Мастаба в Древнем Египте
Cаккара. Мастабы — гробницы знати.Древние египтяне верили в загробную жизнь, и погребальные сооружения рассматривались ими не только как место погребения, но и как жилище умершего.
Могилу старались устроить как можно прочнее, как бы навечно. С этой целью уже с середины IV тысячелетия стены погребальной ямы изнутри иногда обмазывали: глиной или обшивали деревом. Изредка встречаются могилы, у которых стенки были выложены кирпичом-сырцом.
Чтобы могилу не засыпало, из коротких стволов и веток делали перекрытие и на него стелили циновку. Чтобы могила не была предана забвению, ее отмечали небольшим холмиком из песка и гравия.
С конца IV тысячелетия получает дальнейшее развитие как наземная, так и подземная часть погребальной ямы. Холм начинают укреплять кирпичной кладкой, которая со временем превращается в большое сооружение.
Его подземная часть — погребальная камера — постепенно увеличивалась и разрасталась в целый комплекс помещений. Исключение составляли могилы бедняков, погребальные ямы которых со скромным скарбом на протяжении III тысячелетия оставались примерно, такими же, какими они были за тысячелетие до этого. Это свидетельствует о далеко зашедшем уже тогда процессе классового расслоения в обществе.
Погребальные сооружения первых царей Египта найдены на юге в Абидосе. Большая часть из них была устроена на дне небольшого котлована, вырытого в песке и гравии, на краю пустыни. В склепах гробниц сохранились остатки внутренней деревянной обшивки.
С помощью этих же перегородок вокруг склепа устраивались дополнительные камеры. Пол у царских склепов обычно был деревянный. Лишь в гробнице одного царя первой династии пол был выстлан кусками гранита, обработанными только с одной стороны.
После погребения вход в склеп замуровывали кирпичом, либо кирпичную кладку укрепляли деревянными планками. Изредка для заделывания входа применяли куски необработанного камня.
Первое примеры употребления камня при строительстве
Основными материалами, из которых возводились гробницы как для царя, так и для его вельмож, на юге на всем протяжении Раннего царства были кирпич-сырец и дерево. Камень лишь понемногу начинал входить в употребление.
Так, в усыпальницах имущей части населения времени первой династии в том же Абидосе пол выложен кусками дикого камня, собранного тут же неподалеку в пустыне. Небольшие куски камня встречаются в погребениях в качестве основания для деревянных столбов, подпирающих перекрытие, которое чаще всего состояло из балок и толстых досок. Лишь склеп последнего царя второй династии Хасехема был облицован хорошо обработанными известняковыми блоками.
Облицовочные блоки в дальнейшем изготовлялись также из гранита, базальта, алебастра и других сортов камня.
Наземная часть погребальных строений состоятельной половины раннединастического общества часто представляла прямоугольное плоское сверху сооружение из кирпича-сырца высотой от 3 до 6 м. Такое строение принято называть мастаба (в переводе с арабского «скамья»).
Мастаба Птахшепсес. Расположена рядом с пирамидой фараона Ниусерра в Абусире.
При устройстве усыпальниц для вельмож на севере при первой династии вначале также использовали естественные глыбы камня. Но вскоре добыча и обработка камня на севере, как показали археологические раскопки еще в 30—40-х годах XX века, начали стремительно развиваться.
Уже при первой династии в районе Мемфиса на западном берегу Нила камень применяли и в кладке. Внутренние стены некоторых гробниц, вырытых в грунте, были из камня. Под одной из кирпичных мастаба из камня были сложены также стены шахты десятиметровой глубины. Кладка трех стен состояла из небольшого размера блоков, имитирующих кирпичную кладку.
Четвертая же стена, под которой был оставлен внизу проем-вход в подземный склеп, была сложена совершенно необычным образом. Она состояла из чередующихся слоев больших плит толщиной 30 см и маленьких блоков, причем, длина каждой большой плиты (4,5 м) была равна как раз ширине стены шахты. Каждый монолит покоился на маленьких блоках, плотно прижатых один к другому.
Такая кладка обеспечивала стене большую прочность. Из желания сделать гробницу менее доступной, подземелье не только окружали мощной стеной, но и стремились сам склеп опустить как можно глубже в землю.
На Ливийском плато, где расположены кладбища Древнего и Среднего царств, скала подходила близко к поверхности, а местами выходила на поверхность. Поэтому углубить подземелье можно было лишь при условии выламывания скального грунта. Группа раннединастических гробниц знати на Ливийском нагорье, была высечена в скальном грунте.
Первоначально они состояли лишь из неглубокого колодца и одной небольшой боковой камеры, являвшейся по существу нишей, куда помещали саркофаг. Со временем число камер увеличивается. Все скальные гробницы Раннего иДревнего царств имели также наземную часть — мастаба, из кирпича-сырца, а начиная с четвертой династии — часто и из камня.
Переход от кирпича-сырца к камню
Пирамида Джосера в Саккара — первая пирамида, построенная в Древнем Египте, похожа на шесть уменьшающихся гигантских мастаб, поставленных друг на другаТак, постепенно, произошел переход от строительства гробниц из кирпича-сырца и дерева в виде мастаба к каменному строительству и пирамидам. То есть пирамиды в Древнем Египте не появились неизвестно откуда, как иногда некоторым представляется.
На протяжении веков развивались строительные навыки и мастерство строителей, что сделало возможным возведение пирамид с точки зрения технологии. Наряду с развитием строительных навыков и умений древних, произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона, ставшего обладателем абсолютной власти, освященной религией.
И фараоны направили людские и материальные ресурсы страны на возведение пирамидных комплексов, которые были им необходимы, как они свято верили, для продолжения жизни после смерти и обретения бессмертия. В это верили не только они, в это верили и все египтяне.
Над поставленной задачей трудились десятки тысяч людей, объединенных волей владык и религиозными убеждениями, поэтому, несмотря на достаточно простые технические средства, которые были в их распоряжении, им удалось добиться таких удивительных результатов.
Эти результаты — десятки пирамид — дошли до нашего времени, явившись наглядным памятником этому колоссальному труду, упорству и мастерству древних.
Что такое мастаба в Древнем Египте
Мастабы — предшественники пирамид.
Мастаба это возвышающееся над землей до 8 метров плоское сооружение, в основании квадрат или прямоугольникдо 30х50 метров со скошенными стенами.
Мастаба сооружалась над погребальной камерой, в которой еще в 4 тысячелетии до н.э. хоронили мумии египтян. Древние египтяне верили, что смерть означает лишь переход в иной мир, поэтому в подземной гробнице вместе с мумией умершего клали утварь, оружие, украшения, пищу.
Мастабы предназначались для захоронения знати, простого человека хоронили в сухом песке или гробу из тростника или досок.
В зависимости от знатности были и различные размеры мастабы и материала, из которого их изготавливали.
Под мастабой находится оригинальное погребальное архитектурное сооружение.
У царей и знатных вельмож были и трехкомнатные погребальные камеры, стены которых были отшлифованы и расписаны картинами их как из земной, так и загробной жизни.
Камера, куда клали усопшего.
Камера, где складывали вещи, предназначенные для загробной жизни.
Камера для заупокойного ритуала, т.е. молельня.
В зависимости от знатности и применяли способ бальзамирования тела.
Самый дорогой способ бальзамирования, когда хирургическим вмешательством освобождали труп от мозга ивнутренности, промывали пальмовым маслом и благовоньями, затем клали на 70 дней в натривый щелок т.е. это гидроксид натрия (сода каустическая ), который разлагал мясо покойного так что оставались кожа и кости, затем обматывали тело бинтами…Трупам бедняков через задний проход вливали сок редьки, клали в шелок на 70 дней и останки возвращали родным.
Первая пирамида была воздвигнута правителем 3 династии фараонов Джосером (2630 по 2611 год до н.э.) во время становления Мемфисской цивилизации.
Сначала фараон Джосер приказал создать мастабутрадиционной формы, в плане которая имела бы квадрат 63 метра и достигала бы высоты 9 метров, затемнеудовлетворенный достигнутым фараон расширил мастабу, превратив её в пирамиду с основанием 125х115 метрови высотой 61 метр.
Первая пирамида представляла собой сооружение состоявшее из 6 масшаб поставленных друг на другауменьшающихся с высотой.
Мастаба — гробница знати включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.
Наземная часть мастабы имела следующие элементы: высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту, так называемую стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, иногда с женой и детьми, приносящими ему жертву и, наконец, каменный жертвенник, устанавливаемый перед ложной дверью.
После погребения колодец, ведущий в погребальную камеру, закладывался камнями. В зависимости от знатности умершего мастаба имела еще дополнительные элементы, прежде всего уже упомянутый выше сердаб, в котором помещались стелы, а иногда и скульптурный портрет умершего. Кроме этого, в надземной части мастабы могли находиться молельни либо — как мы убедились во время наших довоенных раскопок в Эдфу — верхние камеры, в которых хоронились члены семьи умершего.
Кроме главной ниши с ложными воротами, фасад мастабы имел еще меньшие ниши, которые по всей вероятности символизировали ложные ворота, предназначенные для двойников похороненных членов семьи умершего. Обширные комплексы мастаб в некрополях Гизэ и Саккары сосредоточены вблизи царских гробниц. Они не являются частью ансамблей пирамид, тем не менее помещение гробниц знати рядом с усыпальницей их господина свидетельствует о стремлении прославить фараона и после его смерти, что отражает в известной степени характер отношений, господствовавших в египетском обществе того времени.
В монументальных царских некрополях не было места для трудящегося человека. О нем не забывали, но здесь он не был нужен. Ценился только его труд на земле, в загробном же мире он не имел значения. Для вельмож здесь будут трудиться земледельцы, пастухи и ремесленники, многочисленные изображения которых мы видим на рельефах, покрывающих внутренние стены мастаб.
Настоящие улицы мастаб высокопоставленных сановников IV, V и VI династий имеют планировку, напоминающую городские улицы. В этих гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства.
Достаточно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных памятников живописи рассматриваемого периода.
Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли раскопки мастаб в северной части Саккары.
К ценнейшим произведениям искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца Хесира, относящейся к эпохе III династии. Его портрет является одним из наиболее ранних классических примеров канона в изображении человеческой фигуры в барельефе. Среди других памятников, датируемых временем IV династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его жену.
К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева, получившая название “сельский староста” (по-арабски Шейх-эль-Белед). В мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях.
К наиболее известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей, перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба, строительство лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на гиппопотама и доение коров. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы времени V династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птах-хотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его жены Хонсу с прекрасно сохранившимися раскрашенными рельефами.
Мастабы вблизи пирамиды Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы. Среди наиболее крупных выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся местом погребения визиря, его жены и сына Мери-Тети.
Мастаба в истории и культуре Древнего Египта
Усыпальница Джосера — знаковый символ прогресса древней цивилизации. Это не только первая пирамида, но и самое первое монументальное здание, возведенное из камня.
Оно считается «уникальным творением древнеегипетского зодчества», которое благодаря смелой новизне конструктивного решения «бросает дерзкий вызов воображению».
Древнеегипетский жрец-историк Манефон называет главного зодчего Джосера, легендарного Имхотепа, «создателем искусства возведения зданий из камня». Этот титул Имхотепа был обнаружен в надписи на основании статуи, стоящей на обширном дворе погребального комплекса Джосера. Он звучит так:
«Имхотеп, наместник царя Нижнего Египта, первый после царя Верхнего Египта, правитель великого дворца, наследственный властитель, верховный жрец Гелиополя — зодчий, ваятель, создатель каменных ваз».
Называя Имхотепа создателем искусства возведения зданий из камня, Манефон был не вполне точен, так как в стенах гробниц-мастаба, относящихся к эпохе I и II династий, найдены каменные блоки.
Тем не менее до великого изобретения Имхотепа усыпальницы царей Египта возводились из необожженного кирпича, и лишь странные подъемные двери да облицовка собственно погребальных камер делались из тесаного камня.
Под вдохновенным руководством царского зодчего Джосера весь процесс возведения Горизонта Вечности протекал совершенно иначе. В каменном зодчестве египтян не наблюдалось никакой эволюции: произошел внезапный качественный скачок, затронувший как проектирование, так и саму технологию строительства.
Ступенчатая пирамида была поистине царской усыпальницей, рассчитанной на вечность и возведенной из блоков камня ашлар, особо прочного известняка, отшлифованных до блеска, так что их поверхность отражала солнечные лучи.
Даже в наши дни шесть гигантских ступеней пирамиды возвышаются над поверхностью пустыни на высоту 60 м.