Города-коммуны: определение, особенности и примеры

Что такое средневековая коммуна

Коммуна средневековая, городская община, возникший в борьбе городов с сеньорами союз горожан, а также организация городского управления.

Генетически связана с муниципиями Рима Древнего (городами, свободное население которых получало права римских граждан).

Коммуна средневековая. Кёльн.

В Средние века город располагался на земле сеньора (короля, феодала, епископа), ему горожане выплачивали подати. В Италии и Нидерландах с 10 в. развернулось и в 11—13 вв. по Западной Европе распространилось коммунальное движение (за самоуправление и независимость городов). Часто его возглавляли тайные союзы горожан (коммуны).

Многие монархи жаловали городам права самоуправления, чтобы ослабить феодалов и епископов и объединить страну. На юге Франции большинство городов выкупило свои права. В ряде мест дело доходило до вооружённой борьбы (Милан, 980 г.; Камбре, 957, 1024, 1064, 1076,1107, 1127гг.; Бове, 1099г.; Лан, 1112и 1191 гг.; Вормс, 1071 г.; Кёльн, 1074 г. и др.).

Коммуна средневековая. Лион. Ратуша.

В итоге горожане обрели личную свободу, а в ряде случаев и коммунальные вольности: свои органы власти, суды, полицию, ополчение, право устанавливать местные налоги и издавать законы, распоряжаться городской казной. Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье стали самоуправляющимися городами-коммунами. В Италии городами-государствами (республиками) стали Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Не все города получили права коммун. В одних из них горожане, отстояв личную свободу, подчинялись назначенным сеньором чиновникам (Париж, Орлеан, Лион), в других городская коммуна становилась коллективным вассалом: предоставляла сеньору военную и денежную помощь, сохраняя самоуправление. Некоторые германские города в 12—13 вв. добились статуса имперских: формально подчиняясь императору, фактически являлись независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Иногда коммуны были сеньорами окрестного сельского населения и близлежащих городов (Венеция, Флоренция, Милан).

Коммунальное движение стимулировало экономическое развитие городов, складывание сословия горожан и сословной монархии. В коммуне власть принадлежала её верхушке (патрициату). Все горожане стали лично свободными (прожив в городе год и один день, свободу получал и зависимый крестьянин, отсюда пошла пословица: «Городской воздух делает свободным»), но не все они имели равные права.

Коммуна средневековая

Феномен средневекового города

В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами.

Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда «»’ внутри его.

Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются новые города.

К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.

Возникновение городов как центров торговли и ремесла

Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества.

Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые.

Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

Позже в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др.

Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари.

Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов.

Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство.

Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях.

Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно.

Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5—10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

Города и сеньоры

Вес города возникали на земле феодалов.

Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом.

Они создавали своисою­зы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них.

Городские общины — коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли.

Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня.

«Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка.

Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские чиновники.

Цеховые организации

Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера.

Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку.

Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать.

Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

Постепенно ученик становился помощником мастера — подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла.

Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

Противоречия внутри городских общин

В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат).

Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход.

В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

Значение средневековых городов

Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян.

Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда.

Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры.

В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

Католическая церковь в Средние века

Крестовые походы Раскол церкви.

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над со­бой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами.

В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым.

Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной).

Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя.

В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘» монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. припапе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотиясана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Нико­лай использовал якобы найденный им сборник старинных доку­ментов. Изних следовало, что император Константин Великий пе­редал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи.

Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.

Окончательный раскол православной и католической церквей про­изошел в 1054 г.

Средневековые города: развитие и экономические последствия

Проблема средневекового города — одна из самых трудных в исторической науке.

Не случайно до сих пор не существует чет­кого научного определения самого понятия “город”. Есть даже мнение, что выработать единое исчерпывающее определение этого понятия невозможно, поскольку имеется конгломерат отдельных признаков города, которые исторически изменялись, и на каждом этапе городского развития доминирующим являлся один из при­знаков.

В советской историографии средневековый город — это центр ремесла и торговли, а возникновение его связывается с раз­витием общественного разделения труда.

Раннее средневековье имеет резко выраженный деревенский характер, лишь кое-где, главным образом в Италии, существуют полуразрушенные, малолюдные, экономически слаборазвитые по­добия городских центров (в сравнении с Византией и Востоком).

В X—XI вв. (сначала на юге и западе, позднее — на севере и во­стоке) начинается урбанизация западноевропейского средневеко­вого мира. Рост городов — закономерное следствие отделения ре­месла от земледелия.

Отрыв ремесленника от земледельческого труда начался и захватывал все более возраставшую часть насе­ления, благодаря тому, что деревня производила достаточный прибавочный продукт, чтобы ремесленника прокормить, с другой стороны, ремесленное производство должно было быть достаточ­но профессиональным, чтобы обеспечить ремесленнику необходи­мые средства для жизни и труда. Отделение ремесла от земледе­лия и создание на этой базе рынка, торговли основоположники марксизма называли первым общественным и вторым, “великим”, разделением труда.

К. Маркс подчеркивал громадное значение от­деления города от деревни: “Основой всякого развитого и товаро­обменом опосредованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая исто­рия общества резюмируется в движении этой противоположно­сти…”

Средневековые города возникали только на достаточном уров­не развития производительных сил феодальной Европы.

Исходя из этого, марксистская наука отрицает непосредственную преем­ственность между античными и средневековыми городами. По­следние возникали как принципиально новые образования даже тогда, когда новые города территориально совпадали со старыми римскими поселениями.

Предгородскими “ядра­ми” служили, например, замок-крепость князя, дворец-резиден­ция епископа, монастырь, таможня и т.

д. Внешние причины воз­никновения конкретных городов были разнообразными. Внутрен­ней же причиной возникновения и роста городов служило разви­тие торгово-ремесленной деятельности в результате успехов фео­дализации, которые привели к важным экономическим сдвигам.

Развитие производительных сил земледелия, демографический подъем, дифференциация крестьянства, усложнение социальных противоречий в деревне, “земельный голод”, расширение ремеслен­ного производства и другие моменты, связанные с утверждением феодализма, вызвали наплыв в рыночные места и города как кре­постных, так и свободных.

Основу этого потока новоселов состав­ляли беглые крестьяне. Город сулил не только свободу, но и зем­лю. Если сеньор хотел увеличить число жителей своего города, он привлекал их и обещанием предоставить небольшой земельный уча­сток. Не удивительно, что, например, Майнц в Х в. был, по сви­детельству арабского путешественника, “частью заселен”, “частью засеян”, “богат пшеницей, ячменем, рожью и овощами”.

Горожане “…имели огороды и небольшие поля, пасли свой скот в общинном лесу, который, кроме того, доставлял им строительный материал и топливо; женщины пряли лен, шерсть и т. д.”. Это описание справедливо по отношению к любым городским центрам на пер­вом этапе их существования.

Не сразу переселенцы расставались с прежним занятием — земледелием; тем не менее, уходя из деревни в город, они “поры­вали с феодализмом”.

Поэтому, если есть черты, сближающие ре­месленника с крестьянином (мелкая собственность на средства производства, необходимость самому работать, сочетание ремес­ленного труда с земледельческим и т. д.), то немало и таких черт, которые их отличают (средства производства, принципы присвое­ния, способы и возможности реализации готовой продукции, фор­мы и структура организаций, социальный статус).

Главное же— то, что в отличие от феодально-зависимого крестьянина, ремеслен­ник был собственником орудий производства и сырья (основной же объект приложения крестьянского труда — земля — являлась соб­ственностью феодала).

Этим определялся и новый принцип при­своения.

Продукты труда средневекового городского ремесленника “принадлежали ему по самому существу дела”. И “если даже сеньор сохранял какие-то остатки своей власти или протектората над городом, если он “надстраивался” над городским ремеслом и торговлей (к которым в сущности уже не имел никакого эконо­мического отношения) и таким путем присваивал себе какую-то долю городского накопления, то и в этом случае, хотя простое товарное производство несло определенный ущерб, его внутренняя

экономическая природа не менялась”, оно оставалось своеобраз­ным хозяйственным укладом, основанным на особом способе про­изводства и присвоения (ремесленнику незачем было присваивать свою продукцию), на тождестве труда и собственности.

В отличие от деревни, экономику города определяли профес­сиональная специализация, денежные отношения, наемный труд;

город также был обособлен от деревни в юридическом и социаль­но-административном плане.

Прежде всего город — средоточие специализированного произ­водства.

Ремесленник, даже если отдавал часть времени сельско­хозяйственным занятиям и промыслам (кстати, далеко не все го­рожане держали земельные участки), был прежде всего профес­сионалом: кузнецом, ткачом, кожевником, бочаром и т. д. Город противостоял деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производил иную продукцию, но тем, что он произво­дил ее иначе—руками специализированных мастеров.

Городская экономика в несравнимо большей степени, чем де­ревенская, ориентировалась на товарно-денежные отношения.

Го­род с самого своего возникновения был тесно связан с рынком. Горожанин покупал на рынке то, что крестьянин в основном про­изводил в собственном хозяйстве.

В городе ремесленник и торговец, как правило, нанимали под­мастерьев и платили им заработную плату (в деревне — это исклю­чительное явление).

В результате так называемого коммунального движения XI— XII вв. многие города в Западной Европе сумели освободиться от власти светских и церковных сеньоров и как бы стать вне фео­дального права, получив привилегию руководствоваться город­ским правом на территории города и прилегающей к нему узкой полосе. В XII в. и последующие столетия многие городские цент­ры получали аналогичные привилегии от феодальных владык на договорных основах, без борьбы, используя в частности экономи­ческую заинтересованность последних.

Городское право изымало коммуну из-под сеньориальной юрисдикции и даже противопо­ставляло ее феодальной системе (отсюда принцип: “Городской воздух делает свободным”). Несмотря на различие в степени ин­тенсивности и то, что большая часть городов в нем не участвова­ла, коммунальное движение имело важнейшие последствия для всех европейских городов.

Основной характерной чертой города стало теперь отсутствие феодальной зависимости. В городе утвер­дился относительно единый правовой статус свободных бюргеров, были созданы благоприятные условия для развития ремесла и торговли.

Города устанавливали свои формы административной органи­зации: органы коммунального самоуправления — городские сове­ты; территориальные братства, группировавшиеся обычно вокруг.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий