября 1939г. началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939г. Красная Армия перешла границу Польши и установила контроль над Западной Украиной и Западной Белоруссией, которые были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение сфер влияния в Европе.
В сентябре-октябре 1939 г. были подписаны договоры о взаимопомощи между СССР, с одной стороны, Эстонией, Латвией и Лит-вой, с другой. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. После тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) часть территории Финляндии (весь Карельский перешеек с г. Выборгом) отошла СССР. В июне 1940 г. правительство СССР по-требовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуж-дены были удовлетворить эти требования.
Германия тем временем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к напа-дению на СССР.
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам В. М. Молотовым, со стороны Германии — министром иностранных дел И. фон Риббентропом.
Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши — в сферу интересов Германии.
Идеологические основы развития советского общества. Массовые репрессии. «Культ личности» И.В.Сталина.
Прошло уже почти 20 лет с начала перестройки и 12 лет после распада СССР и все это время идет болезненный, но необходимый процесс осмысления произошедшего российскими интеллектуалами.
Советская официальная идеология формировалась на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в общих чертах была закончена в 30-е годы. Хотя затем она и подвергалась определенной модернизации. Вплоть до 50-х годов идеология советского марксизма воспринималась подавляющим большинством советского общества как нерушимая, абсолютная истина. Люди могли критически относиться к какому-либо партийному и советскому деятелю, но им и в голову не приходило сомневаться в истинности самой марксистской идеологии. Более того, негативно воспринимаемых политиков как раз подозревали не в чем ином как в отходе от марксизма.
Начиная с 60-х годов эта официальная идеология стала сдавать свои позиции, сначала в среде интеллигенции, затем и более широких слоях советского общества. Согласно этой идеологии, Источник исторического процесса – материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производительные силы, порождающие новые экономические формы и общественные отношения.
Это вызывает необходимость перемены устаревших политических и идеологических форм. В ХХ веке возникло первое государство, где трудящиеся – городские рабочие и беднейшие крестьяне, то есть деревенский пролетариат победили в результате социалистической Революции и выгнали или уничтожили капиталистов, помещиков, купцов, дворян. Таким образом, Советский Союз есть государство рабочих и крестьян, свободно трудящихся, созидающих новое общество и идущих к коммунизму.
Сталинские репрессии — массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем И. В. Сталина.
Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Репрессии проводились также по социальному признаку против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей.
Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты.
Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное. К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли; их действия были приписаны Сталину.
Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.
Главные задачи политики 20-30 годов в СССР
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенной мировой и гражданской войнами экономики, создании материально-технической базы для перехода к строительству социализма.
Главная задача внешней политики заключалась в преодолении политической, экономической и культурной изоляции РСФСР со стороны Запада, к которой он перешел после провала гражданской войны и иностранной интервенции.Послевоенная экономика России находилась в тяжелейшем состоянии.
Население уменьшилось на 10,9 млн. человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы, фабрики.
Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Квалифицированные рабочие покидали города и уезжали в деревню, спасаясь от голода.
Это вело к сужению базы диктатуры пролетариата. Так, например, Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия , Москва – 50%.
Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.
В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства.
1924-1933 — годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов.
Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, и тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.
В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР.
Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.
Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире.
В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.
В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.
В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.
В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.
В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.
СССР осудил это решение.
Германия захватывает Чехословакию и Польшу.
Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке.
В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии.
СССР добился территориальных уступок.
Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.
Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.
В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР — Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.
1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война.
28 сентября 1939 г. в Москве подписан советско-германский договор о «дружбе и границах».
30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.
Советская школа в 20-30 годы
В 1921 году утверждается научно-педагогическая секция государственного ученого совета (ГУС), которую возглавили Блонский, Шатский, Пинкевич.
Основная задача заключалась в разработке новых учебных планов.
Весь учебный материал делился на три раздела:
- 1. Человек и природа
- 2. Труд
- 3. Общество
Иногда добавляли революционные праздники
Знания брались из всех предметов и весь материал давался в расширении. Учебников не было. Основное внимание продолжали уделять труду. К тем активным методам добавляется метод проекта. Первые комплексные программы начинают действовать с 1923 года.
В стране вводится новая экономическая политика (НЭП). Денег на образование практически не выделяется и соответственно на первое место в школе выходит воспитание. В этот период времени начинаются бурные дискуссии относительно того, что считать основной ячейкой образования школу или детский дом. Вторая идея – отмирание школы в социалистическом обществе. А также вопросы структуры системы образования. Например, по первому вопросу (что должно быть основной ячейкой) Патросов отмечал, что дети должны были воспитываться в детских домах, так как в новом обществе семья распадается.
Против этой идеи высказывались Крупская и Луначарский, они считали, что в новом обществе должно быть и то и другое, и школы и детские дома. Большое внимание уделялось проблеме влияния школы на воспитание среды. Так, Святослав выдвинул идею школо-центризма, подразумевая, что школа будет находится в центре воспитательного процесса той среды, в которой она находится.
Также появились идеи воспитания в коллективе (Макаренко), Крупская выступала против этой идеи, потому что Макаренко считал, что детей можно наказывать, а педагогика советская стояла на взглядах свободного воспитания. Но уже в 30 гг коллективное воспитание стала главенствующей (один за всех и все за одного).
В 20-е гг начинают создаваться новые виды учебных заведений – школа колхозной молодежи (ШКМ, обучение до 7 лет), фабрично-заводская семилетка (ФЗС), фабрично- заводское ученичество (ФЗУ только получение рабочей специальностью). В высшие учебные заведения поступали, как правило, после рабфака (рабочего факультета). В университет допускались только представители рабочего, крестьянского сословия. Все, так называемые, эксплуататоры в университеты не допускались.
Поэтому качества знаний у тех, кто заканчивал университеты были не очень высокими.
К концу 20-х гг принимается решение об отходе от комплексных программ вуза. Начинает уделяться большее внимание фундаментальным предметам, а также русскому языку, литературе и обществознанию.
В 1930 гг принимается постановление о всеобщем обязательном начальном обучении – минимальный образовательный ценз (4 класса).
В 1931-34 выходит ряд постановлений о школе. Начинается резкая критика всего того, что было сделано в 20 гг, как слепка буржуазной педагогики. Поэтому с 1 января 1932 года начинается обучение по новым программам.
Эти программы во многом опирались на структуру русской классической гимназии, т.е. основное внимание уделялось математике и русскому языку. И с этого же время возвращается классно-урочная система.
На учителя возлагалась обязанность преподавать качественно свой предмет. А на школьника возлагалась ответственность за учебу и дисциплину. Были осуждены такие методы как бригадно-лабораторный, проектный и т.д. Мы вернулись в школу «слушания». В 1934 году принимается постановление о структуре школы: 1-4 класс – начальная школа, 5-7 – неполная средняя школа, 8-10 класс – средняя школа.
С 34 года запрещалось принимать на работу не по специальности учителей. 4 июля 1936 принимается одно из самых известных постановлений, положивших конец изучению личности и индивидуальности в нашей стране, это положение ЦК ВКПБ о педологических извращениях в системе наркомпросов.
Педология – изучение личности ребенка (Блонский). В конце 30-х гг в школах усилилась система взаимной слежке, контроля, доносительства, учитель резко дистанцировался от ученика. «Нет плохих учеников, есть плохие учителя» Сталин. В 37 году в школах отменяют уроки труда, делая упор на фундаментальное образование.
Декларируется, что к 1939 году в нашей стране не осталось неграмотных.