Что такое социометрия в психологии?

Что такое социометрия?

Термин “социометрия” происходит от латинского слова «societas» — общество и греческого «metruin» — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах в количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

История возникновения и развитие социометрии

Возникновение и развитие социометрии, как теоретической системы и как системы практических методов, самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Дж.Морено, который по праву считается ее основателем.

Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским движением”.

При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик.

Морено, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда, постепенно “отходит” oт психоанализа и гештальтпсихологии. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах.

Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908—1925 гг.

“В бурях и натиске первой мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе”.

Наиболее важными сочинениями Морено являются: “Социометрическая статистика социальных конфигураций” (1937), “Социометрия в действии” (1942), “Вклад социометрии в методы исследования” (1947), “Социометрия в отношении к другим социальным наукам” (1947), “Социометрия субчеловеческих культур” (1948), “Социометрия.

Экспериментальный оКонтент вораован ый метод и наука об обществе” (1951), “Социометрия и наука о человеке” (1956), “Групповая психотерапия и психодрама” (1958), “Социометрический читатель” (1960), “Основы социометрии. Пути к новому строю общества” (1967), В 1937 г. Морено основывает журнал “Социометрия”, в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956 г. становится официальным органом Американского социологического общества.

Основным произведением Дж. Л. Морено и одновременно первым систематическим изложением социометрии стала его книга “Кто выживет?”, благодаря которой он утвердился как один из выдающихся представителей западной психологии и социологии.

Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук—антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.— Морено называет “социометрическим движением”.

Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в “главное идейное течение”, он утверждает, что такие известные направления социальной психологии, как “групповая динамика”, “человеческие отношения”, “теория ролей” и т. д., — это лишь различные наименования и модификации социометрии.

Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени “Социометрия морали”, Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле “Взаимодействие индивидов в реконструированных группах”, X. Р. Бекли “Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение”, А. Бнейрштедт “Интерпретации социометрического выборного статуса”, С. Энгельмейер “Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации”.

Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу “Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах”.

Первую часть своего фундаментального труда “Основы социометрии” Дж, Л. Морено назвал “Социометрическая система”. Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему.

Социометрическая система рассматривается автором не как всеобъемлющая, а как часть большей системы.

“Вышестоящий принцип,— пишет Морено,— есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, тесно переплетенными между собой.

Социономия является наукой о социальных законах. Социодинамика есть наука о социальных группах, социометрия является наукой об измерении межчеловеческих отношений, прежде всего “социуса”, социатрия — наука о лечении социальных систем.

Надо отметить, что термины Социономия, социодинамика и социатрия не нашли всеобщего признания и широкого распространения среди специалистов.

Тем не менее, будет целесообразным привести позицию Морено, для того, что бы лучше понять систему его взглядов на социометрию как на социальную теорию.

В социометрии применяются социометрические методы, в социодинамике — методы исследования взаимодействия, “игры ролей”; социатрия использует групповую психотерапию, особенно психодраму и социодраму.[8;116] Связи между отдельными элементами Морено представляет таким образом:

Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.

Согласно определению Морено, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов.

Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова — “любое измерение всех социальных отношений”.

Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп.

В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических аспектов человеческих отношений, а еще точнее — их эмоциональной стороной.

Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения.

Внутри социологии разграничиваются макросоциология —социология больших социальных групп, государств, наций — и микросоциология—социология малых групп, микрогрупп или “атомных групповых структур”.

Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”.

Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.

“Социология есть научное описание и измерение макроскопических общественных систем”, — подчеркивает автор.

Но для каждой макроскопической дисциплины может быть найдена дополнительная микроскопическая дисциплина — микросоциология для макросоциологии, микроантропология для макроантропологии, микроэкономика для макроэкономики и т.д,.

Исследовать социальную структуру в целом и ее части невозможно, пока индивид с его отношениями и приспособлением к группе представляет неразрешенную проблему. Социальная структура должна быть рассмотрена в целостности и одновременно в ее “мельчайших частях”.

Таким образом, достигается описание социометрических фактов (“описательная социометрия”) в соответствии с функцией каждой специфической структуры, с действием ее частей друг на друга (“динамическая социометрия”).

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт).

Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия”.

В “Основах социометрии” Морено также перечисляет важнейшие, по его мнению, аспекты социометрической теории:

  • 1) теория “теле”,
  • 2) теория спонтанности,
  • 3) теория о социальном атоме,
  • 4) теория механизмов коммуникационной сети
  • 5) теория “актера in situ” (в обстановке, в которой живет).

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956—1966 гг. и позднее). Как отмечает сам Морено, “новая социометрия”, по существу, сохраняет направление старой ).

Он же с чувством удивления констатирует тот факт, что быстрое признание в Соединенных Штатах социометрических методов находится в полном противоречии с медленным восприятием идей и теорий, лежащих в их основе. Морено подчеркивает, что использование методов социометрии и одновременно игнорирование ее теорий или даже сопротивление им представляет одну из трудностей в развитии социометрии.

Однако, как отмечает болгарский социолог Л. Десев “предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов и обобщение результатов (прежде всего — перенос результатов исследования малой группы и микроструктур на общество в целом) оказываются неубедительными, несостоятельными”.

В то же время несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.

Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, Л.Десев подразделяет на три области:

  • а) динамическая, или “революционная социометрия”, которая занимается группами в действии (представители—Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, в известной степени Э.Х.Дженнингс);
  • б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители—Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, М. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.);
  • в) математическая социометрия (представители — П, Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).

В России первые упоминания о социометрии появились в 50-е годы XX века. В работах психологов стали применятся такие термины, как «малая группа», «групповая терапия», «групповой статус», однако самого термина «социометрия» не существовало. Также в значительной части была изъята из библиотек и осталась в считанных экземплярах книга «Социометрия», переведенная на русский язык в 1958 году накануне приезда Морено в СССР.

Спустя четыре десятилетия, прошедшие с момента выхода этой книги, в России вышли статья Я.Л Коломинского и А.И Розова в журнале «Вопросы психологии»; брошюра И. Волкова «Основы социометрии»; статьи Г.Андреевой, а также оживленные дисскусии в группе аспирантов первого набора Института конкретных социальных исследований АН СССР и на первой в истории России кафедре социальной психологии МГУ. Также, цитироваровались вышеупомянутые авторы, к середине 70-х годов многие психологи и социологи имели представление о методики социометрии, потерявшей всякую связь с ее создателем.

Появились гуманитарные специалисты прикладного характера деятельности, такие как социологи и психологи на предприятиях, психологи — терапевты, педагоги-новаторы, стремящиеся к использованию социометрии в своих работах, но отсутствие первоисточников учебников на русском языке не позволяло в полной мере использовать метод социометрии применительно к своей работе.[9;29 ]

В современной России социометрия изучается социальными психологами и представляет собой лишь отрасль психологии.

Отличительной чертой является о, что в отличие от советского времени появилось большее количество социометрической литературы, переводов первоисточников. А также появились исследования следующих социологов и социальных психологов: Авеносов В.С., Андриенко Е.В., Битянова М., Осипов Г.В., Андреева Г.М., Немов Р.С., Рогов Е.И., Тушкина М.К., Сосновский Б.А., Столяренко Л.Д., Шибутани Т. и др.

Таким образом, социометрия представляет собой теорию в социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы.

Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Последователи Морено развивали социометрию, рассматривая ее с позиций новых проблем, с которыми сталкивается общество. Однако в России, в частности в СССР, развитие социометрического метода происходило медленно.

Причиной этому было то, что отечественные авторы не имели первоисточников и качественных переводов тестов Морено. В связи с этим, теории, разрабатываемые советскими психологами, теряли всякую идейную связь с первоисточником.

В современной России социометрией занимаются как социологи, так и социальные психологи.

Развитие этой отрасли в нашей стране стало возможным благодаря как доступности необходимой литературы, так и развитию социальных наук в целом.

Обработка результатов социометрии

Для первичной обработки социометрических данных следует простроить простейшую социоматрицу.

Пример социоматрицы для группы численностью N- членов

№пп Кто выбирает: фамилия испы-туемого j-члены Кого выбирают: i-члены Сделанные выборы Всего
N +
1. Антонов + +
2. Волков + +
3. Григорьев + +
4. Попов +
5. Самсонов + +
N
Полученные (+)
выборы (-)
Всего

Примечание: «+» положительный выбор;

«- » отрицательный выбор.

По вертикали пишется весь список класса, а по горизонтали — номера, соответствующие каждому члену класса.

Тогда при заполнении матрицы пустая строка будет указывать члена группы, который никого не выбрал, а пустой столбец — ученика, которого никто не выбрал. Знаки «+» и «-» в соответствующей ячейке матрицы указывают на положительный или отрицательный выбор i-того члена группы j-тым членом.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выбора по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым членом группы, служит показателем его социометрического статуса.

Согласно полученным выборам можно охарактеризовать место каждого школьника в системе межличностных взаимоотношений в классе. Число полученных выборов (или величина социометрического статуса) требуемое для причисления члена группы к той или иной категории, высчитывается через среднее число выборов в группе и среднее квадратичное отклонение (см.табл.)

При параметрическом проведении социометрии, т.е. при ограничении числа выборов, среднее число выборов равно этому ограничивающему числу. Если требуется в положительном и негативном критерии выбрать равное число членов группы, то средним статусом будет ноль, относительно которого и следует считать благоприятность или неблагоприятность положения ученика в классе.

Все сказанное хорошо видно в таблице.

Категория Значение статуса для исслед. Целей Значение статуса для практ. целей Значение статуса при +3 выборах Значение статуса при +3 и –3 выборах
«Звезды» S>m+2@ S>2m S>6 S>3
Предпочитаемые S>m+@ S>m S>3 S>0
Нейтральные S=m+-@ S=m S=3 S=0
Пренебрегаемые S<m-@ S<m S<3 S<0

Условные обозначения:

  • S — значение статуса i-того члена группы;
  • m — среднее значение статуса в группе;
  • @ — значение среднего квадратичного отклонения (рассчитывается по статистическим формулам).

Максимальное число полученных положительных выборов и обычно отсутствие выборов отрицательных характерно для социометрических «звезд» или «лидеров».

Членов класса, получивших положительных выборов больше, чем отрицательных, можно отнести к категории «предпочитаемых»; тех, у кого положительных выборов столько же, сколько отрицательных, можно назвать «нейтральными»; членов класса с преобладанием отрицательных выборов можно назвать «пренебрегаемыми».

В категории «нейтральных» обязательно следует обратить внимание на «изолированных» членов класса, т.е. тех, кто вообще не получил ни одного выбора, ни положительного, ни отрицательного.

А среди «пренебрегаемых» внимание учителя должны привлечь так называемые «отверженные», те, кто получил лишь отрицательные выборы от своих одноклассников и ни одного положительного.

На социоматрице следует выделить и взаимные выборы учащихся, как позитивные, так и негативные.

(Они располагаются симметрично относительно диагонали матрицы, проведенной из верхнего левого угла в нижний правый). Из двух учеников, получивших одинаковое число выборов, положение того предпочтительнее, у кого эти выборы взаимны. Чем больше взаимных выборов у ученика, тем благоприятнее его положение в системе личных отношений в классе.

Я.Л.Коломинский предлагает измерять индивидуальный коэффициенту довлетворенности общением путем вычисления процентного отношения числа взаимных выборов каждого учащегося к числу сделанных им выборов.

Для наглядного представления структуры межличностных отношений в классе используют построение социограммы.

На плоскости каждый член группы изображается условным значком, например, девочки изображаются кружочками, а мальчики треугольниками.

На социограмме элементы, отображающие каждого члена группы, располагаются в соответствии с социометрическим статусом данного индивида: чем выше статус, тем ближе к центру социограммы располагается данный элемент.

Целостная же социограмма представляет собой плоскость с нанесенными на нее концентрическими окружностями (наподобие мишени), где в самом центральном круге расположены социометрические «звезды», а на самой периферии, за линией последней окружности — «отверженные».

На социограмме наглядно видны взаимные пары или группировки из трех-пяти человек, соединенных взаимными выборами. Учителю полезно знать, что сплачивает эти группировки, и насколько они связаны с остальными членами класса или, наоборот, противопоставлены им.

Об общей сплоченности класса обычно судят по относительному количеству взаимных выборов, хотя это справедливо лишь для тех случаев, когда высокий процент взаимных выборов достигается не за счет изолированных друг от друга замкнутых группировок, что можно увидеть на социограмме.

Данные социометрии позволяют при соответствующей обработке выделить статусные группы (в количестве человек), вычислить коэффициент благополучия отношения в классе, коэффициент изолированности и другие характеристики межличностных отношений.

Индекс эмоциональной экспансивности группы

Групповые социометрические индексы

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, –).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий