Формы государственного устройства: понятие и виды
Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.
Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);
2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.
Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства
1. простые (унитарные) государства и
2. сложные государства.
Простое государство.
Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.
Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;
3. единая денежная система, одноканальная система налогов;
4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.
Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).
Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
1. централизованным;
2. децентрализованным и
3. смешанным.
В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
1. протектораты и
2. унии (Г.В. Назаренко).
Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).
Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.
Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:
— федерации – постоянные государственные образования;
— конфедерации – временные союзы суверенных государств;
— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;
— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;
— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).
Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
4. двухканальная система налогов;
5. двойное гражданство.
Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:
— собственно федерация;
— национально-государственные образования;
— автономно-государственные образования;
— территориальные образования.
В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.
Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.
По полномочиям (правовому статусу) выделяют:
1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;
2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.
Асимметричные федерации имеет три разновидности:
— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;
— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому
статусу, субъекты разнопорядковые;
— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).
По принципу образования различают:
1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);
2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).
Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:
1. образуется на основе договоров;
2. ее субъекты имеют право свободного выхода;
3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;
4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;
5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;
6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;
7. нет союзного гражданства (единого);
8. отсутствует единая денежная система (как правило);
9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение
Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:
1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);
3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.
В зависимости от правовых связей различают конфедерации:
1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.
Политический режим
Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
1. организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение террор);
2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;
3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.
Подходы к понятию политического режима. Политический режим имеет широкий и узкий подходы.
1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;
2. узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
1. демократические и
2. недемократические (антидемократические) режимы.
Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию Он выделяет
1. демократический режим и
2. террористический, который в свою очередь имеет три разновидности:
— фашистский – он характеризуется как национально-догматический;
— тоталитарный – как казарменный;
— авторитарный – как репрессивный метод.
Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:
— деспотический режим — он предполагает полный произвол монарха;
— тиранический режим — он основан на узурпации власти тираном;
— тоталитарный — основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;
— фашистский режим — его идеологией является крайний шовинизм;
— авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествление;
— либерально-демократический — предполагает осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
— собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.
С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, неспособной запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 года.
Таблица Формы государственно-территориального устройства
|
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
5. Конституция | Единая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств- участников |
6. Гражданство | Единое | Союзное и субъектов | Государств- участников |
7. Правовая и судебная системы | Единая | Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой правовой и судебной систем |
8. Международная деятельность | В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях | Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены | Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме |
9. Право расторжения договора | Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации | Может быть расторгнут госу- дарствами-учас- тниками и в одностороннем порядке | |
10. Современные государства | Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония | Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария | Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС) |
Формы государственно-территориального устройства
|
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
5. Конституция | Единая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств- участников |
6. Гражданство | Единое | Союзное и субъектов | Государств- участников |
7. Правовая и судебная системы | Единая | Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой правовой и судебной систем |
8. Международная деятельность | В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях | Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены | Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме |
9. Право расторжения договора | Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации | Может быть расторгнут госу- дарствами-учас- тниками и в одностороннем порядке | |
10. Современные государства | Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония | Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария | Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС) |
Государственный аппарат
Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.
Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху.
Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.
Государственные органы — составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.
Эти органы имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены.
Государственные учреждения — государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархичная система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.
Мой конспект: Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов.
В их числе в современном демократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной безопасности, прокуратура, исправительные учреждения); вооруженные силы.
Мой конспект: система государственных органов.
Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Мой конспект: понятие Компетенция государственного органа
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
Компетенция государственного органа |
Кроме этого, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата
Принципразделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц
Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства
Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата
Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни
Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
Что такое форма государственного устройства?
Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.
Признаки государственного устройства.
Государственное устройство отражает:
1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);
2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.
Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства
1. простые (унитарные) государства и
2. сложные государства.
Простое государство.
Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.
Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;
3. единая денежная система, одноканальная система налогов;
4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.
Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В.
Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).
Виды унитарного государственного устройства.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
1. централизованным;
2. децентрализованным и
3. смешанным.
В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Сложное государственное устройство.
Сложные государства делятся на:
1. протектораты и
2. унии (Г.В. Назаренко).
Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И.
Спиридонов).
Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.
Унии.
Унии разнообразны. К ним относятся:
— федерации – постоянные государственные образования;
— конфедерации – временные союзы суверенных государств;
— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;
— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;
— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).
Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Особенности федераций.
Отличительными признаками федерации являются:
1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
двухканальная система налогов;
5. двойное гражданство.
Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:
— собственно федерация;
— национально-государственные образования;
— автономно-государственные образования;
— территориальные образования.
В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.
Виды федерации.
Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.
По полномочиям (правовому статусу) выделяют:
1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;
2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.
Асимметричные федерации имеет три разновидности:
— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства.
Эти образование всегда имеет усеченные права;
— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому
статусу, субъекты разнопорядковые;
— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).
По принципу образования различают:
1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);
2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).
Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Особенности конфедеративной формы.
Конфедерация характеризуется тем, что:
1. образуется на основе договоров;
2. ее субъекты имеют право свободного выхода;
3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;
4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;
субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;
6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;
нет союзного гражданства (единого);
8. отсутствует единая денежная система (как правило);
9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение
Виды конфедераций.
Разновидностями конфедераций являются:
1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например.
СНГ);
3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.
В зависимости от правовых связей различают конфедерации:
1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.
Политический режим
Определение.
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.