Философия Фрейда: кратко и понятно

Философия Фрейда

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

  • – «Массовая психология и анализ человеческого «Я»»;
  • – «По ту сторону принципа удовольствия»;
  • – «»Я» и „Оно“»;
  • – «Психология бессознательного»;
  • – «Неудовлетворенность в культуре»;
  • – «Цивилизация и анализ человеческого «Я»» и др. Фрейд выдвинул:
  • – гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
  • – утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;
  • – гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности.

Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:

  • – человека и социальной среды;
  • – человека и культуры;
  • – человека и цивилизации.

Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:

  • – формирование религиозных обрядов и культов;
  • – появление искусства и общественных институтов;
  • – возникновение науки;
  • – саморазвитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.

В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».

«Либидо» в понимании Юнга – это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»;

«Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице». Интереснейшим представителем неофрейдизма был Эрих Фромм.

Основным движущим фактором психики Фрейд считал энергию бессознательных психосексуальных влечений. Он обратил внимание европейского человечества на то, что очень много поступков человек совершает, руководствуясь не сознанием, а стихийно, поддаваясь импульсам.

Он выдвинул теорию, что в этом бессознательном главную роль играет либидо. духовно раскрепостил сознание европейцев, освободил от некоторых крайностей христианской морали. В соответствии со своей теорией бессознательного, Фрейд разработал технику психоанализа. Психоанализ – это попытка разговаривать с человеком не как с представителем рода Homo sapiens, а как с уникальным существом.

Технология психоанализа позволяет выявить в человеке такие неповторимые черты, кот. подсказывают как этому человеку конкретно решить свои проблемы. Правда, здесь тоже есть некоторая абсолютизация. Человек слишком много внимания уделяет своей персоне.

А ведь он – открытая «система», все время взаимодействует с окружающим миром, и эти две части – внутренняя и внешняя – сбалансированы, в общем и целом равноценны. Когда много внимания уделяется внутреннему миру, то происходит сбой в психике человека, и человек вместо того, чтобы реально заниматься решением проблем, начинает искать какие-то нюансы в психическом поведении, искать и находить в себе какие-то отклонения, патологии.

В этом состоит вред психологизма. Психоанализ рассматривает человека, по существу, как психопатическое существо, у которого всегда есть какие-то ненормальности, отклонения. На самом деле все отклонения находится внутри нормы (в широком смысле). А психоаналитики стараются заострить внимание человека на этих отклонениях и считают, что все проблемы, все несчастья возникают из-за того, что он отклонился от нормального.

Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация.

Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями.

Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) заложил основы психоаналитической философии.

Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось.

Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное.

По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Помимо «Я» в человеческой психике Фрейд выделяет ещё «сверх-Я», которое представляет собой некоторую совокупность перенесённых «вовнутрь» психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, а также «Оно», которому соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Он считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение — либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных.

От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются»из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида. Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве.

Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углублённого его осмысления.

Важнейший двигатель психической жизни человека- «либидо» определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

Классический подход к неосознанному состоял в следующем: то, что мы пока не осознаём, есть всего лишь смутное сознание, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отличается от света степенью освещенности, так и бессознательное отличается от сознательного степенью осознанности индивидом своих представлений и переживаний.

По Фрейду, несмотря на то, что между бессознательным и сознанием есть связи, переходные явления психики, первое качественно отличается от второго. Многие функции нашего тела осуществляются бессознательно. Бессознательны и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное «прорывается» в снах, в гипнотических состояниях, а также тогда, когда оно «заставляет» делать оговорки, описки, бесконтрольно прятать, убирать предметы и т.д.

Это своего рода «низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное связано с интуицией, воображением, скрытым вызреванием замысла и т.д.

У Фрейда культура выступает как «Сверх-Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии «либидо».

Фрейдизм в философии: основные положения и развитие

Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог, культуролог, философ.

Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры.

Согласно Юнгу, «либидо» это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются в качестве различных проявлений единой энергии либидо.

Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна «поворачиваться вспять», вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными Формами адаптации к миру человеческого рода. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего это «коллективное» и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность.

Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.

Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Поэтому его архетипы выполняют функции основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих доопытную готовность к восприятию и осмыслению мира. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец — это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, незащищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.

Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток.

И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей.

Основные понятия и идеи Фрейдизма

Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) — часть психотерапии , врачебный метод исследования , развиты й З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.

В дейс тв ии таких вытесненных » комплексов » видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ( » анализе» ) можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать.

Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (» либидо » ) центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Кратко и понятно о психоанализе Фрейда

Исходя из вышеизложенного , сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

  • 1. психоанализ — как метод психотерапии;
  • 2. психоанализ — как метод изучения психологии личности;
  • 3. психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа , в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности , ни об обществе.

Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

  • Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
  • Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой.

К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы.

Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, » преисподнюю » психики.

Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами.

И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом » свободных ассоциаций «. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.

Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов.

Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд , пришел к выводу, что » сценарий » сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти.

По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Философия Фрейда кратко

Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение — либидо) и крайне важно стью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее ис­кать обходные пути.

И она проявляется в виде неврозов, сновидений забыва­ния неприятного и т.д.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное — ϶ᴛᴏ бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всœевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве.

Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

  1. — топической (с точки зрения строения);
  2. — динамической (с точки зрения их проявления);
  3. — экономической (т. е. энергетической).

Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уров­нями: бес сознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:

  • — СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО
  • — Я – ЭГО
  • — ОНО – ИД

С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО — ИД.

ИД — это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я — ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ — Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всœего от родителœей.

Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР — ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов,

  • Вытеснение — ϶ᴛᴏ процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение ин­ дивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.
  • Рационализация — это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.
  • Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).
  • Регрессия — это форма ухода личности от реальности и возврат к той ста­- дии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.

Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:

  • — о бессознательных мотивах в поведении человека;
  • — о соотношении нормальных и патологических явлений психики; — о роли сексуального фактора;
  • — о ее защитных механизмах;
  • — о влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.

Фрейд говорил о всœесилии либидо, антагонизме сознательного и бессоз­нательного.

Именно в связи с этим, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в т.ч. и в культу­ре. По этой причине культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовер­шенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь нена­видит запрещающую культуру.

По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.

Главный смысл учения Фрейда — осмысленный баланс СВЕРХ — Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого се­бя.

Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен уста­новить компромисс между СВЕРХ — Я и ОНО.

Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся силь­нее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.

Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ — Я, предложили людям освободиться от соци­альных норм и прежде всœего от стыда, который был объявлен ложным и ме­шающим жить чувством.

Мир искусства занялся бесстыдным показом всœех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда — победить ОНО.

Фрейду в современной России довольно странно. Его книги переиздаются. Фрейдовские идеи свободно применяются политологами и журналистами для толкования нашей истории, текущих событий и действий известных политиков. Литературные критики дают толкования текстов, соединяя фрейдовские конструкции с идеями Деррида, Делеза и других постмодернистов.

Нужно заметить, что ранее в нашей стране отношение к Фрейду было иным.

Хотя его работы широко переводилась еще до революции, его идеи не получили широкого философского и культурного признания.

Мне кажется, что непризнание фрейдовской концепции в России в это время объясняется тремя обстоятельствами:

  1. ее сциентистским рационализмом;
  2. ее биологизмом, иногда даже производящим впечатление биологического;
  3. ее индивидуализмом: социальное окружение индивида — это только источник травм и в конечном счете причина неврозов, так как именно из столкновения социальных требований с биологическими инстинктами и желаниями индивида неврозы и вытекают.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий