Четвертая республика во Франции: что это такое?

Четвертая республика во Франции

“Временный режим” и борьба вокруг конституции

Временное правительство начало свою деятельность с глубокой перестройки политической системы, сопровождавшейся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил. Оно осуществило часть программы Национального совета сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы.

Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.

Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой Конституции Франции. Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к Конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти.

Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение (МРП). Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления (ЮДСР) образовались в середине 40-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.

На выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение (МРП). За них проголосовало соответственно 5,5,4,5 и 4,5 млн избирателей. Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме.

Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Конституция 1946 года

Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Провозглашался широкий круг политических прав и свобод.

По форме правления Франция являлась парламентской республикой. Нижняя палата парламента – Национальное собрание – объявлялалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальное собрание абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Оно формировалось на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства.

Конституция сохраняла двухпалатную систему парламента. Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями. Его рекомендации не были обязательны для Национального собрания. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Президент, глава государства, избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Он не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета находилась под эффективным контролем нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и его кабинета декретом президента могло производиться только вынесением вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумом недоверия или порицания. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Но на протяжении 40 – 50-х гг. возникла и продолжала нарастать эрозия государственного режима Четвертой республики. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

Кризис Четвертой республики во Франции. Конституция 1958 г.

Конституция 1946 г. не изменяла судебную систему и местное самоуправление. Руководство судами осуществлял Высший совет магистратуры (председатель, он же президент) – назначал и перемещал судей, выполнял функции дисциплинарного суда в отношении судей и иных сотрудников ведомства.

Однако в условиях ликвидации последствий войны, продолжающихся колониальных войн и распада колониальной системы, развития и модернизации экономики, а также с обострением социальных противоречий, классический парламентаризм, сложившийся во Франции, привел к непрекращающейся борьбе политических партий, политической нестабильности и неоднократным сменам правительства (за 12 лет сменилось 45 правительств).

Все это дестабилизировало и осложняло ситуацию в стране.

В итоге возникла потребность в сильной власти стоящей над межпартийной борьбой и спорами;

Партия де-Голя «Объединение французского народа», возникшая в 1947 г., выступила с требованием отмены Конституции 1946 г.

  • • Одновременно в 1947 г. распался трехсторонний лево-демократический блок.
  • • В 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная система выборов.
  • • Получила распространение практика делегированного законодательства.
  • • В 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве.
  • • Совет республики превратился в полноправного участника законодательного процесса.

Без пересмотра конституционных положений фактически усилилось влияние президента страны.

Обострение политической обстановки и изменение основных принципов Конституции 1946 г., привело к падению Четвертой республики.

Новый проект Конституции (подготовленный правительством) был одобрен в сентябре 1958 г. на референдуме (79,2 %), что ознаменовало возникновение V республики во Франции.

Положения Конституции 1958 г. ориентированы:

  • • стабилизацию политической системы путем сбалансированности всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических амбиций партий;
  • • раздел властей (исполнительной и законодательной) через выборы;
  • • изменение полномочий, функций главы государства – президента (президент должен выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения)

Возникла схема: Президент – Правительство – Парламент.

  • • Центральное звено политической системы – президент (выполнял роль «высшего арбитра», призванного обеспечить нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность в государстве.
  • • В исполнительной сфере – президент наделен широкими полномочиями: назначает главу правительства и остальных членов кабинета, принимает их отставку, председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, является главой вооруженных сил, имеет право назначения на высшие военные и гражданские посты.
  • • В законодательной сфере – президент имеет право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей, имеет право оспаривать принятый парламентом законопроект.
  • • В иных сферах деятельности – президент представляет Францию в международных отношениях.
  • • По Конституции 1958 г. Президент избирался не парламентом, а коллегией выборщиков. Позже (с 1962 г.) Законом были определены – прямые выборы президента.

Правительство Пятой республики (по Конституции 1958 г.):

  • • определяет и осуществляет «политику нации»;
  • • распоряжается администрацией и вооруженными силами;
  • • премьер-министр руководит деятельностью правительства, несет ответственность за оборону страны, обеспечивает исполнение законов, издает нормативные акты, назначает на гражданские и военные должности.

Таким образом, четкого разделения президентской власти и премьер-министра не произошло.

Однако повседневная деятельность премьер-министра зависела и согласовывалась с президентом при верховенстве мнения последнего и зависела от расстановки партийно-политических сил в парламенте.

Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

  • • Национальное собрание – избирается прямым голосованием;
  • • Сенат – избирается путем косвенного голосования коллегиями выборщиков (представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами Франции).

«Сдерживающие» полномочия Сената осуществлялись через право вето в отношении проектов конституционных изменений.

Судебная власть – провозглашалась «хранительницей личной свободы».

Конституционный Совет осуществлял контроль за конституционностью нормативных актов и осуществлял право толковать основной закон.

Специализированные суды – органы административной юстиции во главе с Государственным Советом – решали вопросы о соответствии закону актов и действий органов исполнительной власти и должностных лиц (от решений муниципалитетов до актов президента).

Остальная судебная система особых изменений не претерпела.

Некоторая модернизация судов была предусмотрена Кодексом судоустройства 1978 г.

Четвертая республика Франции кратко

“Временный режим” и борьба вокруг конституции.

Временное правительство начало свою деятельность с глубокой перестройки политической системы, сопровождавшейся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил.

Оно осуществило часть программы Национального совета сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.

Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой Конституции Франции.

Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к Конституции Третьей республики.

Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение (МРП).

Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления (ЮДСР) образовались в середине 40-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.

На выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение (МРП). За них проголосовало соответственно 5,5,4,5 и 4,5 млн избирателей.

Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме.

Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Конституция 1946 г.

Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства.

Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.

Провозглашался широкий круг политических прав и свобод.

По форме правления Франция являлась парламентской республикой. Нижняя палата парламента – Национальное собрание – объявлялалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.

Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны.

Национальное собрание абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Оно формировалось на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства.

Конституция сохраняла двухпалатную систему парламента. Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями.

Его рекомендации не были обязательны для Национального собрания. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Президент, глава государства, избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет.

Он не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем.

Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета находилась под эффективным контролем нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и его кабинета декретом президента могло производиться только вынесением вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумом недоверия или порицания. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства.

Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Но на протяжении 40 – 50-х гг. возникла и продолжала нарастать эрозия государственного режима Четвертой республики. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

Падение Третьей республики Франции

Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управ­лялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название «правительства Виши».

Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декре­тов Петэн отменил должность президента республики и возло­жил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки госу­дарственности.

С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками.

В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Франция», имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет нацио­нального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем.

В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, со­стоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Фран­ции, и в результате их действий, соединенных с общенацио­нальным движением Сопротивления, к концу 1944 г.

Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны по­сле ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г.

наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен.

Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом-Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.

В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно под­тверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

  • ü равные права всех граждан вне зависимости от пола;
  • ü право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;
  • ü обязанность работать и право на получение должности вне за­висимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;
  • ü право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;
  • ü социальная помощь детям, матерям, инвалидам;
  • ü обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской рес­публики.

Парламент должен был состоять из двух палат:

ü Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права.

Только Националь­ное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Со­вета министров;

ü Совета республики, который избирался коммунами и департа­ментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права.

Совет республики получил право рассматривать законо­проекты, принятые Национальным собранием. Свое заключе­ние по законопроектам Совет республики должен был представ­лять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики.

Он избирался парламентом сроком на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок.

Однако должность президента в условиях Четвертой республики (1946-1958) была во многом номинальной.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное уп­равление страной, являлся Совет министров во главе с председа­телем.

Кандидат на пост председателя представлял на рассмот­рение Национального собрания программу будущего кабинета.

Если он получал вотум доверия при открытом голосовании аб­солютным большинством голосов, то декретом президента проводилось назначение его и министров.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение зако­нов, непосредственно руководил всем государственным аппаратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.

Четвертая республика «не прижилась» во Франции.

Данная по­литическая система привела к хронической нестабильности, без­властию, постоянным правительственным кризисам. В 1958 г. в Алжире начался вооруженный мятеж против правительства, в ходе которого во Франции едва не была установлена военная диктатура. В последний момент парламент Франции наделил фак­тически диктаторскими полномочиями героя войны генерала Ш. де Голля, который подавил мятеж и построил во Франции новую политическую систему.

Пятая республика во Франции (с 1958 г.)

1. Конституция была одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

Новая Конституция устанавливала в стране сильную прези­дентскую власть и расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства — президент, избирается на 5 лет (в 1958-2002 гг.

  • он избирался на 7 лет) прямым всенародным голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:
  • ü назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;
  • ü председательствует на заседаниях правительства, в Совете, и Ко­митете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;
  • ü имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

  • ü подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;
  • ü оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;
  • ü передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;
  • ü обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;
  • ü принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечи­вать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.

Президент не несет по­литической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется.

Президент получил также право роспуска нижней палаты пар­ламента.

Он представляет Францию в международных отношениях, на­деляется значительными прерогативами в области внешней по­литики.

Особое значение имеет право президента объявлять чрезвы­чайное положение.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству — Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым ли­цом в государстве.

Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению пре­зидента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

4. Высший орган законодательной власти Франции — парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената.
Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат — косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней.

Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Законодательная компетенция парламента ограничивается во­просами, указанными в конституции; из его введения исклю­чены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.

5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет.

Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также со­ответствия Конституции нормативных актов, принятых парла­ментом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.

Они назнача­ются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президен­том и его голос является решающим в случае, если голоса раз­делились поровну.

В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми служба­ми центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т.д.

Имеется также орган самоуправления — генеральный совет, из­бираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава кото­рого избирается мэр.

7. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные
суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция — Кассационный суд.

Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые «советы сведу­щих людей»), суды по делам несовершеннолетних.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий