Рыцарство в эпоху средневековья: кратко

Происхождение рыцарства

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов — VI — VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа.

Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений — государств.

Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми.

Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.

Культура рыцарства

Если поначалу «рыцарем» мог стать почти любой воин, как-либо проявивший себя на фоне других, то позднее служить сеньору на ратном поприще стало огромной привилегией, передававшейся по наследству.

Этому в немалой степени содействовало крайне выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал всевозможным имуществом, покупая их верность. Обычному воину становилось все труднее попасть в столь привилегированное положение, сулившее земли и богатство.
Постепенно сформировалась особая культура рыцарства, резко ограничивавшая это сословие от простолюдинов.

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви.
На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян «неотесанными мужланами».

Разве что священнослужители, образуя свою, не менее могущественную, касту, могли поддерживать к себе некоторое уважение в них.

Феодальные отношения

Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.

Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное — безобразно и аморально.

Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.

Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие — на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов.

Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.

Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину — надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.

Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям.

В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала — это отчасти практиковалось лишь в Англии.

С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.

Роль рыцарей в жизни средневекового общества

Доля рыцарского сословия в Европе была невелика.

В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.

Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства — землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе.

Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.

Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества.

Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.

Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет.

После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.

Привилегии рыцарей

Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Документ 1553 года

В архиве францисканского монастыря Кустодии Святой Земли хранился любопытный документ 1553 года о привилегиях рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, который в 1634 году опубликовал итальянский историк монах-францисканец Франческо Кварезми.

Кустодия Святой Земли — это административный округ, то есть провинция, Ордена францисканцев.

Слово «кустодия» происходит от латинского слова «custodia» — «охрана», «стража». Францисканцы несли служение в Святой Земле с XIII века, уже в 1217 году была учреждена «Заморская провинция ордена». Благодаря королю Неаполитанского королевства и графа Прованса Роберта Анжуйского, францисканского терциария, присутствие францисканцев в Святой Земле получило в 1333 году официальное признание египетского султана, под властью которого в то время находилась Палестина.

Францисканские монахи получили право постоянно находиться при храме Гроба Господнего и совершать там богослужения; позднее это право распространилось на храм Сионской Горницы, а также на часовни Святого Духа и Святого Фомы.

В 1342 году буллой Папы Климента VI «Gratias agimus» францисканцам была официально доверена почетная обязанность хранения Святых Мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Девы Марии. До 1434 года Кустодия Святой Земли находилась в ведении конвентуальных францисканцев (OFMConv), позднее — под руководством францисканцев-обсервантов (OFMObs). Кустоды Святой Земли в конце XV века получили от Римских пап право посвящения в рыцари Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, поэтому история Ордена с конца XV века до 1847 года, то есть когда Орден возглавил сам Папа Римский, была связана с францисканской Кустодией Святой Земли.

Франческо Кварезми (Francesco Quaresmi, 1583 – 1650) – итальянский монах-францисканец, историк.

В юности вступил в Орден францисканцев в Мантуи, сменив свое имя, данное при крещении – Алессандро на имя основателя Ордена – св. Франциска. После завершения философского и теологического образования он был посвящен в сан священника. В 1616 году Франческо Кварезми был направлен в Палестину и в 1618 году был назначен гвардианом францисканского монастыря в Алеппо (Сирия).

Папа Урбан VIII назначил его апостольским делегатом для халдеев и маронитов. Халдейская Католическая Церковь и Маронитская Католическая Церковь – это так называемые Восточные Католические Церкви, которые были основаны в результате унии, заключенной на Флорентийском соборе (1438 – 1445) Римско-Католической Церковью с восточными Церквями.

Вернувшись в Европу, Франческо Кварезми стремился привлечь внимание к тяжелому положению христиан Святой Земли и обратился к испанскому королю Филиппу IV с призывом к ее освобождению, написав книгу «Hierosolymae afflictae et humiliatae deprecatio ad Philippum IV» (Милан, 1631).

Позднее, в Антверпене был издан главный труд Кварезми, посвященный истории Святой Земли – «Историческое, теологическое и нравственное разъяснительное повествование о Святой Земле»: Quaresmius F. Historica, Theologica et Moralis Elucidatio Terrae Sanctae. Anwersie, 1634 – 1639, 2 vol.

Первый том книги Франческо Кварезми

Histoica theologica et moralis Terrae Sanctae Elucidatio,

Антверпен, 1634 год

В этой книге Франческо Кварезми опубликовал и найденный им текст привилегий рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

Церковные привилегии — «privilegia ecclesiastica» — это юридические нормы Католической Церкви, заключающие в себе права или блага, дарованные компетентной церковной властью физическим или юридическим лицам (Codex iuris canonici, 76, § 1); иногда они представляют собой освобождение от определенных норм церковного права.

Привилегии церковные, дарованные физическому лицу, не могут быть переданы или унаследованы. Привилегии церковные, дарованные юридическому лицу (например, ордену), закрепляются за ним постоянно.

Привилегии рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, 1553  год

Перевод на русский язык

Во имя Господа нашего Иисуса Христа аминь.

Всем и каждому читающему и слышащему эти строки мы, брат Бонифаций из Рагузы, член Ордена миноритов-обсервантов и гвардиан святого монастыря Горы Сион и Апостольской властью генеральный викарий других Святых Мест в Святой Земле, а также апостольский проповедник, желаем спасения во Господе.

Известно, что благородные и знатные господа паломники, которые в этом 1553 году благочестиво посещали Гроб Господень и, будучи посвящены в рыцарское достоинство, смиренно спрашивали меня во имя Иисуса Христа и из-за почтения к Ордену, какие привилегии предоставлены рыцарям Святейшего Гроба Господнего.

По их просьбе мы им возвестили привилегии, почерпнутые из древних хартий и книг, которые были предоставлены Верховными Понтификами и христианскими государями рыцарям Святого Гроба Господнего, эти привилегии следующие.

Первое. Эти рыцари [рыцари Гроба Господнего] имеют первенство чести перед другими рыцарями, за исключением тех рыцарей, которых именуют рыцарями Золотого Руна1.

Также. Эти рыцари [рыцари Гроба Господнего] могут узаконить своих детей, рожденных вне законного брака и изменить их имя, данное при крещении, а также предоставить им герб или родословие.

Также. Они могут назначать нотариусов.

Также. Они, даже в том случае, если они женаты, могут владеть, без причинения ущерба Церкви, церковной собственностью для защиты веры во Христа.

Также. Они освобождены от несения военной службы и размещения воинов во время войны, и никто не может их принудить к исполнению этих обязанностей.

Также. Они освобождены в любом месте от налогов в производстве вина, пива и другого.

Также. Они могут перерубить своим мечом веревку повешенного на виселице, которая встретиться на их пути, и повелеть похоронить повешенного человека.

Также. Они могут носить одежду из шелка и другой материи, какую принято носить рыцарям других орденов и профессорам.

        [1]Орден Золотого Руна — рыцарский орден, учрежденный  Бургундским герцогом Филиппом III Добрым, в 1430 году.

Название ордена происходит из греческой мифологии: за золотым руном отправились аргонавты, участники похода в Колхиду во главе с Ясоном. Цель ордена Золотого Руна — защита Церкви и веры, он посвящен Деве Марии и св. Андрею. В XVI веке верховным магистром ордена являлся император Священной Римской империи, поэтому орден Золотого Руна стал самой влиятельным рыцарским орденом того времени и получил одобрение и поддержку Святого Престола, предоставившего ему особые привилегии.

Впоследствии великими магистрами ордена, стали испанские короли, а с XVIII века появилась также австрийская ветвь ордена. В настоящее время, с 2014 года, испанскую ветвь ордена возглавляет король Испании Филипп VI, а австрийскую ветвь ордена с 2000 года глава императорского дома Габсбургов Карл Габсбург-Лотаринген.

Текст на латинском языке

In nomine Domini nostri Jesu Christi amen.

Universis et singulis praesentas literas inspecturis visurir et audituris nos frater Bonifacius de Ragusio Ordinis minorum observan.

hac professor Sacri Conventus Montis Sion Guardianus aliorumque locorum Terrae Sanctae Apostolica auctoritate Vicarius Generalis nec non praedicator apostolicus in Domino salutem.

Notum sit quod nobiles er magnifici domini peregrini qui hoc anno 1553 visitaverunt devotissime Dominicum sepulchrum et in eo honorifice Equites creati me suppliciter deprecati sunt ut ob Jesu Christi memoriam et ejus ordinis reverentiam eisdem privilegia Militum Sanctissimi Sepulchri exhiberemus. Quorum precibus commoti ex anticuis panchartis et libris a Summis Pontificibus et regibus christianis privilegia Equitibus concessa descrivi jussise profitemur quae sunt hujuismodi:

Primo: Quod talis Milites praecedere debeant reliquos alios cujusqumque Ordinis seu militia exceptis solis qui del Toison de oro vocantur.

Item: quo ipsi milites possunt legitimare ex legitimo matrimonio non sunt nati et mutare nomen baptismale et arma seu stemmata condere,

Item: ipsi possunt notarios creare.

Item: bona ecclesiastica pro tuenda Christi fide et si uxorati sint possint tenere sine prejudicio ecclesiarum.

Item: a vigiliis tempore belli sunt exemptis et ab hospitio militum et nemo eos ad cogere possit.

Item: ab omnibus gabellis et tributis sint exempti ubiqumque locorum tam vini quam cervesiae et aliorum.

Item: quod corpus patibulo suspensum si in via repererint exempt gladio praecidere possunt et ut sepultura mandetur imperare.

Item: quod possint vestiri sericis holosericis et hujusmodi vestibus ut solent alii eqiutes et doctores.

Латинский текст документа приведен по изданию: Pasini-Frassoni F. Dell’origine prerogative e consuetudine del sacro militare Ordine gerosolimitano del Santo Sepolcro. Roma, 1899, p. 40 – 41.Эта книга рыцаря Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского графа Ферруччо Пазини-Фрассони (Ferruccio.Pasini-Frassoni) является одним из наиболее важных собраний документов по истории Ордена.

Рыцарство в эпоху средневековья

Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени.

Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни.

Кроме того, средним векам удалось связать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

И главная цель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины» идеи рыцарства как модели существования в смутные времена.

Заявленная цель моей работы обусловила выбор следующих задач. Во-первых, исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта. Именно через эту систему взглядов на мир, на мой взгляд, можно полнее понять сущность феномена рыцарства. А во-вторых, рассмотрение рыцарства в том виде, в каком оно должно было бы быть в идеале.

В качестве основного источника информации я использовал, прежде всего, книгу под названием «Рыцарская энциклопедия» А. Солдатенко, которая вобрала в себя, на мой взгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского быта и нравов. Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликое средневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряд других пособий по данной теме.

Характерные черты рыцарства

1.1 Рыцарское сословие

рыцарство феномен мировоззрение средневековье

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия.

Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию.

Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства.

Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции.

В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, который выполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон.

Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям.

Они ставили на этой земле замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой – вассалом, а тот – сеньором,то есть господином.

Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову.

Сеньор же обещал не обременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалу землей.

Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором.

Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь – человек, стоящий между «свободным» и «несвободным».

Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно деление по другому признаку.

«Воин – безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий