- Что такое средневековая коммуна
- Коммуна средневековая. Кёльн.
- Коммуна средневековая. Лион. Ратуша.
- Коммуна средневековая
- Феномен средневекового города
- Возникновение городов как центров торговли и ремесла
- Города и сеньоры
- Цеховые организации
- Противоречия внутри городских общин
- Значение средневековых городов
- Католическая церковь в Средние века
- Средневековые города: развитие и экономические последствия
Что такое средневековая коммуна
Коммуна средневековая, городская община, возникший в борьбе городов с сеньорами союз горожан, а также организация городского управления.
Генетически связана с муниципиями Рима Древнего (городами, свободное население которых получало права римских граждан).
Коммуна средневековая. Кёльн.
В Средние века город располагался на земле сеньора (короля, феодала, епископа), ему горожане выплачивали подати. В Италии и Нидерландах с 10 в. развернулось и в 11—13 вв. по Западной Европе распространилось коммунальное движение (за самоуправление и независимость городов). Часто его возглавляли тайные союзы горожан (коммуны).
Многие монархи жаловали городам права самоуправления, чтобы ослабить феодалов и епископов и объединить страну. На юге Франции большинство городов выкупило свои права. В ряде мест дело доходило до вооружённой борьбы (Милан, 980 г.; Камбре, 957, 1024, 1064, 1076,1107, 1127гг.; Бове, 1099г.; Лан, 1112и 1191 гг.; Вормс, 1071 г.; Кёльн, 1074 г. и др.).
Коммуна средневековая. Лион. Ратуша.
В итоге горожане обрели личную свободу, а в ряде случаев и коммунальные вольности: свои органы власти, суды, полицию, ополчение, право устанавливать местные налоги и издавать законы, распоряжаться городской казной. Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье стали самоуправляющимися городами-коммунами. В Италии городами-государствами (республиками) стали Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.
Не все города получили права коммун. В одних из них горожане, отстояв личную свободу, подчинялись назначенным сеньором чиновникам (Париж, Орлеан, Лион), в других городская коммуна становилась коллективным вассалом: предоставляла сеньору военную и денежную помощь, сохраняя самоуправление. Некоторые германские города в 12—13 вв. добились статуса имперских: формально подчиняясь императору, фактически являлись независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Иногда коммуны были сеньорами окрестного сельского населения и близлежащих городов (Венеция, Флоренция, Милан).
Коммунальное движение стимулировало экономическое развитие городов, складывание сословия горожан и сословной монархии. В коммуне власть принадлежала её верхушке (патрициату). Все горожане стали лично свободными (прожив в городе год и один день, свободу получал и зависимый крестьянин, отсюда пошла пословица: «Городской воздух делает свободным»), но не все они имели равные права.
Коммуна средневековая
Феномен средневекового города
В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами.
Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда «»’ внутри его.
Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглавным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются новые города.
К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.
Возникновение городов как центров торговли и ремесла
Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества.
Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые.
Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.
Позже в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др.
Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари.
Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.
Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них основным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов.
Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство.
Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монастыря, позже такие поседения превращались в города.
Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях.
Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно.
Часто крепостные ремесленники и крестьяне бежали от своих сеньоров в города.
Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.
С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5—10 тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Милан, Венеция, Севилья, Кордова.
Города и сеньоры
Вес города возникали на земле феодалов.
Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.
Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом.
Они создавали своисоюзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.
По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них.
Городские общины — коммуны со временем начинали сопротивляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.
Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли.
Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.
В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и одного дня.
«Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка.
Ряд городов добился полного самоуправления.
Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами управляли также королевские чиновники.
Цеховые организации
Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера.
Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.
По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку.
Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать.
Но положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.
Постепенно ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).
В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла.
Мастера затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.
Противоречия внутри городских общин
В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы владельцы городской земли и домов (патрициат).
Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.
При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход.
В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.
Значение средневековых городов
Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян.
Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда.
Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились и центры технического прогресса и культуры.
В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.
Католическая церковь в Средние века
Крестовые походы Раскол церкви.
В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.
Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.
Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами.
В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым.
Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.
По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной).
Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя.
В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘» монахов.
Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. припапе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотиясана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Изних следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи.
Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.
Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г.
Средневековые города: развитие и экономические последствия
Проблема средневекового города — одна из самых трудных в исторической науке.
Не случайно до сих пор не существует четкого научного определения самого понятия “город”. Есть даже мнение, что выработать единое исчерпывающее определение этого понятия невозможно, поскольку имеется конгломерат отдельных признаков города, которые исторически изменялись, и на каждом этапе городского развития доминирующим являлся один из признаков.
В советской историографии средневековый город — это центр ремесла и торговли, а возникновение его связывается с развитием общественного разделения труда.
Раннее средневековье имеет резко выраженный деревенский характер, лишь кое-где, главным образом в Италии, существуют полуразрушенные, малолюдные, экономически слаборазвитые подобия городских центров (в сравнении с Византией и Востоком).
В X—XI вв. (сначала на юге и западе, позднее — на севере и востоке) начинается урбанизация западноевропейского средневекового мира. Рост городов — закономерное следствие отделения ремесла от земледелия.
Отрыв ремесленника от земледельческого труда начался и захватывал все более возраставшую часть населения, благодаря тому, что деревня производила достаточный прибавочный продукт, чтобы ремесленника прокормить, с другой стороны, ремесленное производство должно было быть достаточно профессиональным, чтобы обеспечить ремесленнику необходимые средства для жизни и труда. Отделение ремесла от земледелия и создание на этой базе рынка, торговли основоположники марксизма называли первым общественным и вторым, “великим”, разделением труда.
К. Маркс подчеркивал громадное значение отделения города от деревни: “Основой всякого развитого и товарообменом опосредованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности…”
Средневековые города возникали только на достаточном уровне развития производительных сил феодальной Европы.
Исходя из этого, марксистская наука отрицает непосредственную преемственность между античными и средневековыми городами. Последние возникали как принципиально новые образования даже тогда, когда новые города территориально совпадали со старыми римскими поселениями.
Предгородскими “ядрами” служили, например, замок-крепость князя, дворец-резиденция епископа, монастырь, таможня и т.
д. Внешние причины возникновения конкретных городов были разнообразными. Внутренней же причиной возникновения и роста городов служило развитие торгово-ремесленной деятельности в результате успехов феодализации, которые привели к важным экономическим сдвигам.
Развитие производительных сил земледелия, демографический подъем, дифференциация крестьянства, усложнение социальных противоречий в деревне, “земельный голод”, расширение ремесленного производства и другие моменты, связанные с утверждением феодализма, вызвали наплыв в рыночные места и города как крепостных, так и свободных.
Основу этого потока новоселов составляли беглые крестьяне. Город сулил не только свободу, но и землю. Если сеньор хотел увеличить число жителей своего города, он привлекал их и обещанием предоставить небольшой земельный участок. Не удивительно, что, например, Майнц в Х в. был, по свидетельству арабского путешественника, “частью заселен”, “частью засеян”, “богат пшеницей, ячменем, рожью и овощами”.
Горожане “…имели огороды и небольшие поля, пасли свой скот в общинном лесу, который, кроме того, доставлял им строительный материал и топливо; женщины пряли лен, шерсть и т. д.”. Это описание справедливо по отношению к любым городским центрам на первом этапе их существования.
Не сразу переселенцы расставались с прежним занятием — земледелием; тем не менее, уходя из деревни в город, они “порывали с феодализмом”.
Поэтому, если есть черты, сближающие ремесленника с крестьянином (мелкая собственность на средства производства, необходимость самому работать, сочетание ремесленного труда с земледельческим и т. д.), то немало и таких черт, которые их отличают (средства производства, принципы присвоения, способы и возможности реализации готовой продукции, формы и структура организаций, социальный статус).
Главное же— то, что в отличие от феодально-зависимого крестьянина, ремесленник был собственником орудий производства и сырья (основной же объект приложения крестьянского труда — земля — являлась собственностью феодала).
Этим определялся и новый принцип присвоения.
Продукты труда средневекового городского ремесленника “принадлежали ему по самому существу дела”. И “если даже сеньор сохранял какие-то остатки своей власти или протектората над городом, если он “надстраивался” над городским ремеслом и торговлей (к которым в сущности уже не имел никакого экономического отношения) и таким путем присваивал себе какую-то долю городского накопления, то и в этом случае, хотя простое товарное производство несло определенный ущерб, его внутренняя
экономическая природа не менялась”, оно оставалось своеобразным хозяйственным укладом, основанным на особом способе производства и присвоения (ремесленнику незачем было присваивать свою продукцию), на тождестве труда и собственности.
В отличие от деревни, экономику города определяли профессиональная специализация, денежные отношения, наемный труд;
город также был обособлен от деревни в юридическом и социально-административном плане.
Прежде всего город — средоточие специализированного производства.
Ремесленник, даже если отдавал часть времени сельскохозяйственным занятиям и промыслам (кстати, далеко не все горожане держали земельные участки), был прежде всего профессионалом: кузнецом, ткачом, кожевником, бочаром и т. д. Город противостоял деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производил иную продукцию, но тем, что он производил ее иначе—руками специализированных мастеров.
Городская экономика в несравнимо большей степени, чем деревенская, ориентировалась на товарно-денежные отношения.
Город с самого своего возникновения был тесно связан с рынком. Горожанин покупал на рынке то, что крестьянин в основном производил в собственном хозяйстве.
В городе ремесленник и торговец, как правило, нанимали подмастерьев и платили им заработную плату (в деревне — это исключительное явление).
В результате так называемого коммунального движения XI— XII вв. многие города в Западной Европе сумели освободиться от власти светских и церковных сеньоров и как бы стать вне феодального права, получив привилегию руководствоваться городским правом на территории города и прилегающей к нему узкой полосе. В XII в. и последующие столетия многие городские центры получали аналогичные привилегии от феодальных владык на договорных основах, без борьбы, используя в частности экономическую заинтересованность последних.
Городское право изымало коммуну из-под сеньориальной юрисдикции и даже противопоставляло ее феодальной системе (отсюда принцип: “Городской воздух делает свободным”). Несмотря на различие в степени интенсивности и то, что большая часть городов в нем не участвовала, коммунальное движение имело важнейшие последствия для всех европейских городов.
Основной характерной чертой города стало теперь отсутствие феодальной зависимости. В городе утвердился относительно единый правовой статус свободных бюргеров, были созданы благоприятные условия для развития ремесла и торговли.
Города устанавливали свои формы административной организации: органы коммунального самоуправления — городские советы; территориальные братства, группировавшиеся обычно вокруг.