- Государственный строй Киевской Руси
- Характеристика государственного строя Киевской Руси
- Военная организация Киевской Руси
- Государственный и общественный строй Древней Руси
- Крещение Руси
- Государственный и общественный строй Киевской Руси: характеристика
- Образование государства у восточных славян
- Государственный строй Киевской Руси: органы власти и функции
Государственный строй Киевской Руси
Характеристика государственного строя Киевской Руси
Киевская Русь не являлась централизованным государством. Её государственное единство держалось на сюзеренно-вассальной системе, а вся государственная структура стояла на феодальной иерархии. Так в ней вассал был в зависимости от своего сеньора, а тот в свою очередь от верховного сюзерена или более крупного сеньора.
Во главе Киевского государства стоял великий князь, и именно он владел всей верховной законодательной властью в стране. Например, известны многие законы, которые были изданы самими великими князьями и носят их имена – Устав Владимира, Правда Ярослава и пр.
Хоть великие киевские князья и были монархами, но они не обходились без мнения им приближённых. Так при княжеском дворе был совет (хоть и не оформленный юридически), имевший большое влияние на волю монарха. В данный совет входили приближённые князя и княжьи мужики (верхушка княжеской дружины).
Первоначально применялась численная (десятичная) система управления (десятские, сотские, тысяцкие). Тысяцкий выполнял функции начальника, а сотский городского судебно-административного лица.
Позже данная численная система уступила место дворцово-вотчинной, возникшей из идеи совмещения управления государством с великокняжеским дворцом.
Местная управленческая система была довольно проста. Помимо местных князей, которые сидели в своих уделах в эти земли посылались представители власти – волостели и наместники, которые получали жалование и проживание за счёт работы местного населения, собирая в государственную казну дань. Так на Руси была создана система кормления, которая прожила больше, чем само Древнерусское государство.
Военная организация Киевской Руси
Профессиональные воины и дружинники (верхушка была советниками князя).
Судебных органов в Киевской Руси не было, его функции ложились на плечи представителей администрации, включая и самого киевского великого князя. Однако были и специальные должности, которые помогали правосудию. Вирники – заведовали сбором штрафов за убийство, а также некоторые феодалы и церковь, имевшие право суда зависимых от них людей.
Помимо доходов, собранных с собственных земель князь устанавливал систему дани и налогов.
Важным элементом управленческой системы древнерусского государства была церковь, которая с самого начала крещения Руси была с ним связана и помогала ей, как во внешней, так и в ведении внутренней политики страны.
Государственный и общественный строй Древней Руси
Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть.
При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений.
Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече — народное собрание — созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира.
По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной.
По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).
Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения)
Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, — система сюзеренитета-вассалитета.
Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов(холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.
Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника.
В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы.
Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.
Зависимое население состояло из:
- — закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;
- — рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
- — изгоев — обедневших выходцев из общин;
- — холопов — зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;
- — всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.
Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.
В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:
- — экономическое развитие;
- — социальные процессы в период военной демократии;
- — развитие торговых связей;
- — общность языческих верований;
- — необходимость защиты от внешних нападений;
- — осуществление завоевательной политики.
- Центрами объединения стали города Киев и Новгород.
Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.
Крещение Руси
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство.
Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.
По Повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира – в притоке Днепра реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления корсунских и константинопольских попов обращение в христианство действительно должно было стать более широким.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.
По сообщению Повести временных лет, Владимир «начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».
По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Принятие христианства Киевской Русью было связано рядом причин:
Зарождение феодализма.
Христианство более всего способствовало торговым и политическим связям, поэтому ко времени крещения Руси христианство было уже принято на Руси купечеством и некоторыми дружинниками киевского князя.
Однако принятие христианства не было внезапным, его принятие было процессом долгим.
Христианство как религия вобрала в себя язычество, многие языческие культы и праздники были заменены или приняты христианской церковью.
После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция.
Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции.
Выражением сотрудничества великокняжеской и церковной организации является формирование в первой половине XI в. широкой церковной юрисдикции, охватывающей дела о браках и разводах, взаимоотношениях в семье, конфликты, связанные с охраной чести, некоторые наследственные дела, внутрицерковные конфликты. Они осуществлялись епископскими чиновниками, через руки которых проходила вся масса бытовых дел семейной жизни, а также дела, обусловленные заменой традиционных общинных брачных норм и обычаев новыми христианскими нормами классового общества.
Церкви на Руси довольно скоро, еще до середины XI в., удалось нащупать те сферы права, которые не были присвоены государством.
Заимствуя нормы древнерусского права и придавая им христианскую форму, церковь наложила руку на новую большую группу общественных институтов, не встретив со стороны государства сопротивления, но и не посягая на княжескую юрисдикцию.
Тем самым она помогла светской власти в укреплении нового строя и соответствующих ему форм общественных связей − христианских семьи, брака и регулированию взаимоотношений между родственниками.
Система общегосударственной церковной организации с центром в Киеве, рядом с великокняжеским двором, с епископами во многих столицах княжеств и их чиновниками в других городах на периферии объективно служила важной дублирующей политической структурой.
В качестве института, ведавшего отправлением культа, церковь обладала разветвленной системой учреждений, занимавшихся литургической и другими формами деятельности, миссионерством, исполнением христианских таинств, вероисповедной и религиозно-пропагандистской деятельностью.
Эта ее деятельность с помощью княжеской власти оказывала существенное воздействие на развитие на Руси феодального общественного сознания, древнерусской письменности, литературы, культуры вообще в христианской религиозной форме, и в то же время она несла значительный ущерб языческим формам древнерусской культуры, музыкальному и песенному фольклору и пр.
Однако что церковь не смогла распространить влияние христианского культа на всю территорию страны, на население, административно и территориально отдаленное от политических и церковных центров, ограничиваясь включением в свою сферу города и связанной с городом и вотчиной округи.
В публично-правовой сфере вне непосредственно культа церковные кафедры обладали большими возможностями благодаря завоеванной в борьбе с дофеодальными образованиями (большими семьями и соседскими общинами) широкой юрисдикции.
Здесь церковь также выступала как составная часть государственной организации, осуществляя ее власть на местах через епископских чиновников и сделав большие сферы общественной жизни сферами церковного права.
Государственный и общественный строй Киевской Руси: характеристика
Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства.
Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати.
Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече — народное собрание — созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира.
По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение.
Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий.
Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной.
По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).
Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения).
Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, — система «сюзеренитета-вассалитета».
Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой.
В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.
Образование государства у восточных славян
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные.
Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.
Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
То есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были зачатки государственности.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде.
В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками.
В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.
Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев.
Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле.
Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями.
Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.
Государственный строй Киевской Руси: органы власти и функции
Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии.
Органы власти:
На вершине государственной власти стоял Великий князь.
К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.
Функции:
Великий князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.
Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.
Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство.
Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.
В своем «Поучении…» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост.
Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику).
Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
Вечепредставляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает.
Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло.
Государственная власть призвана: 1) управлять, 2) законодательствовать, 3) судить.
В древнейшем периоде истории на первый план выступает последняя функция, однако и первые входят в задачи государственной власти.
Органы управления подразделяются на центральные и местные. В центральном управлении различают две системы органов: собственно княжескую (дворовую) или дворцово-вотчинную. Для такой системы управления было характерно совмещение в руках одного администратора (слуги) функций по управлению отраслью дворцового хозяйства и государственного управления.
Другими словами, происходил перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя.
Другая система центрального управления – земская(более древняя, чем княжеская) построена по численному делению общества (десятичная): так, государство составляло тысячу, а города и провинции делились на сотни и десятки. Центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Тысяцкий был и предводителем народного ополчения.
Органы местного управления были также двоякие.
Одни существовали для связи центра с провинцией. Это посадники, наместники или волостели, направляемые из центра, содержание которых брало на себя население управляемой территории («кормление»). Назначение куда либо посадника означало присоединение местности к государству.
Они были обязаны заботиться о военной защите провинции, творить правый суд. Неугодных посадников население изгоняло. Как правило, посадники, преследуя интересы кормления, мало вмешивалось во внутреннее управление провинции. Местное управление находилось в руках органов местного самоуправления – пригородного и волостного вече и выборных чиновников: старост, сотников, десятских и «добрых людей».