Государственный строй Древнего Рима в республиканский период

Государственный строй Древнего Рима

В период республики органи­зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз­никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна­чительно увеличились-

Но это почти не отразилось на струк­туре высших органов государства, по-прежнему находив­шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ­ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада­нии первых, обеспечивавших привилегированное положе­ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра­зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу­дарственных органов.

Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен­но управляли государством. Это делали сенат и магистра­ты — органы реальной власти нобилитета.

Виды народных собраний в Древнем Риме

В Римской республике существовали три вида народ­ных собраний — центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру­гов рабовладельцев.

Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373.

Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс­ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу­риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог­раниченной-

Они избирали низших должностных лиц (квес­торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи­ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима.

Но вместе с тем в ре­зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста­ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры­тым и только в конце республиканского периода было вве­дено тайное голосование (участникам собрания раздава­лись специальные таблицы для голосования).

Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по­лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на­правлять деятельность собрания.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впослед­ствии прибавилось сословие всадников.

Такое устройство и рас­пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы­борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли­тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород­ных).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме называли раз­личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой­сками, управление провинцией, отправление правосудия и др.

Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по­мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик­тами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по­средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма­гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на­правленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции — розги, пере­вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро­вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас­ции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохрани­тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос­тей, признаваемых за этими собраниями.
  • практически все магис­траты избирались в должности сроком на один год, и только цен­зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  • каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес­печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос­тей.Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
  • все должности выстраивались в особой иерархической соот­несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто­ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  • все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо­ступными для малоимущих.И «уволить» их с должности до исте­чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.
  • если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от­ветственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впослед­ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы име­ли право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.

По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.

Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (кон­сультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов.

Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи­ем «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими пол­номочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного по­рядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы­ваемого ценза — списка населения с последующим распределени­ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се­наторов.

В процессе осуществления этих дел цензор имел возмож­ность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравствен­ным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по органи­зации и контролю за общественным порядком — на улицах, рын­ках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле­беев.

Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и не­прикосновенной.

В истории римского государства различают три основных периода:

1.древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;

2. республикан­ский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.);

3. имперский — распадается на два подпериода:

  • период принципата, когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
  • период домината (от dommus — господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.

Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).

Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.

Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении.К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов.

Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов.

Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы.

Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.

Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции)

В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ.

Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам — патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом.

Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки.

Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки — ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков.

А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам — территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских — только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города.

Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, — Комицием.

Консулы

Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность.

Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью — империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов.

Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Ликторы носили на плечах фасци — связки прутьев с воткнутыми в них топорами.

Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы.

Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества — эта оценка называлась цензом — производили цензоры.

Преторы

Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем.

Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры

Цензорами становились обычно бывшие консулы.

Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, — цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор — его исключали из сената, если всадник — отнимали коня, если простой плебей — заносили в позорный список худших граждан.

Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа.

Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор

Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком — она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты

Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их — “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной.

Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты — народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат

Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.

Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” — как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне — курульном кресле.

Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны.

Заседал сенат либо в особом здании — курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего — в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно.

На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов.

Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Всадники

Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия — большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия.

При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия сенатское и всадническое.

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат.

В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом.

И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве

Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире.

Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская — которой обладают высшие магистраты, аристократическая — которую представляет сенат, и демократическая — которую осуществляет народное собрание.

На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур.

После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов.

Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать.

Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

Органы власти в Древнем Риме в период Республики

Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демокра­тии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний.

Однако в Римской республике сложи­лось опосредованное народовластие. Народные собрания собира­лись по инициативе высших должностных лиц, которые контроли­ровали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существова­ло три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.

Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государ­ства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры.

Право на участие в центуриат­ных комициях получали римские граждане, приписанные на ос­новании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.

Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избира­ли низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы.

В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.

Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере урав­нения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых воп­росах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением вла­сти главами семей и т.д.).

Высшим органом управления являлся Сенат.

Компетенция Се­ната включает:

  • — контроль законодательной деятельности;
  • — контроль над должностными лицами;
  • — финансовое управление;
  • — военное управление;
  • — внешнеполитическая деятельность;
  • — управление римскими провинциями;
  • — постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.

Исполнительную власть осуществляли магистраты — должнос­тные лица.

Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество.

Магистратуры делились на ординарные (консу­лы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (дик­татор, децемвиры — 10мужей для упорядочения права).

Консулы возглавляли магистратуры.

Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за бе­зопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и тол­ковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, осуществляли пра­воохранительные и судебные функции.

Цензоры избирались сроком на пять лет.

Два цензора состав­ляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народ­ных трибунов колебалось от 2 до 10человек.

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снаб­жением города, наблюдали за торговлей.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий