Государственный строй Древних Афин в период расцвета демократии

Государственный строй Древних Афин в период расцвета демократии

Когда смотришь на историческую карту древнего мира и сравниваешь громадные размеры Персидской державы с небольшой территорией Греции, то кажется невероятным, что в борьбе этих двух стран, продолжавшейся всю первую половину V века до нашей эры, Греция вышла победительницей.

Основную роль в победе греков над персами сыграло Афинское государство. Афиняне, создав сильный флот из трехпалубных кораблей с таранами на носу, нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. А на суше греческие фаланги, выступая сомкнутым строем хорошо обученных воинов, одержали победы над многочисленным противником.

Основную же массу персидского войска составляла воины из порабощенных племен и народов. Персидские военачальники пускали в ход бичи, чтобы заставлять воинов идти в бой, а греки героически отстаивали свою родную землю. Греческий историк Геродот справедливо называл афинян спасателями Эллады.

После победы над персами наступает блестящая эпоха в истории Афин. Город становится могущественной морской державой с высокоразвитыми ремеслами, кораблестроением и торговлей. Много свободных и рабов из пленных, захваченных во время войны, работало в мастерских, рудниках, на строительстве, во флоте.

После окончания войн источником обогащения афинской казны стал морской союз, организованный Афинами для борьбы с Персией на море. Денежные взносы союзников, предназначавшиеся на постройку военных кораблей, афиняне стали расходовать на нужды своего государства.

V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков».

Это время расцвета демократии. Все свободные граждане получали право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно 3 раза в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около 5 тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне и мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Для руководства жизнью государства начиная с 510 года путем жребия выбирался «совет пятисот». На каждый день избирался эпистат — председатель, который руководил народным собранием, принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто и провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался, выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не вреден ли он для республики. Если признавалось последнее, то автора штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям. После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходил голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходилось без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопонесской войне. Мастера-оружейники и поставщики военного снаряжения стояли за войну, ожидая от нее больших доходов.

Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и горячо против нее протестовали. «Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного», — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.

Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму («остракон» — черепок для голосования, который опускался в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики. Черепки опускались в урну и подсчитывались. Тот человек, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на 10 лет.

Кроме участия в народном собрании, простые люди могли избираться на различные государственные должности. Перикл, вождь афинской демократии, ввел оплату труда на некоторых государственных должностях, чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избранными, могли отрываться от своей работы без заметного ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым.

Больше всего в человеке ценилась любовь к отечеству. Отдать за него жизнь считалось честью. Юноши, достигшие 18 лет, торжественно приносили присягу, что они всеми силами будут способствовать укреплению своего отечества.

Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, борьба), беседовали на улицах, в портиках и тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду было людно и интересно: народ обсуждал новости, спорил по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости», как называли философов.

Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Умение убеждать слушателей способствовало продвижению на государственные посты. Поэтому богатые люди не жалели денег на обучение своих сыновей ораторскому искусству. Непревзойденным оратором считался Перикл. Его политический противник говорил, что если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что победил он сам, то все слушатели поверили бы Периклу, не взирая на очевидность положения.

Делом государственной важности считался театр. Ему придавали большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тысяч зрителей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось 4-5 пьес. На это время деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств. Расходы на постановки спектаклей возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). За это его награждали бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести.

В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх. Красота этого города вызывала у афинских граждан чувство гордости за свое государство. Афины V века до нашей эры были не только «школой Эллады», как о них говорил Перикл, но и школой для всего тогдашнего мира. Культурное наследие древних греков обогащает и нас.

Государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V в. до н.э.)

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом

Расцвет афинской демократии приходится на V в. до н.э., ког­да складываются основные элементы государственного механиз­ма Афинской республики.

В 462 г. до н.э. Перикл ввел вознаграждение за выполнение обя­занностей на государственной службе, что позволило малоимущим гражданам замещать государственные должности.

Проведенные в V в. до н.э. реформы завершили формирование системы разделения властей в Афинском полисе: государственные органы обладали различными четко очерченными полномочиями, авзаимный контроль создавал систему сдержек.

Народное собрание (экклессия) воплощало принцип верховенства| народа.

В его компетенцию входили законодательные полномочия,издание постановлений по частным вопросам, избрание и контроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, про­цедура остракизма и т.д. Правом на участие в народных собрани­ях обладали все полноправные граждане мужского пола, достиг­шие 20-летнего возраста.

Совет пятисот (булэ) выполнял функции государственного управления.

В его ведении находились внешняя политика, управле­ние финансами, регулирование торговли, контроль над должностнымилицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания.

Булевты изби­рались на один год из граждан, достигших 30-летнего возраста, и представляли 10 территориальных фил.

Гелиэя — высший судебный орган.

Она являлась апелляцион­ной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматри­вал дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Законопроекты, принятые народным собрани­ем, становились законами лишь после одобрения в гелиэе. Судьи избирались по 600 человек от 10 территориальных фил на один год из граждан, достигших 30-летнего возраста.

Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 судей и 100 запасных. Коллегии приступали к сво­им обязанностям по жребию.

Коллегия 10 стратегов в V в. до н.э.

представляла собой государ­ственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве.

Должность стратега часто занима­ли демагоги.

Доступ к политической жизни сохраняли только полноправные граждане, являвшиеся таковыми благодаря своему происхожде­нию. Неполноправное население (метеки в Афинах) обладали лич­ной свободой, имущественными правами, но не наделялись поли­тическими правами, т.е. не допускались к участию в государствен­ной жизни.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов. Женщины и метеки в народное собрание не допускались.

Такого противодействия властям не было в государствах Древнего Востока.

Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах.

Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения.

За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган Публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования.

Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д.

Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.

Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства.

В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях.

За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Отходит в прошлое патриархальное рабство. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Органы государственной власти в Афинах середины V в. до н.э.

Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян.

Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелизей.

В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).

По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Система представительства во властных органах Афин

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица.

Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах.

Исторически не случайным явилось полное поражение Афин в Пелопоннесской войне. Античному миру были известны и иные формы государства. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса.

В союз входило 140__160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Развитие государственности в Древней Греции

Каждая древняя цивилизация внесла свой вклад в общечеловеческий исторический опыт, составляющий содержание тысячелетней культуры. И, тем не менее, повышенный интерес к тому, что принесла с собой именно греческая цивилизация, оправдан. Непреходяще значение всего созданного творцами древнегреческой культуры, философии и права.

Интерес к наследию древнегреческой цивилизации, а именно философии, права, науки и культуры непреходящ. Но особое значение он приобретает в наш век, век становления нового мышления, сохраняющего все лучшее из прежнего исторического наследия.

Именно в Древней Греции с достаточной ясностью выступает сознание необходимости правового совершенствования и начинает развиваться институт правового регулирования.

Верховенство права во всей деятельности граждан и должностных лиц — главное в государственном учении Древней Греции.

Именно в Древних Афинах было впервые обосновано значение права как общеобязательный «минимум нравственности», раскрыто в общем виде соотношение индивидуальной справедливости и справедливости, выраженной в законе, утверждаются принципы законопослушания как гражданского долга первостепенной законности, как непременного условия правопорядка.

Именно в эту эпоху родился афоризм: «Лучше плохой закон, чем никакого».

Создается учение об общеобязательности права,его высшем авторитете как выразителе божественной мудрости и исходной нормы. Счастье человека и справедливость состоят не в том, чтобы удовлетворять без разбора свои влечения и стремиться иметь больше других, а в том, чтобы, как только можно бежать от невоздержанности и уважать равенство, которое среди богов и среди людей имеет великое значение.

Справедливость — центральное понятие Древнегреческой философии права. Только ссоблюдением этого нравственно — филосовского принципа возможно разрешение всех социальных противоречий и межличностных конфликтов.

Государство и закон призваны не столько обеспечивать порядок авторитетом и силой принудительной власти, сколько охранять господство добродетели и ее лучшего выражения — справедливости, исключающей уравнительное обезличивание и господство богатого над бедным, сильного над слабым.

Именно Древняя Греция является родиной многих принципов организации государственной власти, которые получили общее признание только в ХХ в.: принцип разделения властей, республиканская модель государственного правления, демократический режим.

В Х1-Х вв. до н.э.греческие племена постепенно заселили юг Балканского полуострова.

В этот период у них шел активный процесс разложения родового строя и складывания предпосылок для формирования государства.

Развитие государственности в Греции прошло 4 этапа:

  • 1 Xl-IX вв. до н.э.гомеровский— складывание предпосылок для создания государства.
  • 2. VIII — VI вв. до н.э. — архаический — формирование государства в форме полиса.
  • 3. V-IV вв. до н.э. — классический— расцвет рабовладельческих государств^Древней Греции.
  • 4. III-II вв. до н.э. — эллинистический— кризис и упадок древнегреческой цивилизации.

Развитие государства в Древней Греции имеет следующие особенности:

Единое централизованное государство на территории Древней Греции не сложилось. В вв. до н.э. в процессе разложения родовых отношений в Греции образовались многочисленные города-государства (полисы).

Древняя Греция может по праву считаться родиной республиканской формыправления. Хотя ещё в Древнем Вавилоне существовали отдельные полисы — протореспублики. однако именно в Греции эта форма правления впервые приобрела классическое выражение.

Древняя Греция является и родиной двух основных видов государственного режима — демократического и недемократического(в Греции он назывался аристократическим).Сам термин «демократия»,так прочно вошедший в наш современный лексикон, греческого происхождения и дословно в переводе означает «народовластие».

В Древних Афинах впервые в истории государства были воплощены на практике демократические принципы судопроизводстваи создан специализированный орган судебной власти — гелиэя, ставший, по существу, прообразом современного суда присяжных.

По форме организации власти греческие полисы делятся на две основные группы: рабовладельческие аристократические государстваи демократические рабовладельческие республики.

Наиболее типичным представителем первых является полис Спарта,вторых — полис Афины.

Охарактеризуем государственный, общественный строй и правовую систему Древних Афин.

Государственный строй.Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты, главным образом, в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах.

Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов.

В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое «военной демократией».

Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри.

Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти.Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения.

Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (приписываемым Тесею) на эвпатридов— благородных, геоморов —земледельцев и демиургов— ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.

Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала,по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу – в другие греческие полисы.

К VI в. дон.э.в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпагридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.

Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.

В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими евпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом(демосом),возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтомв 594 году до н.э.

Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения.

Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных граждан Афин.

Поэтому они носили компромиссный характер: Солон является родоначальником политики «золотой середины».

Он стремился в своей политике отражать интересы различных социальных групп, примирить острые противоречия и достичь социальной стабильности в афинском обществе.

Солон принадлежал к знатному аристократическому, но обедневшему роду.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий