Правильная осанка: виды, значение, формирование у детей

Значение правильной осанки

Осанка — привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка.

Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.

Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить.

Основой правильной осанки является здоровый позвоночник — именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении.

Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся.

Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма.

Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом.

Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной.

Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

Виды и признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела — это изгиб позвоночника вперед в области шеи.

Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается.

Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) — увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов.

При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина — длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены.

Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины.

Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз — это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела — оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой.

То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный.

Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности.

Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза.

Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются.

Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя.

Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению.

Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием.

Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные» условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни.

Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья — профилактика.

Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель — стол, стул — должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц.

Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ — белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки — для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий.

Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула — на уровне коленного сустава.

Формирование осанки

Осанка – привычное положение тела человека.

Позвоночный столб состоит из: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков. После рождения заметно изменяются размеры и форма позвоночного столба.

Наиболее быстро позвоночник растет в первые два года. Позвоночник имеет физиологические изгибы. Первоначально, в 3-4 месяца, когда ребенок начинает держать голову, формируется шейный лордоз.

К 6 месяцам, когда ребенок уверенно сидит, появляется грудной кифоз. И несколько позднее, когда ребенок начинает ходить у детей образуется поясничныйлордоз и крестцовыйкифоз.

К 6-7 годам формируется типичная форма позвоночника. Окончательное формирование естественных изгибов происходит к 18-20 годам.

Для нормальной осанки характерно: перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры, симметричность очертаний шеи, надплечий (плечи на одном уровне), нахождение на одном уровне лопаток, физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы, одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук, горизонтальный уровень гребней подвздошных костей, одинаковая длина ног, симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп.

Вертикальная ось проходит через середину темени, мочку уха, поперечную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой.

Правильная осанка обеспечивает высокие амортизационные свойства позвоночника, благодаря которой головной мозг в процессе движения не испытывает значительных сотрясений.

Причины нарушения правильной осанки

Толчки при движении направляются снизу вверх и смягчаются в конечном итоге в 25-30 раз за счет естественных изгибов позвоночника. Помимо рессорной функции, осанка выполняет ряд других положительных функций:  улучшает условия для работы внутренних органов и двигательного аппарата.

Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности.

Основными причинами нарушения правильной осанки являются:

  • 1.Несоблюдение гигиенических условий режима дня, питания, гигиены обуви, одежды.
  • 2. Болезни, из-за которых человек вынужден лежать долгое время.
  • 3. Перегрузка позвоночника во время работы.
  • 4. Недостаточная освещенность рабочего места.
  • 5. Слабое развитие мышц спины, таза, брюшного пресса.
  • 6. Подражание взрослым.
  • 7. Отсутствие самоконтроля и контроля со стороны взрослых.
  • 8.  Ношение тяжести в одной руке.

Нарушения осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника.

Наиболее частыми являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, ассиметричная осанка.

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощения ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, раннее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночном столбе, слабость связочного аппарата позвоночника, мышц спины и мышц – сгибателей тазобедренных суставов.

Круглая спина отличается от нормального дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад.

Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыраженный поясничный лордоз. Грудная клетка у них впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Причинами развития круглой спины является перегрузка позвоночника во время работы (за партой, у станка), а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость.

Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой.

Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т.е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса.

Ассиметричная осанка представляет собой диспропорцию правой и левой половин туловища.

Она выражена в изгибе позвоночника вправо и  влево. Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Причинами ассиметричной осанки чаще всего являются неправильная поза за столом, особенно во время письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.

Методика формирования правильной осанки

Воспитание осанки рекомендуется начинать с создания четкого представления о ней, используя рассказ и показ.

А затем выполнить  статическое упражнение у стены.

Средства формирования правильной осанки

Для формирования правильной осанки используют следующие упражнения:

  • 1.  Статические упражнения у стены.
  • 2.  Упражнения с предметами на голове.
  • 3.  Общеразвивающие упражнения, строевые и вольные.
  • 4.  Корригирующие упражнения.
  • 5.  Упражнения с элементами жонглирования.
  • 6.  Упражнения в равновесии на умеренной опоре.

В процессе коррекции осанки выделяют два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нормальной выраженности физической кривизны путем специальных упражнений.

Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены.

Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку.

Со скольки лет формируется позвоночник

Позвоночник составляют 24 свободных позвонка (7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10 несвободных (5 крестцовых и 4–5 копчиковых).

Свободные позвонки, сочленяемые между собой, соединены связками, между которыми находятся эластичные межпозвоночные диски из волокнистого хряща.

Крестцовые и копчиковые позвонки сращены и образуют крестец и копчик. Позвонки развиваются из хрящевой ткани, толщина которой с возрастом уменьшается.

Различают четыре этапа развития эпифизов позвонков: до 8 лет – хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет – обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет – костный эпифиз; после 17 лет – слияние эпифиза с телом позвонка.

С 3 до 15 лет размеры нижних поясничных позвонков увеличиваются больше, чем верхних грудных.

Это обусловлено увеличением веса тела, его давлением на нижерасположенные позвонки.

С 3 лет позвонки одинаково растут и в высоту, и в ширину; с 5–7 лет – больше в высоту.

В 6–8 лет образуются центры окостенения в верхней и нижней поверхностях тел позвонков и в концах остистых и поперечных отростков. До 5 лет спинно-мозговой канал развивается особенно быстро. Так как тела позвонков растут быстрее дужек, то емкость канала относительно уменьшается, что соответствует уменьшению относительных размеров спинного мозга.

К 10 годам завершается развитие спинно-мозгового канала, однако структура тела позвонков продолжает развиваться и у детей старшего школьного возраста.

К 25 годам заканчивается окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков, к 20 годам – крестцовых, к 30 годам – копчиковых позвонков.

Длина позвоночника особенно резко увеличивается в течение первого и второго годов жизни, затем рост позвоночника замедляется и снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек больше, чем у мальчиков).

С 9 до 14 лет прирост длины позвоночника у мальчиков и девочек замедляется в несколько раз, а с 14 до 20 лет еще больше.

У юношей рост позвоночника заканчивается после 20 лет, у девушек он растет до 18 лет, т. е. рост позвоночника у женщин прекращается раньше, чем у мужчин.

Средняя длина позвоночника у мужчин составляет 70–73 см, у женщин – 66–69 см. К концу полового созревания рост длины позвоночника почти завершается (приблизительно равна 40 % длины тела).

Подвижность позвоночника зависит от высоты межпозвоночных хрящевых дисков и их упругости, а также от фронтального и сагиттального размера тел позвонков.

У взрослого общая высота межпозвоночных дисков равна одной четвертой высоты подвижной части позвоночника. Чем выше межпозвоночные диски, тем больше подвижность позвоночника. Высота дисков в поясничном отделе составляет одну третью высоты тела смежного позвонка, в верхней и нижней части грудного отдела – одну пятую, в средней его части – одну шестую, в шейном отделе – одну четвертую, поэтому в шейном и поясничном отделах позвоночник имеет наибольшую подвижность.

К 17–25 годам в результате замещения межпозвоночных дисков костной тканью позвоночник становится неподвижным в крестцовом отделе.

Сгибание позвоночника больше его разгибания.

Наибольшее сгибание позвоночника происходит в шейном отделе (70°), меньше – в поясничном, наименьшее – в грудном отделе. Наклоны в сторону наибольшие между грудным и поясничным отделами (100°). Наибольшее круговое движение наблюдается в шейном отделе позвоночника (75°), оно практически невозможно в поясничном отделе (5°). Таким образом, наиболее подвижен шейный отдел позвоночника, меньше – поясничный и наименее подвижен грудной, потому что его движения тормозят ребра.

Подвижность позвоночника у детей, особенно 7–9 лет, гораздо больше, чем у взрослых.

Это зависит от относительно большей величины межпозвоночных дисков и их большей упругости. Развитие межпозвоночных дисков происходит долго и заканчивается к 17–20 годам.

Физиологические изгибы позвоночника

После рождения позвоночник приобретает четыре физиологических изгиба. В 6–7 недель с подниманием головы у ребенка происходит изгиб кпереди (лордоз) в шейном отделе. В 6 месяцев в результате сидения образуются изгибы кзади (кифозы) в грудном и крестцовом отделах.

В 1 год с началом стояния формируется лордоз в поясничном отделе. Первоначально эти физиологические изгибы позвоночника удерживаются мускулатурой, а затем связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков.

К 3–4 годам изгибы позвоночника постепенно увеличиваются в результате стояния, ходьбы, под действием силы тяжести и работы мышц. К 7 годам окончательно образуются шейный лордоз и грудной кифоз; к 12 годам – поясничный лордоз, который окончательно формируется к периоду половой зрелости.

Поднятие чрезмерных тяжестей увеличивает поясничный лордоз.

У взрослых физиологические изгибы позвоночника распределяются следующим образом.

  • 1. Шейный изгиб: умеренный лордоз, образуемый всеми шейными и верхними грудными позвонками; наибольшая выпуклость приходится на пятый-шестой шейные позвонки.
  • 2. Сильный грудной кифоз, наибольшая выпуклость приходится на шестой-седьмой грудные позвонки.
  • 3. Сильный поясничный лордоз, образованный последними грудными и всеми поясничными позвонками.
  • 4. Сильный крестцово-копчиковый кифоз.

Благодаря пружинному движению позвоночника может изменяться величина его изгибов. В результате изменения изгибов позвоночника и высоты межпозвоночных дисков изменяется и длина позвоночника: с возрастом и в течение дня.

В течение суток рост человека колеблется в пределах 1 см, а иногда и 2–2,5 см и даже 4–6 см. В положении лежа длина тела человека больше на 2–3 см, чем в положении стоя.

Воспитание осанки

Осанка — один из показателей физического развития и состояния здоровья. Правильная осанка имеет боль­шое гигиеническое и эстетическое значение, является жизненно необходимым навыком. При правильной осан­ке создаются наиболее выгодные условия для деятель­ности внутренних органов человека.

Нарушения в осанке портят фигуру, служат причи­ной некоторых заболеваний, оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья и работоспособность че­ловека.

В результате у спортсмена могут возникнуть не­приятные переживания, появиться сознание физической неполноценности. Вот почему формирование нормаль­ной осанки у юных спортсменов составляет один из важнейших разделов работы тренеров.

В тренировочных занятиях боксеры постоянно нахо­дятся в боксерской позиции: голова опущена, челюсть прижата к груди, левое (или правое) плечо приподнято, одна из рук, как правило, играет более защитную, а другая — ударную роль, что приводит к асимметричному положению туловища.

Однообразная, системати—чески повторяемая и сохраняемая длительное время поза может ухудшить нормальную осанку, физическое развитие и деятельность внутренних органов.

В результате у боксеров часто неравномерно разви­ваются мышцы плечевого пояса, спины и ног, умень­шается подвижность суставов и позвоночника, что ведет к таким нарушениям в осанке, как сведенные вперед плечи, уплощенная в вер­хней части грудная клет­ка («западающая грудь»), увеличенный из­гиб позвоночника.

Кроме того, у боксеров нередко одно плечо бывает выше другого. У подростков и юношей асимметрии мо­гут вызывать боковое ис­кривление позвоночника (рис.

1). Осанка, сфор­мированная под система­тическим воздействием боксерской позиции, характеризуется ярко выраженной сутулостью, «круглой спиной» и непропорционально длинными относительно туловища руками.

Отрицательного влияния боксерской стойки на осанку легко избежать, если правильно строить методику занятий.

Не следует заставлять учеников постоянно находить­ся во время занятий в боксерской стойке, а тем более рекомендовать им тренировать ее вне занятий, как иног­да предлагают преподаватели.

В каждом занятии боксерскую стойку необходимо корригировать упражнения­ми, которые способствуют формированию правильной осанки.

При первом знакомстве с учеником, определяя его индивидуальные качества, тренер обязан внимательно осмотреть телосложение будущего боксера, исследовать состояние его ступней.

Уплощение или плоскостопие часто ускользает от внимания не только тренеров, но и врачей.

Между тем этот дефект достаточно распространен. Плоскостопие может значительно снизить боевые достоинства учени­ка, так как у него резко ухудшаются опорная функция ног и движения, изменяется положение таза и позвоноч­ника. При длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах, спине. Все это не может не сказаться на общем физическом состоянии боксера как во время тренировочных занятий, так и в процессе са­мого боя.

Состояние свода стопы выявляют, оттиснув на листе бумаги смоченную в воде и слегка подкрашенную чер­нилами или марганцовкой подошвенную поверхность стоп.

Такие отпечатки по заданию ученики могут сде­лать дома самостоятельно (рис. 2).

Состояние свода стоп можно определить и так: об­следуемый становится на стул в положение «ноги врозь». Если под внутренней стороной свода стопы по­мещаются два пальца — стопа нормальная, если один палец — стопа уплощенная.

При плоской стопе вся по­дошвенная часть ноги плотно прилегает к опоре (рис. 3).

Тренер должен получить четкое и ясное представле­ние об осанке своих учеников.

Чтобы определить телосложение и осанку, следует осмотреть учеников в фас и в профиль (туловище боксе­ра должно быть обнаженным). Это можно сделать, ког­да ученики находятся в строю (сначала лицом, затем спиной, а потом и боком к тренеру).

Прежде всего, необ­ходимо обратить внимание на контуры плеч, линии ту­ловища. Все эти линии должны быть симметричны, во всяком случае «на глаз».

Затем, когда ученики поворачиваются спиной, обращают внимание на следующие признаки:

  • 1) положение головы и симметричность шейно-плечевых линий, линию боковых контуров плеч (при нару­шении осанки может наблюдаться опускание одного из них);
  • 2) линию позвоночника, которая хорошо видна в по­ложении наклона вперед;
  • 3) подвижность позвоночника, которая определяется наклонами вправо, влево и назад. При сколиозе и асим­метрии туловища наблюдается асимметричный объем движений, а при сутулости и грудном кифозе — ограни­ченная подвижность позвоночника в грудной части.

При тотальном (общем) и грудо-поясничиом кифозах значи­тельно ограничивается подвижность в нижне-грудном и поясничном отделах позвоночника. Например, затруд­няется наклон назад стоя, ноги вместе на полной ступне (не сгибая коленей).

Затем производится осмотр сбоку. Осматривается передняя линия туловища. В норме она должна быть та­кой, чтобы живот не выходил за линию груди.

Исследуя осанку ученика следует наблюдать за положением его головы.

Постоянное сильное опускание головы ведет к ослаблению тонуса в области плечевого пояса, в результате чего плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

Поэтому важно требовать от учеников, чтобы они (не находясь в стой­ке) держали голову прямо. Такое положение головы повышает разгибательный тонус туловища, улучшает кро­вообращение мозга, создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и легких.

Правильность осанки можно проверить также следующим, образом: ученик становится к стене, касаясь ее пятками, плечами и затылком; если между стеной и по­ясницей свободно проходит ладонь, то положение туловища будет правильным; если просвет мал и рука не проходит, то у боксера либо сутулая, либо плоская спи­на (форма позвоночника); если в просвете помещается, кулак, значит позвоночник в поясничной части чрезмер­но изогнут вперед, что, как правило, связано с круглой или седлообразной спиной.

Если все отклонения еще не зафиксировались, а свя­заны с незакрепленной привычкой неправильно держать свое тело, нормальную кривизну позвоночника легко восстановить.

В случае, когда у обучаемых спина сутулая или плоская, им следует больше прогибаться, грудь выдви­гать вперед, а лицо поднимать вверх.

При круглой и седлообразной спине надо подтягивать живот и как можно больше выпрямляться.

Правильную осанку формируют на протяжении все­го периода занятий, однако наибольшее внимание этому следует уделять на 1-м году обучения.

На первых занятиях юных боксеров необходимо оз­накомить с основными признаками правильной и непра­вильной осанки. Ученики должны знать, что при нор­мальном положении тела голову надо держать прямо, опираться больше на носки, чем на пятки, плечи дер­жать на одном уровне и немного отводить назад.

Начинать обучение нужно с прямой стойки.

Часто юноши не умеют правильно принять нормальную стойку: они опускают голову, сдвигают вперед плечи, у многих торчат лопатки, ссутулена спина.

Некоторые, принимая правильную осанку, прижимают «по швам» напряжен­но выпрямленные руки, запрокидывают голову, напря­женно поднимают плечи, втягивают живот и отставляют назад таз или выпячивают живот, прогибают поясницу и чрезмерно отводят плечи назад.

Чтобы устранить перечисленные ошибки, следует по­казать, как правильно держать свое тело.

Учеников надо научить различать по мышечному ощущению пра­вильные и неправильные положения тела.

Для формирования правильной осанки в занятиях по боксу можно использовать:

1) упражнения, развивающие те группы мышц, ко­торые обеспечивают правильное держание тела (обще-развивающие упражнения с предметами: палками, ска­калками, гантелями, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и без предметов, упражнения в висах, лазании, прыжках, равновесии);

2) упражнения для формирования навыка правильного держания тела.

Большое место в занятиях должны занять упражне­ния, укрепляющие слаборазвитые группы мышц (мыш­цы шеи, живота, спины, стопы), и упражнения, улуч­шающие подвижность плечевого пояса и позвоночника, особенно его грудной части.

К таким упражнениям относятся: повороты, наклоны, вращения головы, круговые движения рук, отведения плеч до касания лопаток; поочередное расслабление и напряжение мышц всего тела лёжа на полу; наклоны назад с прямым туловищем из положения стоя на коленях; наклоны назад с максимальным прогибанием туловища из положения, стоя на коленях, ноги на ширине плеч (руки свободно в

стороны, стараться коснуться стоп).

Все эти упражнения выполняются в медленном темпе и с максимальным напряжением.

Для хорошего физического развития и формирования правильной осанки на занятиях следует широко использовать различные гимнастические снаряды и инвентарь.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий