Греческое чудо это в Древней Греции

Что такое Греческое чудо кратко

«ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО» — культурный переворот в Греции, начавшийся в эпоху архаики и последующий расцвет культуры в классическую эпоху (VIII-V века до н.э.).

Термин был введен в науку французским исследователем Э. Ренаном (XIX в.).

Содержание культурного переворота: возникновение и необыкновенный расцвет науки и философии (Фалес Милетский, Эмпедокл, Пифагор, Гераклит etc.), литературы (Гесиод, лирики Архилох и Феогнид, Алкей и Сапфо, Анакреонт и Пиндар, баснописец Эзоп etc.), искусства (архитектуры, скульптуры и вазописи). «Греческое чудо» определило культурный облик античности, как полис – политический и социальный.

О предпосылках «греческого чуда» дискуссия в науке шла со второй половины XIX в.; выдвигались и опровергались самые разные причины – от исключительной одаренности, якобы присущей грекам, до указаний на то, что в Древней Греции в отличие от Востока жрецы не имели монополии на знания и т.п.

Большинство исследователей склонны объяснять «греческое чудо» сочетанием многих обстоятельств: сыграли свою роль и географический фактор, и климат, и распространение железа, создавшее материальную базу для развития культуры, и своеобразная система ценностей. Грекам была свойственна вера в творческие силы личности, их отличала активная жизненная позиция, установка на то, чтобы собственными усилиями добиваться улучшения жизни.

И в то же время в мироощущении эллинов существовала мрачная, трагическая черта, рождавшая обостренное восприятие действительности. Это сочетание трагизма и оптимистической веры в человека создало уникальный «пессимизм силы» (выражение Ф. Ницше).

Сыграло свою роль и античное рабство: рабский труд высвободил для граждан досуг (греч. σχολή) – свободное время, которое греки использовали для занятия творческой и умственной деятельностью.

Некоторые ученые полагают важнейшей предпосылкой «греческого чуда» агональный дух, т.е. дух соревнования, соперничества и состязательности, который пронизывал древнегреческое общество сверху донизу, затрагивая практически все стороны частной и общественной жизни. Внешними проявлениями агонального духа были всевозможные состязания: атлетические и музические, театральные и поэтические, научная полемика, и состязание в судебном процессе, соревнования в различных видах профессиональной деятельности и даже конкурсы красоты.

Литература

  • Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н.э. СПб., 2001

«Греческое чудо»: рождение западной цивилизации

Платон в посмертном своём диалоге «Эпиномис» очень хорошо определяет отношение греков к древним культурам востока:

«Что бы эллины не перенимали от варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства».

Б. Л. Ван Дер Варден

Образование греческой цивилизации – эпоха «Культурного Переворота» — VII — V вв. до н. э.

Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом” за её необычайно быстрый расцвет.

Даже не верится, что такое сравнительно молодое культурное образование, как Древняя Греция, открыла человека как прекрасное творение природы. Достаточно вспомнить великих греческих гениев: Аристотель («Все граждане принадлежат государству, и каждый из них – частица государства»), Платон (создана академия его имени), Ритор, Сократ, Демосфен, математик Эвклид, Фалес (теорема Фалеса), Пифагор (теорема Пифагора), Архимед, врач Гиппократ, скульпторы Фидий и Пракситель, Эсхил, Аристофан, Гомер, Солон, Демокрит, Героклит, Эзоп, законодатель Ликург.

Их открытия, труды, деяния навечно вошли в мировую историю, науку, культуру, искусство. «Архимеда буду помнить, Пифагора тоже, так как языки умирают, а математические идеи – нет».

В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения Египта, Вавилонии, Месопотамии, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Разве это не чудо?! Ведь греческую культуру можно охарактеризовать как резкое отклонение от общей нормы, уникальное явление на фоне истории Древнего мира и всего человечества. Таким должен быть реальный смысл, который мы вкладываем в словосочетание «греческое чудо».

Перечисляя культурные достижения греческих учёных, все время приходится употреблять слово «первые»: первые труды по математике, геометрии, астрономии и логике, первые философские системы, первые историки и географы, первые театры и музеи, и многое другое, без чего невозможно представить нашу современную культуру.

Особого уровня достигла и техника. Это дало сильный толчок к развитию производительных сил.

Но многие достижения греческой культуры берут свои корни в Египте. Одним из первых был “отец истории” Геродот, очень высоко ценивший культуру Древнего Египта. Также считается, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, родоначальник греческой философии Фалес заимствовал у египтян знания по геометрии и астрономии, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики.

Существует множество объяснений происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан видел причину “греческого чуда” в абстрактности и метафизичности, свойственные арийским языкам. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура основывались на античном рабстве.

Поэтому Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей и имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.1 Также выделялась особая одаренность греков в сравнении с другими народами древности.

«Причины величия греческой цивилизации не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до нашей эры».

За счет беспощадной эксплуатации рабов греческие рабовладельцы создали высокую культуру.

Она же и легла в основу последующего культурного развития европейских народов. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки.

А без того фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы…»

Греки первыми сломали существующие стереотипы и создали науку, которую некоторые современные исследователи называют «мышлением по способу греков». В некоторых отраслях научных знаний древнегреческие учёные достигли таких успехов, что их работы (например, книга по геометрии, написанная Эвклидом) лежат в основе современных учебников.

У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

Её отличительной чертой являлось наличие дворцов-цитаделей и мощных архитектурных комплексов. Также для микенской цивилизации было свойственно мифологическое мировоззрение, а нормами жизни человека являлись честь, слава и стыд.

К четвертому веку до н.э в Греции сложилась уникальная система образования, в которой формируется человек как личность, со своими ценностями и стремлениями.

Люди начали свободно рассуждать о природе мира и целях жизни. В этом и состоит значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры».4 Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности.

Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский.

Латинским алфавитом пользуются многие народы мира.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Она отличалась большей мягкостью, живостью и точностью очертаний.

Архитектура античной Греции делилась на три периода: архаический (формирование основных типов зданий, храмы), классический (наивысший расцвет полисов, Афины – крупнейший полис), эллинистический (дворцы царей, виллы царских вельмож).

Греки заложили основы геометрии, механики, статики, что стало базой для развития инженерной науки. Архимед был первым величайшим геометром мира. Ему принадлежат «Книга о стройке», изобретение «Архимедова винта»; выдающийся техник Герон Александрийский оставил после себя «Руководство для инженера» и представление о практической геометрии.1

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы.

Первыми произведениями в архаическую эпоху стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Платон называл Гомера «воспитателем Греции». В дальнейшем появляется другой род литературы — лирика. Её представителями являлись Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох. В классическую эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр.

Следующим этапом стало ораторское искусство, его представителями были Демосфен и Сократ. Кроме того, люди узнали о таких жанрах, как трагедия (Эсхилл, Софокл, Эврипид) и комедия (Аристофан).

Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлась демократия. Первые её признаки проявились в реформах Солона.

Греки считали, что «свобода всех производит величайшее единодушие». Недостатком классической античной демократии было только то, что свободой в каждом из греческих государств обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства.

По моему мнению, образование греческой цивилизации можно, безусловно, считать «чудом». Ведь, как можно заметить, до образования Греции что Египетская, что Вавилонская цивилизация уже имели понятия о науке, в частности об арифметике и геометрии.

Но одних правил, заимствованных Грецией у этих цивилизаций, было не достаточно. Отсюда следуют величайшие достижения Архимеда, Фалеса, Пифагора и других гениев Древней Греции. Их трудами сейчас пользуются миллионы людей. Не зря Платон пишет о том, что греки всё заимствованное доводят до совершенства.

Сейчас, определив для себя место древнегреческих открытий в нашей жизни, я легко могу сказать, что без знания истории Древней Греции (а также, конечно, Древнего Рима и Египта) нельзя полностью понять и оценить те заслуги и научные и культурные «сокровища», преподнесённые нам человечеством.

Одна культура Древней Греции сильно влияла на мировую культуру, так как она была особенной, «новой ступенью» в развитии человечества.

Я уверена, что человек, знающий, откуда к нам пришло образование, письменность, арифметика, медицина, литература, греческую цивилизацию назовёт не просто «греческим чудом», а «греческим совершенством».

Используемая литература

  1. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.— Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2000. – 608 с.
  2. Гуляницкий Н. Ф. История Архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с.
  3. Античная литература. Под ред, проф. А. А. Тахо-Годи. 2-е изд., перераб.М., «Просвещение», 1973
  4. Радциг С. И. История древне-греческой литературы. Изд. 4, испр. М., «Высш. школа», 1977.
  5. Древняя Греция. Книга для чтения. Под ред. Д73 С. Л. Утченко. Изд. 4-е, перераб. М., «Просвещение», 1974.
  6. Научно-познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш». Древо познания.

Культура древней Греции и ее мировое значение

Я полагаю ,что в современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы без прошлого. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.

Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних греков и римлян.

Актуальность работы связана с постоянным интересом к античности, с использованием её образов на протяжении столетий.

Она вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

  • 1. Гомеровский  (XI-IX вв.до н.э.)
  • 2. Архаический  (VIII-VI вв.до н.э.)
  • 3. Классический (V-IV вв.до н.э.)
  • 4. Эллинистический  (конец IV-I вв. до н.э.)

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.)

В это время изобразительное искусство  и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.

Мировоззренческие основы культуры.

Мир — «космос» — понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами.

В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры — одно из важнейших для античности.

«Ничего сверх меры!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Пластичность — основа греческого миропонимания, поэтому  эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства — архитектуре и  скульптуре.

Античный  мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.

Литература.

Главными  источниками сведений об этой эпохе  являются два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.

Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина — эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец — аэд, который передает ее потомкам.

У Гомера мы встречаем и детально разработанный  образ олимпийского пантеона греческих  богов.

По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.

Греческая мифология и религия были наполнены  гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди — с богами: любимые герои греков — Диомед, Аякс, Агамемнон — богоподобны.

Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.

Керамика.

Наиболее  распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой  господствовал геометрический стиль(схематический, однообразный узор).

Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах(IX в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами.

Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

Мировоззренческие основы культуры.

Это время глубоких общественных перемен  в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры.

Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы .Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты.

В это время одной из основных линий  внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) — земледельцев, ремесленников, торговцев — против родовой аристократии.

В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей — тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

В VIII-VI вв. до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской.

Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук».

Появляются первые исторические и географические труды.

Игры.

Отличительной особенностью древних греков был  агон, т.е. состязательное начало. Знатные  аристократы в поэмах Гомера состязаются  в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе.

Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе).

Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского.

Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах.

Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) — награда — лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Письменность  и литература.

Через посредство финикийцев в VIII-VI вв. до н.э. греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов. Наиболее распространенным их них был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе.

Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики.

Появление и развитие лирической поэзии связано  с именем Архилоха с острова Палос (VII в.до н.э.).

Он передал в своих  стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и  готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры — ямб и хорей.

Еще один иониец, Анакреонт с острова Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви.

Именно лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.

Лучших  своих представителей архаическая  лирика обрела на острове Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен).

Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, наиболее распространенной формой, которого был дифирамб — песнь в честь бога Диониса.

Архитектура.

В эпоху архаики уже возникли основные и формы греческого искусства, которые  затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой  архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.

В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно — строечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров дорического и ионического.

Типичными образцами дорических построек архаической  эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия).

Особенностью  архаических храмов была богатая  полихромная роспись.

Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

Скульптура.

Скульптура  архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ.

Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки.

Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

Керамика.

Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина, зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда.

Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы.

Приблизительно  в середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне — это дало простор для более тщательной разработки деталей.

Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир.

КЛАССИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхила, Софокла и Еврипида.

Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан — малоимущим из казны выплачивали театральные деньги — теорикон — два обола на посещение театра.

Периоды развития Древнегреческой культуры

Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:

  • 1) крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);
  • 2) гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
  • 3) архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
  • 4) классический (V-IV вв. до н. э.);
  • 5) эллинистический (IV-I вв.до н. э).

Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.

Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.

Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий