Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Внутренняя политика Ивана Грозного

Когда Иван Грозный стал царем государство было уже единым, но объединение завершилось не так давно. Политическое объединение было не равнозначно централизации. Князья еще обладали властью в своих вотчинах.

Избранная рада

К концу 40-х годов Иван IV формирует новое правительство – Избранную раду – это узкий круг людей, которым государь доверяет ведение государственных дел, и к чьим советам он прислушивается. В Избранную раду входили: царский постельничий Алексей Федорович Адашев, священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, князь Курлятев и другие. Избранная рада просуществовала 10 лет. За это время были осуществлен ряд реформ.

Роль законодательного и совещательного органа играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое. Это было сделано для того, чтобы ослабить позиции старой боярской аристократии.

Был сформирован Земской собор – это орган власти, который решал вопросы, связанные с финансами и внешней политикой. В Земской собор входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. В 1549 году впервые был созван Земской собор.

В 1550 году был принят новый Судебник (свод государственных законов).

При Иване Грозном появились учреждения, которые ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны – приказы. Приказы ведали управлением, судом, сбором налогов. В их главе стояли дьяк или боярин. Введение приказов повысило централизацию управления государством. К середине XVI века в стране было уже 20 приказов.

Также важную роль играли местные управления – сыск и суд по особо важным государственным делам. Ими управляли губные старосты (окружные старосты).

Земельное законодательство

11 мая 1551 года был принят приговор. Он формулировал основные принципы политики Ивана Грозного в двух направлениях: монастырское и княжеское феодальное землевладение. Монастырям запрещалась покупка вотчин без доклада царю.

Также был обязательный доклад на земельные вклады в монастырь. Следующее положение установило ограничения для вотчинников определенных местностей. Следующий раздел регулировал порядок выкупа вотчин родичами, которые были даны в монастыри.

В 1555 году Иван Грозный поспособствовал строительству Покровского собора на Красной площади (Собор Василия Блаженного).

В 1564 году в Москве Иван IV напечатал первую книгу. Это событие положило начало книгопечатанию.

Опричнина при Иване Грозном

В 1563 – 1564 годах несколько бояр перебежало на сторону Литвы. В 1564 году русская армия дважды потерпела поражение. В декабре 1564 года Иван IV вместе с приближенными уехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 года он отправил в Москву письмо, в котором говорилось, что царь из-за измены бояр отрекается от престола и что вернется он при условии, что Ивану Грозному позволят казнить предателей.

Жители Москвы приняли условие. Иван IV вернулся в Москву и набрал себе приближенных. Причем их большая часть не относилась к знати и не владела богатствами. Затем царь казнил наиболее влиятельных бояр. А их земли разделил и раздал приближенным. Таким образом, царь поделил страну на две части: земщину и опричнину. Опричники давали клятву царю, не общались с земскими, одевались в черную одежду, а также имели особые знаки отличия: к их седлам прикреплялись собачьи головы (чтобы выгрызть измену) и метлы (чтобы вымести измену). Опричников не могли судить, поэтому они устраивали погромы, грабежи, убийства.

Наиболее крупным и ужасным событием считается новгородский погром, который произошел в январе-феврале 1570 года. Появилось подозрение, что Новгород хочет присоединиться к Литве. Царь руководил походом, в результате которого были разграблены все города от Москвы до Новгорода, убито около 10 – 15 тысяч человек. Малюта Скурат (один из опричников) задушил митрополита Филиппа из Твери за то, что тот попытался противостоять царю.

Иван Грозный в 1581 году ввел заповедные лета – это временный запрет, когда крестьяне в Юрьев день не могли уйти от хозяев, поэтому произошло усиление крепостнических отношений.

Итоги реформ Ивана Грозного кратко

  • 1. Усиление централизации власти государства;
  • 2. Четкость в системе местного управления;
  • 3. Закрепощение крестьян;
  • 4. Повышение обороноспособности страны.

Внешняя политика Ивана Грозного

Иван IV осуществлял внешнюю политику по следующим направлениям:

  • • Запад – борьба за выход к Балтийскому морю;
  • • Восток – освоение Сибири, борьба с Астраханским и Казанским ханствами;
  • • Юг – защита территории от крымского ханства.

Иван Грозный хотел с помощью дипломатии подчинить себе Казанское ханство. Но его задумка не увенчалась успехом. Тогда в 1552 году 100-тысячная русская армия захватила Казань.

В 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Теперь все Поволжье принадлежало России. Это позволило улучшить условия для торговли с Востоком.

В середине XVI в. в состав Российского государства были включены Кабарда, Чувашия, Башкирия. В 1556 году хан Едигер из Сибири признал себя московским васслом. Но, сменивший его, хан Кучум не стал признавать власть Москвы. Был нанят отряд казаков, который возглавил Ермак, и уже в 1582 году армия была в столице Сибирского ханства. В 1581 году к Российскому государству была окончательно присоединена Западная Сибирь.

С тех пор началось активное освоение Сибири.

С 1558 по 1583 гг. шла Ливонская война. Правители Ливонского органа мешали наладить связь Российскому государству с западноевропейскими странами. Выделяют три этапа Ливонской войны:

1. 1558 – 1561 гг. – Ливонский орган разгромлен, захвачены Тарта (Дерпт), Нарва, русские войска подошли к Таллину (Ревелю) и Риге;

2. 1561 – 1578 гг. – Российское государство начинает войну против Литвы, Дании, Швеции, Польши. Летом 1557 г. российская армия захватила ряд прибалтийских крепостей. Грабежи и разгромы опричников ослабили хозяйство страны. Российский народ стал проявлять недовольство и недоверие. Князь Курбский перешел на сторону врага. Он был одним из лучших военоначальников и знал все планы Ивана IV.

В 1569 году образовалось новое государство – Речь Посполитая (Польша и Литва объединились). Глава этого государства Стефан Баторий начал наступление.

3. 1578 – 1583 гг. – российская армия приняла оборонительную тактику. В 1579 г. был взят Полоцк. В 1581 г. на протяжении пяти месяцев русское войско под предводительством И.П. Шуйского защищало Псков. В результате Стефан Баторий решил отказаться от осады.

В результате война была проиграна. Россия подписала мирные договоры с Польшей (Ям-Запольский договор) и со Швецией (Плюсский договор). Россия отказалась от всех завоеванных земель. Кроме того земли Прибалтики отошли Польше и Швеции. Экономика России была подорвана. А выход к Балтийскому морю не был получен.

Правление Ивана Грозного определило дальнейшее развитие истории России. Было установлено крепостное право в глобальном масштабе. Борьба за власть между царем и боярами нанесла огромный ущерб государству.

На сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного:

1. Обличительное (А.М. Курбский, П.И. Ковалевский, С.Б. Веселовский, А.Г. Кузьмин и др.) – он плохой.

2. Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие) – он хороший.

3. Объективистское, сторонники которого, с одной стороны, признают значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличают его деспотические наклонности (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Б.Н. Флоря, А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев и др.).

Личность Ивана Грозного

1. М.П. ПОГОДИН (русский историк XIX в.): «Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей».

2. С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.): «Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью; по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные им во вторую половину жизни, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей. Подобно отцу, любил монастырскую жизнь, но по живости природы своей не довольствовался одним посещением монастырей, созерцанием тамошнего быта: в Александровской слободе завел монастырские обычаи, сам был игуменом, опричники — братиею….

3. К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.): «Его многие судили, очень немногие пытались понять, да и те увидели в нем только жалкое орудие придворных партий, чем Иоанн не был. Bce знают, все помнят его казни и жестокости; его великие дела остаются в тени; о них никто не говорит. Добродушно продолжаем мы повторять отзывы современников Иоанновых, не подозревая даже, что они-то всего больше объясняют, почему Иоанн сделался таким, каков был под конец: равнодушие, безучастие, отсутствие всяких духовных интересов — вот что встречал он на каждом шагу. Борьба с ними — ужаснее борьбы с открытым сопротивлением. Последнее вызывает силы и деятельность, воспитывает их; первые их притупляют, оставляя безотрадную скорбь в душе, развивая безумный произвол и ненависть».

4. А.Г. КУЗЬМИН (советский историк): «К 1560 году царь разорвал отношения с правительством «Избранной рады» и в начале 60-х годов попытался обвинить своих бывших советников в «изменах» и «волшебстве». Некоторые авторы считают, что психические аномалии, которыми царь, похоже, страдал с детства, теперь прорываются наружу в форме неуемной ярости. За опалами следуют казни, которые особенно свирепыми становятся после кончины митрополита Макария в 1563 году».

6. А.Л. ЮРГАНОВ (современный историк):

«Как это ни покажется удивительным, но в научной литературе не обращалось внимание на то, что ни один из современников царя не называет его «Иваном Грозным». И даже в фольклоре XVI–XVII вв., допускающем вольные переосмысления, четко выдерживается определенное, очень продуманное отношение к этому слову. «Грозный» в фольклоре — это прилагательное, не превращенное в имя собственное. Это значит, что современники и ближайшие потомки твердо знали, что царя нельзя подобным образом именовать. Судя по всему, причина запрета заключается в том, что слово «Грозный» как предикат уже употреблялось, и достаточно широко, но применительно к небесным силам вообще и Архангелу Михаилу в частности. Как бы ни уподоблялся царь Богу, но небесная иерархия была выше любой земной. <…> По всей видимости, именно из фольклора слово это, при посредничестве В. Н. Татищева, перекочевывает в науку, но уже с иным смыслом и как имя собственное русского царя».

Результаты политики Ивана Грозного

1. Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.): «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!»

2. К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.):

«Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Эпоха Грозного, по своему значению во внутреннем развитии Великороссии, есть преддверие к эпохе Петра и имеет с ней глубочайшую связь». <…> «Все то, что защищали современники Иоанна, уничтожилось, исчезло; все то, что защищал Иоанн IV, развилось и осуществлено; его мысль так была живуча, что пережила не только его самого, но века, и с каждым возрастала и захватывала больше и больше места. Неужели он был не прав?.. От ужасов того времени нам осталось дело Иоанна; оно-то показывает, насколько он был выше своих противников».

3. А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):

«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии».

4. Н.Н. ВОЕЙКОВ (русский историк): «Независимо от своих личных качеств и недостатков самодержавный государь, стоявший выше сословных и социальных делений, черпая силу и полноту власти из своего органического единения с народом и союза с Церковью, несомненно, являлся в то время, в этот жестокий для народов Европы XVI век, монархом наиболее совершенного типа. Россия, выпутавшаяся из-под тяжкого монгольского ига, нуждалась в перестройке многих отраслей своего быта и в экономических и технических усовершенствованиях, введенных на Западе. Вместе с тем система правления была налажена правильно, отвечая полностью тем идеалам, на которых веками возрастала русская государственность, окончательно оформившаяся в Москве. Иван IV глубоко сознавал свою ответственность пред Богом за служение русскому народу, как до него сознавали это лучшие князья, создававшие государство. Несмотря на все войны и внутренние потрясения, Россия крепла и одухотворялась, покуда оставалась нерушимой гармония, царившая между Церковью и государством».

Русская Православная Церковь во времена правления Ивана Грозного

Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий.Фигура Ивана Грозного является наиболее противоречивой в истории России и Русской Православной Церкви.

Время его правления можно условно разделить на два периода:

  • 1) С 1547 года (год венчания на царство) до 1565 года (введение опричнины);
  • 2) С 1565 года до 1583 года (смерть Ивана Грозного).

Князь Иван Грозный родился в 1530 году, а в 1533 оду умер его отец – великий князь Василий Иоаннович. Управлять государством стала его мать – Елена Глинская.

Но через пять лет умерла и она. Маленький князь в восемь лет остался круглым сиротой. При нем был составлен опекунский совет, в который входили бояре Шуйские, Воронцовы, Юрьевы. Маленький князь видел, как эти бояре ради власти преступали законы морали и государства.

Часто они обижали и самого князя. Ему некому было вылить свою скорбь, рассказать об обидах. Поэтому эта обида оставалась в сердце и вылилась в желание мести. Уже в 14 лет по его приказанию был убит один из бояр – Шуйский. Митрополитом в это время был Макарий. Он часто выступал печальником за обидимых и гонимых. Князь слушался митрополита, отменяя новую ссылку или смертный приговор.

1547 год известен как год венчания на царство Иоанна Васильевича.

Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. По преданию, Бог, поставив первым христианским царем Константина Великого, через Своего ангела послал ему царские одежды и венцы. Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви, и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху.

Оно содержало Православный Никео-Цареградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

Иоанн Грозный стал первым русским царем. Скорее всего, венчание на царство было совершено по инициативе митрополита Макария. В то время идеология «Москва – третий Рим» окончательно закрепилась в Москве.

Венчание на царство показывало равные полномочия русского царя и византийского императора в делах Церкви.

В том же 1547 году в Москве произошел пожар. Иван IV в этом усмотрел наказующий перст Божий, побуждающий к исправлениям. Царь порывает связь с прежними боярами-руководителями и образует около себя тесный кружок доверенных советников.

В их число вошли Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. Под влиянием этих советников у юного царя заговорило покаянное чувство о прежнем небрежении государственными обязанностями. Он решил стать достойным царем Русского государства. Уже в 1550 году был созван общеземский собор и был переработан Судебник Иоанна III, и этим было положено начало обновлению русской земли.

По глубокому убеждению митрополита Макария Русская Церковь стала на земле единственной чистой выразительницей христианской истины, но в то же время продолжала страдать некоторыми недостатками.

Поэтому святитель Макарий считал своей жизненной обязанностью исправить в Церкви все погрешности и явить миру все заключенные в ней сокровища.

Была проведена канонизация всех известных святых Русской Церкви, были созданы Четьи-Минеи. В 1551 году был созван Стоглавый Собор. Царь Иоанн IV принимал деятельное участие в обсуждении церковных нужд, то есть участие Московского государя в делах Церкви возросло еще больше.

Собор 1551 года подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее от недостатков.

Он составил ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян.

Покорение Казани и Астрахани

Во время правления царя Иоанна Грозного были покорены Казань и Астрахань. Царь, собираясь на Казань, имел в виду не только покорить ее своей власти, но и насадить святую веру в земле неверной.

Проникнутый этой мыслью, он еще во время третьего похода на Казань в 1551 году приказал своему войску построить в казанских пределах город Свияжск с православными церквями в знамение скорого водворения здесь христианства.

Перед последним решительным приступом к Казани (1 октября 1552 года) государь велел всем своим воинам очистить совесть в таинстве покаяния, а сам, когда войска пошли уже на приступ и начали кровавую сечу с врагами, усердно молился в походном храме, отслушал утреню и литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн.

И едва только вышел он из храма, чтобы отправиться к сражавшимся, как была принесена весть, что Казань пала к его стопам. В избытке чувств царь прежде всего пригласил духовенство собраться с крестами и иконами у ворот покоренного города, на месте, где раньше стояло царское знамя, имевшее на себе изображение Нерукотворного Образа Спасителя, и совершить благодарственный молебен Господу, даровавшему победу.

Затем собственными руками водрузил на этом месте крест и заложил первую церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Вступая в город, царь повелел нести перед собой Крест Животворящего Древа. При вступлении в Казань царь снова приказал отслужить благодарственный молебен. Потом водрузил на этом месте крест и заложил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Затем был совершен крестный ход по улицам города, все они были окроплены святой водой, и город был посвящен Пресвятой Троице. Взятие Казани сильно повлияло на окрестных жителей, они спешили предстать перед лицом царя и изъявляли свою покорность. Многие из них тогда приняли крещение.

Крестились даже два казанских царя: Утемиш-Гирей и Едигер.

  • В 1555 году здесь была учреждена святительская кафедра.
  • В 1554 году была покорена и Астрахань, вследствие чего жившие там татары стали принимать святое крещение.

Учреждение опричнины

Царь Иоанн Грозный начинал свое царствование как благочестивый государь.

В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна – кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя.

Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к Адашеву и Сильвестру. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер от горячки. В 1563 году умер митрополит Макарий. Его преемникам стало гораздо труднее проходить свое поприще, потому что царь с каждым днем становился все подозрительнее и бесчеловечнее.

Измена князя Андрея Курбского и некоторых других бояр, бежавших в Литву, а также вторжение литовцев и крымцев в русские пределы до того усилили подозрительность в Иоанне, что он не считал себя безопасным и в самой Москве.

Поэтому 3 декабря со всем своим семейством и некоторыми приближенными людьми царь выехал из столицы в неизвестном направлении. Через месяц (3 января 1565 года) он прислал из Александровской слободы митрополиту грамоту, в которой жаловался на бояр за их постоянные измены и злоупотребления, на святителей и все духовенство – за то, что они вступаются за виновных.

И поэтому царь объявил, что оставляет свое государство. Эта грамота очень сильно повлияла на народ. Все со слезами просили митрополита, чтобы тот отправился к царю и умилостивил его. К Ивану Грозному отправились духовенство и бояре. Царь, выслушав их слезные мольбы, обещал возвратиться в Москву при условии, что ему не будут препятствовать казнить виновных по своему усмотрению. Иоанн возвратился в Москву и учредил опричнину.

Духовенство теперь уже не могло защищать виновных, поэтому начались казни бояр и невыносимые притеснения всего населения.

Святитель Филипп

Тяжело было духовенству, в особенности митрополиту Афанасию, смотреть на это кровопролитие. Поэтому уже в 1566 году митрополит Афанасий под предлогом плохого здоровья оставил кафедру. На его место был выбран Казанский епископ Герман.

Он не смог молча смотреть на творившееся в стране беззаконие. Он решил побеседовать с царем наедине.

Митрополит говорил Иоанну о Страшном Суде, об отчете, который должны будут дать все люди, об ответственности царя перед Богом за свое государство. Царь разгневался и удалил митрополита с кафедры.

На место митрополита Германа был избран игумен Соловецкого монастыря – Филипп.

Шло время. Кровопролитие в Москве все больше усиливалось.

Народ со слезами приходил к митрополиту, прося о ходатайстве перед царем. И митрополит решился вначале наедине побеседовать с царем. Однако беседа не принесла никакой пользы. Тогда святитель Филипп решил всенародно обличить царя, вспоминая слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).

Царь пришел к обедне в соборную церковь. Митрополит вышел к нему со словами обличения, говоря, что даже у язычников не бывает таких кровопролитий. Царь разгневался на святителя и вышел из церкви.

Через некоторое время в воскресный день царь снова пришел в соборную Успенскую церковь к службе.

Сам он и сопровождавшие его опричники были в черных одеждах с капюшонами на головах. В церкви царь приблизился к митрополичьему месту, на котором стоял Филипп и три раза просил его благословения, но святитель ничего не отвечал.

Тогда бояре сказали: «Святой владыко, к тебе пришел благочестивый государь и требует твоего благословения». После этого Филипп, взглянув на Иоанна, произнес: «Царь благой, кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и изменив свое великолепие? Убойся суда Божия: на других закон ты налагаешь, а сам нарушаешь его.

У татар и язычников есть правда – в одной России нет ее; во всем мире можно встречать милосердие, а в России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Бескровную Жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская.

Ты сам просишь прощения во грехах своих пред Богом, прощай же и других, согрешающих пред тобою…» Иоанн распалился яростью и начал угрожать святителю: «Ты противишься, Филипп, нашей державе, посмотрим на твою твердость». «Я пришлец на земли, — отвечал святой, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана и всякие муки». Тут же, в соборе, враги Филиппа, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного отрока, бывшего чтецом домовой митрополичьей церкви.

Однако отрок потом сознался, что говорил не по своей воле, а по принуждению. Святитель простил отрока и благословил.

Вскоре после этого митрополит служил в Новодевичьем монастыре. Туда же приехал царь со своими боярами и опричниками. Во время крестного хода перед чтением Евангелия святитель увидел, что один опричник стоит в шапке.

Тогда он сказал государю: «Чтение слова Божия следует слушать христианам с непокрытою головою, а эти откуда взяли агарянский обычай предстоять здесь с покрытыми головами?» Однако, Иоанн, взглянув вокруг, никого в шапке не увидел, так как виновный успел снять ее.

Царю сказали, что митрополит говорит неправду, издеваясь над его державой. Иоанн вышел из себя, всенародно поносил святителя и называл его лжецом, мятежником и злодеем.

После этого царь принял твердое решение низложить митрополита. Был созван собор, на который приехали многие клеветники и лжесвидетели. Святитель не оправдывался, а только ответил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония нечестивого времени, и тут же начал слагать с себя все знаки своего сана.

Но царь велел остановиться и ждать судебного приговора. В день архистратига Михаила святитель Филипп служил в своей соборной церкви. Вдруг туда явился царский любимец Басманов, сопровождаемый опричниками. Он приказал прочитать вслух соборный приговор о низложении митрополита. Опричники бросились на митрополита, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую монашескую одежду, с позором выгнали из церкви, и, посадив на дровни, отвезли в Богоявленский монастырь.

Иоанн хотел даже осудить святителя на сожжение, так как его обвиняли в волшебстве, но по ходатайству духовных властей согласился оставить ему жизнь.

Целую неделю просидел страдалец в смрадной темнице, томимый голодом. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, так называемый Старый. Царь прислал к нему сюда отрубленную голову одного из его любимых родственников. Святитель поклонился перед нею до земли, благословил ее, с любовью лобызал ее и отдал принесшему.

Наконец, по воле царя Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, будто бы попросить благословения на путь.

И этот злодей, вошедши в келью страдальца и беседуя с ним наедине задушил его подушкой (23 декабря 1569 года), а потом сказал настоятелю и приставникам, что митрополит умер по их небрежности.

Так закончил свое земное поприще этот мужественный святитель, не побоявшийся ни царской опалы, ни самой смерти ради правды Христовой.

Митрополит Кирилл

После смерти святителя Филиппа митрополитом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл. При нем лютость Иоанна достигла крайних пределов.

Не довольствуясь уже тем, чтобы губить отдельные лица и семейства, он начал изливать свой гнев на целые города. Торжок, Коломна, Клин, Тверь один за другим были ограблены опричниками и опустошены огнем и мечом.

Но более всех испытали на себе свирепость Иоанна жители Новгорода, на которых было донесено, что они составили уже грамоту и готовы предаться польскому королю.

Царь сам прибыл в Новгород и в течение шести недель совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Были ограблены не только жилища, но и церкви, и монастыри. Из них в Москву были вывезены лучшие иконы, ризы, колокола. До 500 игуменов, иеромонахов, старцев были собраны из всех монастырей и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения.

Архиепископ Пимен, который некогда клеветал на святителя Филиппа, теперь сам подвергся поруганию. С него сняли его святительские ризы, в худой одежде посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку и, как шута, возили по улицам города.

В таком же виде он был отправлен в Александровскую слободу. Через несколько месяцев его лишили сана и заточили в Веневский монастырь, где он вскоре и скончался.

Остановил разгул опричнины лишь набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

Москва сгорела полностью. Уцелел один Кремль. Только теперь царь понял, что разделение страны приводит к ее уничтожению. Он отказывается от опричнины. В 1583 году царь Иван Грозный умирает.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий