Государственный строй Рима в период поздней империи (домината)
Рассмотрим особенности государственного строя Рима в период поздней империи (домината).
В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве была сконцентрирована в руках одного лица – императора.
Императоры позднеримской империи полностью отказываются от республиканских традиций и более не именуют себя «магистратами» или «принцепсами», которые формально признавали над собою власть народа.
Вместо титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е. «владыка». Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) стал первым, кто назвал себя «владыкой и Богом» («DOMINUS ЕТ DEUS»).
Внешним признаком императорского достоинства стала диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а впоследствии – корона.
Отныне император носил шёлковые одежды и пурпурные ткани, которые украшались золотом и драгоценными камнями.
Во время домината при императорском дворе вводится и активно применяется пышный церемониал.
Лицам, лицезревшим особу императора, надлежало падать ниц. Особа императора стала обоготворяться. Императоры считали себя неограниченными властителями, которые не связаны ни одним законом государства.
В эти времена все жители империи характеризуются не «гражданами» (CIVES), а «подданными» (SUBIECTI), которые обязаны беспрекословно повиноваться императору.
Любое распоряжение императора приобретает силу закона.
Государственный строй Рима в период поздней империи предполагал функционирование при императоре «консистории». Она представляла собой «учреждение, где стоят вместе» (в присутствии императора члены консистории не имели возможности сидеть), которую можно назвать «императорским советом» или «государственным советом».
Консистория являлась исключительно совещательным органом, а её мнение юридически не было обязательным для императора.
Данный орган обсуждал разнообразные вопросы относительно управления, законодательства и суда, принципов государственного строя Рима.
В условиях домината государственный аппарат стал сугубо централизованной системой. Все учреждения, которые имели отношение к императору, назывались «OFFICIA». Император назначал или утверждал чиновников сроком на один год. Одни чиновники были в центральных органах, другие деятели находились в местных органах.
Во времена домината в государственном строе Рима сформировалась определенная иерархия чинов.
В её составе можно выделить следующие чины: «редактор» законов, заведующий императорской казной (фиском), управляющий коронными имуществами, начальник императорской канцелярии.
Высшим чиновникам присваиваются следующие почётные титулы (ранги):
- – «сиятельный» (ILLUSTRES);
- – «великолепный» (SPECTABILES);
- – «светлейший» (CLARISSIMI).
Чиновники указанных трёх рангов включались в состав так называемого «сенаторского сословия» (ORDO SENATORIUS).
Третьи подчинялись вторым, вторые – первым, первые – императору. Должности подразделялись на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATES CIVILES) и военные (DIGNITATES MILITARES).
Жалованье чиновникам устанавливалось согласно их рангу и титулу. Ранги чиновников определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, которую можно назвать «табелью о рангах».
Он представлял собой перечень всех гражданских и военных должностей начала V века нашей эры.
Самым высоким лицом при дворе было принято считать министра императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM.
Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) предполагал, что вся иерархия чинов восходила к императору, который по существу являлся первым чиновником в государстве. Каждый чиновник имел канцелярию со служащими.
Римский сенат постепенно превращался лишь в муниципальный орган.
Сенат имеет право на исключительно формальное утверждение провозглашения императора войском. Управление городом Римом осуществляют городские префекты, а в провинциальных городах – магистраты, которые назначаются правителями провинции.
Во времена домината управлением в провинциях занимаются наместники императора, которых называют «презесами» или «ректорами провинции». Их судебные функции в определенной степени ограничены, поскольку в отношении их решений допускалось обжалование (апелляция) на имя императора.
При этом наместники провинций издавали эдикты.
Результатом реформ Диоклетиана и Константина (307-337 гг. н.э.) является новое административно-территориальное деление империи. Она подразделяется на две половины: Западную – OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Подобное деление фактически свершилось в конце III века до н.э.
Управление каждой частью империи осуществляет свой император.
Каждый император имеет собственного помощника или цезаря, которые также управляли определенной частью империи. В составе Западной и Восточной империи существует по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры подразделяются на диоцезы во главе с викариями (заместителями префекта). Диоцезы делятся на провинции во главе с ректорами или корректорами.
Провинции подразделялись на округа, в которых имелось самоуправление.
Основы Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) закрепляли за муниципальным «советом» или «сенатом» наименование декурия. В муниципиях городская верхушка называлась декурионами. Прежде всего, она отвечала перед центральной властью за полноценное поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях являлись так называемые августалы.
В эти времена существовало два сената.
Один сенат располагался в Риме, а другой сенат функционировал в Константинополе. Оба сената стали лишь муниципальными органами, которые управляли столичными городами. С формальной точки зрения сенат избирал консулов, преторов и квесторов. Однако для подобного избрания была необходима санкция императора.
Избрание сенатом нового императора оставалось простой формальностью. Сенат утверждал в данной должности того, кто уже был провозглашен войском либо предназначен для этой должности в качестве цезаря.
По всем указанным основаниям и чертам период домината характеризуется как «абсолютная монархия».
Со времен императора Константина городские общины учреждали специальных должностных лиц (дефензоров), которые были уполномочены на защиту города от притеснений и несправедливого отношения со стороны императорских чиновников.
Население провинций часто находилось под непосильным бременем множества налогов и натуральных повинностей, грабежей, вымогательств чиновников.
Установление системы домината в Римской империи
Реформы Диоклетиана
Период, открытый правлением Диоклетиана, обычно называют временем поздней Римской империи или эпохой домината, прежде всего в силу того, что была создана новая политическая система. Эта стадия в истории Римской империи существенно отличалась от классической античности почти по всем критериям, характеризующим цивилизацию.
В советской историографии в определенной степени типичным можно считать подход, сформулированный А. Р. Корсунским: «Переход к доминату знаменовал собой начало последнего периода в истории Западной Римской империи – общественного строя, основанного на рабовладении. Высшая ступень в развитии античной военной диктатуры должна была предотвратить дальнейший упадок государства.
И в самом деле, доминат привел к временному ограниченному восстановлению и консервации распадающейся системы господства». В последнем издании Истории древнего Рима под ред.
В. И. Кузищина сказано следующее: «По своему историческому значению период Поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой завершалась одна историческая формация – антично-рабовладельческая и рождалась другая – феодально-европейская».
Однако доминат (монархия), как политическая система, предполагающая абсолютную власть императора-доминуса, начал формироваться задолго до Диоклетиана.
Монархический элемент существовал еще в Римской республике, и он получил основательное развитие в ходе гражданских войн I в. до н.э., логическим следствием которых стало формирование системы принципата, рассматривающегося некоторыми исследователями как синтез республиканизма и монархихма, основателя империи Октавиана Августа.
Октавиан Август впервые получил от сената титул принцепса.
Поставленный первым в списке сенаторов, он получил право первым выступать в сенате.
Сохраняя видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны, – принципат I-II вв., несомненно, являлся монархией по сути. Дуализм этой политической системы лишь отчасти был следствием живучести римских традиций, но главным образом он основывался на факте сохранения полисных и общинных структур в территориальной империи.
Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных Республиканских: магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок.
Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки крайней степени разложения комиции. Император Август реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть – важнейшую из их былых компетенции.
Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке кандидатов в консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию. Но после смерти Августа, при его преемнике Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. «Тогда впервые, — писал римский историк Тацит, — избирать должностных лиц стали сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя все самое важное делалось по усмотрению принцепса, кое-что делалось и по настоянию трибутных собраний».
Относительно законодательства Тацит замечает, что принцепс подменял собой не только сенат и магистратов, но и сами законы. Это значит, конечно, что и законодательство стало делом принцепса.
Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности теми всадниками, которые достигли сенаторского звания.
Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат превратился в своего рода общеимперский институт. Но положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.
В конце концов возникает и утверждается неписаное правило «Все, что решил принцепс, имеет силу закона».
Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.
Средоточием высших учреждений империи был «двор», и именно двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще – до Августа – не было столь многочисленно племя имперских чиновников.
На протяжении 3 в. отмечается все более частое употребление слов numen Augusti, т.е. «божество правителя», эпитет sacer, «священный», употребляется практически наравне с эпитетом «императорский».
Более пышным стало одеяние императора, теперь он носит пурпурную мантию отнюдь не только по торжественным случаям. Аврелиан иногда украшал голову диадемой, орнаментальной головной повязкой, заменяющей корону. Тем не менее император еще не сделался полным властителем, армия могла распоряжаться его судьбой, и многие императоры погибли от рук солдат.
Логически завершить эту линию развития предстояло Диоклетиану.
Приход к власти Гая Аврелия Диоклетиана
Приход к власти императора Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию к истории римского средиземноморского общества и государства – эпоху поздней Римской империи, продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г.
до свержения последнего римского императора Ромула Августула и 476 г.). Именно в этот период происходит разложение и перерождение античных хозяйственных структур, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного социально-экономического уклада, формирование новых политических институтов и новых систем культурных ценностей.
Начало правления Диоклетиана было ознаменовано почти непрерывными войнами как с внутренними врагами (багаудами и сепаратистскими движениями), так и с внешними (персами, арабами, варварами).
К моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной.
В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров – Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках).
Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.
Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии.
Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска.
Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров.
Наведение порядка внутри Империи и укрепление ее границ, почти уничтоженных в предшествующее время, было самой насущной задачей императорской власти, и Диоклетиан решил ее весьма успешно: к началу IV в. и внутренний, и внешний мир в основном был восстановлен.
Второй неотложной задачей было укрепление самой императорской власти. В ходе политических коллизий III в. система принципата претерпела столь значительные изменения, что от нее почти ничего не осталось, и так называемый «поздний принципат» III в. имел, кроме названия, очень мало общего с принципатом I-II вв.
Поскольку самым большим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, были узурпации власти, ставшие совершенно обычным явлением в III в., и источником этого зла следует считать, вероятно, тот факт, что система принципата не выработала четкой системы наследования власти, и это было одним из самых слабых ее мест.
Для того, чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан ввел систему тетрархии («четверовластия»), которую можно расценивать как своеобразный политический эксперимент. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии.
Cо времени императора Диоклетиана (с 284 г.) в Риме устанавливается режим неограниченной монархии – доминат.
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.
Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.
Денежная и налоговая реформа
Экономические, административные и военные реформы были порождены практической необходимостью.
Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы налогообложения, причем целью налоговой реформы была унификация налогообложения, что тоже способствовало укреплению домината и определенным образом противоречило тетрархии.
Прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты.
Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета.
Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Диоклетиан изменил систему сбора налогов – отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи.
Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.
В основу налогообложения сельского населения были положены расчеты количества земли и обрабатывающих ее людей.
После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания.
Эта система налогообложения с подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей – кадастров – была заимствована из практики восточно-эллинистических государств, и прежде всего Египта.
Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев.
За налоги городских жителей отвечали куриалы – члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, постоянную рабочую силу.
Эдикт о твердых ценах и заработной плате.
Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье.
За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту.
Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.
Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Военная и административная реформы
Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы.
Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии.
Так как контингенты войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному слабороманизированному полуварварскому населению.
Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.
Пограничные военные поселения, образовывавшие местные легионы, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что возглавлявшие их военачальники нередко провозглашали себя императорами.
После введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь именно на них, Диоклетиан и Максимиан сумели подавить восстания внутри Империи и достичь некоторых успехов в войне с персами.
Как мероприятие, вытекавшее из потребности подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа временно себя оправдала.
В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно.
Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров – Никомедии и Медиолана – было трудно.
С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти.
Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров – Гая Галерия – Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию.
Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов.
Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один – на своей дочери, другой – на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев.
Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в.
Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.
При этом не последовало официального разделения империи, хотя каждый август имел свою армию, своего преторианского префекта и свою резиденцию.
Эдикты и рескрипты издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался Диоклетиан, что было важным моментом, так как начавшееся разделение власти не должно было противоречить принципу полной монархии, предполагавшемуся системой домината.
Ниже императора находилась многочисленная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную секции. Бюрократия пришла на смену разлагавшимся структурам самоуправления, остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в., и Диоклетиан попытался придать ей стройный и законченный характер, что должно было обеспечить органичное сочетание тетрархии с системой домината.
Бюрократические структуры должны были стать связующим элементом в тетрархии, ее прочным каркасом. Вместе с тем бюрократия должна была привести к обеспечению управляемости государства в условиях единовластия.
В связи с этим во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим.
Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.
Во главе бюрократической иерархии стоял преторианский префект, который руководил работой императорского правительства. Среди других высших лиц Римской империи следует назвать квестора Священной Палаты, в ведении которого находились законы и петиции, и начальника канцелярии, который ведал внешними сношениями, арсеналами, полицией и охраной.
Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий. Старые республиканские институты лишались всякого политического значения: сенат превратился, по сути, в муниципальный совет города Рима, хотя и пытался претендовать на большее, а магистратуры остались лишь почетными званиями.
Императорские же чиновники назначались теперь самим доминусом или, по иерархии, вышестоящими должностными лицами.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми.
Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в.
сепаратизм прежних, зачастую очень крупных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором.
Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.
Рим – историческая столица Империи, глава средиземноморского мира – сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.
Административная реформа проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства.
В третьем веке нашей эры в Риме установилась неограниченная монархия — наступил период домината. Старые республиканские учреждения исчезают даже из названий. Управление империей сосредоточено в руках нескольких ведомств, чиновники которых назначаются императором. 2 наиболее важных — Государственный Совет при императоре (готовит будущие законопроекты, дает советы императору), финансовое ведомство.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н.э.
По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus).
Слово dominus также может переводиться как «государь».
В доминате сохранилось много из традиций старого Рима, но доминат — это уже полноценная монархия с династическим принципом наследования. И с совсем другой технологией власти, особенно после принятия христианства. Доминат — это уже ближе к Византии, чем к классическому Риму. Тем более что с Диоклетиана Рим столицей «круга земель» больше не являлся.
Доминат являлся следствием кризиса и был порожден необходимостью укрепления центральной власти.
Еще Октавиану Августу, несмотря на все республиканские ширмы и идеологические увещевания, был отнюдь не чужд абсолютизм, и эта тенденция в политической жизни Римской империи сохранялась и усиливалась на протяжении всех трех веков, предшествовавших доминату.
Однако лишь во время Диоклетиана эта тенденция стала политической практикой и получила полное оформление.
Политическая система домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император был доминусом-господином, а все остальные граждане империи являлись его подданными.
Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Императоров отличала диадема и шитая золотом пурпурная одежда, они редко показывались народу, а те, кто был к ним допущен, обязаны были простираться ниц, соблюдая ритуал, принятый при дворе персидских царей.
Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный.