Что характерно для поместного землевладения?

Поместная система

В результате перемен в экономической жизни (и прежде всего в связи с ростом внутреннего рынка) с конца XV и особенно с середины XVI в. v землевладельцев возрос интерес к земле, необходимой для расширения барского хозяйства.

Поэтому в XVI в. происходил интенсивный процесс перераспределения земель между феодалами и крестьянами, сущность которого заключалась в захвате феодалами крестьянских земель. Это перераспределение земельного фонда гало как внутри владений феодалов, так и вне их.

В первом случае оно означало уменьшение крестьянских наделов и увеличение за их счёт барской пашни, во втором — захват «чёрных», т. е. государственных, земель частными землевладельцами.

Процесс сокращения размера крестьянской запашки протекал неодинаково в различных районах Русского государства. Наиболее резкое сокращение наблюдалось в пентре государства, где оно достигло к концу XVI столетия по сравнению с серединой этого века 40%, и в Новгородско-Псковской области.

Здесь крестьянская запашка сократилась с 8—10 четвертей до 2—3 четвертей на один крестьянский двор.

В южных районах государства запашка тоже сократилась, но и теперь она продолжала оставаться значительно большей, чем в других районах государства, — 5—6 четвертей на один двор.

Этот процесс не затронул Поморья, которое по-прежнему оставалось районом черносошных земель.

В конце XV и в XVI в. происходили крупные изменения в соотношении различных форм феодального землевладения. Наряду с прежней формой феодальной собственности на землю — вотчинной — получала развитие другая форма — поместная. Ко второй половине XVI в. поместье стало самым распространённым видом землевладения.

В отличие от вотчины, т. е. полной и наследственной собственности, поместье являлось условным владением, которое нельзя « было ни продавать, ни менять, ни передавать тем или иным образом в другие руки.

Владение поместьем юридически носило личный характер, оно продолжалось лишь до смерти владельца или до прекращения им службы. Условные формы феодального землевладения были известны и ранее, но для поместной системы характерны массовое испомещение дворян и регламентация их службы.

В таком виде поместная система, поглотившая все другие виды условных держаний, могла сложиться только в условиях централизованного государства.

Мелкое и среднее землевладение в большей мере приспособилось к развивающимся товарно-денежным отношениям и оказалось экономически более жизнеспособным, чем крупное землевладение феодальной аристократии.

Позднее, в XVII в., когда закладываются основы всероссийского рынка и земля вовлекается в товарный оборот, грани между поместным и вотчинным землевладением постепенно исчезают.

Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов — поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в её борьбе с пережитками феодальной раздробленности.

Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнёта и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощённого крестьянства.

Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда.

С конца XV в. дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землёй, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал всё большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями.

В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счёт не только чёрной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.

Помехой для дальнейшего расширения поместного землевладения являлись земельные богатства церковных феодалов. В середине XVI в. церкви принадлежала одна треть всех населённых земель.

У одного только Волоколамского монастыря было более 30 тыс. десятин пахотной земли. Церковные вотчины продолжали расти эа счёт вкладов на «помин души», путём покупки земель и другими способами.

Правительство дважды (в 1503 и 1550 гг.) пыталось провести секуляризацию церковных земель. Эти попытки натолкнулись на сильную оппозицию церкви и потерпели неудачу. Всё же в середине XVI в. было осуществлено некоторое сокращение источников роста церковного землевладения.

С уничтожением самостоятельных феодальных княжеств высший слой класса феодалов состоял из московского боярства, многочисленных потомков великих и удельных князей и их бояр и некоторого количества выходцев из Литвы, Золотой Орды и других стран. Родовитые княжата в конце XV в. составляли около половины всех боярских фамилий.

В конце XV — начале XVI в. произошли существенные изменения в положении этой части господствующего класса; их экономическое и политическое значение стало падать.

Бывшие удельные князья и их потомки, а также представители крупного боярства вели борьбу за сохранение своих прав и привилегий, являвшихся наследием порядков времён феодальной раздробленности. Постепенно феодальная аристократия превращалась в тормоз, задерживающий развитие страны.

Вместе с тем позиции боярства в экономической и политической жизни страны ещё были довольно сильны. В его руках находился огромный земельный фонд с многочисленным зависимым крестьянским населением. Боярские дворы с отрядами вооружённой челяди представляли серьёзную угрозу для великокняжеской власти.

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье. Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское).

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения — на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

Типы: родовая вотчина наделялось двумя привилегиями

1.–право родового выкупа,

2- право родового наследования. Родовую в.- нельзя было просто так продать или обменять, она считалась собственностью рода в целом и операции с ней требовали согласия всех родственников, которые имели и приоритет при покупке ее у других своих родственников).

купленные вотчины-в. приобретенные кем-либо не у своих сородичей. Приобретать в. имели право дворяне, купецеская верхушка, по соборному уложению 1649 г. служивые люди.

3. жалованные( выслуженные) в. за службу и героич. заслуги. При смене монарха вотчины отбирались, если не были оформлены жалованные грамоты.

4.княжеские в.- ограничение при передаче по наследству — передавать только по муж.линии,В противном случае переходили в царский домен.

Развитие вотчинного землевладения шло по пути преобладания жалованных вотчин над родовыми.

Ограничение прав вотчинников шло параллельно с расширением прав поместий.

С 15в. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения, поместья, сначала давались на время службы, но в последствии приблизились к вотчине, но по наследству передавалась полностью только сыну, а при отсутствии такового только часть отдавалась дочерям и супруге.

Поместья нельзя было продавать, но можно было обменять на вотчину. Термин «поместье» впервые употреблен в Судебнике 1497. Поместья раздавались из дворцовых земель, черных, поросших земель, размеры были различны, соотносились занимаемому положению.

Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Путь развития поместной системы

На пути развития помест землевладения в 16 в царем разрешено оставлять опред. часть поместья близким родственникам после смерти владельца.

Во 2ой четв. 16 в. разрешается мена поместьями, при условии равнозначности площади. Уложение 1649 г. разрешил обмен вотчин поместьями. При этом в. становится п., а поместье –в отчиной. С 17 в. распространен обмен поместий на денежный оклад.

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой 16 (о поместьях) и главой 17 (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери.

В 1714 г. для проведения реформы феодального землевладения Петр I издал Указ «О единонаследии», которым был введен майорат, означающий, что вся помещичья и вотчинная земля по наследству могла перейти только старшему сыну.

Наследникам предо­ставлялось право выкупа недвижимого имущества в те­чение 40 лет. Указом от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин.

Вся недвижимость переходила по наследст­ву старшему сыну, а движимое имущество делилось между сыновьями умершего вотчинника (помещика).

В связи с этим государство получало необходимые кад­ры, т.к. младшие сыновья умершего дворянина, лишив­шись наследства должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Но только один сын мог идти на гражданскую службу.

В ходе проведения реформы феодального земле­владения был установлен запрет на продажу и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений.

В это время в праве земельные имения стали имено­ваться вотчинами, а в быту и обыденной жизни — по­местьями.

Поместья предоставлялись только за реальные заслуги перед государством. В результате проведе­ния реформы феодального землевладения сформи­ровалось единое служилое помещичье землевла­дельческое сословие (шляхетство).

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.

Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия.

С середины 16в. этот порядок изменился — поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с 16в.— нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне — поместьями, но уже в 15в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В16-17вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой 16 (о поместьях) и главой17 (о вотчинах) Соборного Уложения 1649.

Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину.

Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали «челобитные» дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

Особенности поместной формы землевладения в XVI веке

Поместное землевладение формировалось в России, как разновидность земельного владения, в конце XV — начале XVIIIв. Однако, изначально поместное землевладение имело существенные отличия от вотчинного землевладения. Если вотчины имели наследственный характер, передавались в роду из поколения в поколение, могли быть отчуждаемы, продаваться, отдаваться в залог, дариться, то поместье такими привилегиями не пользовалось.

Поместье выдавалось за несение государственной службы и только на период этой службы, поместье не могло передаваться по наследству (вплоть до Петра I).

Служба могла также носить различный характер: военный или гражданский. Как отмечал В. О. Ключевский, поместье – это «участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца».

Можно говорить о том, что параллельно шел процесс формирования дворянского служилого сословия и формирование поместной формы землевладения.

Эти процессы были тесно взаимосвязаны. Дворянство относилось к классу феодалов, но в отличие от боярства, не имело множества привилегий получаемых по признакам происхождения или родства, дворянство формировалось как служилое сословие, из приближенных к князьям вольных людей, несущих службу.

Например, В. О. Ключевский так описывает данный процесс становления дворянского сословия: «Мы видели, что при дворе удельного князя было два рода слуг:

  • 1) слуги вольные, военные,
  • 2) слуги дворные, дворцовые, называвшиеся еще «слугами над дворским».

Слуги вольные составляли боевую дружину князя и служили ему по договору.

Обязательства, какие они на себя принимали, не простирались на их вотчины: служебные отношения слуг вольных были совершенно обособлены от отношений поземельных. Слуга вольный мог покинуть князя, которому он служил, и перейти на службу к другому князю, не теряя своих владельческих прав на вотчину, находившуюся в покинутом княжестве… Слуги под дворским, дворецким, составляли хозяйственную службу князя. Эта служба, напротив, обыкновенно обусловливалась землевладением. Слуги дворные были ключники, тиуны, разные дворцовые приказчики, псари, конюхи, садовники, бортники и другие ремесленники и рабочие люди.

Они резко отличались от слуг вольных, военных, и князья в договорах обязывались не принимать их, как и черных людей, т.е. крестьян, в военную службу. Одни из этих слуг дворных были лично свободные люди, другие принадлежали к холопам князя. Тем и другим удельный князь за их службу или для обеспечения исправного ее отбывания давал участки земли в пользование».

С началом процесса централизации русских земель вокруг Московского княжества процесс формирования поместного землевладения ускорился.

Московским князьям было необходимо укреплять собственные позиции в присоединяемых удельных княжествах, поэтому часть земель в этих княжествах шла в раздачу дворянам, состоящим на службе у московского князя.

Оформляется система поместного землевладения, правила несения службы, правила пожалования новыми землями, правила испомещения (пользования землями на период несения службы).

Государство и великий князь были заинтересованы в том, чтобы земельные владения находились у служилых людей на определенных основаниях.

Прежде всего, у государства не было средств для содержания войска. Каждый воин, несущий службу в пользу государства, должен был на собственные средства приобретать вооружение и коней, а так как они стоили очень дорого, то служилое дворянство должно было иметь земельные владения в качестве источника этих средств.

Великий князь из своего земельного фонда раздавал земельные пожалования. Особенно много пожалований было в период присоединения к Московскому княжеству новгородских земель и Тверского княжества.

Земли отдавались исключительно как поместья, так как наследственные владения могли позднее быть утрачены (измельчались, дарились, передавались монастырям и т.д.), иными словами они выходили из владений государя. Земля, отданная в поместье, не меняла формально своего верховного собственника великого князя всея Руси; менялся лишь адресат повинностей. Правительство же, отдавая черную землю помещику, а не вотчиннику, могло не страшиться, что она перейдет затем к монастырю.

Особое внимание вопросам отчуждения вотчин уделял судебник 1550 г., который упрощал процедуру купли-продажи вотчины и разрешал отчуждение родовых земель без согласия родичей.

И, хотя законодательно было закреплено право выкупа родовых земель, процесс «оскудения» родовых владений шел в России достаточно быстрыми темпами. Фактически правительство заинтересованное в поместном землевладении и укреплении служилого дворянства, проводило иную политику в вотчинном землевладении.

Размеры поместий были неодинаковы.

Чтобы иметь представление о поместном землевладении после взятия Казани в России были созданы списки служилых людей по их рангам, размерам владений, количества десятин пашни, а также количества крестьян, в соответствии с его земельными владениями определялось количество людей, с которыми помещик обязывался являться на службу в случае необходимости (примерно 1556 г.).

Для того, чтобы в данной сфере соблюдался порядок был создан Поместный приказ.

В его обязанности входили вопросы феодального землевладения. Приказ оформился в середине XVI в. «Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом, так как оформлял отводы земель служилым людям в соответствии с установленным Разрядом объемом их поместных окладов. В компетенцию Поместного приказа входила и регистрация всех изменений как в поместном, так и в вотчинном землевладении. Приказ имел также функции судебного учреждения по земельным делам. Сферой деятельности Поместного приказа были центральные уезды государства.

Ведал проведением описаний земли и переписей населения на подведомственной ему территории».

Такой учет и контроль были крайне необходимы, так как по количеству земли, даваемой во владение служилому человеку, можно было определить и степень его обязательств перед государством.

Как отмечал В. О. Ключевский, который занимался данным вопросом, «служебные обязанности служилого человека падали не только на его поместье, но и на вотчину, следовательно, служба была не поместная, а поземельная. В половине XVI в. была точно определена самая мера службы с земли, т.е.

тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в воле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход – с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых людей.

Поместные оклады или наделы назначались «по отечеству и по службе», по родовитости служилого лица и по качеству его службы, а потому были очень разнообразны.

Притом новику, начинавшему службу, обыкновенно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Размеры тех и других определялись различными условиями. Оклады были прямо пропорциональны чинам: чем выше чин служилого человека, тем крупнее его поместный оклад.

Размер дачи обусловливался размером вотчины и продолжительностью службы; дачи были обратно пропорциональны вотчинам: чем значительнее была вотчина у служилого человека, тем меньше его поместная дача, ибо поместье было, собственно, подспорьем или заменой вотчины.

Наконец, и к окладу и к даче делались придачи по продолжительности и исправности службы. Все эти условия схематически можно выразить так: оклад – по чину, дача – по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче – по количеству и качеству службы».

Подтверждением исследований В. О. Ключевского может служить и Лебедевская летопись, в которой за 1556 г.

можно найти отрывок «О рассмотрении государском», где четко говорится о решении царя в вопросах поместного землевладения и несения службы: «Которые вельможи и всякие воини многими землями службою оскудеша, не против государева жалования и в своих вотчин служба их.

Государь же уровнение творяше: в поместьях землемерие учини им, комуждо достоино что, так и устроил, преизлишки же роздели неимущим. А с вотчин и с поместиа уложенную службу учини же: сто ста четвертеи добрые угожие земли на кони и в доспехе полном, а в далнои поход о дву конь.

И хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложенные люди дает денежное жалование, а кто землю держит, а службы с нее не платят, на тех, на самых имати денги за люди: а хто дает люди лишние перед землею через уложенные люди, и тем от государя болшое жалование самим, а людем их перед уложенными в полтретья давати денгами.

И все государь строяше, как бы строение воинству и служба бы царьская безо лжи была и без греха в правду, и подлинные тому розряды у царских чиноначальников, у приказных людей».

Господство государственной собственности стало одним из главных факторов объединения страны в условиях, когда русские земли были разобщены экономически.

Принцип государственного регулирования дворянского землевладения не приостановил процесс дробления имений.

Казна обязалась обеспечить помещиков и их потомков землями, что сулило им благоденствие во всем обозримом будущем.

Дворянство верило в защищенность собственных интересов со стороны государства. Несостоятельность их надежд стала ясна уже к концу XVI в. Фонд свободных земель был исчерпан, а дробление поместий породило острый кризис служилого дворянства. На данный процесс наложила отпечаток и политика опричнины, проводимая в государстве с 1564 г.

Основными видами землевладения были безусловная вотчина и условное поместье.

Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: «Каждый да держит (в)отчину свою» Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

Поместное землевладение

По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин «поместье» впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся, прежде всего, объемом возложенных на помещика государственных обязанностей.

Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.

Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий.

Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. были нормированы.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне – поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649.

Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину.

Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали «челобитные» дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий