Абсолютизм в России при Петре I
Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии.
Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.
Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.
В проведении реформ государственного управления было два этапа.
- Первый из них охватывает 1699—1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.
- Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений.
При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению». В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.
Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».
Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.
В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.
Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.
После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами.
Если до того сбором налогов и их распределением ведали десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии. В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.
В коллегиях, каждая из которых состояла из десяти человек (президента, вице-президента, четырех советников и четырех помощников их — асессоров), все решения принимались не единолично, а большинством голосов. В отличие от приказов компетенция коллегий по определенному кругу вопросов распространялась на всю страну.
В 1718—1721 гг. было создано 11 коллегий. Коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел составляли группу «трех первейших государственных коллегий». Камер-коллегия ведала расходами, а Штатс-контор-коллегия — доходами государства. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль.
Торговля и промышленность находились в ведении Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия ведала судами и являлась для них апелляционной инстанцией. Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, охраняла владельческие права дворянства на землю и на крепостных крестьян.
Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что «сие сначала неосмотря учинено было», ибо такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената.
В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчей о делах государственных». Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.
Местные учреждения также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчиненные непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей государства. По новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были установлены более крупные единицы — губернии.
Страна была поделена на восемь губерний (Архангелогородская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, обладавшими широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями.
В подчинении губернаторов находились должностные лица, ведавшие определенными отраслями управления (обер-комендант, отвечавший за состояние военного дела, обер-комиссар, ведавший сбором денежных и натуральных налогов, и др.).
Вторая областная реформа (1719 г.) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями.
Провинции, на которые была поделена Россия по второй областной реформе, являлись отдаленными предшественницами губерний, организованных при Екатерине II. Чиновники Губернских и провинциальных учреждений, равно как и члены коллегий, назначались из дворян и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.
Формирование абсолютизма в России при Петре I
В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.
В 1708 – 1710 гг. была проведена областная реформа органов власти на местах.
Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин.
Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов.
Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.
В 1711 г.был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника — Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В перовой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе.
Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.
После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему.
По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.
Для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля 1721) для придания большего авторитета в Синод, который был главным центральным учреждением по церковным вопросам.
Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли
Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.
Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).
В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин.
Цель реформы — улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
В 1714 г. был издан указ о единонаследии.
Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянам запрещался раздел их имений между всеми детьми.
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника «признавая удобного» и имел право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола «усмотря достойного».
Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII — первой четверти XVIII века.
Начиная со второй половины XVII в. русская экономическая и общественно-политическая мысль все более решительно и настойчиво разрабатывала проблемы дальнейшего развития страны (подъем промышленности, расширение внутренней и внешней торговли и т.д.).
В противовес консерватизму феодальной аристократии реформ требовали значительная часть дворянства и нарождавшаяся в стране торгово-промышленная буржуазия.
По замечанию историка В. О. Ключевского, пришедший к власти Петр I (1689-1725гг.) застал в русском обществе «преобразовательное настроение». Крупные реформы, осуществленные в России в конце XVII -первой четверти XVIII в., не были поэтому порождением личной власти Петра I, результатом только его субъективных понятий.
Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.
Заслугой Петра является создание регулярной российской армии.
Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из «потешных» полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы.
Наборы проводились по норме — по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.
Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк — Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.
В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс.
человек. Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Старый приказной аппарат не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, появились канцелярии.
Но и это не помогло повысить эффективность государственного управления.
Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований — губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано 8 губерний.
Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.
Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции. Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.
Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената.
Он явился на смену Боярской думе, когда самодержавие перестало нуждаться в институтах представительства и самоуправления.
Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Сенат (9 членов в 1711 г.) состоял из виднейших сановников.
Неофициальным его главой был генерал — прокурор. Он подчинялся только монарху. Помимо генерал-прокурора был создан целый институт прокуратуры. Прокуроры осуществляли контроль за соблюдением законности и правильностью ведения дел во всех учреждениях.
К вновь созданным органам центрального управления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов.
Было учреждено 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (ведомство государственных доходов), ревизион-коллегия, штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия, берг-и мануфактур-коллегия.
В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы.
В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.
Государство строилось Петром по образцу воинского подразделения. Так, в 1716 г. Воинский устав был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней.
В петровскую эпоху окончательно оформилось самодержавие.
При Петре I были ликвидированы последние следы сословного представительства, закреплены права личности управлять миллионами людей на основании ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины.
В этот период получила распространение идея патернализма, то есть был сформулирован образ разумного, предвидящего будущее монарха-отца Отечества и народа. Патернализм смыкается с идеей харизматического лидера как существа, наделенного исключительными способностями и дарованиями, которые недоступны обыкновенному человеку.
Петр систематически использовал принуждение для достижения блага, как он его понимал, и сформулировал идею «насильственного прогресса».
Образцом для государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. В его основе лежал принцип камерализма, распространенный в Европе в начале XVIII в. Суть камерализма — введение в систему управления четкого бюрократического начала. При нем структура аппарата создавалась по функциональному принципу, вводилось разделение властей.
Единство иерархической структуры аппарата сочеталось с единством обязанностей, штатов, оплаты труда чиновников. Все это подвергалось строгой регламентации с помощью разнообразных уставов и инструкций.
Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина. В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок.
Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в.
Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция «меркантилизма». (Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, в достижении активного баланса во внешней торговле).
В условиях России главным фактором вмешательства государства в экономику стала экстремальная ситуация после поражения под Нарвой в 1700г., определившая характер, типы и специфику промышленного бума и всю экономическую политику петровского самодержавия.
Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов.
Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополия на заготовку и сбыт определенных товаров.
Установление государственной монополии вело к произвольному повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное — к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов.
Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение.
Если до этого население облагалось «по дворам», то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.
В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета (копейки, денежки и полушки) чеканилась из меди.
Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы.
По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании.
Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы — казенные субсидии и льготы.
Тульский оружейный завод, заводы на берегу Онежского озера, горные заводы на Урале свидетельствовали об успехах в развитии горнозаводского дела, о насаждении крупной фабрично- заводской промышленности.
После себя Петр оставил 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Ряд улучшений был введен и в области сельского хозяйства.
Исходя из зарубежного опыта и собственных соображений, Петр I приглашал иностранных специалистов в Россию, предлагал им выгодные условия. На обучение за границу посылались десятки учеников.
Примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленного предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (прежде всего убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям.
Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику, Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.
До конца 10-х годов XVIII в. Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Как раз создание и начало деятельности берг-, мануфактур-, коммерц — коллегий и Главного магистрата составляла суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово — промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.
Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера.
Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория «вольных и гуляющих». По этой причине возникла сложная ситуация с наймом рабочей силы на мануфактуры.
18 января 1721 г. Петр I подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах.
Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.
Таким образом, промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути.
Поэтому победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России.
Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. В это время в Западной Европе буржуазия громко заявила о своих претензиях к монархам и дворянству.
В России шло обратное движение: став владельцами крепостных, мануфактуристы стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.
В петровскую эпоху произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые по происхождению — превратились в дворян. Низы сословия служилых стали государственными крестьянами.
Вводился новый критерий службы дворян.
Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табели о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или «рангов».
По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста.
Таким образом, в петровскую эпоху дворяне рассматривались прежде всего как бюрократическое и военное сословие, накрепко привязанное к государственной машине.
В целом политика самодержавия в отношении дворянства была очень жесткой. Зарегламентированное дворянство обязано было учиться, чтобы затем служить.
По задуманному царем плану объединялись в одно юридическое и податное сословие разнообразные категории некрепостного населения России.
В число государственных крестьян вошли однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне — инородцы Поволжья, всего не менее 18% податного населения.
Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права.
Это явилось общей платформой для их последующего слияния.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии. Привнесены они были в русскую действительность насильно, административным путем.
Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили «первостатейные». В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую — мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку.
Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.
Столь же формальной стала и система управления городами. Городские магистраты ничего общего не имели с западноевропейскими, которые на деле были органами самоуправления.
Для петровских времен характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера: размещение армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, введение паспортной системы.
В целом был создан такой внутренний режим, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важные из них: ограничения в передвижении по стране; ограничения в свободе выбора занятий; ограничения социальных перемещений, перехода из одного «чина» в другой.
Осуществленная Петром церковная реформа продолжила его радикальные преобразования. Глава православной церкви — патриарх оказался в лагере консервативного боярства и духовенства.
В1721 г. патриаршество было отменено и учреждена особая духовная коллегия — Святейший православный синод. Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.
Лишенная автономии, церковная иерархия признала власть российского самодержца.
Таким образом, то, что происходило в социальном строе России, свидетельствует об унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой царя. Петр при этом ставил цель — создание так называемого «регулярного» государства, которое, в свою очередь, можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое и полицейское.
Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором.
В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести».
Особенности абсолютизма
Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный). Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма.
Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.
Монарх устанавливает налоги, распоряжается государственными финансами.
При абсолютной монархии достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый и многочисленный бюрократический аппарат (налоговый, судебный и др.), постоянная армия, полиция.
Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство.
На определённом этапе развития государства абсолютизм играет прогрессивную роль: уничтожает политическую раздробленность, содействует экономическому единству, развитию новых отношений и процессу формирования наций и национальных государств.
Политика меркантилизма, которую проводит абсолютная монархия, содействует процессу первоначального накопления, это в интересах дворянства.
Оживляется экономическая жизнь, а новые денежные ресурсы используются для укрепления военной мощи государства.
Абсолютная монархия существовала во многих европейских странах, но особенно ярко воплотилась во Франции, достигнув своего расцвета в XVII веке при Ришелье (Людовике XIII) и Людовике XIV. А в Испании абсолютная монархия переросла в деспотизм.
Во второй половине XVIII века в некоторых странах Европы отмечается Просвещенный абсолютизм.
Формы абсолютизма в различных странах были разными, они зависели от соотношения дворянства и буржуазии и их влияния на политику.
Абсолютизм Петра I: таблица реформ
Сферы деятельности |
Наследие Правление Петра Великого Екатерины Великой |
||
|
|
Абсолютизм. Престолонаследие по завещанию самодержца. Назначение должностных лиц императором. Опора на бюрократию и военных. Ликвидация выборных органов | Правила самодержавно. Отстранила сына от управления. Опиралась на фаворитов, бюрократию и военных. Губернская реформа, привлечение дворянства к местному управлению. Разрешила выборные дворянские и городские органы управления |
Внутренняя политика |
|
||
|
|
||
Сохранение жесткого крепостного права. Поощрение торгово- промышленного купечества. Подушная подать и другие налоги. Отсутствие реальной свободы предпринимательства, экономической деятельности | Усиление крепостного права. Закрепощение украинского, прибалтийского и белорусского крестьянства. Развитие торговли, рост числа мануфактур. Увеличение подушной подати, других налогов. Использование иностранных займов, введение бумажных денег. Секуляризация монастырских земель | ||
Экономика |
|
||
|
|
||
Развитие просвещения, культуры. Обоснование неограниченной монархии | Развитие просвещения, культуры. Начало женского школьного образования. Репрессии против вольнодумства, критиков абсолютной монархии | ||
Духовная жизнь |
|
||
|
|
||
|
|||
Внешняя политика |
|
Выход к Балтийскому и Каспийскому морям. Расширение пределов государства | Завоевание выхода к Черному морю. Расширение пределов государства |
Абсолютизм в России установился, конечно, не сразу и не по личному желанию правителя.
Это был длительный процесс, который начался со второй половины XVI века, со времен Ивана Грозного, с ликвидации удельной раздробленности и закончился насильственным путем в 1917 году.
О характере русского абсолютизма среди российских историков нет единого мнения, мы также не будем в данной статье рассматривать различные точки зрения о причинах перехода России к абсолютизму и другие проблемы русского абсолютизма.
Поговорим лишь об абсолютизме Петра I. И если исходить из характеристики понятия «абсолютизм», данной выше, то абсолютизм Петра полностью этой характеристике соответствует.