- Государственный строй Древнего Рима
- Виды народных собраний в Древнем Риме
- Государственный строй Древнего Рима в период республики
- Магистраты и эдикты
- Общественный строй
- Государственное устройство Римской республики
- Народное собрание (комиции)
- Консулы
- Преторы
- Цензоры
- Диктатор
- “Почетные” магистраты
- Сенат
- Всадники
- Республиканская знать и её господство в государстве
- Органы власти в Древнем Риме в период Республики
Государственный строй Древнего Рима
В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились-
Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.
Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.
Виды народных собраний в Древнем Риме
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутныо и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373.
Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной-
Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима.
Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).
Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
Государственный строй Древнего Рима в период республики
В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников.
Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.
К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).
Магистраты и эдикты
Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др.
Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.
Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:
- юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
- империумом (полнота высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага).
Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом.
Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума были фасции — розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохранители-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.
Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:
- все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями.
- практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
- каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении этих властных должностей.Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
- все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
- все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих.И «уволить» их с должности до истечения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.
- если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности.
Основными чиновными персонами в республике были:
- консулы;
- преторы;
- цензоры;
- эдилы;
- квесторы.
Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.
Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом.
Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов.
Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.
Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов.
В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.
В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т.д.
Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.
Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев.
Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.
В истории римского государства различают три основных периода:
1.древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
2. республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.);
3. имперский — распадается на два подпериода:
- период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
- период домината (от dommus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.
Общественный строй
Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.
Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).
Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.
Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.
Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:
- нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
- сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
- провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении.К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.
Происходят изменения и в положении рабов.
Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов.
Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.
Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы.
Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.
Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
Государственное устройство Римской республики
В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).
Народное собрание (комиции)
В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ.
Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам — патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.
В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом.
Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки.
Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки — ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.
Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков.
А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам — территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских — только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.
Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города.
Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, — Комицием.
Консулы
Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность.
Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью — империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов.
Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.
Ликторы носили на плечах фасци — связки прутьев с воткнутыми в них топорами.
Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы.
Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.
Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества — эта оценка называлась цензом — производили цензоры.
Преторы
Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем.
Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.
Цензоры
Цензорами становились обычно бывшие консулы.
Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, — цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор — его исключали из сената, если всадник — отнимали коня, если простой плебей — заносили в позорный список худших граждан.
Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.
Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.
Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа.
Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.
Диктатор
Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”.
Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком — она не могла длиться долее шести месяцев.
“Почетные” магистраты
Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их — “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной.
Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты — народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.
Сенат
Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.
Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” — как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне — курульном кресле.
Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны.
Заседал сенат либо в особом здании — курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего — в храме Юпитера на Капитолии.
Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно.
На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов.
Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.
Всадники
Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия — большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия.
При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия — сенатское и всадническое.
Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.
В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат.
В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.
Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом.
И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.
Республиканская знать и её господство в государстве
Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире.
Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская — которой обладают высшие магистраты, аристократическая — которую представляет сенат, и демократическая — которую осуществляет народное собрание.
На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.
В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур.
После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.
Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов.
Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.
В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать.
Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.
Органы власти в Древнем Риме в период Республики
Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демократии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний.
Однако в Римской республике сложилось опосредованное народовластие. Народные собрания собирались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существовало три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.
Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры.
Право на участие в центуриатных комициях получали римские граждане, приписанные на основании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.
Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы.
В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.
Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых вопросах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением власти главами семей и т.д.).
Высшим органом управления являлся Сенат.
Компетенция Сената включает:
- — контроль законодательной деятельности;
- — контроль над должностными лицами;
- — финансовое управление;
- — военное управление;
- — внешнеполитическая деятельность;
- — управление римскими провинциями;
- — постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.
Исполнительную власть осуществляли магистраты — должностные лица.
Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество.
Магистратуры делились на ординарные (консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (диктатор, децемвиры — 10мужей для упорядочения права).
Консулы возглавляли магистратуры.
Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за безопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и толковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.
Преторы осуществляли управление городом, осуществляли правоохранительные и судебные функции.
Цензоры избирались сроком на пять лет.
Два цензора составляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.
Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народных трибунов колебалось от 2 до 10человек.
Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.
Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снабжением города, наблюдали за торговлей.