Государство Древнего Китая

История древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов:

  • 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н.э.);
  • 2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.);
  • 3) период Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников.

Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (I в. н.э.) из рабов было создано войско, названное «броском кабана».

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования – так называемой системой цзинтяньколодезные поля»). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части.

Урожай с «общего» поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с «частных» полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки «общих» полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов.

Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему «колодезных полей». В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV-XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев – социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры.

В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном.

Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с III в. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать – имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как «сыну неба». Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать – каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность – каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства – правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии – император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с «разбойниками», разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Древнекитайское государство

К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать, которая начала сосредотачивать в своих руках средства производства и основные богатства. В это же время сложились необходимые предпосылки для возникновения рабства.

В эпоху Шан раннее древнекитайское государство представляло собой совокупность большого количества общинных коллективов со своими вождями-правителями (чжухоу), обязанных присылать ко двору центрального правителя (ванна) дань.

Во второй половине второго тысячелетия до н. э. из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, включавшая правителя, его родичей и приближенных, высших жрецов и чиновников. Верхушка Китая в период Чжоу была представлена наследственной аристократией.

Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями Шан Яна. Он ввел новое положение о рангах знатности: ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем.

Со временем на первое место выдвигается новая знать – имущественная военная, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию.

На противоположном полюсе социальной структуры древнекитайского общества находились рабы. Первоначально рабами становились военнопленные, затем разорившиеся крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные.

Рабов можно было менять, покупать и продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь (221–207 до н. э.). Вместе с тем в рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников.

На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком».

Утверждение династии Цинь резко усиливает могущество верховного правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией. В руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные советники и прорицатели.

Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.

Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.

Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представителигосударственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.

Китай развивающаяся или развитая страна

Развитие Китая в последнюю четверть ХХ в. и начало ХХI в. стало самым успешным периодом в истории и одним из самых успешных периодов в почти пятитысячелетней истории страны. Поэтому Китай развивающаяся или развитая страна актуальный вопрос. Весь мир знает про экономическое чудо Китая.

Историческая задача страны

На протяжении жизни всего одного поколения страна смогла решить извечную проблему «тепла и сытости» и превратиться из развивающейся в развитую по мнению многих.

Эти успехи особенно ярко выглядят на фоне кровопролитных гражданских войн начала ХХ в., длительной войны сопротивления японской агрессии, расточительных экспериментов 1950-х годов и трагедии «культурной революции».

Историческая задача, которая встала перед Китаем в середине XIX в., была настолько масштабна и сложна, что ее решение не могло быть простым и быстрым.

Главную трудность представляла инерция непрерывной тысячелетней истории, неподъемным грузом, лежавшая на пути перемен.

Революции и войны, чередовавшиеся на протяжении большей части ХХ в., не смогли сломать старые институты и одновременно внести конструктивный вклад в строительство и развитие Китая.

Продвижение вперед сопровождалось неминуемым откатом назад, а стремительные рывки вели к разрушению не только достигнутого на предыдущем этапе, но и самого фундамента государства, ставя его на грань хаоса и распада.

Поиск форм совмещения этих задач был главной целью всех китайских политиков и революционеров.

Проблемы Китая заключалась не только в том, чтобы найти баланс старого и нового, традиционного и современного, революций и реформ, но и в том, чтобы точно определить точку не возврата, после которой движение вспять, к исторической традиции не станет неминуемым возвращением в прошлое, чреватое гибелью древнейшей цивилизации, так и не нашедшей своего места в современном мире.

На протяжении большей части прошлого века страна балансировала на грани жизни и смерти, прочерченной сначала последствиями длительной изоляции от внешнего мира и современности, а затем все более энергичными попытками преодолеть этот разрыв, безжалостно разрушавшими основы цивилизации.

Поиск пути развития

Однако поиском своего пути в современность не исчерпывались стратегические цели китайского государства.

Развитие Китая было предопределено тем, что на протяжении тысячелетий страна мыслила себя исключительно в категориях превосходства и выступавшего в качестве неоспоримого лидера в восточноазиатской ойкумене. Ей была неприемлема роль второго плана даже на увеличившейся до размеров всей планеты международной арене.

Возвращение в мировую историю и восстановление своего места в первом ряду мировых держав было еще одним вызовом, не менее важным, чем вызов современности. В мироощущении китайцев утрата своей лидирующей роли была тождественна потере цивилизационной идентичности и смысла бытия.

Не только государственные чиновники и военные, политическая и культурная элита, но и все китайское общество было убеждено, что развитие Китая может быть связано только с великой мировой державой и никакой другой.

Желание войти в современность и утвердиться в ней в качестве одного из лидеров проходило через всю китайскую историю ХХ в., определяя характер и степень интенсивности всех внутренних процессов.

Именно поэтому путь, который предлагало капиталистическое развитие, закреплявшее за Китаем строго определенное место в сложившейся мировой экономической и политической иерархии, отвергался подавляющим большинством китайских политиков и интеллектуалов.

Проблемы Китая

В стремлении компенсировать социально-экономическую отсталость своей страны первые китайские революционеры в начале ХХ в.

Решали проблемы Китая введя в качестве неотъемлемой и критически важной части политической жизни передовую общественную мысль, возложив на нее функции по поиску стратегических ориентиров развития, до этого определяемых конфуцианскими представлениями и нормами.

Народная революция 1949 г. на долгие годы закрепила идеократический характер китайского государства, который вскоре был абсолютизирован, идеологические догмы вновь задушили живую практику и потребности экономического развития.

Утвердившись в своем превосходстве в области идей, проблемы Китая в годы «культурной революции» были в изоляции от внешнего мира.

Развитие Китая

Развитие Китая в последние десятилетия неразрывно связано с реформами, начавшимися после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.). Однако предшествующий реформам период и в социально-экономическом, и в историческом плане не был безвозвратно потерянным временем. Несмотря на политические ошибки руководства, страна в целом развивалась поступательно, демонстрируя достаточно высокие, хотя и неустойчивые темпы роста, медленно, но неуклонно росло благосостояние населения, развивались промышленность, сельское хозяйство, армия, наука и техника.

Развивалась добыча редкоземельных металлов которую другие страны из-за высокой трудоемкости не производили.

«Культурная революция» с точки зрения политической и общественной жизни была трагедией, но с точки зрения большого исторического цикла стала событием, окончательно преодолевшим социокультурную инерцию и столкнувшим страну с пути эволюционной инерционности, гибельной для его интеграции в современный мир.

Однако уничтожение старой культуры вело не только к устранению препятствий для развития Китая, но и к ликвидации фундаментальных ценностей и элементарного порядка, а главное, не приближало к достижению главной цели – возрождению страны в качестве мировой державы.
Выйти из цикла революций и реформ и перейти к новому историческому этапу было не просто, прежде всего, потому, что созданная в КНР социально-политическая модель держалась на личном авторитете основателей новой китайской государственности.

Только уход с политической сцены поколения революционных войн мог положить начало новой стратегии развития.

Но кто и как мог мобилизовать общество на проведение нового курса было не ясно, не ясно было и что из старого опыта преобразований страна возьмет в следующий этап. Решающая роль в начинавшемся процессе перемен оказалась у идеологии, только модернизировав которую, можно было начинать постепенные преобразования в других областях.

Новая политическая ситуация в стране

Уход из жизни в 1976 г. Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна создало принципиально новую политическую ситуацию.

Бессменный лидер партии и государства, на протяжении четверти века определявший развитие страны, оставил после себя преемника, который не располагал ни авторитетом, ни эффективными рычагами влияния на партию, армию и общество и был вынужден искать компромисс с ведущими политическими силами.

Новому руководству досталось большое, хотя и плохо организованное наследство.

В конце 1976 г. КНР представляла собой крупную мировую державу с территорией 9,563 млн. кв. км (3-е место в мире), населением 930,985 млн. человек (1-е место), объемом ВВП 151,6277 млрд. долл. (9-е место), составлявшим 2,37% от мирового ВВП, обладавшую ядерным оружием и высоким международным статусом постоянного члена СБ ООН.

Прошедшие с образования КНР годы принесли определенные успехи в экономическом строительстве, темпы роста составляли в среднем 6,5% в год.

Развитие Китая шло неравномерно, с большими непроизводительными затратами, структура народного хозяйства оставалась несбалансированной, некоторые отрасли отставали от передового мирового уровня на десятки лет, сотни миллионов человек жили в бедности, на грани выживания.
Несмотря на существующие проблемы Китая, исходя из оценки его потенциала, в целом выглядели многообещающе, однако опыт развития, особенно последнего десятилетия, делал в высшей степени проблематичным быстрый и успешный поиск их решения.

Будущее Китая всецело зависело от исхода политической борьбы и способности нового руководства решить острые социально-экономические проблемы.

  • В первую очередь необходимо было вытеснить из общественной жизни идеологическую схоластику, заменить идеологические догмы ясными, ориентированными на практический результат целями, сделать эксперимент и практику главными критериями нового этапа развития.
  • Помимо этого для развития Китая необходимо было найти и мобилизовать внутренние ресурсы, без которых задача возрождения выглядела неосуществимой.

Кроме дешевой рабочей силы других существенных ресурсов для модернизации в Китае не было, но и она в китайских условиях того времени воспринималась скорее как недостаток, оказывая давление избыточного населения на слабую экономическую основу.

В 1980 г. китайская печать отмечала, что по объему ВВП Китай уступает США в 11,2 раза, а СССР в 7,5 раза, и еще больше по уровню национального дохода на душу населения.

Выбор стратегии модернизации

Решающая роль в выборе стратегии модернизации на том этапе оказалась у внешнего мира, который по-прежнему был далеко впереди.
Начало последней четверти ХХ в. с 1975 года не предвещало глобальных изменений. Мир вступил в эпоху военного паритета двух сверхдержав, соревнование между которыми усилиями политиков и логикой исторического развития смещалось в область экономики.

Позиции СССР и США в мире казались прочными и незыблемыми, что предопределило высокую степень стабильности и предсказуемости международных отношений. В эту, в целом упорядоченную картину мира не вписывалась КНР, которая в силу своих размеров, военно-политического и экономического потенциала могла стать одним из ведущих мировых игроков, и только внутренние проблемы Китая препятствовали его активным внешнеполитическим шагам.

В то время как мир устремился к новым высотам научно-технического и экономического роста, идеологическая доктрина КНР по-прежнему описывала его в понятиях классовой борьбы, противостояния и революционного переустройства, а «экономика» была бранным словом.

Острый идеологический конфликт с СССР подталкивал Китай к установлению партнерских отношений с США, готовых разыгрывать китайскую геополитическую карту в своих интересах.

Невзирая на идеологические ограничения и в результате тяжелой внутренней борьбы в руководстве, Китай, в конце концов, пошел на расширение контактов и установление сотрудничества с Западом сначала в военной, а затем и в экономической сфере, и постепенно начал выходить из самоизоляции.

Курс на мировой рынок

Переориентация на мировой рынок, сначала через создание ориентированных на экспорт производств и специальных экономических зон (СЭЗ), позволила Китаю реализовать свои конкурентные преимущества – соединить дешевую рабочую силу с природными ресурсами и передовыми технологиями внешнего мира.

Поэтому вопрос Китай развивающаяся или развитая страна — больше относится к развитой. Хотя международный валютный фонд (МВФ) относит Китай и Индию к развивающимся.

Важными факторами роста стали, установившаяся политическая стабильность и ограничение рождаемости, сократившее демографическую нагрузку на экономику. Открывшись внешнему миру, Китай вернулся в мировую историю, став частью общемировых тенденций развитой страны.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность — основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др.

Китайцы издревле свою страну называли Чжунго -«Срединным государством», «Поднебесной империей».

Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря.

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инъ) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско.

Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства.

Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей.

Они проводились: ежедневные — в память отца правителя, ежемесячные — в память деда, годовые — в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались во время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца) Гор и т. д. Жреческий обычай требовал «невесты» ддя Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покровителя, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую красивую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды.

Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. Последние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки, только там отбирали самого красивого юношу,

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вельможей, затем шел нэйши. В состав близких совегников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель.

В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие -» «правые»- записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания.

Они принимали решение об изгнании царя (842 г. до н.э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н. э.). Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники — своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли ничами. 1аков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие — свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных — ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дфу кормились селениями (землей за службу?), ши — пялями, цзао и лч — за счет выполнения работ.

В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами — самое существенное на войне^,—говорилось в древней надписи.

Имеется упоминание о школах, в которых учились дети знати.

Плата учетелям была мизерной -10 кусков сушеного мяса.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н. э..) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. о н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления.

«Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений».

По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII-VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци.

Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло.

Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

Право Древнего Китая

Право знало понятия собственности, владения и распоряжения.

Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа.

Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины.

Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их па кабальных условиях аренды.

Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно ста/т вводиться денежный налог с единицы площади земли.

Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь.

Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос -200 хуаней, за оскорбление -600, за смертную казнь — одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная.

Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем в землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство.

Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий