Философия средних веков: кратко

Философия средневековья

В продолжительный период европейского средневековья (I–XIV вв.) философия развивалась преимущественно в рамках теологии. Она – служанка богословия.

Ее основные направления:

  • апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму);
  • патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией);
  • схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, – причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана (160–220), суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно».

Напротив, Фома Аквинский (1225–1274) считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

  • 1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);
  • 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога);
  • 3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);
  • 4) доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);
  • 5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В позднем средневековье (X–XIV вв.) возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

  • 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);
  • 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан);
  • 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);
  • 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий (У. Оккам).

Итак, период средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

Философия средних веков

Эпоха средневековья продлилась с IV по XVI вв. Этот более чем тысячелетний период развития европейской философии прошел под знаком утверждения христианских принципов и идеалов.

Основными источниками философии средних веков были христианская теология и античная философия, в первую очередь, наследие Платона и Аристотеля.

В развитии средневековой философии выделяют три крупных периода: период апологетики и патристики (IV — V вв.); схоластический период (VI — XIII вв.); эпоху Возрождения, или Ренессанса (XIV — XVI вв.).

Главной особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии.

Philosophia — ancilla theologiae (Философия — служанка богословия) — так определялась роль философии в общественном сознании эпохи средневековья.

Онтологическая концепция средневековой философии строилась на объективно-идеалистической основе: «Вначале было слово… И это слово было Бог». Отличительными чертами средневековой онтологии были теоцентризм (от лат. theos — бог) — провозглашение Бога центром всего сущего и провиденциализм (от лат.

providentia — провидение) — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного промысла.

Характерными особенностями средневековой теории познания были иррационализм — утверждение преобладания непознаваемого над познаваемым и интуитивизм — признание религиозной интуиции (божественного откровения) главным источником познания.

Основным руслом развития рационального познания в средние века была схоластика, задачей которой являлось доказательство истин откровения средствами логики.

Чувственное, опытное познание провозглашалось греховным и сурово преследовалось, в результате чего развитие естественных наук в средние века было приостановлено.

Начальный период средневековой философии соотносят с идейными движениями апологетики и патристики.

Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, которую и осуществила апологетика.

Апологетика (от греч. apologia — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления официальной языческой идеологии. Не создав оригинальной философской концепции, апологеты обосновали саму возможность существования философии на основе христианского вероучения.

Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик (ок.100-ок.165). Он вошел в историю как один из первых героев-подвижников христианства.

Воспитанный в языческой среде, с молодых лет он искал религиозно-этическое учение, которое могло бы полностью удовлетворить его духовные притязания. В тридцатилетнем возрасте он познакомился с христианством. Приняв его и в качестве философского учения, и в качестве религии, он много странствовал, устраивая философские дискуссии с противниками христианства.

За отказ принести жертву языческим богам был жестоко казнен.

Вслед за апологетикой сформировалось течение патристики (от лат. pater — отец). Патристикой называют учения первых идеологов христианства, так называемых «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви.

Крупнейшим представителем патристики был Блаженный Августин (354 — 430). Августин родился в Тагасте, римской провинции на севере Африки в семье язычника и христианки.

Кроме христианского имени Августин, он носил также римское имя Аврелий. Он получил хорошее образование и с девятнадцати лет (когда умер его отец) стал преподавать, быстро преуспев в карьере ритора. Знакомясь с наследием античных философов, он всё глубже проникался идеей богоискательства. Достигнув тридцатитрехлетнего возраста, он принял христианство.

В своем учении Августин соединил основы неоплатонизма с христианскими постулатами. Бог, по Августину, это причина всего.

Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи* (от греч. theos — бог и dike — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за косности материи, которая, воплощая в себе божественные прообразы предметов, искажает идеал.

Социальные воззрения Августина выражены в его теории о Граде Божьем, в которой он противопоставил государство (царство греха) и церковь (царство добродетели).

«Существовало всегда два рода человеческого общения, которые мы можем называть двумя градами, — писал Августин. — Один из них составляется из людей, желающих жить по плоти; другой — из желающих жить также по духу. Когда каждый из них достигает своего желания, каждый в мире своего рода и живет». Церковь Августин называл «Христом, простирающимся в веках», а государство — «великой шайкой разбойников».

Важнейшие сочинения Августина «Исповедь», «О Граде Божьем» и др.

стали теоретической основой идеологии христианской церкви.

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика (от греч. schole — школа, учение, беседа) — так называемая школьная наука, соединявшая христианскую догматику с логическими доказательствами. Догма (от греч. dogma — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике.

Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения основных догматов веры. В современном языке схоластикой называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла мистике (от греч. mystika — таинство, таинственные обряды) — учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств.

Истинность рационального познания мистика отвергала в принципе.

На протяжении девяти веков схоластика господствовала в европейской мысли. Именно ей принадлежит заслуга сохранения науки в качестве признанной обществом сферы познания. Схоластика сыграла ведущую роль в развитии логики и других теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский, или Томас Аквинат (1225/26 — 1274).

Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма (от лат. neo — новый). Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии».

Фома Аквинский происходил из знатного французского рода.

С пяти лет он воспитывался в бенедиктинском монастыре.

Сблизившись с доминиканцами, примкнул к ним. Своим призванием Фома считал теологию, преподавал в Париже и других городах. В последние годы жизни неоднократно переживал религиозные экстазы, во время одного из которых сжег незавершенную «Сумму теологии».

Центральной темой рассуждений Фомы Аквинского является соотношение разума и веры.

В его учении проводится четкая грань между верой и разумом, религией и наукой: религия обретает знания в откровениях, наука — в разуме. «Мы должны допустить существование наряду с истинами откровений истин разума», — писал Фома. Слепой веры человеку недостаточно, необходимо рационально объяснить ему истины веры. В этом и заключается, по Аквинату, цель существования науки.

Одной из наиболее распространенных форм развития философского знания в средние века являлись ученые дискуссии.

Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях».

Универсалиями (от лат. universale — общее) называют общие понятия (наименования, имена), отражающие общие свойства ряда предметов.

Общими понятиями являются, например, дерево, красное, горячее, шар, собака, кислое и т.п. Эти понятия выражают свойства не одной конкретной вещи, а целого класса предметов.

В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: что первично — общие понятия или единичные вещи? Другими словами, единичные предметы создаются по существующему до них общему образцу, или общие понятия создаются на основе единичных предметов? При ответе на этот вопрос сложились два течения: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. nomen — имя, название) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена — создает познающий их субъект, когда выделяет в этих единичных предметах какие-либо общие свойства. Другими словами, общие понятия существуют только после вещей. Крупнейшими представителями номинализма были Иоанн Росцеллин (1050 — 1123/25) — французский монах-проповедник, не оставивший никакого письменного наследия и Уильям Оккам (1300 -1349/50) — оксфордский профессор- францисканец, обвиненный папской курией в ереси и нашедший защиту у германского императора Людовика Баварского.

Реализм (от лат. realis — действительный) утверждал, что общие понятия существуют реально, объективно, независимо от познающего их ума. Общие понятия существуют до единичных вещей и выражают идеальную суть этих вещей. Общие понятия — это своего рода идеальные прообразы единичных вещей. Воплощаясь в единичных вещах, общая их суть всегда более или менее искажается. Концепцию реализма разделяло большинство ортодоксальных христианских философов.

Например, «отец схоластики» Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), занимавший высокий пост архиепископа и Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 — 1308), профессор теологии и философии в Оксфорде и Париже.

Эпоха Возрождения (XIV — XVI вв.), или Ренессанса (от фр. renaissance — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период восстановления важнейших принципов духовной культуры античности.

Основной чертой философии Возрождения стал гуманизм* (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

Мировоззрение эпохи Ренессанса строилось на принципе антропоцентризма (от греч. anthropos — человек), ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой.

Человек может и должен исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы всеми доступными разуму способами. В эпоху Возрождения были пересмотрены схоластические, чисто умозрительные, принципы познания и возобновилось опытное, естественнонаучное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира — гелиоцентрическая картина Николая Коперника (1473 — 1543) и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно (1548 — 1600).

Джордано Бруно родился в Италии, недалеко от Неаполя.

В юности вступил в орден доминиканцев, где увлекся философией. Основные его интересы были сосредоточены на натурфилософских вопросах. Он написал ряд статей и трактатов, идеи которых во многом расходились с ортодоксальными положениями католицизма. Спасаясь от преследований инквизиции был вынужден переезжать из города в город, из страны в страну, выступая на ученых дискуссиях, читая лекции, продолжая писать и публиковать свои работы.

В конце концов Бруно был схвачен инквизицией и сожжен на костре.

«Итак, я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно.

Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве. Это называется бесконечной Вселенной, в которой находятся бесчисленные миры. Таким образом, есть двоякого рода бесконечность — бесконечная величина Вселенной и бесконечное множество миров, и отсюда косвенным образом вытекает отрицание истины, основанной на вере», — читаем в документах Венецианской инквизиции о допросах Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии установился пантеизм (от греч. pan — всё и theos — бог) — учение, отождествляющее природу и Бога («Природа — это Бог»). Немецкий философ-самоучка Якоб Бёме (1575-1624), в своем трактате по космологии вывел знаменитую формулу пантеизма: «И как всё в боге, и сам бог всё».

Интерес к физической стороне жизни, в том числе и к телесному бытию человека, подавлявшийся в средние века, был уравнен в правах с изучением духовных явлений.

В этике Ренессанса были восстановлены многие принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма).

«…Некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их невежество настолько явно, что они не нуждаются в опровержении…

Как же назовется полезным то, что не будет ни добродетельным, ни вызывающим наслаждение? …Добродетельные качества являются не частями высшей добродетели, а служат для получения наслаждения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я», — писал, например, в трактате «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407 — 1457).

В социальной части этических учений стали появляться концепции, утверждавшие новые принципы общественного бытия: индивидуализма (обособления интересов отдельной личности) и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах жизни).

Социальные учения эпохи Возрождения подготовили почву для формирования новой, буржуазной идеологии.

Возникновение философии

Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII — VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию «единого во всем».

Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э.

Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории «осевым временем».

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными.

Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи.

Перемены, осуществившиеся в эпоху «осевого времени», имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху «осевого времени», отличается от мифологии и религии следующими качествами:

  1. рациональным характером объяснения действительности (базированием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);
  2. рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, «вечным» проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным «зеркалом» не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;
  3. свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты.

Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: «подвергай все сомнению», является одним из ее стержневых идеалов

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на :

  • 1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.
  • 2. Античная философия. VI век до н.э. — V век нашей эры
  • 3. Средневековая философия V век н. э. — XIV век н.э.
  • 4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
  • 5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. — сер. XIX века н.э.
  • 6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. — современное время

Философия древнего мира

Изначально тотальность реального виделась как «физис» (природа) и как космос, почему философская проблема и выступала как космологическая. Первые философы-натуралисты ставили вопрос так: как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?

Но у софистов — другая картина.

Космология оставлена на второй план, внимание концентрируется на человеке и его специфических способностях. Так возникает моральная проблематика.

Вместе с грандиозными систематическими конструкциями VI века до новой эры философская проблематика обогатилась вопросами, которые на протяжении всей истории будут парадигматическими.

Платон продемонстрирует, что реальность и бытие не однородны, что помимо космоса чувственного есть реальность интеллигибельная, превосходящая чувственную, физическую, которая впоследствии получит название метафизической.

Проблемы моральные будут специфицированы: человек как индивид и как ассоциированный человек осознает различие между собственно этическими и политическими проблемами (впрочем, взаимно связанными для греков, но не для нас) .

Платоном и Аристотелем были зафиксированы проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического, с точки зрения метода рационального поиска.

Какой дорогой следовать, чтобы достичь истины? Каков подлинный вклад чувств и что идет от разума? Что характеризует истинное и ложное? Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает? Каковы правила адекватного мышления? В соответствии с какими правилами мы можем квалифицировать то или иное суждение как научное?

В связи с логико-гносеологической проблематикой рождается проблема искусства и прекрасного, которая в художественном выражении обозначалась как проблема эстетики.

Отсюда же и проблема риторики, искусства убеждать, столь важного в эпоху античности.

Протоаристотелевская философия может быть сгруппирована так: 1) физика (онтология — теология — физика — космология) , 2) логика (гносеология) и 3) этика.

Последний период греческой философии времен христианства, в соответствии с духом этой эпохи, отмечен мистико-религиозными особенностями.

Средневековая философия

Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века.

Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма идеологами (богословами) данного периода развития философской мысли. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии.

Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты) .

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании.

Идея откровения была мудрости эта идея была совершенно новой.

Разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него.

На фоне греческой

Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы.

Потому дальний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности — в силу врожденности человека в истину.

Причащенный разум — это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении ‘философия — служанка богословия’.

Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм.

Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования.

В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова.

Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат.

universalia — всеобщее) . С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи) , реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи) .

В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций (с одной из главных идей — существования эйдосов, образов вещей .

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий