Биография Менделя
В начале ХIХ века, в 1822 году, в Австрийской Моравии, в деревушке Ханцендорф, в крестьянской семье родился мальчик. Он был вторым ребёнком в семье. При рождении его назвали Иоганном, фамилия отца бала Мендель.
Жилось нелегко, ребенка не баловали. С детства Иоганн привык к крестьянскому труду и полюбил его, в особенности садоводство и пчеловодство. Как пригодились ему навыки, приобретённые в детстве.
Выдающиеся способности обнаружились у мальчика рано. Менделю было 11 лет, когда его перевели из деревенской школы в четырехклассное училище ближайшего городка. Он и там сразу проявил себя и уже через год оказался в гимназии, в городе Опаве.
Платить за учебу и содержать сына родителям было трудно. А тут ещё обрушилось на семью несчастье: отец тяжело пострадал – ему на грудь упало бревно. В 1840 Иоганн окончил гимназию и параллельно – школу кандидатов в учителя. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании.
Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.
Несмотря на трудности, Мендель продолжает учебу. Теперь уже в философских классах в городе Оломеуц. Тут учат не только философии, но и математике, физике – предметам, без которых Мендель, биолог в душе, не мыслил дальнейшей жизни. Биология и математика! В наши дни это сочетание неразрывно, но в 19 веке казалось нелепым. Именно Мендель был первым, кто продолжил в биологии широкую колею для математических методов.
Он продолжает учиться, но жизнь тяжела, и вот настают дни, когда по собственному признанию Менделя, “дальше переносить подобное напряжение не под силу”. И тогда в его жизни наступает переломный момент: Мендель становится монахом. Он отнюдь не скрывает причин, толкнувших его на этот шаг. В автобиографии пишет: “Оказался вынужденным занять положение, освобождающее от забот о пропитании”. Не правда ли, откровенно? И при этом ни слова о религии, боге. Неодолимая тяга к науке, стремление к знаниям, а вовсе не приверженность к религиозной доктрине привели Менделя в монастырь. Ему исполнился 21 год. Постригавшиеся в монахи в знак отрешения от мира принимали новое имя. Иоганн стал Грегором.
Был период, когда его сделали священником. Совсем недолгий период. Утешать страждущих, снаряжать в последний путь умирающих. Не очень – то это нравилось Менделю. И он делает все, чтобы освободиться от неприятных обязанностей.
Иное дело учительство. Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера.
Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.
Интересно, что Мендель дважды сдавал экзамен на звание учителя и … дважды проваливался! А ведь он был образованнейшим человеком. Нечего говорить о биологии, классиком которой Мендель вскоре стал, он был высокоодаренный математик, очень любил физику и отлично знал её.
Провалы на экзаменах не мешали его преподавательской деятельности. В городском училище Брно Менделя-учителя очень ценили. И он преподавал, не имея диплома.
В жизни Менделя были годы, когда он превращался в затворника. Но не перед иконами склонял он колена, а… перед грядками с горохом. С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы.
С утра и до самого вечера трудился он в маленьком монастырском садике. Здесь с 1854 по 1863 год провел Мендель свои классические опыты, результаты которых не устарели по сей день. Своим научными успехами Г.Мендель обязан также и необычайно удачным выбором объекта исследований. Всего в четырёх поколениях гороха он обследовал 20 тысяч потомков.
Около 10 лет шли опыты по скрещиванию гороха. Каждую весну Мендель высаживал растения на своем участке. Доклад “Опыты над растительными гибридами”, который был прочитан брюнским естествоиспытателям в 1865 году, оказался неожиданностью даже для друзей.
Горох был удобен по различным соображениям. Потомство этого растения обладает рядом чётко различимых признаков — зелёный или жёлтый цвет семядолей, гладкие или, напротив, морщинистые семена, вздутые или перетянутые бобы, длинная или короткая стеблевая ось соцветия и так далее. Переходных, половинчатых «смазанных» признаков не было. Всякий раз можно было уверенно говорить «да» или «нет», «или — или», иметь дело с альтернативой. А потому и оспаривать выводы Менделя, сомневаться в них не приходилось. И все положения теории Менделя уже никем не были опровергнуты и по заслугам стали частью золотого фонда науки.
В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?
Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена.
Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или «душа фактов» (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.
Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики.
- Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение.
- Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают.
Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.
Судьба открытия Менделя — задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе — не парадокс, а скорее норма в науке. Так, спустя 100 лет после Менделя, уже в период расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток мобильных генетических элементов. И это несмотря на то, что она, в отличие от Менделя, была ко времени своего открытия высоко авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.
В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал «Folia Mendeliana».
Грегор Мендель: краткая биография
Грегор Иоганн Мендель – выдающийся австрийский ботаник, который открыл учение о наследственности, впоследствии названное «менделизмом» в честь ученого. Его также считают основоположником современной генетики, так как выявленные им закономерности наследственных факторов, стали фундаментом для появления этой науки.
Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в австрийском Хейцендорфе.
Интерес к природе проявлял в раннем возрасте, когда подрабатывал садовником. Имя Грегор появилось не случайно. В 1843 году ученый поступил в монахи в Августинский монастырь Святого Фомы в Чехии. Там ему было присвоено имя Грегор. На следующий год он поступил в Брюннский богословский институт, по окончании которого стал священником.
Ему давались многие науки. Так, например, он с легкостью мог заменять отсутствующих преподавателей по математике или греческому языку. Однако больше всего его интересовали биология и геология. По совету настоятеля гимназии, в которой он преподавал, в 1851 году Мендель поступил в Венский университет на факультет естественной истории. Здесь он обучался под руководством одного из первых цитологов в мире – Унгера.
В период пребывания в Вене, он живо начал интересоваться проблемой гибридизации растений.
В 1850-е годы он проводил немало опытов над растениями, в том числе над горохами в монастырском саду. Именно благодаря этим опытам он смог объяснить законы механизма наследования, которые были позже переименованы в «Законы Менделя». Вскоре вышли в свет его труды под названием «Опыты над растительными гибридами». Сам ученый был уверен, что совершил величайшее открытие. Однако когда его открытие не сработало в опытах с некоторыми животными, он разочаровался в науке и перестал заниматься биологическими исследованиями.
Мендель умер в 6 января 1884 года, так и не признанный современниками.
О значимости его опытов стало известно в начале XX века, когда стали развиваться учения о генах.
Чем занимался Грегор Мендель
МЕНДЕЛЬ, ГРЕГОР ИОГАНН (Mendel, Gregor Johann) (1822–1884), основоположник учения о наследственности. Родился 22 июля 1822 в Хейнцендофе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия).
Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св.Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–1853 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.
В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учет всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, проведенных им в течение почти 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов».
Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена желтые или зеленые) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях.
Теперь наследственные «факторы» Менделя называются генами.
О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила никакого отклика.
Мендель послал копию статьи К.Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить ее значения.
И только в 1900 непонятая и забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три ученых, Х. де Фриз (Голландия), К.Корренс (Германия) и Э.Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.
Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил свои опыты. До конца жизни он занимался пчеловодством, садоводством, вел метеорологические наблюдения. Умер Мендель 6 января 1884.
Среди трудов ученого – Автобиография (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая Эксперименты по гибридизации растений (Versuche ber Pflanzenhybriden, в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).
Список литературы
Мендель Г. Опыты над растительными гибридами. М., 1965
Тимофеев-Ресовский Н.В. О Менделе. – Бюллетень Московского общества испытателей природы, 1965, № 4
Мендель Г., Ноден Ш., Сажрэ О. Избранные работы. М., 1968
Краткая биография Грегора Менделя для школьников 1-11 класс
Мендель Грегор Иоганн (1822—1884), австрийский биолог, основоположник учения о наследственности.
Родился 22 июля 1822 г. в Хайзендорфе (Австро-Венгрия; ныне Гинчице,Чехия). Сын крестьянина.
Окончив в 1843 г. университет в Ольмюце, Мендель ушёл в Августинский монастырь Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и там принял имя Грегор, а через год стал священником.
В 1851—1853 гг. как вольнослушатель Венского университета он изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. В маленьком приходском саду, начиная с 1856 г., Мендель проводил эксперименты, в конце концов приведшие к сенсационному открытию законов наследования признаков.
8 февраля и 8 марта 1865 г. учёный выступил на заседаниях Общества естествознания в Брюнне с рассказом о закономерностях, которые обнаружил (впоследствии эту сферу знания назовут генетикой).
Материалом для опытов Мендель избрал горох. Комбинируя различные по признакам родительские растения,биолог установил, что наследственность подчиняется определёным правилам и поддаётся математическому выражению.
За каждый признак ответствен конкретный ген —Мендель назвал его неделимым носителем наследственности. Ему удалось показать, что характерные признаки при скрещивании передаются независимо, не сливаются и не исчезают. Учёный ввёл понятие доминантных признаков, проявляющихся в ближайшем поколении гибридов, и рецессивных, возникающих через одно или несколько поколений.
Естествоиспытатели, первыми услышавшие доклады Менделя, не задали учёному ни одного вопроса.
Его вышедший в 1866 г. труд «Эксперименты с растительными гибридами» не вызвал какого-либо отклика. Лишь в 1900 г. сразу три биолога, X. де Фриз (Нидерланды), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проведя независимо друг от друга собственные опыты, убедились в справедливости выводов аббата из Брюнна.
Слава пришла к Менделю уже после смерти (он скончался 6 января 1884 г.), и учение о наследственности было заслуженно названо менделизмом.
Мендель Грегор Иоганн (1822—1884), австрийский биолог, основоположник учения о наследственности.
Родился 22 июля 1822 г. в Хайзендорфе (Австро-Венгрия; ныне Гинчице,Чехия). Сын крестьянина.
Окончив в 1843 г. университет в Ольмюце, Мендель ушёл в Августинский монастырь Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и там принял имя Грегор, а через год стал священником.
В 1851—1853 гг. как вольнослушатель Венского университета он изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. В маленьком приходском саду, начиная с 1856 г., Мендель проводил эксперименты, в конце концов приведшие к сенсационному открытию законов наследования признаков. 8 февраля и 8 марта 1865 г. учёный выступил на заседаниях Общества естествознания в Брюнне с рассказом о закономерностях, которые обнаружил (впоследствии эту сферу знания назовут генетикой).
Материалом для опытов Мендель избрал горох.
Комбинируя различные по признакам родительские растения,биолог установил, что наследственность подчиняется определёным правилам и поддаётся математическому выражению. За каждый признак ответствен конкретный ген —Мендель назвал его неделимым носителем наследственности. Ему удалось показать, что характерные признаки при скрещивании передаются независимо, не сливаются и не исчезают.
Учёный ввёл понятие доминантных признаков, проявляющихся в ближайшем поколении гибридов, и рецессивных, возникающих через одно или несколько поколений.
Естествоиспытатели, первыми услышавшие доклады Менделя, не задали учёному ни одного вопроса.
Его вышедший в 1866 г. труд «Эксперименты с растительными гибридами» не вызвал какого-либо отклика. Лишь в 1900 г. сразу три биолога, X. де Фриз (Нидерланды), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проведя независимо друг от друга собственные опыты, убедились в справедливости выводов аббата из Брюнна.
Слава пришла к Менделю уже после смерти (он скончался 6 января 1884 г.), и учение о наследственности было заслуженно названо менделизмом.