Древняя Финикия
Три славных и равно древних города-соперника подарила миру древняя Финикия – Карфаген, Тир и Сидон. Города эти славились своими опытными мореходами, ловкими купцами, умелыми ремесленниками.
Тир (от семитского “цорь” – «скалистый остров») – знаменитый финикийский город, один из крупных торговых центров в истории, возник в IV тысячелетии до н. э. на двух островках, расположенных вблизи от восточного берега Средиземного моря и разделенных узким проливом. Напротив островного Тира на материке находился его материковый квартал – Палетир.
Основание города восходит к деятельности богов. По легенде, бог Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два камня и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров плавал по волнам: на нем были две скалы и между ними росла маслина, на которой сидел орел. Остров должен был остановиться, когда кто-либо приплывет к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и так остров был прикреплен ко дну.
Местные жрецы рассказывали Геродоту, что город их основан XXIII веков тому назад, то есть в середине XXVIII столетия. Так или иначе, а город был морской, рыбачий и торговый. С него началось проникновение финикийцев в бассейн Средиземного моря, тирские переселенцы основали Карфаген.
Древнейшее упоминание о Тире – в телль-эль-аморн-ской переписке. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни – дров. В папирусе Anastasi (XIV в. до н. э.) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком». Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда ее доставляли на кораблях в город (остатки водопровода между Телль-Машуком и Рас-эль-Аином сохранились до сих пор), во время осад приходилось собирать дождевую воду в цистерны. Остров имел две гавани – Си-донскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, а часть острова размыта морем.
На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикийцев в западной половине Средиземного моря (Библ, Гадес, Утика, Карфаген и др.) восходят к Тиру; они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм.
Мелькарт, бог моряков и рыбаков, покровительТира, был неунывающим богом-гулякой в львиной шкуре (за что часто отождествлялся с Гераклом) в сопровождении друга-слуги Иолая. В Ливии он неудачно подрался с чудовищем-Тиффоном и погиб. Но ежегодно в Тире праздновали его воскрешение. В самой судьбе этого города было нечто от судьбы его божественного покровителя. На протяжении всей его истории на него нападали исчадия древнего мира – Ашшурнасирпал, Навуходоносор, Александр Македонский, – каждому хотелось вкусить солененькой рыбки, а еще больше финикийского золота.
При Ассаргаддоне Тир сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осажден, но, по-видимому, не покорен, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргад-дон и изобразил царя Тира Ваала вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (Берлинский музей). Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и организовали бунт, жертвой которого пала знать; царем был выбран Абдастарт (по-гречески – Стратон).
Библейские пророки терпеть не могли Тир и частенько предсказывали ему скорую погибель. Пророк Исайя видит Тир разрушенным за 140 лет вперед (Ис. 23: 13). Иезекииль также предсказывает разрушение Тира (Иез. 26: 312). Пророк Захария говорит, что город будет истреблен огнем (Зах. 9:4).
В 585 г. до н. э. город осадил Навуходоносор с войсками, требуя его сдачи. Но Тир не подчинился. После тринадцати лет осады войска Навуходоносора все-таки вошли в город и подвергли его разрушению. При Навуходоносоре Тир был на стороне Египта и Иудеи.
Вскоре, однако, тирийцы предпочли сменить вавилонское владычество персидским. Этот протекторат Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Через 70 лет, в царствование Кира, Тир полностью восстанавливается.
В 335 г. до н. э. к стенам Тира с армией явился Александр Македонский и попросил пустить его в город якобы для принесения жертвы Мелькарту. Отказ тирийцев повлек за собой семимесячную осаду, с насыпкой перешейка от берега к острову. Горожане защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов.
В итоге 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 горожан продано в рабство, но город не был разрушен и еще 17 лет спустя держался в течение пятнадцати месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. В период эллинизма Тир был одним из центров образованности (из него вышли историки Менандр, Дий, Порфирий). В Иудейскую войну город выступил против евреев.
Христианство в Тире появилось рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деян. XXI, 3); город скоро сделался епис-копией (св. Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане здесь пострадало 156 мучеников. В Тире умер великий раннехристианский философ Ориген (правда, официальной церковью его учение было признано ересью); гробницу его показывали еще в VI веке. В Абиссинию проповедь христианства занесена была именно тирий-цами. В ветхозаветные времена тирийцы помогали евреям построить храм Соломонов. В новозаветные времена первый замечательный храм при Константине Великом был построен тирским епископом Павлином и торжественно освящен в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на юго-востоке города, освященный им в 335 г., причем в Тире состоялся собор по делу Афанасия Александрийского.
В средние века Тир был одним из главных городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным.
Только благодаря раздорам среди магометан королю Балдуину II удалось покорить его. При содействии венецианского флота (1124 г.) в городе была основана франкская епархия (Вильгельм, епископ тирский, историк). Безуспешно осаждал его Саладин. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса.
Разрушен окончательно Тир был мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок, несмотря на усилия Фа-хреддина поднять его.
В настоящее время стоящий на месте Тира Сур (Ливан) – небольшой городок, не имеющий значения, так как торговля перешла к Бейруту.
Другой древний финикийский город к югу от устья Нар-эльавали, в узкой приморской равнине берет название от финикийского sidon – «рыбная ловля». Время его основания неизвестно. Весьма возможно, что оно восходит к III тысячелетию до н. э. Вместе с остальной Сирией Сидон, вероятно, большую часть своей истории находился под политическим и, несомненно, под культурным влиянием Вавилонии. Во время завоеваний фараонов XVIII династии он подпал под египетское господство, но управлялся своими царями. От одного из них – Зимриды – дошли до нас два письма к фараону (Аменхотепу III или IV). В этой переписке он жалуется на бедуинов, захватывавших его область.
Фараон поручил ему разведывать аморейские дела, но царь тирский назвал его в донесениях к фараону изменником, заключившим союз с амореями. Таким образом, уже в это время существовало соперничество Тира и Сидона. Больше того, на протяжении всей своей многовековой истории эти два финикийских города, населенных одним народом и говорящие на одном языке, верующие в одних и тех же богов (в отличие от Тира, покровительницей Сидо-на была богиня Луны – Астарта), соперничали и враждовали друг с другом. Зимрида, враждуя с Тиром, старался не допускать его царя ко двору. В этот период Сидон был первым городом Финикии: книга Бытия (X, 15) называет его «первенцем Ханаана», а впоследствии в Библии финикияне часто называются сидонянами; равным образом Гомеровский эпос знает только Сидон.
Между тем при Селевкидах Тир указывал себя на своих монетах «матерью сидонян». Удар величию Сидона был нанесен разгромом со стороны “аскалонян”, то есть филистимлян во время их опустошительного движения на Египет в XII веке, при Рамсесе III. Главой Финикии делается Тир.
Долгое время Сидон даже не имеет царей (в числе городов, подвластных Вавилону, упоминаются «великий Си-дон» и «малый Сидон»). Сидонское царство восстановил Синаххериб, чтобы создать противовес Тиру. Он посадил в Сидоне Итобала (701 г. до н. э.) и подчинил ему города, лежавшие южнее (Вифсаиду, Сареиту, Махалибу, Экдиппу, Акко). Однако следующий царь Абдмилькот восстал против Ассирии, результатом чего было разрушение города Ассаргаддоном ассирийским войском (678 г. до н. э.). Жители Сидона попали в плен, а на его месте возникла колония “Ирассурахидцин” («Град Ассаргаддона»).
В персидское время в Сидоне опять была царская династия, от которой сохранилась надпись на острове Делосе.
Новому разгрому подвергся город при Артаксерксе в 342 г. до н. э., принявший участие во всеобщем восстании азиатских и кипрских городов против персов. Царь Тенн, правитель Сидона, сначала действовавший успешно, в решительную минуту изменил и перешел на сторону врага. Город был сожжен, до 40 тысяч граждан погибло в пламени.
Ненависть к персам вследствие этой жестокости заставила Сидон пойти на союз с Александром Великим и даже помогать ему в борьбе с Тиром. Сидон был восстановлен в своих правах и владениях; царем назначен Абдалоним. Вероятно, к числу его преемников принадлежали Табниты и Эшмуназары, при которых государство опять достигло прежнего благосостояния и получило от одного из Птолемеев Дору, Иоппию и Саронские поля. Под владычеством Селевкидов эллинизм в Сидоне достиг больших успехов, так что Страбон мог даже указать на ученых сидонян – философов Боэфа и Диодота.
В римское время город пользовался самоуправлением, имел сенат и народное собрание, назывался навархией, ме трополией и Colonia Aurelia. С III в. до н. э. начинается автономная эра Сидона; появляется много серебряных и бронзовых тетрадрахм и дидрахм с финикийскими и греческими эмблемами, а при императорах – с латинскими, и с изображением, между прочим, покровительницы города Астарты.
Христианство проникло в Сидон еще в апостольские времена (Деян. XXVII, 3); епископ Сидонский присутствовал на I Никейском соборе.
Ужасное землетрясение 501 г. н. э. нанесло тяжелейший урон благосостоянию города, и в 637 г. Сидон сдался арабам без сопротивления. Во время крестовых походов город часто переходил из рук в руки, был неоднократно укрепляем и разоряем. В начале XVII века при эмире друзов Фах-реддине Сидон был гаванью Дамаска; его торговля (особенно шелком) процветала, город украшался и богател; покровительствовало ему и египетское правительство.
В настоящее время возвышение Бейрута и засорение когда-то знаменитой гавани (вследствие того, что запиравшие ее с моря стены растасканы) привели к полному упадку древнего города. Теперь Сидон гордится садами, которые далеко тянутся по округе; разводятся и вывозятся апельсины, лимоны, абрикосы, бананы, миндаль. В этих садах открыты царские усыпальницы IV в. до н. э. Гробницы, вырытые в господствующих над городом известковых горах, сильно повреждены ворами.
Финикийцы – народ торговцев, моряков и пиратов (морской науке они научились у критян и микенцев, рано стали строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Плавая в открытом море, они углубили свои познания в навигации и стали предлагать транспортные морские услуги египтянам, ассирийцам, персам и израильтянам. По заказу фараона Нехо около 600 г. до н. э. они совершили рискованную по тем временам экспедицию вокруг Африки, выйдя в путь через Красное море и вернувшись почти через три года в Египет через Гибралтар.
Мы не знаем, кто командовал этим грандиозным походом, потому что финикийцы, подобно карфагенянам, сознательно не оставляли никаких документов. Все данные были строжайше засекречены как коммерческая тайна. Вот почему мы не можем безоговорочно доверять сообщениям, что они якобы доходили до берегов Америки. Зато нет никаких сомнений в том, что финикийские суда побывали в Англии, на Канарах, в Персидском заливе и в Индии. В Средиземном море финикийцы были главными торговцами, на его берегах они основали торговые и портовые центры. Главным из этих центров стал Карфаген. Доподлинно известна дата его основания. С 820 по 774 г. до н. э. (по царским анналам, переданным Менандром) царем Тира был Пигмалион. На седьмом году царствования Пигмалиона (по Тимею и др.) сестра его, Дидона-Элисса, приступила к строительству первых сооруженией. Было это в 814 г. до н. э.
Вскоре эта колония стала полностью независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье.
Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северо-восточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. до н. э., около 500 г., карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки.
Под командованием навигатора Ганнона в путь отправились шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна.
В III в. до н. э. римляне начали морскую войну с Карфагеном за овладение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне отправляли свои первые десанты на плотах. Посередине плота монтировали кабестан, приводящийся в движение тремя быками. От кабестана начинали вращаться колеса с лопастями. Рулей эти плоты не имели и двигались буквально по воле волн.
Но счастливый случай оказался на римской стороне. В 261 г. до н. э. карфагенская пентера [6] потерпела крушение у берегов северо-восточной Сицилии. Римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов.
Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. Но уже в 260 г. до н. э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне сумели победить карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих на чужое судно мостиков – «воронов», смонтированных на палубах. Карфагеняне потерпели поражение. И в дальнейших морских сражениях эта римская тактика неизменно приносила победы.
Так началась эпоха Пунических войн, которые в итоге привели Карфаген к поражению. В 218 г. до н. э. армия карфагенского полководца Ганнибала вторглась на территорию Римской республики. В декабре 218 г. до н. э. Ганнибал разбил римлян при Тицине и Требии, затем при Трази-менском озере (217 г.) и самое тяжелое поражение нанес при Каннах (216 г.). В 211 г. армия Ганнибала вторглась на территорию Италии. «Ганнибал у ворот!» – бросили панический клич римляне. Все это время было отмечено странными и пугающими небесными знамениями: кометами и метеоритами.
Один из наиболее интенсивных в то время метеоритных потоков, напугал римских сенаторов. Они обратились к жрецам, которые, проконсультировавшись с Сивиллиными книгами, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все, что требовалось для этого, – привезти в Рим священный камень, олицетворявший «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус на территории Малой Азии (современной центральной Турции). К царю Атталу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень.
Царь дал согласие только после землетрясения, которое посчитали знамением. Вскоре камень был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии. Скорее всего, сработал ловкий политический прием. Дело в том, что в минуту крайней опасности, не пытаясь уже сокрушить грозного соперника, римляне отправили военную экспедицию в… Африку. Обнаружив, что у ворот стоят римские легионы, карфагенские купцы в панике потребовали, чтобы Ганнибал немедленно возвращался. Талантливый полководец был исполнительным служакой и, немедленно свернув все военные операции, отправился спасать родной город. Но война на этом не кончилась.
«Карфаген должен быть разрушен», – заявлял в конце каждой своей речи сенатор Катон. И Карфаген разрушили.
Как это часто случается в истории, причиной гибели уникальной и самобытной карфагенской цивилизации стали не воинское искусство и не перевес в живой силе со стороны противника, а элементарная человеческая подлость и мелочность нескольких власть имущих подонков.
В итоге случилось так, что карфагенское продажное купеческое правительство не выплатило жалованье наемным войскам. Те подняли восстание, его жесточайшим образом подавили…
Победы Ганнибала в результате интриг его соперников были представлены поражениями, и он был вынужден удалиться в изгнание. Римляне устроили за ним погоню буквально по всему свету. В результате преданный всеми бывшими друзьями, великий полководец вынужден был покончить с собой, чтобы избежать позорного плена.
В итоге, когда римские легионы подошли к стенам города, его оказалось некому защищать. Захватив город, педантичные римляне разломали окружавшие его стены, дворцы и храмы буквально по камешку, камни разбросали, а землю старательно обесплодили солью, так, чтобы там даже трава не росла…
Так что сейчас посетителям побережья Туниса предстает не так уж много. Туристам показывают бани Антоннина, амфитеатр, холм, где на глубине шести метров захоронены маленькие урны с прахом первенцев городской знати, вершину горы Бирса и Национальный музей, где в ночи полнолуния кажется, что богиня Танит в серебряном платье по-прежнему царит над своими поверженными владениями. Летом же в Карфагене проходит международный фестиваль, который организовывают в древнеримском амфитеатре под открытым небом.
Древняя Финикия располагалась вдоль северной части побережья Средиземного моря. На этой территории земли были недостаточно хороши, чтобы заниматься пахотным земледелием, однако и те, что имелись, использовались достаточно интенсивно, ведь морские ветры приносили обильные дожди.
Именно поэтому на территории Древней Финикии преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Древние финикийцы занимались и рыболовством, неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает «место рыбной ловли». Для страны ценными считались леса горного Ливана, ведь в них в изобилии произрастал кедр и другие ценные породы.
Племена, которые жили в Финикии, назывались ханаанеями. Название «финикиец» встречается уже в египетских иероглифах середины III тысячелетия до нашей эры в форме «фенех».
Позднее древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватые», «смуглые». Отсюда и пошло название страны.
К концу III тысячелетия в Финикии начинают складываться небольшие рабовладельческие государства.
У каждого из них был портовый город. Одним из таких городов был город-государство Угарит. Располагался он южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию.
На острове южнее Угарита находился город Арвад.
В центре финикийского побережья находился город Библ, который поддерживал связь с Египтом. Самые южные города Финикии — Сидон и Тир. Они постоянно враждовали между собой.
Дальнейшему развитию городов Финикии способствовало их включение в середине II тысячелетия до нашей эры в состав мощной Египетской державы.
Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Ценными были и дубовые и кедровые леса Ливана — они давали отличный материал для кораблестроения. Также из дерева изготовлялись саркофаги, в которых помещались мумии вельмож Египта.
Большую роль в торговле играло вино высокого качества, а также оливковое масло. Ценились и некоторые изделия финикийского ремесла, например, золотые и серебряные вазы, украшенные головами разных животных. А уже в I тысячелетии до нашей эры стали славиться финикийские стеклянные сосуды.
Финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани.
Впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма.
Главным богом в городах Финикии был бог неба, который назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох) или же «бог» (Эль). Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена — богиня Астарта. В культе Финикии долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причем в качестве жертв часто использовали детей, особенно грудных первенцев.
Когда Египетская держава Нового царства ослабла, финикийские государства снова обрели самостоятельность.
После разрушения Сидона «народами моря», своего наибольшего расцвета достиг Тир, особенно при царе Хираме I. Он сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага. Финикийцы начали строить большие килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана.
Предположительно, при Хираме началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря. А при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген. Он не только выступал в качестве объединителя городов северного побережья Африки, но и был центром борьбы с греками, которые в VIII веке до нашей эры начали очень активно проникать в западную часть Средиземного моря.
В середине VII века до нашей эры карфагеняне обосновались на Балеарских островах и вскоре проникли в Сардинию. В конце VII — начале VI века до нашей эры началась более ожесточенная борьба с греками за Сицилию. Эта борьба продолжалась около трех столетий. В первой половине IV века до нашей эры карфагеняне покорили значительную часть Сицилии.
Там они основали город Палермо. И в это же время они начали активное проникновение в Испанию. В результате старые колонии Тира перешли во владение Карфагена.
Со второй половины VIII века до нашей эры все финикийские города, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.
С конца VII века до нашей эры Египет и Вавилония стали снова усиливаться, и финикийские города-государства попали в зависимость от них.
Во второй половине VI века до нашей эры Финикия была включена в состав Персидской державы.
В XII в. до н.э. самую оживленную торговлю на побережье Средиземного моря вели богатые ханаанские купцы. Греки называли их финикийцами. Прибрежные финикийские города располагались в прекрасных бухтах и имели мощные укрепления.
Самыми большими и богатыми из этих городов были Тир и Сидон.
Финикийцы торговали красочными стеклянными вазами и бусами.
Но больше всего они прославились чрезвычайно дорогими красителями, которые добывали из раковин морского моллюска и использовали для окраски тканей в разные оттенки—от розового до темно-пурпурного.
У финикийцев были хорошие отношения с их соседями — израильтянами.
Израильский царь Ахав женился на тирской царевне Иезавели, а когда царь Соломон строил свой храм, финикийские мастера помогали израильским.
Финикийцы были искусными мореплавателями и смелыми путешественниками. В одном из морских походов их корабли достигли западного берега Африки, а во время другого обогнули ее всю целиком, выйдя через Красное море и вернувшись через Средиземное.
Самое великое достижение финикийцев
Возможно, самое великое достижение финикийцев — изобретение алфавита, который лег в основу древнегреческого, латинского, а затем и многих современных алфавитов, в том числе и русского.
Эта карта показывает, где торговали и куда путешествовали финикийцы.
Они не только продавали свои товары по всему Средиземноморью, но и основывали свои колонии (поселения) в разных частях региона. Самым крупным из них был город Карфаген в Северной Африке.
В итоге активность финикийцев привела их к конфликту с греками, а потом и с римлянами.
Карфаген
Легенды рассказывают, что основательницей Карфагена была финикийская царевна Дидона.
Когда она со своими спутниками высадилась на берегу Северной Африки, то обратилась к местному правителю с просьбой выделить ей землю для строительства города.
Тот сказал, что она может взять столько земли, сколько покроет одна бычья кожа. Тогда Дидона приказала своим людям разрезать кожу на тонкие полоски, чтобы таким образом получить больше земли. Иногда во времена больших бедствий финикийцы приносили в жертву богам своих детей.
Их кремированные останки помещали в глиняные урны и закапывали.
Военные корабли Финикии
Финикийцы славились своими военными кораблями. Здесь показан корабль — бирема, на каждом его борту было по два ряда весел. Позднее, когда Финикия стала частью Персидской империи, персы использовали финикийские корабли в своих морских битвах против греков.
Население Финикии
Население Финикии и Сирии уже в древности было сильно смешанным. Судя по египетским и финикийским надписям, по данным Библии и античных авторов, а также по языковым данным, древнейшее население Финикии и Сирии уже в III тысячелетии до н.
э. представляло собой сложный этнический конгломерат. Один из древних племенных слоев образовывали хурриты, населявшие Северо-Западную Месопотамию и Северную Сирию и отсюда расселившиеся в соседние области, вплоть до Палестины.
Племенное название хурритов встречается в хеттских надписях и в Библии, оно сохранилось также в названии страны Хару, которым египтяне обозначали Сирию и Палестину.
На значительное хурритское население в этих странах указывают многочисленные хурритские имена, которые встречаются в документах из Катны и Угарита, а также в амарнских письмах.
Основной частью населения Сирии и Финикии были западносемитские племена. Наиболее северную часть Сирии и соседние области Малой Азии (Киликию) и Месопотамии населяли племена, носившие название «дети севера» (бене-самаль), а на самой южной окраине жили племена, которые назывались «дети юга» (бене-иамина), наконец, к востоку от Сирии обитали кочевники, которых иногда называли «дети востока» (бене-кедем), а чаще всего аморитами, так как они жили к западу (амурру) от Месопотамии.
В северной части сирийско-месопотамской степи жили арамейцы, которые, как и амориты, принадлежали к семитской группе народов. Амориты и арамейцы нередко проникали в Сирию, селились там и даже образовывали особые княжества.
Название «финикийцы» (коричневые, смуглые) появилось в I тысячелетии до н. э., когда греки стали так называть приморское население городов восточного побережья Средиземного моря; египтяне уже за 2000 лет до н. э. называли финикийцев особым словом — фенеху. Именно здесь в X в. до н. э. образуется самостоятельное Финикийское государство с центрами в Сидоне и в Тире. Финикийцы так же, как и хананеи, населявшие Ханаан (древнейшее название Палестины и соседних районов Сирии и Финикии, встречающееся в египетских надписях в форме Канан), принадлежали к группе западносемитских племен.