Древнейшие цивилизации Мезоамерики
В южной части города Мехико, недалеко от Университетского городка, находится археологическая зона Куикуилько (Cuicuilco).
Расцвет цивилизации Куикуилько приходится на период с 1500 года до 200 года до нашей эры.
Это одна из первейших цивилизаций Мезоамерики представлена не прямоугольными в плане пирамидами, а круглыми, повторяющими естественный рельеф окружающих холмов.
К сожалению, извержение вулкана Шитле (Xitle) положило конец развитию цивилизации в данном месте и, по некоторым источникам, племена индейцев ушли на север и их культура явилась основой для другой цивилизации классического периода Теотиуакан (Teotihuacan).
Цивилизация Теотиуакана существовала в период с 200 года до нашей эры и по 700 год уже нашей эры.
Сегодня нам остается только по косвенным признакам догадываться, почему местные индейцы выбрали это место для огромного, самого большого комплекса пирамид в мире и почему, спустя почти 1000 лет они покинули его, чтобы потом его заново открыли племена ацтеков и назвали его именем, которое дошло до наших дней — Теотиуакан — место где обитают боги.
Эпоха расцвета теократического общества Теотиуакана , с его социально-культурной системой управления жрецами, которые контролировали вопросы религии, науки и политики, приходится на 200-500 годы нашей эры.
В годы расцвета цивилизации, город численностью более 200 тысяч человек, контролировал огромную плодородную территорию. С покоренных территорий стекались в город природные богатства и пригонялись рабы, которые использовались в строительстве пирамид. Технология строительства пирамид — это еще одна загадка цивилизации Мезоамерики, которая не знала колеса.
Так или иначе цивилизация Теотиуакана построила комплекс пирамид не знающий себе равного по размерам, насыщенности объектов и загадкам.
Пирамида Солнца, в основании 225 метров и 65 метров высотой(вторая по высоте в мире , после пирамиды Хеопса) и пирамида Луны, в строительстве которых, как признают ученые, использовались знания астрономии.
Дорога Мертвых, расположенная строга с юга на север, протяженностью 2,3 км и шириной 40 метров, учитывая рельеф местности создает оптический обман, увеличивая размеры пирамиды Луны. Расположение основных церемониальных строений и их местоположение в пространстве моделирует строение солнечной системы. С точки зрения российского ученого, специалиста по биолокации Сочеванова В.Н., каждая пирамида несет в себе определенную энергетику, которая несомненно учитывалась жрецами во время праздничных церемоний или во время жертвоприношений, во время лечения или подготовки воинов на войну и т.д.
Загадку этих знаний еще предстоит отгадать.
Вторая культура доклассического периода, которая делит первенство появления в Мезоамерике — это культура Ольмеков (Olmeca), объединяющая две цивилизации, собственно цивилизация Ольмеков с центрами в Сан Лоренцо (San Lorenzo), Ла Вента (La Venta) и Трес Сапотес (Tres Zapotes) и цивилизация Тотонаков (totonacas) с центром в Тахине (El Tajin).
Культура Ольмеков оставила о себе значительно больше следов, чем цивилизация Куикуилько, и не только в виде пирамид, как, например, комплекс в Тахине, но и в виде 17-ти многотонных каменных голов и других культовых предметов из камня в Трес Сапотес и Сан Лоренцо.
Введение
Актуальность темы. В настоящее время наблюдается общественный интерес к доколумбовым цивилизациям Центральной и Южной Америки, таким как майя, ацтеки и инки. Актуальность исследования обуславливается интересом современного общества к мифологии и религии древних цивилизаций, в частности к мифам и предсказаниям о конце света. Вокруг этих цивилизаций всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием движущих сил тех или иных процессов.
Каждая из культур несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь, каждый раз с древней культурой Латинской Америки, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Эта область истории и культуры практически не изучается как на уровне школьной программы, так и на уровне программ высших учебных заведений.
Это обусловлено тем, что проблема изучения Нового Света до недавних пор заключалась в «закрытости для глаз и умов ученых всего мира» самой Латинской Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.
Между тем, благодаря открытию Южной и Центральной Америки, в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин, эхинацея и каучук. Об этом же свидетельствует и обилие слов, взятых из индейских языков: географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, рыб, птиц, предметов, воспринятых у индейцев.
Как зародились, развивались и погибли эти цивилизации?
Какая у них была повседневная культура? Чего они достигли в области архитектуры, скульптуры? Какие научные познания они открыли, не имея связи со всем остальным миром? Каким богам поклонялись? Ради чего жили и умирали?
Если начать искать ответы на эти вопросы, то откроется целый мир нового и загадочного, что мы попытались отразить, исследуя тему «Культура древних цивилизаций Южной и Центральной Америки».
Объектом дипломного исследования является культура древних цивилизаций Южной и Центральной Америки – инков, ацтеков и майя.
Предметом исследования – достижения инков, ацтеков и майя в разных областях культуры и их влияние на современный мир.
Степень изученности проблемы.
Научных трудов казахстанских учёных по данной теме нами не обнаружено. В основном изучением цивилизаций инков, ацтеков и майя занимались зарубежные и российские учёные.
Так, историю древних культур доколумбовой Америки изучали американцы, канадцы и испанцы. Научный интерес к проблеме появляется не ранее середины XIX века. Вызван он был открытием руин древних городов майя американским путешественником и дипломатом Джоном Ллойдом Стефенсон [1].
Большинство исследований носило чисто описательный характер и являлось результатом многочисленных путешествий и экспедиций в глухие районы Мексики, Гватемалы и Гондураса.
Археологические раскопки были незначительными и низкими по качеству. В первую очередь интерес вызывали наиболее эффектные архитектурные сооружения и каменная скульптура. В частности именно в это время были проведены первые раскопки Теотиуакана (А. Батрес) и научное исследование древних городов майя (Т. Малер, А. Тоззер). Дж. Вайяну принадлежит самая полная до настоящего времени обобщающая работа по истории ацтеков [2]. Важное значение имели работы канадского археолога Р. Мак-Нейша в 50-х – 60-х годах, особенно на территории мексиканского штата Чиапас. Большой вклад в изучение культуры майя внес археолог Альберто Рус [3].
Одним из важнейших направлений зарубежной историографии являются исследования истории и культуры инков, которыми занимались такие крупные исследователи, как М. Андерс, Т. д’Алтрой, М. Ростворовски, Г. Эртон, А. Демарест, П. Дювиоль [4-9] и другие.
Российская историография доколумбовых культур Мезоамерики берет свое начало в конце 50-х – начале 60-х годов XX века.
Несмотря на относительную молодость, отечественная американистика добилась весомых результатов в решении многих важнейших проблем древней истории этого региона. Активной разработке были подвергнуты вопросы истории майя. В первую очередь здесь следует отметить исследования Ю.В.
Кнорозова [10], добившегося больших успехов в дешифровке иероглифической письменности майя. Общая характеристика искусства и культуры майя в классический период содержится в целом ряде статей и в монографии Р.В. Кинжалова [11]. В.И. Гуляев [12] акцентирует внимание на решении важнейших проблем цивилизации майя: происхождение, характере общества и причинах гибели классических городов-государств.
По истории ацтекской цивилизации ценные исследования были проведены в области социально-классовой организации, организации земледелия и некоторых проблем развития ацтекской культуры такими исследователями, как Р.В.
Кинжалов и В.Е. Баглай [13]. Изучением проблемы связи древних цивилизаций Нового Света занимался В.А. Башилов [14].
Несмотря на отчетливый интерес к древней истории Мезоамерики, многие ее проблемы пока остаются за пределами разработок российских американистов.
Особенно это касается ряда культур классического периода. Единственной обобщающей работой, охватывающей весь спектр классических цивилизаций Мезоамерики, является монография В.И. Гуляева «Древнейшие цивилизации Мезоамерики» [15].
Не остаются в стороне от разработок российских исследователей и вопросы истории инков. Среди наиболее значимых трудов середины 70-х годов XX века следует отметить монографии И.К. Самаркиной «Община в Перу» [16] и Ю.А.
Зубрицкого «Инки-кечуа» [17]. Определенное влияние на оценку характера инкского общества на различных этапах его существования оказал господствовавший в тот период формационный подход к оценке исторического процесса.
Современная американистика – динамично развивающаяся отрасль исторической науки. И хотя в истории древнейших цивилизаций Центральной и Южной Америки остается еще немало нерешенных проблем, успехи ее очевидны. Цивилизации майя, ацтеков, инков заняли достойное место в ряду цивилизаций Древнего мира, а их дальнейшее изучение позволит глубже понять закономерности мирового исторического процесса.
Целью дипломной работы является изучение процесса образования цивилизаций инков, ацтеков и майя и своеобразия их культур.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику Нового Света как уникальной исторической и культурной лаборатории, в которой зарождались и развивались цивилизации инков, ацтеков и майя;
- исследовать особенности цивилизации инков;
- рассмотреть административно-территориальное и общественное устройство империи инков;
- раскрыть достижения цивилизации ацтеков;
- определить влияние религиозных верований в культуре ацтеков на повседневную жизнь и развитие искусства;
- исследовать исторические условия зарождения и становления культуры и искусства племён майя;
- рассмотреть письменность, астрономию и религию майя как одно целое ядро данной цивилизации.
Хронологические рамки дипломного исследования охватывают следующие периоды зарождения, развития и заката рассматриваемых цивилизаций:
- майя – I – X вв. н. э.;
- ацтеки – XII – XVI вв. н. э.;
- инки – XIII – XVI вв. н. э.
Территориальные рамки дипломной работы по цивилизации Инков включают территорию от южных районов современной Колумбии до Аргентины, то есть часть Эквадора, Колумбии, Перу, Боливии, Аргентины и Чили. Особое внимание при этом уделяется инкской столице Куско и крепости Мачу-Пикчу.
Территория обитания цивилизации Ацтеков – от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива, то есть практически вся территория современной Мексики.
Особое внимание уделяется столице ацтеков Теночтитлан (современный город Мехико) и религиозному центру Теотиуакан.
Культура майя охватывала современные мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, а также территорию современной Гватемалы, Белиза и Западную часть Сальвадора и Гондураса.
Особое внимание уделяется самым крупным городам майянской цивилизации – Ушмаль, Паленке, Чичен-Ица и Тикаль.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что материалы и выводы дипломной работы позволяют представить культуру древних цивилизаций Южной Америки не только как нишу в мировой истории, но как одну из мировых загадок.
Основные положения и выводы имеют значимость для углубления знаний по истории Нового Света и могут быть использованы при чтении курсов «Культурология», «Всемирная история», «Культура средневековья» и др. а также при подготовке методических указаний, рефератов и докладов.
Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью и задачами, представленная дипломная работа состоит из следующих структурных элементов – введения, четырех разделов, десяти подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Открытие древних цивилизаций Америки
1.1 Общая характеристика Нового Света как уникальной исторической и культурной лаборатории
К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах – испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации.
На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г., там жило почти две трети всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади [18, с.453]. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и других.
В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны две: «Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя.
В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении [2, с.220]. В 1958 г. Генрих Берлин опубликовал свидетельства того, что в системе письменности майя существует вид специальных знаков, так называемых «иероглифов эмблемы», связанных с некоторыми из известных археологам поселениями.
Такие знаки легко выделить, поскольку они обычно сочетаются с определенными элементами иероглифики, которые появляются вместе с каждым из них. Специалистам уже удалось точно идентифицировать «иероглифы эмблемы» восьми «городов» классической эпохи: Тикаля, Пьедрас-Неграс, Копана, Киригуа, Сейбаля, Наранхо, Паленке и Яшчитлана.
Берлин предположил, что эти знаки либо обозначали названия самих «городов», либо династий, которые правили в них, и выдвинул предположение, что на стелах и других монументах этих городов были зафиксированы исторические события.
Таким образом, фигуры, вырезанные на рельефах классической эпохи, изображают не богов и жрецов, а представителей правящих династий, их супругов, детей и подданных.
Когда каменные «летописи» одного правления подходят к концу, следующая последовательность изображений начинается с того же самого мотива – прихода к власти нового правителя.
Календарь майя.
Еще одна загадка Южной Америки – календарь майя. Чтобы создать такой календарь, нужно обладать отличными астрономическими и математическими знаниями.
Известные факты. Календарь жрецов майя ведёт свой отсчёт от загадочной начальной даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Ныне человечество живет в эпоху Пятого Солнца. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого многие погибнут.
Когда же в таком случае следует ожидать великой подвижки Земли, которая послужит концом Пятого Солнца?
Пророчество майя касается какого-то события, которое произойдет 21.12.2012 и изменит ход истории. Основанием для таких утверждений стал таинственный календарь индейцев майя, который, по мнению ученых, удивительно точно передает все секреты летоисчисления.
В центре каменного календаря [см. прил.3] изображен Тонатиу Майя — бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох. Солнечный камень на языке символов говорит нам, что каждая эпоха имела своего бога, что за четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческие расы, прежде чем появились современные люди.
Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло. Предшествующее Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении. Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут.
Анализируя мифы о гибели четырех Солнц, ученые их объясняют различными природными катаклизмами и катастрофами.
Ученые пытались понять, какие события могли быть связаны с датой зарождения Пятого Солнца, и выяснили, что до 3113г. развитие нашей цивилизации было замедленным, но затем произошел резкий скачок на всей планете под воздействием неких внешних сил, именно тогда произошла глобальная культурная революция и люди обрели новые познания. В преданиях упоминаются как четыре Ягуара, которые прибыли на Землю после Потопа, способствовали восстановлению на Земле течение жизни.
Однако учёные не отчаиваются и упорно трудятся над расшифровкой магических знаков и загадочных символов. Итак, будем считать, что 21 декабря 2012 года, заканчивается Пятое Солнце.
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 млн. майя. В Гватемале до 40 % населения относятся к майя, в Белизе — порядка 10 %.
Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе. Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние.
Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили.
Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
3.2 Использование наследия майя в туризме
Апокалипсис, столкновение планет, смещение полюсов Земли, страшные катастрофы и разрушения — примерно так ныне описывают популярные писатели, средства массовой информации и интернет грядущие события, а именно 21 декабря 2012 года.
Однако сами индейцы о таких ужасах и не помышляли. Более того, поначалу они, судя по всему, вообще не знали, что грядет «конец света». Его вычислили — или изобрели — ученые, исследующие древние письмена. Конец света оказался отличной приманкой для туристов.
До настоящего времени сохранилось немало памятников архитектуры мезоамериканских цивилизаций.
Территория майя богата такими уникальными историческими территориями, как древние города – Паленке, Петен, Тикаль, Караколь, Эль-Мирадор, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др.
На данный момент производиться ряд туристических направлений в область распространения культуры майя. А именно: экологический туризм, экскурсионный туры, пляжный отдых, познавательный туризм и круизы.
Все это говорит о разнообразии возможных туров в данном направлении. Также, можно утверждать, что летом 2012 года поток туристов в центральную Америку увеличиться в разы. Когда в среднем туристов насчитывается около 20 миллионов в год, то в этот раз ожидается около 52 миллионов. Это связано с тем, что местное министерство туризма и отдыха планирует разработать дополнительные туры в связи с заинтересованностью людей приближающейся даты «конца света» — 21 декабря 2012 г. Однако, некоторые памятники архитектуры закрыты для посещения, так как находятся в аварийном состоянии.
Точно можно сказать, что туристы оказывают антропогенное воздействие на ландшафт, вытаптывая дорожки и уничтожая естественную природную среду.
Необходимо знать, что при развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории.
Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов.
Наиболее посещаемые места туристами Центральной Америки являются:
-
- Храм Кукулькана в Чичен-Ица (Мексика)
- Храм Воинов в Чичен-Ица (Мексика)
- Центральная часть г.Паленке, группа дворцов, состоящая из трех храмов: Храм Надписей, Храм солнца и Храм Креста (Мексика)
- Национальный Парк Тикаля (Гватемала)
- Пирамида Волшебника и Дворец Правителя в Ушмале (Мексика)
- Караколь (Белиз)
Заключение
На основании проведенного анализа древних цивилизаций Южной и Центральной Америки, можно сделать следующие выводы:
Древние цивилизации Нового света (инки, ацтеки и майя) развивались по собственной исторической траектории, непохожей ни на один путь развития цивилизаций Старого света. Они тесно между собой взаимодействовали и были связаны общностью городской культуры.
2. Цивилизация майя шла своим уникальным путем. Памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о том, что архитекторы майя обладали значительными инженерными и математическими познаниями.
Интересны мифы о происхождении и гибели «Солнц». Анализируя их, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Эти мифы аналогичны мифам ацтеков. Наиболее вероятно, что они имеют одни корни. Еще одна загадка Южной Америки – календарь майя. Чтобы создать такой календарь, нужно обладать отличными астрономическими и математическими знаниями. Он отличается от современного календаря на тысячные доли.
Календарь заканчивается 21 декабря 2012 года.
3. Величие древних цивилизаций Нового света особенно ценно своей непохожестью на другие цивилизации. Они прошли путь от «диких» племен до великого народа. Историкам и археологам с большим трудом по крупицам удается восстанавливать картину жизни древних племен и законы, по которым развивалось их общество. Но если при изучении других цивилизаций достаточно обнаружить факт и ему найдется объяснение, то с цивилизациями Нового света происходит по-другому.
Факты, обнаруженные учеными, по нескольку десятков лет остаются без объяснения. Возникает одна теория за другой, но, ни одна из них не может дать полного и ясного ответа на возникающие вопросы.
4. Туризм для Центральной Америки – третий источник поступления иностранной валюты после экспорта нефти и денежных переводов эмигрантов. Центральная Америка является одним из двух бурно развивающихся туристических регионов мира наряду с Китаем.
Другие туристические центры планеты переживают в последнее время сложности — Средний Восток сотрясают военные конфликты и преследует обстановка нестабильности, Африка традиционно мало посещаема, Европа с «её» евро стала крайне дорогой, а США не стимулируют увеличение притока туристов.
На данный момент страны, составляющие центральную Америку, активно развивают туристическую инфраструктуру. В скором времени будет открыто для туристов ряд новых курортных зон на побережьях Тихого океана и Карибского моря, а также, началась разработка ряда программ по экологическому туризму и охране историка – культурных ландшафтов.
Древние цивилизации Мезоамерики
До испанского завоевания (16в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп.
У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования.
Временной интервал их жизни можно посмотреть здесь или «кликнув» на картинку справа => Племена, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиальные изменения.
Вероятно уже у первых насельников Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных и др.
В дальнейшем, при развитии собирательства были созданы мифы о каймане — покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной. Ко времени доместикации и распространения маиса как культурного растения (5 тыс.
лет до н.э.) относятся и восстановленные по петроглифам, многочисленным обломкам глиняных статуэток и каменным печатям-штампам мифы о верховном многофункциональном божестве — «богине с косами» (название условно), в образе которой сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира.
«богиня с косами» олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть (некоторые её изображения имеют по две головы); из её груди струится «небесное молоко» — дождь, она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.
В более поздних мифологических системах это божество распадается на ряд богинь, связанных с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой и др.
Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью.
Эти три этапа возрастного развития женщины (юность, зрелость, старость) являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода; сохранилась статуэтка богини с триединым торсом. Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и др. Её ребёнок, упитанный младенец без явных признаков пола («толстый бог» — название условно), выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает.
Вероятно он олицетворяет маис и солнце, позднее в его функциях выступают три различных божества — кукурузы, солнце и весеннего цветения природы (сравни ацтекского Шипе-Тотека). К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины, который, возможно, почитался как «старый бог» (сравни ацтекского Шиутекутли) — отец «толстого бога», хотя и не ясна его связь с «богиней с косами» в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.
Мифология Ольмеков.
В классический период (первые века до н.э.) развития мифологической системы, совпадающего с появлением раннеклассовых городов-государств, происходит дальнейшее дробление и уточнение функций божеств, возрастает их число, устанавливается связь божеств с культом правителей как их представителей на земле.
В силу чисто политических причин (можно предположить, что в разработке системы деятельное участие принимали жрецы) вокруг того или иного божества группируются новые мифологические циклы, как, например, об основателе города, правящей династии. В мифологические образы вкладывается эсхатологическая и календарная мистика. Наряду с канонизацией основных черт главных божеств возникают смешанные образы, например, птица-ягуар-змея как олицетворение бога утренней звезды Венеры, появляются специальные божества смерти, свидетельствующие о развитии представлений о загробном мире.
Однако процесс углубления этой системы развивался неодинаково в разных районах Центральной Америки. Например, у большинства народов Западной Мексики она практически не засвидетельствована.
Змеи в мифологиях народов мира в т.ч. в Мезоамериканских мифах.
В противоположность двум предыдущим системам, воссозданным на основе памятников изобразительного искусства и реликтовых отрывков, вошедших позднее в народные предания и сказки, третья мифологическая система достаточно полно представлена в письменных источниках, составленных в период испанского завоевания и вскоре после него.
В конце классического периода у народов Центральной Америки создаётся мифологический комплекс, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью.
Особо важное значение придавалось «кормлению» бога солнца, чтобы он мог совершать свой каждодневный путь по небу.
Наиболее известным образцом третьей мифологической системы служит мифология ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в 13 в. и усвоивших мифологические представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков.
В ацтекский пантеон вошёл ряд божеств соседних и покорённых народов.