Хронология и периодизация в изучении истории
Обязательным условием осознания школьниками отдельных фактов, как связанных между собой, так и последовательностью закономерностей исторических процессов, протекавших на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде, является локализация фактов не только в пространстве, но и во времени.
Основной опорой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умение ими пользоваться.
Хронология делится на 2 части:
- математическая-изучающая пути исследования и вычисления движения небесных тел, точное астрономическое время;
- историческую-устанавливает на основании изучения письменных и археологических источников время того или иного события и время возникновения исторических источников.
В обучении истории работа по временной локализации фактов связана с их пространственной локализацией. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связь с предшествовавшими и последовавшими событиями, их последовательность. Основная задача хронологии — установление временных отношений между изучаемыми фактами, что служит опорой для сознательного усвоения школьниками исторических знаний в целом.
Установление хронологической связи представляет собой особенность изучения истории. Она основывается на знании последовательности исторических фактов, процессов их последовательности или синхронности в одной или разных странах. Хронологические связи относительно элементарны.
Роль хронологии как основы исторического знания особенно четко проявляется в знании учащимися периодизации исторических процессов. Периодизация требует прежде всего понимания качественных отличий между периодами. Также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды.
Даты исторических периодов являются основным элементом хронологических знаний. Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у учащихся понятие исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет методику обучения хронологии.
Сейчас существует в школе такая периодизация истории:
- Первобытное общество: каменный(палеолит, мезолит, неолит), бронзовый, железный век;
- Средние века: раннее(V-IX века), высокое(IX-XIII века), позднее(XIV-XV века);
- Новое время:1)XVI-конец XVIII в., 2) конец XVIII-1918(От Великой Французской революции до окончания Первой мировой войны);
- Новейшее время: 1918-по н.в.(от окончания Первой мировой войны).
Недопустимо формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление их последовательности путем простого сопоставления.
Последовательность дат должна познаваться главным образом на основе смысловых связей между фактами. Только такое обучение станет основой для сознательного и прочного запоминания хронологии.
Следует помнить, что школьники проще запоминают округленные даты века, части века, десятилетия, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты.
Что такое хронология?
Хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств.
Хронология помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже, или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.
Школьный курс истории содержит хронологию трех родов:
- 1)Одни являются общеизвестными и должны быть закреплены в памяти людей на всю жизнь.
- 2)Другие даты являются опорными при изучении определенного курса истории и должны прочно сохраняться в памяти по крайней мере на протяжении его изучения. Они, как правило, выделяются в учебниках.
- 3)Третьи являются сопутствующими и служат для установления связи датируемых фактов с опорными фактами, для соотнесения их с периодом истории
Кроме последовательных, важную роль играют синхронные связи. Установление синхронных отношений расширяет исторический кругозор учащихся, не дает сознанию замкнуться в узких рамках истории одной страны. В условиях синхронности сопоставляются культурное, экономическое, политическое развитие двух и более стран.
На этом же принципе построено и выявление разновременности аналогичных исторических процессов в разных странах (н-р сопоставление дат буржуазных революций, создания рабочих партий и т.д.). Такое сопоставление служит осознанию общих черт и разных уровней исторического развития в разных странах, установлению общего направления развития истории.
Методика
В пятом классе счет лет в истории разъясняется по столетиям. Следует обратить внимание на осознание связи годовых дат с веком. По каждому веку в памяти учащихся закрепляется опорный датированный факт. В беседе и при опросе рекомендуется идти не только от года к веку, но и наоборот — спрашивать, какие события произошли в веке, части века.
Каждую новую дату следует связать с предшествующими, например, сколько лет прошло, сколько продолжалось, сколько лет назад было и т.д. Необходимо объяснить порядковый счет веков, н-р XVI в. начинается в 1501 г. и заканчивается 1600 г. Полезно объяснить учащимся, какие годы и почему называются 50-е, 60-е, т.к. аналогия со счетом веков зачастую вводит их в заблуждение. Например, 20-е годы начинаются в 1921 и заканчиватся в 1930. Начало -до 53. Середина — 54-56. Вторая половина — 57-58. Конец — 1959-60.
В 5-6-х классах изучению хронологии помогает «лента времени», наглядно показывающая временные соотношения между временными фактами. Цель ее — преодолеть некоторые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5-7 классов. С большим трудом ученики усваивают протяженность и размещение материала во времени; вторая проблема — большая протяженность временных периодов и малая насыщенность их событиями. Лента времени также помогает понять обратный счет лет до н.э.
Работа по изучению хронологии включается в общий процесс изучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, при его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на 5-6 классы, так и на последующие.
Наибольшие трудности в освоении хронологии приходится на 6 класс. Это объясняется огромной длительностью изучаемого периода, необходимостью установления синхронных связей в развитии изучаемых стран. В 6 классе должны быть сформированы почти все понятия и умения, связанные с хронологией.
Все это требует особого внимания учителя к вопросам хронологии. Программа отводит один урок на ознакомление учащихся с летоисчислением. Главная цель — усвоение понятий «н.э.», «до н.э.», освоение счета лет до н.э. Основное внимание должно быть сосредоточено на усвоении учащимися логики работы с хронологиями. Для этого на доске вычерчиватся линия времени, аналогичная той, что есть в учебнике.
––––––––––––––––––––––|––––––––––––––––––––––––––––––>
До н.э. Есть 6 опорных дат:
- 5508 — сотворение мира
- 3762 г до н.э-сотворение мира по иудейскому календарю
- 776 г до н.э.-первые Олимпийские игры в Древней Греции
- 753 г до н.э — создание Рима
- 1 г. н.э-Рождение Христа. Общепризнанная дата начала летоисчисления по григорианскому и новоюлианскому календарям.
- 622 г. н.э-Хиджра. Начало мусульманского лунного календаря
Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают календари, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков.
Необходимо научить детей правильно устанавливать соотношение единиц времени-год, век, тысячилетие-по аналогии с часами; если число больше 1000, то тогда у 2-ух 1-ых чисел +1(1067-10+1=XI век), если меньше 1000, то к 1 числу +1(869-8+1=IX век).
Необходимо объяснить порядок и счёт веков: XVI век с 1 января 1501 года по 31 декабря 1600.
Также надо правильно считать десятилетия:
1950-е-1951-1960
Начало десятилетия-1-й, 2-й,3-й годы, середина-4-й,5-й, 6-й годы, 2-я половина-7-й, 8-й, конец-9-й, 10-й годы.
Четверти столетия: 1)1-25 п.,2)26-50 п.,3)51-75 п., 4)76-100 п.;
Трети столетия:1)1-33 т., 2)34-66 т.,3)67-100 т.
Половины столетия:1)1-50 п.,2)51-100 п.
Условные части столетия: начало-1-9 т, середина-44-55 т., конец-91-100 т.
Счёт лет по столетиям: 1-е-1-100 т., 2-е-101-200 т. И т.д.
После 4 октября 1582 г. в Риме наступило 15 октября согласно булле папы Григория XIII о переходе с юлианского на григорианский календарь. После 31.12.7208 г. в России наступило 1.01.1700 от РХ согласно указа Петра I по григорианскому календарю вместо юлианского календаря. Новый год был перенесен с 1 сентября на 1 января — переход от византийской к западноевропейской системе счисления. После 31.01.1918 в России наступило 14.02.1918 г. согласно декрету СНК о переходе на григорианский календарь.
Хронологический материал обязательно привлекается во время беседы и опроса. Учитель учит учеников датировать без принуждения все называемые факты, оценить их длительность, найти синхронные факты. Учитель интонацией выделяет отдельные даты. Этому служит продолжением предложение учащимся самим найти дату в хронологической таблице.
Усвоению названия даты служит увязка ее с хронологическими данными учеников, для чего учитель ставит вопрос, сколько времени произошло с того или иного события. Данные приемы не только акцентируют внимание на дате, но и помогают включить факт в их систему знаний. При редкой хронологической канве полезно связать дату с веком или его частью, но при эмоциональном рассказе перебивать его хронологическими расчетами нецелесообразно.
Размещению дат служит классная доска. Как правило, каждая названная хронологическая дата записывается на доске им самим или учеником. Цифры должны быть четкими, хорошо видными с задних парт. Наиболее важные даты записываются более крупными цифрами, подчеркиваются или заключаются в рамки. Последовательные даты размещаются вертикальной колонкой, синхронные — на одном горизонтальном уровне. При записи дат и событий, происходивших в западных и восточных странах, первые размещаются слева, вторые — справа.
Разнообразные задания, связанные с временной локализацией фактов: составление тематических хронологических рядов, комплексов. Возможны задания, предусматривающие датирование исторических явлений, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы.
Абсолютная и относительная хронология
Естественнонаучные и исторические методы установления абсолютной и относительной хронологии. Геологическая, палеоклиматическая,
палеонтологическая, археологическая периодизации и хронологии и их значение для установления первобытной хронологии.
Отечественные и зарубежные исследователи о периодизации первобытной истории.
Критерии периодизации. Античные авторы о трех ступенях развития общества (дикость, варварство, цивилизация). Л. Морган и Ф. Энгельс о периодизации первобытного общества. Современная оценка их взглядов.
Формационная, цивилизационная и другие теории периодизации и первобытность.
Принципы и критерии периодизации истории первобытного общества: уровень разделения труда (К. Маркс), развитие форм семейно-брачных отношений (М.О. Косвен), исторические формы общины (С.П. Толстов, А.И. Першиц), этапы развития хозяйства и способ производства (Г.Е. Марков). Причины трудностей создания периодизации истории первобытного общества.
Происхождение человека.
Ранние этапы антропогенеза.
Возникновение человека
Место человека в биологической и антропологической систематике. Выделение человека из мира животных.
Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Специфика приспособления к окружающей среде человека и современных человекообразных обезьян.
Промежуточные между обезьяной и человеком эволюционные звенья. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и ее дальнейшее подтверждение.
Место и время начала антропогенеза и его этапы.
Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза.
Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антропогенеза.
Возникновение прямохождения, дифференциация функций конечностей, развитие мозга, возникновение речи и зачатков логического мышления, использование природных предметов и начало их обработки.
Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфологические изменения организма и социальные факторы.
Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна — промежуточное существо — человек.
Гипотезы о ранних видах трудовой деятельности и их решающем значении в ходе естественного отбора и антропогенезе при приспособлении к меняющимся условиям природной среды.
Труд как основа и содержание социальной деятельности.
Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек — «общественное животное». Значение изготовления и применения орудий труда на начальных и последующих этапах антропогенеза. Условнорефлекторная и социальная деятельность.
Переход от биологической организации стаи (стада) к первобытному коллективу и накопление социальной информации. Роль тепла и использование огня в возникновении социальной сферы.
Существо и значение культуры как суммы социальной информации о трудовой деятельности и ее роль в приспособлении человека к окружающей среде на разных этапах антропогенеза.
Биосоциальный и социальный уровни развития.
Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипотезы об их месте в антропогенезе (как отдаленного предка современного человека или тупиковой линии).
Презинджантроп и дискуссия о так называемом «человеке умелом» (Homo habilis) и «галечных орудиях» (Я.Я. Рогинский). Олдувайская «культура». Проблема датировок и эволюционной преемственности. Синхронность обитания презинджантропа и археоантропа.
Эпоха археоантропов
«Человек прямоходящий» (Homo erectus) — создатель культуры питекантропов (Homo pithecanthropus).
Питекантропы яванский, синантроп, гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертсселеш, Бельцингслебен и др. Морфологические признаки: размер головного мозга, лицевой скелет, дифференциация конечностей. Происхождение питекантропов.
Степень очеловечения. Биосоциальный уровень развития.
Способы жизнеобеспечения: собирательство, охота. Предположение об охоте питекантропов на крупных животных. Орудия труда. Приспособление к окружающей среде и добывание средств существования.
Стоянки и жилища. Степень достоверности гипотез о начатках речи, элементах духовной культуры и социальной организации (стадо, первобытный коллектив, социальное сообщество) у питекантропов.
Эпоха палеоантропов
Неандертальцы (Homo primigenius) и их разновидности во времени и пространстве.
Время и место обитания. Биологические признаки ранних, прогрессивных и поздних неандертальцев. Проблема отнесения неандертальцев к одному или разным видам. Неандертальцы эпохи ашеля и мустье. Естественный отбор как признак незавершенности очеловечения неандертальцев. Гипотезы о степени очеловечения.
Концепция биосоциального уровня развития. Спорность отнесения неандертальцев к виду «хомо сапиенс» в связи с данными генетики, и вопрос о месте разных групп неандертальцев в антропогенезе. Питекантропы и неандертальцы. Ранние и поздние неандертальцы (группа шапель, эрингсдорф, находки в пещере Кафзеях в Палестине и др.).
Присваивающая деятельность неандертальцев: собирательство, охота, предположение о начатках рыболовства. Орудия труда и оружие и их роль в приспособлении к окружающей среде и добывании средств существования.
Поселения и жилища неандертальцев.
Предположения об использовании одежды, семейной и общественной организации (праобщина), религиозных верований, искусства. Аргументация и степень достоверности.
Поздние европейские неандертальцы в условиях наступления ледникового климата (вюрмская эпоха) — современники человека современного вида.
Генетические различия между поздними палеоантропами и неоантропами.
Возникновение человека современного вида и этапы развития первобытного общества
Завершение антропогенеза и возникновение человека современного вида, неоантропа (Neoanthropus) во второй половине позднего плейстоцена.
Области формирования неоантропа (моно-полицентризм) и проблема его видового единства (моно-полигенез).
Гипотезы о происхождении неоантропа: от разных групп неандертальцев, от «пресапиенса» (находки из Сванскомба и Фонтешеваде), от африканских археоантропов.
Принципиальные отличия неоантропа от более ранних ископаемых видов: завершенность естественного отбора, приспособление к окружающей среде на основе ненаследственного социального опыта (трудовой деятельности).
Окончательный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию.
Неоантропы — социальные существа. Биологические признаки и уровень интеллекта.
Неоантроп — современник поздних неандертальцев, их генетические различия.
Расширение первоначальной ойкумены расселения неоантропа и расовая дифференциация человечества.
Начало сложения в позднем палеолите-мезолите европеоидной, монголоидной, негроидной и промежуточных рас. Процесс расогенезиса. Предположение о приспособительном значении расовых признаков (Г.Ф. Дебец, Н.Н. Чебоксаров, В.П. Алексеев). Видовое единство всех человеческих рас и расовых типов. Морфологические признаки человеческих рас.
Сложение «готовых» человека и общества. Определяющая роль труда и социального опыта в добывании жизненных благ и общественной деятельности.
Развитие мышления и речи. Начало образования этнических общностей.
Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании. Начало сложения хозяйственно-культурных типов (ХКТ)
Хронология истории первобытного общества
Первобытнообщинный строй являлся самым длительным по времени этапом истории человечества, растянувшись более чем на миллион лет.
Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно на сегодняшний день просто невозможно, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далёких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется.
Так, сегодня одни учёные считают, что древнейший человек возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс.
лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые цивилизованные общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в I тыс. н. э.
Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, её периодизациями, так как параллельно существуют несколько периодизаций (специальных и общеисторическая) первобытной истории, частично отражающих характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.
Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.
Эта периодизация получила научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.
Каменный век начинается с палеолита (древнекаменного века), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.
Затем следует переходная эпоха мезолита (среднекаменного века), который иногда называют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), или «преднеолитом» (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.
Заключительная эпоха каменного века – неолит (новокаменный век).
В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.
Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.
Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др.
В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.
Для большей части ойкумены (освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие рубежи:
- – нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет назад;
- – средний палеолит – 45-40 тыс. лет назад;
- – верхний палеолит – 12-10 тыс. лет назад;
- – мезолит – не ранее 8 тыс. лет назад;
- – неолит – не ранее 5 тыс. лет назад;
- – бронзовый век длился до начала 1 тыс. до н. э., когда начался век железа.
Относительная датировка достигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.
Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.
Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом.
Она позволяет судить только о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии общественных отношений.
Но археологическая периодизация не может претендовать на универсальность, ибо из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.
Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека.
Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминид, их родов и видов, а также их наименований, тоже очень разнится у разных исследователей.
Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении её на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями.
Первые изучаются, главным образом археологически, вторые – с помощью традиционных исторических источников, прежде всего – письменных. Немаловажное значение также имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших недавно и ныне существующих.
Ни одна из указанных периодизаций, однако, не в состоянии заменить общеисторической периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведётся уже более столетия главным образом по этнологическим и археологическим данным.
Первая серьёзная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом.
Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварстваицивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел.
Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа.
С изобретением письма начинается эпоха цивилизации.
Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом, который обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «человеческого стада». Уникальность заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, была показана им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
В советский период теоретическому наследию Ф. Энгельса («Роль труда в превращенииобезьяны в человека») придавали главенствующее значение, что долгое время исключало всякие поползновения на корректировку его взглядов на историю первобытности или, тем более, критику.
На воспринятом буквально теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении этой истории. Но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций ещё не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.
Поэтому учёные обратились к критерию, на котором основано членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений.
В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению следующих этапов:
- –праобщины (первобытного человеческого стада);
- –первобытной родовой (раннепервобытной) общины;
- – первобытной соседской (позднепервобытной) общины.
Первобытная история как таковая начинается с эпохи праобщины (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза).
Эта эпоха открывается возникновением древнейших людей-архантропов, использовавших примитивнейшие орудия в своей деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.
Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины.
Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
В результате прогрессирующего развития всех отраслей хозяйственной деятельности и роста избыточного продукта общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме.
Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности.
Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.
Трудно указать абсолютный возраст этих эпох, причём не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами.
Ведь уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.
Периодизация первобытной истории
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества.
В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.
С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.
Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д.
По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад.
Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель в Северной Франции, «Костенки» – от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.
Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец.
Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы.