Программа АТП-Эколог
Программа АТП-Эколог реализует следующие нормативно-методические документы:
— «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)». М., 1998. (разделы: 2, 3.1, 3.3, 3.12 – 3.15).
— «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом)». М., 1998. (разделы: 3.5, 3.12).
— «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом)». М., 1998. (разделы: 2, 3.3).
— Дополнения к методикам, 1999 и «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». СПб., 2012.
Справочники. Справочные таблицы содержат среднемесячные температуры воздуха почти во всех регионах России, величины удельных выбросов и времен прогрева двигателей автомобилей, данные о веществах, выбрасываемых автотранспортом и другую информацию.
Один из пополняемых справочников содержит коды и ПДК различных углеводородов, что позволяет программе производить расчет выбросов как суммы углеводородов в целом, так и отдельных составляющих.
Типы участков. Расчеты могут проводиться для различных типов участков:
— Открытая или закрытая неотапливаемая стоянка
— Открытая стоянка, оборудованная средствами подогрева
— Теплая закрытая стоянка (гараж)
— Многоэтажная неотапливаемая стоянка
— Многоэтажная открытая стоянка со средствами подогрева
— Теплая закрытая многоэтажная стоянка (гараж)
— Внутренний проезд
— Дорожная техника на неотапливаемой стоянке
— Дорожная техника на закрытой отапливаемой стоянке
— Участок техобслуживания и текущего ремонта автомобилей
— Участок мойки автомобилей
— Пост контроля отходящих газов автомобилей
— Участок техобслуживания и текущего ремонта дорожной техники
— Обкатка и испытание двигателей после ремонта
— Мойка и очистка деталей, узлов и агрегатов
— Испытание и ремонт топливной аппаратуры
— Автопогрузчики.
Новое в версии 3.10:
Учет положений «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». СПб., 2012.
Учет рекомендаций письма НИИ Атмсофера N07-2-263/13-0 от 25.04.2013.
Для работы программы необходимо наличие электронного ключа, оплачиваемого отдельно. Стоимость электронного ключа составляет 2006 руб.
При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды проверяют следующие документы, которые должны быть на предприятии:
1. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
- ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2.Формы государственной статистической отчетности:
- № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
- № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
- № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
- № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
- № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
- № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
3.Документы по обращению с отходами производства и потребления:
- приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
- приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку;
- свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
- договора на передачу и размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
- перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов);
- паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
- годовая отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
- ПНООЛР — проект норматив образования отходов и лимит на их размещение, установленный сроком на 5 лет (обязателен для субъектов крупного бизнеса, государственных и муниципальных предприятий);
- ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах (подтверждающие проект ПНООЛР).
- лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов);
- свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
- план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
4.Документы по охране атмосферного воздуха:
- инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу (если на предприятии есть стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферу);
- первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
1).
ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;
2). ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;
3). ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».
— норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет;
— план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
— план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
— ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
— ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;
— технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля.
— документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:
а.
приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
b.
журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;
с. план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу. — Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:
а. журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
b.
журнал ежедневного расхода горючего;
с. журнал пройденного километража;
d. журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
е. журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
- приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
- должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки очистки газа;
- паспорта на каждую установку очистки газов (Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия.По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт);
- план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования;
- инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
- приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
- график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.
5.Документы по охране поверхностных вод от загрязнения:
- приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о его функциях;
- должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;
- должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру, по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
- порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
- балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
- паспорта на очистные сооружения;
- планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
- инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;
- журналы учета работы очистных сооружений;
- производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;
- график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений.
первичную учетную документацию по использованию воды:
№ ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»;
№ ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»;
№ ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»;
Документацию, подтверждающую право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:
а.
норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
b
схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
c. план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
d.
ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
e.
ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля; д. ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.
документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:
а. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;
б. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.
Экологические требования при эксплуатации предприятий автосервиса
Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов экономики, в том числе предприятий автосервиса, содержатся в законе «Об охране окружающей среды» (ст. 45, 39, 32, 19-31 и др.) и других нормативно-правовых документах.
В соответствии с требованиями законодательства предприятия должны планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Выброс вредных веществ в атмосферу допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор).
В разрешениях устанавливаются нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Предприятие обязано проводить организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия направленные на выполнение условий и требований, содержащихся в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе:
— принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ;
— обеспечивать бесперебойную и эффективную работу оборудования для очистки выбросов.
При невозможности достижения нормативов ПДВ допускается использовать временно согласованные нормы выбросов при условии компенсации вреда дополнительными платежами и доведения этих норм до предельно допустимых за срок от 3 до 5 лет.
Предприятия автосервиса должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
При эксплуатации автосервисных предприятий на границе санитарно-защитных зон предприятий не должны создаваться концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, превышающие установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.
Уровни шума, создаваемые предприятием, должны соответствовать требованиям, регламентируемым СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» и СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки.
Сброс предварительно очищенных сточных вод в водный объект допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор).
В разрешении устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) вредных веществ в водный объект.
Предприятие обязано:
— соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения;
— принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;
— содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнения водных объектов;
— вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения.
Условия передачи в канализационные сети хозяйственно-бытовых и промышленных стоков определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений.
Размещение отходов, образующихся в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг) осуществляется на основе документально оформленных лимитов на размещение отходов, выдаваемых специально уполномоченными органами (Ростехнадзор), на срок до 5 лет, при условии наличия паспорта опасного отхода и лицензии на размещение отходов (в случае осуществления коммерческой деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов).
Предприятия должны организовать учет фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения опасных отходов и ежеквартально, в соответствии с установленными требованиями, осуществлять плату за загрязнение окружающей среды.
Предприятия обязаны вести отчетность по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по формам, установленным Госкомстатом России.
В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии или катастрофы на территории предприятия или в процессе перевозки грузов, предприятия обязаны немедленно принять меры по ликвидации последствий аварии и известить о нем специально уполномоченные органы (Ростехнадзор), а также возместить ущерб, нанесенный окружающей природе.
Предприятия обязаны осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей:
— проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
— соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны), нормативов допустимых выбросов из стационарных и передвижных источников загрязнения, нормативов допустимых сбросов в канализацию и поверхностные водные объекты, нормативов предельных уровней содержания вредных веществ в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отведенных для захоронения отходов транспортного комплекса;
— выполнение требований природоохранительного законодательства.
Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию и в соответствии с Положением по организации производственного экологического контроля.
Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности.
Ответственность за обеспечение экологической безопасности предприятия и действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей природной среды, несет его руководитель (владелец).
Специальные требования в области охраны окружающей среды установлены в РД 152-001-94 «Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса».
Требования к отдельным объектам автотранспортного предприятия:
— Участки и цехи механической обработки материалов, деталей должны быть оснащены пылеулавливающими установками.
— Деревообрабатывающие цехи и участки должны иметь исправные устройства достаточной мощности для улавливания древесной пыли.
— Котельные, имеющиеся на предприятии и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу.
— Окрасочные цехи, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски.
При проведении окрасочных работ вне помещения окраска должна производиться безвоздушным методом.
— Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.
— Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.
— Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.
— Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами МПР и экологии России.
По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные органами госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.
— Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливо-смазочными материалами (ТСМ), должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключалась возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву.
— Топливозаправочные колонки должны иметь исправное оборудование, исключающее пролив топлива при переполнении заправляемой емкости.
— При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ емкостью более 5 куб.
м на предприятии должны быть технические средства для предупреждения и быстрой ликвидации возможных аварий.
— Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы таким образом, чтобы исключалась возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод.
Требования к подвижному составу:
— Автомобили, находящиеся в эксплуатации, по содержанию токсичных веществ в отработавших газах должны соответствовать требованиям стандартов.
— Подвижной состав, выпускаемый из предприятия, не должен иметь подтекания (утечки) топлива, смазочных материалов и жидкостей.
— Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с «Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
— Грузы, которые могут загрязнять окружающую природную среду, должны перевозиться в надежной таре, препятствующей попаданию их в окружающую природную среду, или в специализированном подвижном составе.
— При нарушении целостности тары в процессе перевозки, приводящей к потере груза и загрязнению им окружающей природной среды, перевозчик обязан незамедлительно принять меры по ликвидации этого загрязнения и сообщить об этом местным органам исполнительной власти и территориальным органам Минприроды России.
Запрещается:
— проводить техническое обслуживание, в том числе мойку и ремонт автомобилей, в не отведенных для этой цели местах; разжигать костры для подогрева агрегатов автомобилей, сжигания мусора (отходов) и других целей;
— подогревать двигатели автомобилей, находящихся на отстое, за счет их работы на холостом ходу;
— осуществлять движение автомобилей по травяному или другому растительному покрову, за исключением работ, выполняемых при совместных работах с сельскохозяйственными машинами на полях;
— загрязнять проезжую часть дороги и прилегающую к ней территорию как бытовым, так и производственным мусором.
Экологическая безопасность на автотранспортном предприятии
В современных условиях развития урбанизации объекты городского хозяйства в значительной мере определяют экологическое состояние окружающей среды, формируя её качество.
Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Однако функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Вклад транспорта в ее загрязнение целесообразно оценивать в сопоставлении с другими отраслями хозяйства по всем компонентам экосистем: атмосфере, воде, почве, растительному и животному миру.
Транспорт — один из основных загрязнителей атмосферного воздуха.
Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 85%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности [1].
С ежегодным ростом муниципального автомобильного транспорта все большее развитие получают автотранспортные предприятия (АТП), относящиеся к числу основных объектов городского хозяйства, которые вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды.
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта приводят к образованию на АТП выбросов, сбросов и отходов.
1. Источники загрязнения на АТП
Рассмотрев детально технологию основных процессов деятельности МУАТП Ильинский можно определить степень их воздействия на основные компоненты окружающей среды (ОС).
Основная деятельность АТП заключается в автотранспортном обслуживании населения, предприятий и организаций. Для обеспечения нормального функционирования предприятия на его территории располагается комплекс ремонтно-технического обслуживания автотранспорта, включающий следующие участки:
— участок ремонта и зарядки аккумуляторов, на котором осуществляют подзарядку и ремонт аккумуляторных батарей, приготовление дистиллированной воды и электролита;
— шиноремонтный участок — осуществляется демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балансировка колес;
— агрегатно-механический участок предназначен для разборочно-сварочных, моечных, ремонтно-восстановительных и контрольных работ по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, переднему и заднему мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием станков;
— электротехнический участок, на нём осуществляется проверка и ремонт электрооборудования;
— участок газовой и электросварки;
— участок окраски предназначен для окрашивания со снятием старого лакокрасочного покрытия, покраски местных повреждений, окраски отдельных деталей кузова и нанесений противокоррозийной и противошумной мастики на днище кузова.
В результате проведенных исследований выявлено следующее воздействие на важные компоненты ОС:
— в процессе деятельности предприятия, с точки зрения, воздействия на почву, образуются такие отходы, как лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом;
— загрязняющие вещества (в основном жиры, нефтепродукты и взвешенные вещества), образующие в процессе промывки аккумуляторов, мойки транспорта и другого оборудования поступают на очистные сооружения и сбрасываются в водоем в пределах допустимой концентрации;
— в результате технологического процесса на исследуемом предприятии в атмосферный воздух поступают такие загрязняющие вещества (ЗВ), как аэрозоль масла, соединения свинца, серная кислота, сернистый ангидрид, дивинил, изопрен, бензин, резиновая пыль, пыль металлическая и абразивная, оксид железа и карбонат натрия, сварочный аэрозоль, окислы марганца, азота диоксид, ацетон, бутиловый спирт, толуол, этиловый спирт, этилцеллозольв, красочный аэрозоль.
Образующиеся вредные вещества пагубно действуют на здоровье населения городов.
Выбросы от автотранспортных предприятий составляют порядка 30% от основных источников загрязнения ОС.
Анализ технологических особенностей АТП позволяет заключить, что в наибольшей степени опасными с точки зрения загрязнения атмосферы являются участки окраски, при этом все выбросы ЗВ негативно отражаются на здоровье персонала и окружающего населения поселка. При этом технология окраски рассмотрена как совокупность процессов, в каждом из них выделены основные взаимодействующие элементы, посредством которых происходит образование и выделение ЗВ, а так же их распространение в атмосфере.
Процесс выделения ЗВ делят на два этапа: внутреннего и внешнего выделения.
Основными физическими объектами первого этапа являются внутренний источник выделения ЗВ (лакокрасочный аэрозоль и пары растворителя).
Процесс распространения ЗВ предполагает распространение загрязняющего аэрозоля в воздушном пространстве территории, в котором в качестве основных физических объектов участвуют воздух приземного слоя атмосферы и загрязняющий аэрозоль (красочный аэрозоль, пары растворителей). Рассматривая процесс снижения загрязнения воздушной среды детально исследованы характеристики основные функциональные элементы (технологическое оборудование, участвующее на стадиях образования и выделения ЗВ и технологическое сырье) [2].
Современные исследования в области обеспечения экологической безопасности снижения загрязнения воздушной среды автотранспортных предприятий, позволяют сделать вывод о том, что с развитием технологических комплексов в промышленности борьба с ЗВ становится все более актуальной, а снижение концентрации в воздушной среде и воздухе рабочей зоны достигается с помощью реализации двух основных циклов, каждый из которых состоит из совокупности последовательных процессов на каждой стадии загрязнения.
При этом первый цикл заключается в снижении загрязнения исходного сырья (технологического оборудования) и предполагает совершенствование существующего и разработку нового производственного оборудования, а так же организацию технологических процессов, эффективно снижающих или исключающих образование и выделение ЗВ. Сущность второго цикла заключается в снижении загрязнения воздуха путем реализации в технологическом процессе инженерно-технических мероприятий, локализующих распространение и обеспечивающих разрушение аэрозоля.