Марк Туллий Цицерон: биография
Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум.
Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.
Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.
Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.
Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном.
Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху, его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.
Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.
Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.
В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.
Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.
Цицерон Марк Туллий (106 — 43 гг. до н.э.)
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero). Родился 3 января 106 до н. э. в Арпинуме — умер 7 декабря 43 до н. э. в Формии. Древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.
Древнеримский философ, оратор, политический деятель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений соранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.
Сочинения Цицерона — источник сведений об эпое гражданских войн в Риме.
С 90 г. до н.э. жил в Риме, обучаясь ораторскому искусству у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание «отец Отечества» (впервые в истории Рима присвоено не за воинские подвиги).
С середины 50- гг. до н. э. все больше погружался в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве», «Об ораторе», «О закона», «Гортензий», «Учения академиков» и «Тускуланские беседы».
К 44 г. до н.э. относятся два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные образы духовно близких ему великих римлян предшествующих времен.
В марте 44 г. до н.э. был убит Цезарь, а в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря — триумвиров Октавиана, Антония и Лепида.
Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был убит.
Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа.
Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы.
Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном.
У него же Марк Туллий научился диалектике — искусству спора и аргументации.
Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех.
В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.
Еще большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших свое влияние при сулланском режиме (прим. 82-79 гг. до н. э.), и безродными ставленниками диктатора.
Важно отметить, что Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, вследствие чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса. Такая подготовка была благопристойным поводом для отъезда, поскольку уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме.
Необходимо указать, что речь Цицерона «В защиту Росция» построена по всем правилам ораторского мастерства — с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения.
Немаловажно и то, что в развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций — отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка.
В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.
В августе 70 г. до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73-71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей. Дело осложнялось тем, что в этот год Цицерон претендовал на должность эдила, а его противника Верреса поддерживали оба высших магистрата (консул Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса консул Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл.
«Все предусмотрено, чтобы Верресу ничто не могло повредить», — писал Цицерон.
В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.
В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.
Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание.
Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены.
Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве.
В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна).
Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.
Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве».
В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».
Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем.
В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.
После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.
После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. По этой причине был создан последний цикл речей — «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность.
Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского. 2 сентября 44 г. до н. э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря, ибо, по словам Цицерона, если спросить самого диктатора, «что именно совершил он в Риме, нося тогу, он ответил бы, что законов он провел много и притом прекрасных».
Важно отметить, что это не панегирик умершему диктатору, а дань уважения ему как патриоту государства; что касается оценки деятельности Цезаря как политика, то Цицерон считает ее антиобщественной и аморальной, его убийц называет «освободителями отечества», их деяние — «величайшим и прекраснейшим поступком».
В этой речи Цицерон намерен «свободно высказывать все, что думает о положении государства». Это был величайший акт гражданского мужества, ибо опытный политик, проживший жизнь на римском форуме, Цицерон не мог не понимать, что Антоний и для государства, и для него лично представлял гораздо большую опасность, чем Катилина.
Однако оратор принял вызов и довел свою борьбу до конца. На речь Антония в сенате 19 сентября Цицерон ответил памфлетом «Вторая филиппика против Марка Антония», написанным в виде речи. Гений Цицерона здесь сдержан, могуч и прекрасен в своей соразмерности. Вся палитра ораторских приемов и риторических ухищрений представлена в своих лучших проявлениях.
При этом, несмотря на то что Цицерон начинает с апологии себя, эта апология представлена защитником законности и гражданских интересов, который отстаивает свою позицию только с помощью красноречия.
Крайне важно отметить, что государственная деятельность Антония, по мнению Цицерона, есть преступление против римской свободы еще более тяжкое, чем преступления «тирана» Цезаря, который «отличался одаренностью, умом, памятью, образованием, настойчивостью, умением обдумывать свои планы, упорством».
Как утверждает Цицерон, Антоний был тем, кто спровоцировал худшие деяния будущего диктатора, ибо он и консул Гай Курион подали Цезарю «повод для объявления войны отчизне».
«Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», — подчеркивает оратор. Будучи уверенным в победе и убежденным в грядущем освобождении Рима, Цицерон не мог ожидать предательства со стороны Октавиана Августа, племянника и наследника Цезаря, который вступил в сговор с поверженным Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом, и, образовав Второй Триумвират, они двинули войска на Рим.
Лишенный защиты сенат признал их власть. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.
Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., недалеко от его Тускулланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Отрубленные голова и руки лучшего писателя «золотого века» римской литературы были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвия втыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, — к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония…».
Ф.И. Тютчев посвятил Цицерону стихотворение. В нём автор пытается утешить литературного героя, сожалеющего о закате Рима, тем, что он может считать себя возвышенным богами, так как стал свидетелем такого великого и трагического исторического момента.
ЦИЦЕРОН
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!..
Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Цицерон Марк Туллий: биография и история жизни
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал консулом в 63 году до н. э.
Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях гражданских войн, оставался одним из самых выдающихся и самых последовательных сторонников сохранения республиканского строя. Был казнён членами второго триумвирата, стремившимися к неограниченной власти.
Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней.
Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н. э. Многочисленные письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи, в первую очередь катилинарии, принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра.
Философские трактаты Цицерона представляют собой уникальное по охвату изложение всей древнегреческой философии, предназначенное для латиноязычных читателей, и в этом смысле они сыграли важную роль в истории древнеримской культуры.
Происхождение
Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени, которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, , и его жены Гельвии — «женщины хорошего происхождения и безупречной жизни».
Его братом был Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни, двоюродным братом — Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его путешествии на Восток в 79 году до н. э.
Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпинума, небольшого города в землях вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством со 188 года до н. э.
Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре Мария. Таким образом, Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций Сергий Катилина.
Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет, заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.
Ранние годы
Когда будущему оратору исполнилось 15 лет (91 год до н. э.), его папа, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.
Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа.
Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы. Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном.
У него же Марк Туллий научился диалектике — искусству спора и аргументации.
Во время начавшейся вскоре Союзнической войны Цицерон служил в армии Суллы. В 89 году до н. э. он стал свидетелем знамения, предшествовавшего победе Суллы при Ноле, и встречи консула Гнея Помпея с марсом Веттием Скатоном. Затем, в условиях вражды марианской и сулланской партий Цицерон «обратился к жизни тихой и созерцательной», изучая философию, риторику и право.
Это продолжалось до окончательной победы Суллы в 82 году до н. э.; при этом сам Цицерон утверждал позднее, что был на стороне Суллы.
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 до н.э.) — римский оратор, политический деятель и писатель
После смерти Цезаря, выступая за республику в качестве вождя сенатской партии, Цицерон энергично нападал на Антония, и тот добился внесения имени Цицерона в проскрипционные списки. Лица, попавшие в эти списки, объявлялись вне закона, и всякий, кто убивал или выдавал этих людей, получал награду, имущество их конфисковывалось, а рабы получали свободу.
Цицерон узнал о том, что объявлен вне закона, когда находился вместе с братом Квинтом в своем поместье близ Тускула.
«. Они решили,- пишет Плутарх,- перейти в Астуру, приморское поместье Цицерона, а оттуда отплыть в Македонию к Бруту, ибо уже ходили слухи, что он располагает большими силами. Отправились они, удрученные горем, в носилках; останавливаясь в пути и, располагая носилки рядом, они горько сетовали друг перед другом. Особенно беспокоился Квинт, думая об их беспомощности, ибо, говорил Квинт, он ничего не взял с собой, да и у Цицерона запас был скуден. Итак, лучше будет, если Цицерон опередит его в бегстве, а он догонит его, захватив из дому необходимое.
Так они и порешили, а затем обнялись на прощание и в слезах расстались. И вот, несколько дней спустя. Квинт, выданный рабами людям, искавшим его, был умерщвлен вместе с сыном.
А Цицерон, принесенный в Астуру и найдя там судно, тотчас сел на него и плыл, пользуясь попутным ветром, до Цирцея.
Кормчие хотели немедля отплыть оттуда, но Цицерон, потому ли, что боялся моря или не совсем еще потерял веру в Цезаря, сошел с судна и прошел пешком 100 стадий, как бы направляясь в Рим, а затем, в смятении, снова изменил намерение и спустился к морю в Астру.
Здесь провел он ночь в ужасных мыслях о безвыходном своем положении, так что ему приходило даже в голову тайно пробраться к Цезарю в дом и, покончив с собою у его очага, навлечь на него духа мести; и от этого шага отвлек его страх мучений. И опять хватаясь за другие придумываемые им беспорядочные планы, он предоставил своим рабам везти его морем в Кайету, где у него было имение — приятное убежище в летнюю пору, когда так ласкающе веют пассатные ветры.
В этом месте находится и небольшой храм Аполлона, возвышающийся над морем. В то время как судно Цицерона подходило на веслах к берегу, навстречу ему налетела, каркая, поднявшаяся с храма стая воронов. Рассевшись по берегу, одни из них продолжали каркать, другие клевали крепления снастей, и это показалось всем дурным предзнаменованием.
Итак, Цицерон сошел на берег и, войдя в свою виллу, прилег отдохнуть.
Множество воронов сели на окно, издавая громкие крики, а один из них, слетев на постель, стал понемногу стаскивать с лица Цицерона плащ, которым он укрылся. А рабы, видя это, с укором спрашивали себя, неужели будут они ждать, пока не станут свидетелями убийства своего господина и не защитят его, тогда как животные оказывают ему помощь и заботятся о нем в незаслуженном им несчастии.
Действуя то просьбами, то понуждением, они понесли его в носилках к морю.
В это же время появились убийцы, центурион Геренний и военный трибун Попиллий, которого Цицерон некогда защищал в процессе по обвинению его в отцеубийстве; были при них и слуги. Найдя двери запертыми, они взломали их. Цицерона на месте не оказалось, да и люди, находившиеся в доме, утверждали, что не видели его.
Тогда, говорят, некий юноша, вольноотпущенник Квинта, брата Цицерона, по имени Филолог, воспитанный Цицероном в занятиях литературой и науками, указал трибуну на людей с носилками, по густо обсаженным, тенистым дорожкам направлявшихся к морю.
Трибун, взяв с собою несколько человек, побежал вокруг сада к выходу; Цицерон же, увидев бегущего по дорожкам Геренния, приказал рабам поставить носилки тут же, а сам, взявшись по своей привычке левой рукой за подбородок, упорно смотрел на убийц; его запущенный вид, отросшие волосы и изможденное от забот лицо внушали сожаление, так что почти все присутствовавшие закрыли свои лица в то время, как его убивал Геренний.
Он выставил шею из носилок и был зарезан.
Умер он на шестьдесят четвертом году от рождения. Затем Геренний, следуя приказу Антония, отрубил Цицерону голову и руки, которыми он написал «Филиппики»: Цицерон сам назвал свои речи против Антония «Филиппиками».