Цирк в России: история возникновения

Великий русский цирк

Тигры – поразительные существа, они постоянно удивляют. Эти милые 250 килограммовые кошки — самое опасное и сложное животное, построить взаимоотношения с которым совсем не просто. Хотите увидеть тигра, ходящего под куполом цирка, встающего на задние латы и игриво выполняющего любые команды великого дрессировщика? Конечно – да! Именно за этим и приходят в цирк тысячи людей! Ни одно цирковое представление не обходится без выступления клоунов.

Клоун должен уметь всё: летать под куполом, быть жонглёром, акробатом, и дрессировщиком, но прежде всего заставлять людей смеяться! Посмотрите как ваши дети будут заливаться хохотом на представлении и позвольте себе немного побыть детьми! «Колесо смелости» — номер действительно опасный и завораживающий! Артисты не только ходят внутри колеса вовремя его движения, но и выходят на наружную сторону без всякой страховки.

Трюки выполняются на высоте и оставляют незабываемые впечатления. Для подготовки представления потребовался целый год репетиций! Лошади! Кто не любит этих благородных животных, эффектно смотрящихся на арене! Все упражнения в цирке – это элементы из высшей школы верховой езды.

Со стороны кажется, что лошадь по своей воле танцует, встаёт на дыбы или считает, показывая правильную карточку. На самом деле за всеми трюками стоит опытный дрессировщик, посвятивший этому целую жизнь. Медведь – настоящий артист, который способен удивлять и радовать. Это не просто милый зверек, а настоящий укротитель детских, мужских и женских сердец. Наши мишки несут заряд позитивной энергии и становятся любимцами публики Минимум реквизита, максимум возможностей для фантазии!

Яркое, динамичное шоу с участием лучших акробатов. Номер изящно и красиво завершается трюком с прыгающей пирамидой! Собаки в цирке пробуждают не меньше радости у детишек, чем клоуны. Яркое, задорное выступление с участием собак вызывает взрыв эмоций. Они кружатся, зажав в пасти собственный хвост, разгуливают на задних лапах, подыгрывают клоунам и делают многое другое на потеху публике. Балет в цирке создает атмосферу праздника.

Яркие, блестящие костюмы, зажигательная музыка и мастерство танцоров поражают своим великолепием!

На сцене вы увидите сюжет, содержание которого воплощается в удивительных музыкально-хореографических образах! Шутить, забавлять! Вот главное предназначение жонглера. Как захватывающе наблюдать за следующим трюком: одной рукой циркач ловко подбрасывает и ловит булавы, на пальцах другой крутит кольца, а на подъеме ноги в то же время вращает обруч?

Великолепное владение собственным телом, виртуозная координация движений — вот те качества, которые отличают жонглеров от других артистов цирка. Цирк — единственное место на земле, где тебя одурачат, а ты порадуешься, восхитишься и добродушно посмеешься.

Это бывает тогда, когда на арене под звуки таинственных мелодий появляется иллюзионист. Фокус настолько достоверен, правдив, что мы, сидя в зрительном зале, наблюдая за манипуляциями циркового мага-волшебника, искренне ломаем голову: как это он сотворил чудо?

История русского цирка

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях циркового искусства.

Цирковое искусство берет свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования.

В 1619 году ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири.

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» – сатиры.

На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей.

В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

В XVIII в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни.

Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», – и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо – с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. В высокопоставленных кругах России возникает мода на «арапчат» и «карлов».

Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака» и пр.) выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.[5]

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Балаган — народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях.

Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова «балахане» – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров.

Отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи.

Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х годах прошлого столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала XVIII в.

возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ; и уже к середине века можно говорить об образовании в столице России настоящего конного цирка. В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове.

Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно – итальянцев.

В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах.

Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге.[8]

В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году.

Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге[9].

В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.

В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье.

С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне.

Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре.

Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.[10]

Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины – выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам.

Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе.

В 1870-1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому.

Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию.

Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским.

В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова.

Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом.

Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны.

Верхом на паровозе – Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог – начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке.

Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы – инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами – министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания – особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко.

Большим успехом у публики пользовались его выступления. Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2.

На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом.

Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие.

Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам – антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству.

Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.

Самый первый цирк

Circus Maximus

Цирк — один из любимейших видов искусства не только детей, но и взрослых.

Цирковое представление включает акробатику, конную езду, эквилибристику, дрессировку животных, жонглирование, иллюзион и клоунаду. История цирка насчитывает несколько тысячелетий. Еще в Древнем Египте и Древней Греции существовали фокусники, акробаты и дрессировщики животных.

Но самый первый цирк появился в Древнем Риме и назывался он Circus Maximus («большой цирк»).

Это был огромный ипподром, где устраивались гонки между колесницами.

При Августе цирк получил свою постоянную архитектурную форму — два этажа мест для зрителей и внешние аркады, где располагались трактиры и лавки. При Траяне количество мест для зрителей было увеличено.

Со временем цирк постепенно развивался.

Цирковые представления были очень популярны в Средневековой Европе. Ни одно массовое гуляние не обходилось без выступлений канатоходцев, жонглеров и акробатов. В XVI веке стали появляться первые школы верховой езды, обучающие наездников и дрессировщиков лошадей.

На основе таких школ стали создаваться цирки в различных городах Европы, правда, назывались они амфитеатрами.

В конце XVII века демонстарции искусства верховой езды, которые устраивал Филип Астли (Англия) в Ламберте, Лондон, стали прообразом первого цирка.

В 1772 году в Лондоне был открыт первый стационарный цирк, который назывался «Амфитеатр Астли». К 1777 году Астли нанял силача, к 1780 году — двух клоунов и нескольких акробатов.

Первый цирк на материковой части Европы основал в 1780 году Хуан Порте (Испания) в Вене, Австрия, первым в Америке стал «Цирк Риккетс» в Филадельфии, основанный в 1792 году.

Как цирк стал цирком?

В 1807 году братьями Л.и Э. Франконни в Париже было открыто первое здание с вывеской «Цирк». В России стационарный цирк появился в 1873 году в Пензе, его основателями были братья Никитины.

С тех пор, здания, где выступали дрессировщики и наездники стали именоваться цирками.

Другие цирковые артисты продолжали выступать на площадях.

С середины XIX века в Европе, а затем и в России, стали возникать стационарные цирки, имевшие шатерный навес и круглую арену. Наличие светильников в цирке позволило проводить представления в более позднее время, что увеличивало количество зрителей. В XX веке цирк приобрел мировую славу.

Цирк Бертрама Миллза

Первым показанным по телевизору стал цирк Бертрама Миллза, передача шла из «Olympia», Лондон, в 1938 году.

Современный цирк представляет собой круглый зал, с манежем внутри, вокруг которого-места для зрителей.

Существую также передвижные и разборные цирки, их называют «шапито». Несмотря на то, что цирк возник в далекой древности, он и сегодня не теряет своей популярности, ведь язык цирка понятен без перевода во всех странах.

Кстати, самый большой цирк в мире расположен в Москве на проспекте Вернадского.

История Тюменского цирка протянулась в прошлое так далеко, что отыскать точное начало этой долгой, местами крепкой и прямой, местами тонкой и запутанной ниточки, пожалуй, невозможно.

Кто-то начинает рассказы о цирке с 1839 года, когда, по словам писателя и историка Е.И. Расторгуева горожанам впервые довелось увидеть диковинные выступления гимнастов. Они щедро раздаривали свое мастерство в балаганах, шапито, а то и просто на открытых площадках. Расторгуев упомянул об этом в брошюре «Посещение Сибири Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем», которая вышла в 1841 году.

Другие называют более позднее время – конец XIX века, когда в городе еще не было специального циркового здания, но кое-какие выступления все же проходили – на улице или в шатрах.

Первое помещение, предназначенное для представлений, появилось в августе 1897 года.

Уже тогда упоминают о гастролях цирковых артистов, в числе которых – «престидижитатор (фокусник) П.Г. Сафонов».

Вот, как рассказывают об устройстве здания: цирк работает круглый год, в нем установлены особые печи, которые отапливают здание в холода.

Каждое представление сопровождает оркестр тюменской военной команды. При этом цирк, в отличие от большинства заведений тех времен, доступен не только состоятельным людям, но и простым горожанам.

Если судить по афишам тех лет, публика не могла жаловаться на однообразие программ.

Так, в 1898 году сюда приезжала с гастролями труппа из цирка Антоновой. Зрители увидели необыкновенное конное выступление юной наездницы Валентины, упражнения на шесте, акробатические и конно-гимнастические номера.

В 1900 в город приезжал легендарный дрессировщик Анатолий Дуров.

В том же году в цирке-театре прошла одна из первых демонстраций «волшебного фонаря» (аппарат для проекции изображений) и синематографа.

Помимо цирковых представлений, в здании проходили театральные постановки, также пользовавшиеся успехом у горожан. При этом местонахождение цирка-театра так и не установлено: местные историки и краеведы до сих пор теряются в догадках, пытаясь отыскать в документах хотя бы туманное упоминание адреса, но пока все бесполезно.

В 1903 году на смену прежнему, круглогодичному, зданию пришло новое, летнее.

Та же «Сибирская торговая газета» сообщала, что на Ярмарочной (Базарной) площади построен деревянный цирк с брезентовым куполом. 23 июня 1903 года здесь проходит первое представление.

Впоследствии цирк часто меняет своих владельцев. Построенный на средства товарищества Э. Стракай, в июне 1906 года он переходит к В.Т. Соболевскому и начинает носить его имя. Позже цирком управляет некто Костоусов, который запомнился тем, что устраивал балаган-цирк на городских праздниках Ключа (аналог Дня города).

В 1910 году в городе появляется своя цирковая труппа, радующая зрителей разнообразными, зрелищными постановками.

Тусклый свет керосиновых ламп сменился ярким газовым освещением, от которого каждый выход казался не в пример ярче, смелее и выразительнее. Популярность цирка в Тюмени возросла, к нему стали стекаться новые и новые горожане, у артистов появились постоянные поклонники.

Подорвать интерес к цирку не удалось даже после февральской революции 1917 года. Уже через два года, 10 сентября 1919 газета «Известия» сообщала об открытии цирка Союза артистов Тюмени.

Поздние публикации рассказывают об атлетических номерах, гастролях клоунов и иллюзионистов.

14 марта 1921 года цирк национализируют. Постановлением губисполкома его передают в управление подотдела искусств Губнаробраза.

Государственный статус Тюменского цирка сохранен до сих пор.

К середине 20-х годов власти принимают решение: снести старое, опасное для жизни здание, а на его месте возвести новое. Масштабный проект осуществляли долго. Только в 1932 году газеты смогли опубликовать счастливую для горожан новость: 15 мая на улице Первомайской состоится открытие государственного цирка Тюменского горсовета.

Директором, которого стал Соснин В.С.

С этого времени начался новый отсчет. С некоторыми перерывами заново отстроенное здание просуществовало до 2001 года.

За это время горожане и приезжие успели повидать многое: гастроли местных и приезжих коллективов, инновационные номера, захватывающие программы, фестивали, выступления гениев циркового искусства… И неизменного инспектора манежа Петра Хохлова, любимца публики, самолично руководившего каждым представлением.

В 2000г. Директором цирка стала Халилова Ф.Р., под чутким женским руководством цирк расцветал и принимал в своих стенах радостного зрителя.

А в 2001 году произошло несчастье: мокрый снег прорвал купол летнего цирка, лишив его жизни на два сезона.

Несмотря на это, в Тюмень приезжали артисты, привозя с собою облегченные программы, вызывавшие немного печальные, но полные надежды улыбки зрителей.

К осени 2002 года цирк начал просыпаться: в мае провели демонтаж основного строения, а в сентябре уже монтировали конструкции нового. Проект здания, разработанный под руководством знаменитого тюменского архитектора Игоря Литовки, пришелся как раз во время, и оказался для города настоящим подарком: современное, привлекательное здание превосходит многие российские цирки не только по внешнему виду, но и в плане технической оснащенности.

Пожалуй, даже с учетом развития цирковой традиции мало где увидишь просторные холлы, большие гардеробы, уютные, чистые буфеты и удобные, приятные для глаз вестибюли.

Содержанию животных здесь уделено особое внимание: построены служебные и бытовые помещения, кухни, конюшня и слоновник. Для каждого вида создается особый температурный режим.

Приезжие, не зная особенностей города, часто путают цирк с развлекательным центром.

И то, пожалуй, неудивительно: общая площадь здания составляет 5425 м2, а на его куполе расположен гигантский металлический шар, который, как и все строение, светится ночью.

С годами Тюменский цирк не потерял ни ноты своей популярности; наоборот, сегодня он превратился в одну из главных достопримечательностей города.

Сколько цирков в России?

Цирк на проспекте Вернадского!

За 35 лет своего существования представил более 100 различных увлекательных программ многие, из которых поражали и ошеломляли публику. И сейчас каждое шоу уникально в своем роде.

Новосибирский государственный цирк!

Новосибирск был первым гастрольным городом Юрия Владимировича Никулина. Было это в далеком октябре 1948 года.

Был построен в 1927 году.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк: Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – старейший и красивейший цирк Европы, первый стационарный каменный цирк в стране, функционирует с декабря 1877 года.

Один из ведущих постановочных цирков России – здесь ставятся пантомимы, тематические представления и спектакли для детей.

Брянский цирк: был построен более 30 лет назад и рассчитан на 1940 посетителей. Также имеются различные помещения для содержания животных и прочие подсобные помещения.

Цирк ежегодно посещают более 500 тысячей зрителей.

Владивостокский государственный цирк: Цирк Владивостока – это не просто отличное здание, это многолетняя история, ведь цирк, как явление появился в этом российском городе более ста лет назад.

На первых выступлениях цирковых мастеров присутствовали еще члены царской семьи.

Волгоградский цирк: Волгоградский цирк. Зрительный зал цирка включает в себя 1840 мест, а само здание цирка представляет собой настоящее архитектурное творение. Цирк располагается в центре города и занимает достойное место как среди учреждений культуры Волгограда, так и среди российских цирков.

Воронежский государственный цирк: Цирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как был построен первое стационарное здание цирка.

В XIX веке бродячие артисты регулярно давали представления в этом провинциальном городе, иногда использовали шапито, иногда представления шли прямо под открытым небом.

Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова: Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова; функционирует с 1980 года, рассчитан на 2560 мест. Одной из особенностей цирка является его купол – решётчатое ажурное сооружение, состоящие из полуарок, что придаёт цирку хорошие акустические свойства.

Ивановский государственный цирк: Ивановский государственный цирк имени В.А. Волжанского ежегодно дает порядка двухсот ярких, удивительных и запоминающихся выступлений. Город регулярно с оригинальными шоу-программами посещают различные цирковые коллективы, как нашей страны, так и зарубежья.

Не менее яркие и запоминающиеся выступления зрителями дарит и родной ивановский коллектив цирковых артистов.

Ижевский цирк (Государственный цирк Удмуртии): Цирк в столице Удмуртии, городе Ижевске, — это уникальное здание, построенное только в 2003 году, выполненное по проекту московского архитектора Михаила Веснина, в стиле хай-тек.

Иркутский цирк: Иркутский цирк – это первый цирк из камня, появившийся на территории Дальнего Востока и Сибири.

Он был построен в 1964 году. За 45 лет работы цирк посетили миллионы людей, на арену выходили цирковые труппы из самых разнообразных стран мира.

Казанский государственный цирк: в 1924 году цирк получил статус Казанского государственного цирка.

Амфитеатр зрительного зала рассчитан на 2400 мест.

Кемеровский цирк: Жители Кемерово впервые познакомились с цирковым искусством около ста лет назад, впоследствии в городе появился и свой стационарный цирк, который продолжает работы и сегодня. В нем регулярно проводятся яркие и фееричные выступления гастролирующих цирковых артистов России и зарубежья.

Кировский цирк: Кировский цирк – это не просто стационарное здание, это еще и дружный талантливый коллектив цирковых артистов, которые регулярно радуют новыми программами не только жителей Кирова, но и жителей других городов России и зарубежья.

Кисловодский государственный цирк: Кисловодский цирк привлекает большое количество взрослых и детей со всего ставропольского края, и это не удивительно, ведь он является единственным цирком региона Кавказских Минеральных вод.

Костромской цирк: Костромской цирк как явление появился более 120 лет назад.

На протяжении своей истории цирк не раз испытывал трудности с помещением для выступлений, однако не переставал существовать. Артисты цирка регулярно радуют жителей Костромы новыми, яркими и зрелищными выступлениями.

Краснодарский цирк: Цирк города Краснодара знаменит не только своим отличным зданием, но еще и «Репетиционным постановочным комплексом», который является одним из лучших в нашей стране. Возможно, еще и поэтому многие цирковые труппы и артисты с радостью посещают Краснодар с гастролями.

Красноярский цирк: С 1971 года жителей и гостей города Красноярска артисты цирков радуют своими представлениями в зимнем здании.

Строительство «Восьмигранной жемчужины» стало важным событием в жизни города, здание с момента постройки превратилось в настоящую достопримечательность.

Нижегородский цирк: Нижегородский цирк – это грандиозный цирковой комплекс, который был построен только в 2007 году, ставу при этом одним из первых цирков России такого уровня. Цирк оснащен самым современным оборудованием, в результате чего все выступления отличаются яркостью, красочностью и зрелищностью.

Нижнетагильский цирк: Нижнетагильский цирк на протяжении уже практически восьмидесяти лет радует жителей города чудесными и захватывающими программами.

Артисты цирка любят приезжать в этот город с гастролями за хорошее отношение зрителей, за наличие комфортабельной гостиницы при цирке, за всегда теплый прием.

Новокузнецкий цирк: Новокузнецкий цирк – это замечательный цирк, с отличным руководством.

Сюда любят приезжать артисты на гастроли, и это не удивительно, ведь цирк славится не только отличным и теплым коллективом работников, но и хорошей гостиницей для артистов при нем.

Новосибирский государственный цирк: построен в 1927 году, зрительный зал рассчитан на 2200 посетителей. Многие, да практически все, известные цирковые артисты работали в манежах Новосибирского цирка.

Омский государственный цирк: Омский цирк – это цирк почти с сорокалетней историей, за годы работы, на его арене выступали многие известные артисты, представители всевозможных цирковых жанров.

Зрителей радовали своим номерами акробаты и гимнасты, эквилибристы и жонглеры, клоуны и дрессированные животные, а также многие, многие другие.

Оренбургский цирк: Цирк Оренбурга – это, в первую очередь, прекрасный коллектив артистов, замечательная труппа, которая готовит для зрителей одни из лучших программ в нашей стране. Также Оренбургский цирк – это учреждение, здание, где жители города могут регулярно наслаждаться выступлениями собственных и гастролирующих артистов.

Пензенский государственный цирк: Пензенский цирк является родиной русского цирка, это был первый цирк в России, открытый братьями Никитиными 25 декабря 1873 года.

На столетие цирка Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждение было удостоено ордена «Знак Почета» за заслуги в развитии советского циркового искусства.

Пермский государственный цирк: есть все цирковые жанры: отважные канатоходцы, ловкие жонглеры и эквилибристы, изящные акробаты, уморительные клоуны.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий