Рабовладельческое государство в Спарте
Спартанское государство возникло в веке до н.э. в результате завоевания дорийцами территории Лаконики, на которой уже проживали ахейские племена.
После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз и образовали общину. Образование Спарты связывают с именем древнегреческого политического деятеля и законодателя Ликурга, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции.
Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты.
Ликург задумал свои реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры. Заранее получив одобрение своих начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный переворот.
Получив в руки всю полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.
Общественный строй
Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной.
Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами.
Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан.
Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства.
От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.
Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище.
Особенности общественного строя.
Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине.
Государственный строй
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть.
Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.
К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода.
Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались.
Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.
Во главе государства стояли два царя — архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть.
Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц.
Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.
Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.
Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям.
Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей.
Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества.
Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Рабовладельческое государство в Спарте
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
Нравится Пожаловаться
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
Рабы в Спарте назывались илотами.
Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
Спарта как тип греческого полиса
Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.