Тюркский мир: что это такое?

Тюркский мир: гунны (хунны), гёктюрки

Тюркский мир — один из древнейших и многочисленных этносов. Первые поселения древних предков современных тюркских народов тянулись с востока на запад от озера Байкал до Уральских гор, отделяющих Азию от Европы.

На юге территорию их обитания охватывали горы Алтай (алтан-золтой) и Саяны, а также озера Байкал и Арал. В древнюю историческую эпоху тюрки из Алтая проникли в северо-западный Китай, а оттуда приблизительно в 1000 г. до н.э. значительная их часть двинулась на Запад.

Достигли тогда тюрки и той части Средней Азии, которая называется Туркестаном (страной тюрков). Со временем часть тюркских племен откочевала на Волгу, а затем через Днепр, Днестр и Дунай — на Балканы. Среди тех тюркских племен, которые во второй половине XI — первой половине XIII веков нашли пристанище на Балканском полуострове, были предки современных гагаузов.

Балканы (Balkanlar — с турецкого языка) употребляются с начала XIX века и означают «непроходимые, густые, лесистые оры»

В наши дни тюркские народы обобщенно называются «тюркским миром».

К началу XXI в. зафиксировано 44 тюркских этноса. Это 150-200 миллионов человек. Самое крупное тюркское государство в мире с населением 75 миллионов человек (2007 г.) — это Турция. Маленькой частичкой тюркского мира является и гагаузский народ, большая часть которого проживает в Республике Молдова.

Разобщенность тюркских племен, расселение на огромных территориях привели к значительному различию в их языковых чертах, хотя в далекую старину все они говорили на двух-трех древнетюркских диалектах.

Регионы Тюркского населения

Тюркское население делится на восемь географических регионов:

  • 1. Турция;
  • 2. Балканы;
  • 3. Иран;
  • 4. Кавказ;
  • 5. Волга-Урал;
  • 6. Западный Туркестан;
  • 7. Восточный Туркестан;
  • 8. Молдова-Украина (свыше 200 тысяч гагаузов).

На территории Сибири проживает около 500 тысяч якутов (саха), в Афганистане тюркское население составляет около 8 миллионов человек, а в Сирии — свыше 500 тысяч человек, в Ираке есть 2,5 миллиона туркмен.

Группы Тюркского языка

Тюркские языки принято подразделять на четыре группы:

  • 1 Северо-западная или кыпчакская — это языки, на которых говорят кыпчаки, алтайцы, татары, крымские татары, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, каракалпаки и кыргызы;
  • 2. Юго-западная или огузская (азербайджанский, гагаузский, турецкий, туркменский);
  • 3. Юго-восточная (узбекский, уйгурский языки и язык кашгарских тюрок);
  • 4. Северо-восточная (языки якутов, долганцев, шорцев, хакасов, тувинцев и карагазцев).

Происхождение и значение термина «тюрок»

В различные периоды истории термин «тюрок» использовался как в качестве политического названия государства, так и наименование того или иного тюркского этноса. Письменные источники зафиксировали термин «тюрок» с VI века для обозначения ряда народов древних тюрок VI-VII веков, хазар — в IX веке, сельджуков-огузов — XI-XII веках.

По мнению датского ученого-лингвиста Вильгельма Томсена (1842-1927 гг.), слово «тюрок» было «сначала, вероятно, какого-нибудь отдельного племени или, еще более вероятно, названием княжеского рода».

В 1893 г. Томсен расшифровал Орхоно-Енисейские надписи — тюркоязычные надписи VII-XI веков на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии, названные по находкам в долинах рек Орхон (Монголия) и Енисей (Россия).

Написаны они руническим письмом. Открыты надписи русскими учеными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 годах в верхнем течении Енисея, а также на реке Орхон — Н. Ядринцевым в 1889 году.

Первоначально слово «тюрок» произносилось «торук», «торюк». В китайской транскрипции оно пишется «Тикуи» (тукюе, тукюэ). Термин «Тюркие» впервые был употреблен в VI веке в качестве определения Средней Азии, в IX-X веках — для обозначения территории от Поволжья до Центральной Европы, а в XIII веке — для определения территории Египта и Сирии.

Что касается Малой Азии (Анатолии Турции), то эта область стала называться «Тюркие» с XII века. Это слово впервые было использовано на итальянском языке в написании «Turchia«. В древнетюркском языке слово «тур» («тюрок») означало силу, мощь. Не следует путать термины «тюрк» и «турок». Первое относится ко всем тюркским народам, а второе — к жителям современной Турции.

В письменных источниках западных тюрков первой половины 8 века слово «тюрок», синтагма «тюрк будун» имели собирательное значение и означали «тюркский народ», то есть все племена-тюрки, все тюркские роды.

Академик В. В. Бартольд (1869-1930 гг.) подчеркивает, что в арабской географической литературе IX-X веков слово «тюрок» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа или государства» (соч., т. 5, с. 584). В политическом смысле термин «тюрок» впервые был употреблен в качестве официального названия государства «голубых тюрков» («кёк», «гёк тюрк»).

Оно было создано в VI-IX веках в Средней Азии. Голубой цвет — национальный цвет тюрков, а символ «солнце» — степь, родина, дом.

Почти все тюркские народы прошли через стадию кочевничества, возникшего в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Термин «кочевничество» в основном применяется к образу скотоводов засушливой зоны.

Оно зародилось в конце II — начале 1-го тысячелетия до нашей эры вреде горностепных племен Евразии. В разные периоды истории кочевали и предки гагаузов. В начале нашей эры кочевники тюркских племен разделились на две группы — южную и западную.

Типичным жилищем тюрок-кочевников считалась кибитка. Продуктами питания были молоко, сыр, айран. В пищу употреблялось и мясо домашних и диких животных.

Не в широких масштабах еще с VIII века известно хлебопашество. Из культурных растений только просо носит тюркское название, а все остальные — заимствованы. Армия тюркских племен целиком состояла из конницы. У них лук со стрелой символизировали власть. Лук означал непосредственно власть, а стрела — преданность ей. Тюрки-воины под страхом смерти поддерживали железную дисциплину в войсках. Если во время войны один из десяти человек бежал, то все оставшиеся умерщвлялись. Во главе десяти воинов стоял десятник — онбашы.

В первое время тюрки-кочевники верили в то, что принятие той или иной религии угрожает ослаблением их военного духа.

Правда, со временем получилось наоборот. До принятия ислама в их среде преобладала вера в единственного Бога, названного ими Тенгри (персид. Тепдаг-Аллах, вечное Небо) или гёк Тенгри (голубое Небо).

У тюрков господствовала вера в потустороннюю жизнь. Они верили в воскресение человека. Верили в рай и ад. По тюркским народным верованиям, душа умершего обращалась в птицу или насекомое. О тех, кто умер, говорили, что он улетел (учду). На шаманской (шаман — возбужденный, исступленный человек) почве развились и окрепли различные обряды (свадебные, похоронные и другие).

У многих тюркских народов некоторые из этих обрядов сохранились и поныне. У тюрков тотемным животным был серый Волк (Бозкурт), представляющийся в роли некоего хранителя рода.

Однако в религиозных обычаях тюркских народов есть и исключения. Хазары сначала были язычниками, затем стали христианами (677- 703 гг.), мусульманами (732-800 гг.), иудеями (800-965 гг.).

Еще до оседлой жизни уйгуры отказались от шаманизма и под влиянием китайцев исповедовали буддизм (пробужденный). Среди них были и христиане. К исламу они окончательно перешли лишь в конце XIV-начале XV веков. У некоторых северных народов (например, на Алтае, Россия) до сих пор есть свои шаманы.

Христианство (от греческого слова Christos — помазанник) — одна их трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом.

Его распространение среди тюрков началось в VII веке. В Среднюю Азию христианство проникло из Ирана, куда в свою очередь было привнесено сирийцами.

Его распространителями были несториане. По утверждению авторов «Исламской энциклопедии» (т. 17, с. 334), несторианство в 635 г. было известно в Китае. Оно было основано в Византии патриархом Несторием. Несторияне отрицали божественную сущность Христа и утверждали, что и Богоматерь, и Иисус Христос были смертными людьми. Несторианство было осуждено как ересь на Эфесском соборе (431 г.). В XIV веке начинается борьба католичества с несторианством.

Некоторые исследователи считают, что часть тюркских племен была знакома с христианством еще с IV века.

К примеру, в X веке упоминались христианские селения в горах к югу от Самарканда. По утверждению академика В. Бартольда, в 1007 году христианство принял народ кераитов в Монголии.

Среди разноплеменной империи Чингисхана (означает великий хан) был народ, исповедовавший христианство. Из этого рода Чингисхан и его сыновья брали себе жен.

Однако специалисты утверждают, что в тот исторический период у христианства в Средней Азии не было серьезной почвы. «Христианство исчезло постепенно, вследствие прекращения сношений со странами христианской культуры», — подчеркивает В.

Бартольд (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, «Энциклопедический словарь», СПб, 1903, т. 74, с. 680). В Средней Азии оно не оставило по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийского происхождения, перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам.

Что касается древних предков гагаузов (печенегов, узов, кыпчаков), то одна их часть, видимо, была знакома с христианством еще в Средней Азии, другая (из печенегов и узов) христианство приняла на территории Киевской Руси прежде, чем перейти на службу к князьям по охране ее границ.

Третья часть предков гагаузов, особенно кыпчаков, до Балкан оставалась язычниками. Гагаузы, как этнос, приняли христианство на Балканском полуострове. Но об этом речь ниже.

Ислам (с арабского — покорность, предание себя воле божьей) одна из наиболее распространенных религий мира. Возник в VII веке нашей эры в Хиджазе (Западная Аравия). Его основателем является Мухаммед (около 570-632 гг.) из рода Хашим. Мухаммеда мусульмане называют Пророком. По данным «Исламской энциклопедии», в начале ХХ1 века в мире было свыше 1 миллиарда мусульман.

Около 90% — это сунниты и 19% — шииты. Они проживают более чем в 40 мусульманских государствах.

Ислам насаждался насильно. Тюрки в первое время менее всего поддавались его идеям. Самыми ярыми врагами ислама были уйгуры, впервые упоминающиеся в китайских источниках IV века. По утверждению известного австрийского историка-востоковеда Хаммера (Гаммера), уйгурский язык является одним из самых древних и чистых тюркских языков («Biiyiik Osmanli Tarihi», istanbul, cilt 1, s. 31-34).

До конца XII века кыпчаки (половцы, куманы) также отказывались принимать ислам. Только спустя 350 лет после появления этой религии, возникшей в VII веке, она стала медленно распространяться среди тюрков, в частности огузов.

Первыми ислам приняли глава Салуров (Салгуров) по имени Салур (один из 24 родов племени Огузов) и две тысячи его сторонников. После этого, отмечают Хаммер и османский историк Нешри (умер в 1520 г.), сам Салур получил имя Кара Хан, а чтобы отличить его род, принявший ислам, от других тюрков-идолопоклонников, он своих единомышленников-исламистов назвал «Turkmen» («islam Ansiklopedesi», istanbul, 2007, cilt 33, s. 20-22).

Процесс принятия ислама тюркскими племенами шел очень медленно и весьма болезненно. Продолжался он почти 4 века. Решающую роль в распространении ислама среди тюркских кочевников и полукочевников сыграла арабская армия.

Она начала завоевывать Среднюю Азию в 651 году и дошла до берегов рек Амударья и Сырдарья. Все тюрки, принявшие ислам, а не только живущие сегодня в Туркменистане, со временем стали называться тюркменами.

Слово тюркмен состоит из двух частей: тюрк + персид. «мана» — похожий (араб, «иман»- принятие ислама, араб, «адем» — человек, «маненд» персид.) означает человек, принявший ислам, похож на тюрка, настоящий тюрок. По этой аналогии образовано и слово «шишман» — толстый, жирный, тучный, полный (шиш — опухший, вздутый, вздувшийся+мана).

Понятие «тюркмен» впервые было использовано в 985 году арабским географом Макдиси (946-1 ООО гг.). Однако оно окончательно вытеснило слово огуз как название племени лишь в начале XIII века.

Распространению и укреплению ислама, принятию его теми тюркскими кочевниками, которые не были мусульманами, способствовало образование Монгольской империи во главе с Чингисханом. Монголы повлияли и на образование новых кочевых народностей, говоривших по-тюркски и принявших ислам.

Это, например, татары, ногайцы, узбеки. Слово «татар» первоначально обозначало именно монголов, как народ.

В исторической литературе различаются три категории тюрков: кочевые тюрки — шаманисты, исламские тюрки — (кочевники — тюркмены) и оседлые тюрки. Последняя категория получила название сарты. Ими были отуреченные персы, жившие в городах и занимавшиеся торговлей с тюркскими кочевниками.

Сартами в прошлом называлась также оседлая часть узбеков. Огузы-кочевники называли тех своих родичей, которые приняли ислам и стали вести оседлый образ жизни, «yatuk» («tembel»), что значит «ленивый». Тех же, кто отказывался принимать ислам, обзывали арабским словом «kafir» (кяфир), что значит «неверующий, немусульманин, гяур».

В далеком прошлом тюркские племена были хозяевами на всем пути передвижения огромной массы людей.

Господство степных тюркских кочевников охватывает период с 550 по 1200 годы. Затем наступила эра монголов (1200-1368 гг.). Одним из первых многочисленных племен, вынужденных откочевать вплоть до Венгрии, были авары. Они двинулись на Запад под давлением Великого Тюркского каганата, господствовавшего (552-745 гг.) на просторах Алтая и Средней Азии.

Гунны стали первым тюркским племенем, впервые зафиксировавшим свое имя в анналах истории тюркского мира.

В древнегреческих источниках они называются «Hunnoi», в латинских — «Chunni», «Hunni».

В древнетюркском языке слово «хунн» означает «человек», народ», а в китайском — «варвар». Монгольское слово Хунну есть собственное имя. Этноним «хунн» впервые был зафиксирован в официальном документе политического характера, подписанном китайцами и гуннами в 318 году до нашей эры. Гунны были кочевым народом, сложившимся в Приуралье во II-IV веках из тюркоязычных племен хунну, прикочевавших сюда из Центральной Азии во II веке.

Империя Хунну была создана в окрестностях Отюкена, называемых «Священной землей», и в районах рек Орхон и Селенга.

Хуннов (гуннов) принято разделять на азиатских и европейских (западных) гуннов.

Первым правителем гуннов в 220 г. до нашей эры стал Теоман (Туман). В 209 году до нашей эры вождем гуннов объявил себя Модэ (Мете).

Он превратил Гуннскую державу в родовую империю. Ему удалось обеспечить формирование «тюркского национального единства». Подданными его империи, наряду с тюркскими племенами, стали также монголы, тибетцы, тунгузы и китайцы. Только в Средней Азии число племен и городов-государств, входивших в ее состав, составляло двадцать шесть («Исторические сведения о тюркской нации», Анкара, 2001, с.11).

Хан Модэ положил начало общей истории древних тюрков. В войско гуннов собиралось до 300 тысяч лучников.

В 51 году до нашей эры империя Хунну распалась на две части, образовав Южный и Западный каганаты. Окончательный развал в 147- 156 годах Западного каганата гуннов и начало их массового передвижения на Запад дали мощный толчок Великому переселению народов (IV-VII вв.). В 371 году гунны перешли Дон и в 376 году вытеснили за Дунай часть готов (германских племен), живших в III веке в Северном Причерноморье.

В 70-х годах IV века они появились в Северокавказских степях и вступили в решительную борьбу с аланами (аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения, кавказские аланы предки осетин).

Поход гуннов на Запад занял в общей сложности более 200 лет.

В 422 году каган европейских (западных) гуннов Руа вел первую Балканскую войну против Византии. После его смерти власть (434- 453 гг.) перешла к Аттиле по прозвищу «Бич божий». Аттила был владыкой на пространстве от берегов Волги до границ Венгрии.

На ее территории и всей Среднедунайской низменности гунны хозяйничали почти пятьдесят лет и достигли наибольшего могущества. Аттила обладал полумиллионной конной и пешей армией, которая несколько раз опустошала всю Северную Италию, окружив Рим.

На 60-м году жизни он скоропостижно скончался.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий