Иван Петрович Павлов: краткая биография учёного и его труды

Павлов Иван Петрович: биография

14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград

Российский и советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности

Родился в семье священника. Учился в церковно-приходской школе, окончил рязанское духовное училище (1864), затем духовную семинарию; прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и под влиянием демократической публицистики 1860-х гг. увлёкся естественными науками.

После окончания семинарии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета (учился в 1870—1875); специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова.

По окончании университета поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (1875—1879), затем был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина, проводил исследования по физиологии кровообращения (1878—1890). Одновременно (1876—1878) работал в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича. В 1877 и 1884—1886 стажировался в Бреслау и Лейпциге, (у Р. Гейденгайна и К. Людвига).

Профессор, заведующий кафедрой фармакологии (1890), затем кафедрой физиологии (1896—1924) Военно-медицинской академии; заведующий физиологическим отделом Института экспериментальной медицины (с 1890).

С 1890-х гг. при поддержке А. Нобеля (в дальнейшем Леденцовского общества) организовал там работы по исследованию физиологии высшей нервной деятельности и пищеварения у собак (в том числе, организация завода по производству натурального желудочного сока, создание питомника для собак и др.).

С 1907 возглавлял физиологическую лабораторию Академии наук, с 1925 директор созданного на её базе Физиологического института АН СССР, с 1926 заведовал Научно-опытной биологической станцией Института экспериментальной медицины (в местечке Колтуши под Ленинградом, где в 1932 был построен научный городок Павлово).

Отрицательно отнёсся к приходу к власти большевиков, в 1920 обратился с письмом в Совет народных комиссаров с просьбой разрешить ему эмиграцию.

По личному распоряжению В. И. Ленина, стремившегося использовать научные достижения и мировую репутацию Павлова в целях политической пропаганды, получил гарантии максимально благоприятных условий для научной деятельности (1921). В 1920—1930-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны, на лекциях и т.д.) против произвола, насилия и подавления свободы мысли, демонстративно носил царские награды, посещал церковные службы.

Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904), действительный член Академии наук (1907), АН СССР (1925), почётный член и доктор более 120 мировых академий, университетов и научных обществ. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был провозглашён «старейшиной физиологов мира» (princeps physiologorum mundi). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на представления того времени о кровообращении и, особенно, о пищеварении; учение об условных рефлексах послужило основой изучения высших функций мозга животных и человека.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности развивало идеи И. М. Сеченова. Его основу составляло представление о рефлекторной саморегуляции жизнедеятельности организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма).

Начав с исследований по физиологии кровообращения и пищеварения, приобретших впоследствии мировую известность, в начале XX в. создал учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ.

Основное понятие этого учения — условный рефлекс — определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Тем самым преодолевалась дуалистическая трактовка поведения, которое рассматривалось как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и среды. Преобразованное понятие о рефлексе позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Павлов экспериментально установил правила образования условного рефлекса и выявил лежащую в его основе динамику нервных процессов (возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация, взаимная индукция и др.). Преобразовав традиционное представления об органах чувств, выдвинул учение об анализаторах как целостных органах, обеспечивающих вычленение во внешней среде значимых для организма раздражителей, которые выполняют функцию сигналов, несущих информацию об этой среде.

Под анализатором понимался целостный нервный «прибор», включающий в себя как периферический орган (рецептор), так и проводящие нервные пути и центральные отделы головного мозга. Это позволило дать новую трактовку локализации функций в коре больших полушарий и изучить характер выработки в ней связей между различными нервными центрами.

Исследовал взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения.

Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

Также выдвинул учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные «картины поведения», соотносимые с четырьмя типами темперамента. Стремясь определить своеобразие специфически человеческих типов высшей нервной деятельности, выделил художественный тип, для которого характерно преобладание чувственных образов, и мыслительный тип, которому свойственно преобладание абстрактных понятий.

Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, первоначально назвал его «экспериментальной психологией», однако впоследствии отказался от этого термина, считая, что задачей психологии является изучение субъективного мира человека.

Тем не менее, открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значительное влияние на мировую психологическую мысль. В США оно стало одним из источников бихевиоризма (с которым Павлов впоследствии полемизировал), в Советской России стимулировало выдвижение новых идей в исследованиях психических функций (в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). Неоднократно подчёркивал важность союза физиологии с психологией, наиболее прогрессивным направлением которой считал ассоцианизм.

Учение о типах высшей нервной деятельности, развитое в отечественной школе дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.), имело важное психолого-педагогическое значение, поскольку, в частности, намечало новые подходы к психодиагностике, позволяя с помощью объективных экспериментальных методов определять индивидуальные различия между людьми.

На его основе разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания (ориентировочный рефлекс), динамики познавательных и эмоциональных процессов.

Основные труды Ивана Павлова

• Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 1. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 2. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 1. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1951.

• Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1952.

• Полное собрание сочинений. Т. 6. М., 1952.

Литература

◦ Анохин П. К. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. М.-Л., 1949.

◦ Быков К. М. Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова, М.-Л., 1949.

◦ Квасов Д. Г.,Федорова-Грот А. К., Физиологическая школа И. П. Павлова. Л., 1967.

◦ И. П. Павлов в воспоминаниях современников. Л., 1967.

◦ Воронин Л. Г. И. П. Павлов и современная нейрофизиология. М., 1969.

◦ Асратян Э. Л. Иван Петрович Павлов. М., 1974.

◦ Сапарина Е. В. Последняя тайна жизни. Павлов: Этюды о творчестве. М., 1986.

◦ Григорьян Н. А. Общественно-политические взгляды И. П. Павлова // Вестник АН СССР. 1991. № 10.

Архивы

≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд И. П. Павлова. Ф. 259. 1870—1949 гг.

Чем занимался Павлов Иван Петрович

(1849—1936) — великий русский физиолог и мыслитель, пламенный патриот советской Родины. Научная деятельность Павлова на протяжении шестидесяти с лишним лет ознаменована рядом замечательных открытий в области физиологии кровообращения, пищеварения, трофических функций нервной системы, открытием новой главы в науке физиологии мозга.

Преемник прогрессивных традиций русской материалистической философии и естествознания XIX в., особенно учения Сеченова (см.), которого он назвал отцом русской физиологии, Павлов совершил подлинную революцию в естествознании, создав учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

Своим учением Павлов нанёс сокрушительный удар идеалистической психологии и заложил фундамент для построения подлинно иа5гчной, материалистической психологии. Исследуя сущность «психического слюноотделения», он установил чрезвычайно важный факт. Наряду с выделением слюны в ответ на раздражение полости рта пищей можно добиться выделения слюны у животного на любой раздражитель внешнего мира — свет, звук, раздражение кожи, если этот раздражитель подкреплять последующим кормлением животного. Соответственно этому рефлексы первого рода Павлов назвал безусловными, рефлексы второго рода — условными.

Опыты показали, что условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются на основе безусловных рефлексов, обеспечивая наилучшую приспособляемость животного к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Объективный метод выработки условных рефлексов, а также и разрушения их позволил Павлову и его ученикам выяснить основные закономерности высшей нервной деятельности животных. Павлов показал, что образование и разрушение временных связей, т. е. условных рефлексов, в коре полушарий головного мозга животных, а также аналитическая и синтетическая деятельность нервной системы дают животному возможность ориентироваться в сложной действительности.

Внешние, а также внутренние раздражения, идущие от внутренних органов, мускулатуры, костей, связочного аппарата, сигнализируют животному о благоприятных или неблагоприятных для него в биологическом смысле условиях, вызывая тем самым с его стороны объективно целесообразные действия.

Кора мозга является тем замечательным прибором, где проецируются все эти сигналы и вырабатываются ответные действия.

По учению Павлова, у человека в дополнение к первой сигнальной системе (реакция на непосредственное воздействие внешнего мира) выработалась вторая сигнальная система — речь, которая произвела существенные изменения в высшей нервной деятельности человека. Учение Павлова о второй сигнальной системе имеет важное значение для марксистской теории познания. Оно раскрывает физиологическую основу специфического человеческого мышления, в развитии которого огромную роль сыграли язык, речь, оперирование понятиями.

Благодаря действию различных раздражителей, имеющих для животного объективно положительное или отрицательное значение, в коре мозга происходит возбуждение или торможение определённых участков.

Каждый из этих процессов распространяется по всей коре, а затем сосредоточивается в исходных её участках. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обусловливает нормальную работу головного мозга. Павлов разъяснил сущность сна высших животных, доказав, что сон есть не что иное, как полное торможение коры больших полушарий мозга. Одновременно Павловым был разъяснён механизм гипноза и раскрыта сущность сновидений.

Последние годы своей жизни Павлов посвятил выяснению заболеваний нервной системы, создав учение об экспериментальных неврозах животных.

Большой и ценный вклад внёс Павлов в клинику нервных и психических заболеваний человека. Огромное научное значение имеют созданная Павловым научная классификация типов нервной системы животных, а также работы, начатые им по изучению эволюции нервной системы животных и наследования условных рефлексов.

Научное наследие Павлова, разрабатываемое в многочисленных лабораториях его учениками и последователями, оплодотворяет ряд важнейших областей практики.

Необычайно велико значение учения Павлова для многих других наук и особенно для медицины. Учение Павлова о высшей нервной деятельности является одной из естественно-научных основ диалектического материализма.

Оно подвело строго научную базу под материалистическую теорию отражения. Своим учением о высшей нервной деятельности Павлов доказал, что без воздействия внешнего мира на органы чувств животных, на их мозг невозможна никакая психическая деятельность, что психика животных есть отражение внешнего объективного мира.

Павлов И.П: биография и труды

Учение Павлова проникнуто идеей развития, изменения, оно разрушает метафизические представления о законах психической деятельности.

Рефлекторную деятельность животных Павлов рассматривает диалектически, как беспрерывную смену одних рефлексов другими, как борьбу противоположных процессов — возбуждения и торможения, ирудиирования и концентрирования и т. д.

Философское обобщение учения Павлова имеет огромное значение для обогащения и конкретизации положений марксистского философского материализма и диалектики применительно к природе.

Открытия Павлова являются оружием в идеологической борьбе со всеми проявлениями идеализма и мракобесия.

Работы Павлова достигли необычайного размаха и расцвета в советский период его деятельности благодаря исключительной заботе Коммунистической партии и Советского правительства.

Павлов высоко ценил заботу Советского правительства о развитии науки в нашей стране. В своих выступлениях, в письме — завещании молодёжи — он призывал отдавать все силы и знания на благо Родины. Он был подлинным патриотом советского отечества и гордился великими успехами своей Родины, сбросившей с себя иго царизма и капитализма.

Научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950), посвященная проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова, отметила дальнейшие успехи в развитии павловского учения.

Однако то, что сделано в этом направлении, указала сессия, далеко не соответствует «задачам, поставленным перед учениками и последователями великого учёного, и условиям, созданным для этой цели Советским государством и партией».

Со стороны ряда противников учения Павлова развитие его идей и внедрение их в медицину, биологию и другие области науки встретило ожесточённое сопротивление (Штерн и её «школка», академик Бериташвили и др.).

Академик Л. А. Орбели и труппа его учеников сбивали исследователей с правильных павловских позиций и исходили в ряде вопросов из идеалистической теории психо-физического параллелизма и т. п. Сессия подвергла критике эти и другие попытки извратить идеи великого учёного. Она наметила пути дальнейшего развития павловского учения.

Произведения Павлова изданы в Собрании сочинений, т. I—VI, изд. АН СССР (1951—1952). Опубликованы также «Павловские среды», т. I—III, 1949, содержащие протоколы и стенограммы бесед И. П. Павлова с учениками.

Основные работы Павлова

В области физиологии сердечно-сосудистой системы

В течение первого периода научное деятельности Павлов преимущественно занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы.

К этому времени относится его диссертация «Центробежные нервы сердца», в которой впервые было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных. На основании своих исследований Павлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце.

Развивая эти представления, Иван Петрович в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы.

Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокое мастерство, новаторский подход Павлова в проведении эксперимента.

Поставив перед собой задачу, изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяное давление собаки, он смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Иван Петрович приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, что без наркоза представляется возможным отпрепарировать тонкую артериальную ветвь на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кровяное давление после различных воздействий.

Решение этой задачи явилось зарождением метода хронического опыта.

В области физиологии пищеварения

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением некоторых вопросов физиологии пищеварения. Но систематические исследования в этой области он начал проводить только в 1891 году в лаборатории Института экспериментальной медицины.

Основной идеей в этих работах, также как в исследованиях по кровообращению, была идея нервизма, заимствованная Павловым от С. П. Боткина и И. М. Сеченова. Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового животного не могло быть осуществлено при методических возможностях, которыми располагала физиология того времени.

Созданию новых методов, новых приемов в физиологии Павлов посвятил ряд лет.

Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы. Вокруг одно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, а образовавшиеся в кишке отверстия зашил; вырезанный кусок он вшил в кожную рану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу.

Другой проток железы оставался на месте. По этому протоку сок продолжал изливаться в кишку, и нормальное пищеварение не нарушалось. Через некоторое время рана зажила, и ученый приступил к дальнейшим опытам.

Операция сделанная Павловым, коренным образом отличалась от тех, которые обычно производились для изучения различных отделов пищеварительного тракта. Впервые появилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде – без примеси пищи.

Собаки с фистулой поджелудочной железы жили в Павловской лаборатории годами.

Чтобы изучить работу слюнных желез, Павлов вместе со своим учеником Глинским разработал новый способ операций, который позволял в любой момент собрать чистую слюну без примеси пищи.Но И. П. Павлов не ограничился этими опытами и вместе со своей сотрудницей Шумовой-Симановской сделал своей подопытной собаке, уже имевшей фистулу желудка, еще одну дополнительную операцию: обнажил верхнюю часть пищевода, перерезал его, вывел оба конца наружу и укрепил их по краям раны.

После операции пища, которую съедала собака, вываливалась наружу через отверстие перерезанного пищевода.

Собака с фистулой желудка и перерезанным пищеводом несколько часов подряд могла глотать одну и ту же пищу и не насыщаться ею. При таком мнимом кормлении, как и предполагал великий ученый, из фистулы желудка выделялся совершенно чистый желудочный сок, не смешанный ни с пищей, ни со слюной. Таким образом, он смог доказать, что работа желудочных желез подчинена нервной системе и управляется ими

По изучению высшей нервной деятельности

Изучая деятельность сердца, проводя опыты по исследованию работы пищеварительных желез, Иван Петрович неизбежно встречался с воздействием внешних условий, со связью организма с окружающей его средой.

Это привело ученого к исследованиям, создавшим новый раздел в физиологии и обессмертившим его имя. Высшая нервная деятельность – вот над изучением чего начал работать Павлов и работал до конца своей жизни.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различных раздражителей.

Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения. Открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению Павлова, «центральным явлением», пользуясь которым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий.

Впервые Павлов сообщил об условных рефлексах на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет Иван Петрович вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре.

Было установлено, что эти процессы находятся в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по Павлову, вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры больших полушарий.

Этими представлениями была создана физиологическая основа для изучения деятельности органов чувств, которое до Павлова было построено в основном на субъективном методе исследования.

Краткая биография Павлова Ивана Петровича самое главное

Великий отечественный ученый и физиолог И.П. Павлов родился в 1849 году. Его родители всю жизнь посвятили церкви. Мать родилась в семье священнослужителя, а отец Петр Дмитриевич был настоятелем в Рязанском храме.

Иван Петрович был очень похож на своего отца рвением и достижением целей. В детстве он ходил на службы отца и прошел один курс семинарии. А в возрасте 17 лет поступил в училище духовенства. Ему нравилось учиться там, и он с удовольствием посвящал время изучению естественных наук, таких как: биология и физиология.

Он очень много читал и однажды нашёл книгу в библиотеке, которая стала толчком в его научной карьере.

Книга называлась «Физиология обыденной жизни», и после её прочтения Павлов понял, что – это его призвание.

Через 10 лет он принимает решение продолжить обучение и поступает в институт Петербурга на факультет естественных наук. В это время он полностью погрузился в обучение и огромный след оставила в нем книга русского ученого Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Затем он посещает лекции Циона и проводит своё первое исследование, за которое получает золотую медаль.

Через год Павлов становится кандидатом естественных наук и надеется работать совместно с Ционом. Но из-за ситуации в России, преподавателю приходится уехать, а Павлов переводится на отделение ветеринарии.

В 1888 году Иван Петрович становится профессором, и теперь в его распоряжении собственная лаборатория.

Он занимается изучением рефлексов животных и с успехом защищает диссертацию. За свои исследования и полученные результаты ему вручают Нобелевскую премию.

На его работы повлияла революция в 1917 году, и Павлов побоялся, что не сможет продолжить свою деятельность.

Тогда он решается написать письмо в Совнарком, где говорит о том, что события в стране мешают ему продолжать исследования, и это может негативно повлиять на развитие науки. Через несколько дней он получает ответ, в котором ему дают гарантию, что в ближайшее время для него создадут все условия для проведения работ.

Несмотря на огромный успех в науке на тот момент, Павлов самосовершенствуется и становится академиком.

Через год он открывает первый в России Институт физиологии.

Ученый и физиолог умер в 1936 году от воспаления легких.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий