Отличия живой и неживой материи
Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты.
Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи.
Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э. Геккель, из психологов – В. Вундт, отчасти П.К. Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие.
В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений).
Сторонники фитопсихологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения – движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии).
А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности.
Однако настии – это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.
Развитие нервной системы и психики в филогенезе
Филогенезом (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).
Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
- антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;
- панпскшзм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);
- согласно биопсихизму психика — свойство живой природы (т е. присуща и растениям);
- нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;
- мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).
Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи.
Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.
Стадии развития психики у животных
Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:
1. Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).
Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.
2. Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем.
В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения.
Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов.
Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.
В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества.
Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.
Филогенезное развитие психики в отечественной психологии рассматривается на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.
Этапы развития психики
На уровне физиологического развития в эволюции психики выделяются несколько этапов.
1- этап.
В самом начале зарождающейся на земле жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии элементарных организмов (прообразов нервных клеток) с окружающей средой. Они и определили уже у одноклеточных разделение на две самостоятельные ветви: реализуемых у растений и в животном мире.
В основе этого разделения лежит присущая простейшему организму форма физиологического отражения окружающей среды — раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.
2 этап.
В последующем раздражимость стала вызывать приспособительские процессы, уравновешивающие состояние организма со средой. Если растения остановились на физиологической форме отражения, заключающейся в изменении химического состава и физического состояния, то в животном мире процессы усовершенствования продолжались. У них формируется новый тип раздражимости — чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя.
Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.
3 этап.
В его пределах появляются ощущения — отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.
4 этап.
Последующее объединение нервных ощущений в систему привело к образованию качественно нового вида физиологического отражения объективной действительности – восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.
Дальнейшее объединение нервных клеток привело к образованию в организме мозговой трубки, а в последующем — спинного и головного мозга.
Это был уже совершенный орган, позволивший наряду с физиологическим, появиться и психическому (субъективному) отражению мира.
Формирование элементарного психического уровня филогенезного развития психики может рассматриваться в рамках нескольких самостоятельных этапов.
1-й этап. В его пределах возникают простейшие психические реакции организма животного мира, получившие название рефлексов – закономерной ответной реакцией организма на действие определенного раздражителя. Как было экспериментально выявлено и доказано И.М.Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами.
При этом они начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и заканчиваются мышечным движением.
2-й этап.
Происходит формирование однообразных рефлексивных действий на конкретные воздействия внешних или внутренних раздражителей. И.П.Павлов установил, что в основе нервной деятельности живого организма лежит рефлекс, представляющий не только физиологическое, но и психическое явление одновременно.
При этом он назвал постоянную связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма — безусловным рефлексом, а временную — условным рефлексом.
3-й этап.
Безусловные рефлексы закрепляются в организме и передаются по наследству, что привело к образованию инстинктов — совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых порах обусловливалось биологическими потребностями (питания, продолжения рода и так далее), а в последующем совершенствовалось и приобретало новое содержание — ориентировочное, защитное, поисковое.
Но следует учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В изменчивой же среде одних только безусловных связей недостаточно. Этот пробел восполняется механизмами условных рефлексов.
Образование условных рефлексов является более сложным процессом в работе нервной системы. Они стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде и могут вырабатываться на сигналы, связанные с безусловным раздражителем, но уже через второй, третий и так далее раздражители.
4-й этап.
Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание различных реакций на одновременно действующие раздражители.
Чем более совершенствуется организм, тем легче изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые более совершенные. Появление способности легко менять формы поведения создало новый вид психической деятельности, называемый навыком.
В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых нервная система есть. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней – орган, ее обеспечивающий) и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания.
Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза и онтогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы.
Однако в реальном развитии логика этих процессов необычайно сложна, на определенных генетических этапах состояние органа (нервной системы) определяет собой функцию (особенности психики), и если анализ проводится внутри одного уровня развития, то общие закономерности могут не обнаруживаться или выступать в другом виде (как внутрисистемные, а не межсистемные изменения).
Панпсихизм
Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится как раз к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений органа и функции, когда орган (нервная система) уже есть и его прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие функции (психики), хотя, как было отмечено выше, эти ученые появление психики в эволюции не рассматривают как производное нервной системы.
Объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г. Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч. Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития.
Живучесть нейропсихизма связана, в частности, с тем, что донервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных – губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.
Еще в 1995 году австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал «трудную проблему сознания». В частности, Чалмерс рассуждал, почему такие ощущения, как вкус и цвет, дают начало субъективному опыту, почему у нас в голове постоянно прокручивается уникальный «кинофильм» со спецэффектами.
«Физика объясняет химию, химия объясняет биологию, а биология частично объясняет психологию.
Но не похоже, чтобы сознание вписывалось в эту картину», — говорит Чалмерс в лекции TED.
«Сознание — это аномалия», утверждает ученый. Но у современной нейронауки есть две «безумные идеи», как встроить этот феномен в наше видение мира.
Первая безумная идея: сознание фундаментально, то есть это базовый «кирпичик природы».
«Если нельзя объяснить сознание на основе существующих принципов — пространства, времени, массы, заряда — тогда, по логике, необходимо дополнить список», — объясняет ученый.
По выражению Чалмерса, нейронауке нужно сформулировать основные законы сознания так просто, чтобы их можно было напечатать на футболке.
Вторая безумная идея: сознание универсально.
Сознанием обладают «не только люди, собаки, мыши, мухи, но даже микробы Роба Найта, элементарные частицы.
Даже у фотона в какой-то степени есть сознание», — рассказывает Чалмерс.
«Как правило, сторонники панпсихизма не описывают столы и другие предметы как обладающие сознанием в целом», — подчеркивает Хедда Хэссел Мурк, сотрудница Центра исследования мозга, разума и сознания при Нью-Йоркском университете. Однако «стол можно понимать как совокупность частиц, каждая из которых обладает своей, очень примитивной формой сознания».
В 2004 году итальянский нейробиолог Джулио Тонони сформулировал теорию интегрированной информации, согласно которой любой мозг или любая сложная система с интегрированной информацией имеет сознание.
Панпсихизм допускает, что любая система может обладать сознанием — будь то горная цепь, ложка или планета Земля, добавляет Чалмерс.
Конечно, для кого-то эти идеи — сущее безумие. «Но почему мы считаем, что здравый смысл — хороший проводник по устройству Вселенной?» — задается вопросом Филип Гофф, преподаватель философии в Центрально-Европейском университете в Будапеште и автор трактата о сознании.
«Эйнштейн говорит нам странные вещи о природе времени, которые противоречат здравому смыслу; квантовая механика не имеет ничего общего со здравым смыслом», — аргументирует ученый.
Пересказывая идеи английского астрофизика Эддингтона, Гофф заключает: «Глупо отказывать в сознании природе вещей и спрашивать потом о природе самого сознания».