Достижения Древнего Китая

Основные достижения культуры Древнего Китая

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь.

В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг.

Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве.

Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга.

К выдающимся успехам материальной культуры относится древнекитайское лаковое производство. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.

Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становиться всемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.

Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С бумагой и тушью было связано и усовершенствование китайской письменности.

В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского духовного наследства, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время. Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари. Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической.

Некоторые достижения Древнего Китая – бумага, порох, компас и пр. – были заимствованы у китайцев другими цивилизациями. Благодаря этим достижениям мир претерпел значительные изменения. И тот мир, который мы видим сейчас, является результатом тех изменений, которые произошли благодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и цивилизации Древнего Китая.

Как и где возникла китайская цивилизация

Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао.

Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов.

Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.

У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос.

Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю.

Так зародился наш мир.

Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи.

«Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством.

Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретен компас. Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов.

При нем государство было разделено на 10 областей и введена децимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»[23].

В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[24].

Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней.

Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.

Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс.

лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати.

В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).

В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков.

Так возникает централизованное государство.

После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[25].

Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями.

Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях.

Заодно были сожжены и все исторические книги.

Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление.

Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством.

В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе.

Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга.

Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[26].

Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.

Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.

Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу.

Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом.

«Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража.

Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен?

Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[27]

Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».

Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира».

Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[28].

Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.

Великие научные открытия Древнего Китая

С 16 века до н.э. в Китае началось изготовление шелка.

К этому же периоду китайцы овладели отливкой бронзы и производством художественно выполненной бронзовой утвари, строили пышные дворцы и гробницы

Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесел побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии.

С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения. (башня-обсерватория в Гаочэнчжэне), разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий.

В 4 в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездные каталог, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось наблюдениям за планетами. В I в. до н.э. древние китайцы знали, что период обращения «Древесной звезды» (Юпитера) составляет 11,92 года.

Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

Китайцам принадлежит первое фиксированное упоминание о солнечном затмении, относящееся к 720 году до нашей эры. С давних пор китайцы использовали солнечные часы, а в 28 году до н.э. они впервые в истории человечества описали пятна на солнце.

Во 2 веке н.э. астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Благодаря продолжительным астрономическим наблюдениям китайцы еще в глубокой древности создали календарную систему.

Уже во 2 тысячелетии до н.э. китайцы знали, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в 104 г. до н.э. календарь делил год на 12 месяцев, дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Значительных успехов добилась и медицина.

В первом веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии (рисунок из китайской медицинской книги — один из традиционных методов лечения). Часть методов лечения древнекитайских медиков не потеряла своей актуальности и в наше время — например иглоукалывание, или акупунктура, применяемая еще в 4-3 вв. до н.э. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений начала 2 в до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней.

Древним китайцам принадлежат многие важнейшие открытия в науке и технике, опередившие открытия в других странах:

КОМПАС — В китайских летописях (3 в. до н.э.) имеются записи о применении компаса. Стрелкой для компаса служил природный магнитный железняк, отшлифованный в виде ложки, которая только выпуклой частью касалась отшлифованной поверхности медной пластинки.

2. СЕЙСМОГРАФ — чувствительный прибор для записи и измерений колебаний земной коры. Этот прибор изобрел в 132 г. выдающийся китайский ученый-астроном Чжан Хэн.

3. БУМАГА — производство бумаги. Впервые бумагу из тряпья и древесной коры изготовил в 105 г. Цай Лунь.

4. КНИГОПЕЧАТАНИЕ (в 4-3 вв. до н.э.) Текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу.

В древнем китайском обществе с самых ранних периодов его существования имелась необходимость производить астрономические вычисления, измерять площади полей, объемы зерна, емкости сосудов и проч. Это вызывало интенсивное развитие математики, которая носила в значительной степени практический характер.

С самых ранних времен система счисления у китайцев была десятичной.

На гадательных костях середины второго тысячелетия до н.э. встречаются числа, записанные с помощью девяти символов в позиционной системе.

Достижения Древнего Китая

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью.

Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность.

Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры.

Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.

Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань.

Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской.

К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Письменность

Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, — с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов.

В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия.

Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны — сходно звучащие слова-однослоги — в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы.

Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.

Выдающиеся писатели Древнего Китая

Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 — 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором Уди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре — кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью — завершить труд своей жизни.

В 91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) — сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы

В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре — поэт Сун Юй ( 290 — 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью и глубиной.

Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие.

Культы

Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем.

Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало — Небо.

Но китайское Небо — это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма).

Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент — незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь.

У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок — -тотем.

Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.

У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба.

С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент.

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление — прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления.

Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.

Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы.

“Благородный человек” Конфуция — это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено.

И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет — верхов, и тех, кто трудится и повинуется — низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 — 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий