Формы государственного устройства: кратко

Формы государственного устройства: понятие и виды

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Простое государство.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

1. централизованным;

2. децентрализованным и

3. смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:

— федерации – постоянные государственные образования;

— конфедерации – временные союзы суверенных государств;

— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4. двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

— собственно федерация;

— национально-государственные образования;

— автономно-государственные образования;

— территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;

— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7. нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

Политический режим

Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1. организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение террор);

2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима. Политический режим имеет широкий и узкий подходы.

1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2. узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:

1. демократические и

2. недемократические (антидемократические) режимы.

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию Он выделяет

1. демократический режим и

2. террористический, который в свою очередь имеет три разновидности:

— фашистский – он характеризуется как национально-догматический;

— тоталитарный – как казарменный;

— авторитарный – как репрессивный метод.

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

— деспотический режим — он предполагает полный произвол монарха;

— тиранический режим — он основан на узурпации власти тираном;

— тоталитарный — основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

— фашистский режим — его идеологией является крайний шовинизм;

— авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествление;

— либерально-демократический — предполагает осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

— собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, неспособной запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 года.

Таблица Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы госу­дарственно- территори­ального уст­ройства Единое, неде­лимое, состав­ляющее одно целое госу­дарственное устройство Объединение нескольких территориаль­ных единиц в одно государс­тво Объединение аб­солютно незави­симых субъек­тов, имеющих независимую систему госу­дарственных ор­ганов и законо­дательств, свою валюту, граж­данство, нацио­нальные армии
2. Конститу­тивные (определяю­щие) реше­ния Принимают­ся высшими органами власти Принимаются высшими союз­ными органа­ми; в сфере сов­местного веде­ния — с участием субъ­ектов федера­ции Принимаются высшими орга­нами власти го- сударств-участ- ников
3. Террито­рия Единая, гра­ницы админи­стративно- территориаль­ных единиц устанавлива­ются и изме­няются цент­ром Образуют терри­торию субъек­тов, внутрен­ние границы изменяются только с согла­сия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие еди­ной территории
4. Полити­ческая само- стоятель- ность Администра- тивно-терри- ториальные единицы не наделены по­литической самостоятель­ностью Субъекты обла­дают опреде­ленной полити­ческой самосто­ятельностью Государства- участники со­храняют пол­ную политичес­кую самостоя­тельность
Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
5. Конститу­ция Единая Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза Государств- участников
6. Граждан­ство Единое Союзное и субъ­ектов Государств- участников
7. Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем
8. Междуна­родная деятель­ность В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены Государства- участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме
9. Право расторже­ния дого­вора Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации Может быть рас­торгнут госу- дарствами-учас- тниками и в од­ностороннем порядке
10. Совре­менные го­сударства Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)
Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы госу­дарственно- территори­ального уст­ройства Единое, неде­лимое, состав­ляющее одно целое госу­дарственное устройство Объединение нескольких территориаль­ных единиц в одно государс­тво Объединение аб­солютно незави­симых субъек­тов, имеющих независимую систему госу­дарственных ор­ганов и законо­дательств, свою валюту, граж­данство, нацио­нальные армии
2. Конститу­тивные (определяю­щие) реше­ния Принимают­ся высшими органами власти Принимаются высшими союз­ными органа­ми; в сфере сов­местного веде­ния — с участием субъ­ектов федера­ции Принимаются высшими орга­нами власти го- сударств-участ- ников
3. Террито­рия Единая, гра­ницы админи­стративно- территориаль­ных единиц устанавлива­ются и изме­няются цент­ром Образуют терри­торию субъек­тов, внутрен­ние границы изменяются только с согла­сия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие еди­ной территории
4. Полити­ческая само- стоятель- ность Администра- тивно-терри- ториальные единицы не наделены по­литической самостоятель­ностью Субъекты обла­дают опреде­ленной полити­ческой самосто­ятельностью Государства- участники со­храняют пол­ную политичес­кую самостоя­тельность
Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
5. Конститу­ция Единая Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза Государств- участников
6. Граждан­ство Единое Союзное и субъ­ектов Государств- участников
7. Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем
8. Междуна­родная деятель­ность В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены Государства- участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме
9. Право расторже­ния дого­вора Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации Может быть рас­торгнут госу- дарствами-учас- тниками и в од­ностороннем порядке
10. Совре­менные го­сударства Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)

Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм) — система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху.

Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные органы — составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Мой конспект: Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов.

В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Мой конспект: сис­тема государственных органов.

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Мой конспект: понятие Компетенция государственного органа

Понятие Родовой признак Видовой признак
Компетенция государственного органа

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

Принципразделения властей, который исключает возмож­ность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц

Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

Принцип федерализма (в федеративных государствах), обес­печивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Что такое форма государственного устройства?

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства.

Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Простое государство.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В.

Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

1. централизованным;

2. децентрализованным и

3. смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство.

Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И.

Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии.

Унии разнообразны. К ним относятся:

— федерации – постоянные государственные образования;

— конфедерации – временные союзы суверенных государств;

— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций.

Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

— собственно федерация;

— национально-государственные образования;

— автономно-государственные образования;

— территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации.

Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства.

Эти образование всегда имеет усеченные права;

— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы.

Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций.

Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например.

СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

Политический режим

Определение.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий