Ислам в Башкортостане: история возникновения и распространения

Распространение ислама в России

Приступая к изучению вопроса о распространении ислама в России, целесообразно, обратить внимание на хронологические и территориальные рамки формирования исламской цивилизации, на основные положения Корана.

Рассмотрите, каким образом ислам связан с другими мировыми религиями, какие сведения в Коране совпадают с Библией и с чем, на ваш взгляд, это связано. Ghb ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь рекомендованной литературой.

Рассматривая проблему распространения ислама в России, необходимо обозначить факты, затрудняющие изучение данной темы.

Начиная со времен покорения Казанского ханства письменные источники — свидетельства мусульманских хронистов — на территории России целенаправленно уничтожались.

Поэтому практически не сохранились манускрипты Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского, Астраханского, Касимовского и Сибирского ханств. Не избежали подобной участи и письменные памятники других мусульманских народов России.

Выясните, какие источники в сложившейся ситуации являются основными при изучении рассматриваемой темы.

Используя рекомендованную литературу, определите, в какое время и на какой территории начинает распространяться ислам в России и по какому письменному источнику мы узнаем о принятии ислама булгарами. С территории Булгарского царства в X веке ислам проникает в Башкирию.

Следующий этап исламизации Башкирии связан с вхождением ее в состав Золотой Орды. Более подробно процесс распространения ислама в Башкирии вы можете рассмотреть в работах Юнусовой А.Б., Иванова В.А., Мажитова Н.А. и др. При хане Узбеке (1312-1342 гг.) ислам становится офици­альной религией Золотоордынского ханства. Определите значение религиозной политики Узбек-хана.

Этому событию современные историки неоднократно давали различную оценку. Так, Р.Г. Фахрутдинов отмечал сближение Золотой орды с Булгарией.

Последовательное укрепление позиций ислама и мусульманского духовен­ства, начавшееся в Золотой Орде в середине XIV столетия, завершилось образованием содружества самостоятельных татарских ханств — Астраханского, Казанского, Касимовского, Крымского и др.

Но во второй половине XVI в. российская экспансия на юг и на восток ликвидировала ис­ламскую государственность в евразийском пространстве — Казанское (1552), Астраханское (1556) и Сибирское (1582) ханства.

Распространение ислама в Башкирии

Принятие ислама в Башкирии с Х века

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом.

Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.

До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы.

Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.

По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в.

были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан.

Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.

В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии.

Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм.

святых — зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.

По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского.

По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).

В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: «…где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек.

В медресе «Хусаиния», «Галия», «Гусмания» преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма — ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества).

Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами — учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев.

Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).

К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.

В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась.

В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.

Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин.

Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12.

В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманскаого духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления.

В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.

Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки.

В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман.

В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват». Религиозные учреждения создали печатные органы: газету «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.

Создание мусульманского общества в Башкирии

Духовное управление мусульман в Башкирии учреждено указом Екатерины II от 22 сентября 1788; открытие состоялось 4 декабря 1789 в Уфе. Создано по просьбе уфимского наместника О.А. Игельстрома. С изменением политики правительства после Крестьянской войны 1773-75 гг.

в сторону веротерпимости, власти поставили целью использование официальных исламских институтов в государственных интересах («умиротворение» башкир, продвижение русской государственности в Среднюю Азию и Казахстан). ЦДУМ при создании называлось «Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание» (с 1796 — Оренбургское), полномочия его осуществлялись на территории Уфимского наместничества и Оренбургской губернии (позже на всей территории России, кроме Таврического наместничества).

Духовное собрание было приравнено по основной деятельности к средним судебным учреждениям, подчинялось местной администрации и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий (с 1810). В 1846-1917 называлось Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС). Муфтии, заседатели, служащие получали жалование как гос.чиновники.

В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828) приходским духовенством.

Структура Духовного собрания была трехступенчатой: высшая (муфтиат) состояла из муфтия, 5-6 казыев (судей), ответ.

секретарей, переводчика, столоначальников и писарей; средняя (мухтасибат) — из 2-5 чел. во главе с мухтасибом (контролером мусульманской общины); нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети.

В 1917 Духовное собрание было переименовано в ЦДУМ России и Сибири; во главе с муфтием Г. Баруди представляло духовное ведомство во вновь созданном Национальном управлении мусульман — Милли идара С учреждением Комиссариата по делам мусульман России и Сибири при СНК Национальное управление было ликвидировано, а ЦДУМ стал существовать самостоятельно; в его ведении остались в основном богословские вопросы. К 1927 оно объединяло 14825 приходов. В 30-е гг духовенство ЦДУМ подвергалось преследованию властей (арестовано св. 20 чел., среди них члены Духовного управления К.Тарджиманов, З.Камалетдинов, М.Буби и др.). Создание самостоятельных ДУМ Башкортостана, Ср.Азии и Казахстана в Ташкенте, Закавказья — в Баку в 40-е гг. привели к сужению сферы влияния ЦДУМ.

В 1948 на съезде мусульманского духовенства в Уфе религиозное учреждение переименовано в ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), был принят новый устав.

К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 официально зарегистрированные мусульманские общины. За годы демократизации общества их количество увеличилось почти в 10 раз.

С 1992 на волне суверенизации начался процесс распада ДУМЕС на независимые региональные духовные управления. В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС. В связи с образованием Высшего координационного центра ДУМ России (ВКЦ ДУМР) с центром в Москве (февр. 1994) ДУМЕС переименован в управление с современным названием.

Устав его зарегистрирован в Министерстве юстиции России 8 апр. 1994.

В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС.

Руководство мусульманским обществом с 80-х годов

Муфтии ДУМ: М. Хусаинов (1789-24), Г. Габдрахимов (1825-40), Г. Сулейманов (1840-62), С. Тевкелев (1865-85), М.

Султанов (1886-1915), М. Баязитов (1915-17), Г. Баруди (1917-21), Р. Фахретдинов (1923-36), Г. Расулев (1936-50), Ш. Хиялетдинов (1951-74), Г. Исаев (1975-80), Т. Таджуддин (с 1980).

Духовное управление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ), религиозная организация, охватывающая часть мусульманских объединений РБ.

Создание первого в Башкортостане ДУМ связано с революционными событиями 1917. Возглавил духовное ведомство член Башкирского правительства Р. Фахретдинов. Всебашкирский съезд духовенства мусульман (март 1921, с. Аллагуват Стерлитамакского кантона) утвердил положение о духовном управлении, избрал муфтием (главой мусульман) М.Х. Халикова.

Духовное управление и его Устав были зарегистрированы в 1924 новым муфтием М. Гатауллиным в НКВД БАССР под названием Центральное духовное управление мусульман АБССР (ЦДУМ АБССР).

В его ведении находились наблюдение за богослужебными обрядами, преподаванием мусульманского вероучения, правильностью печатания богослужебных книг, деятельностью мусульманского духовенства, проведение испытаний претендентов на должность мулл, муэдзинов, хальфов, открытие духовно-богословских курсов и строительство мечетей.

Из ныне существующих тюркских народов самые древние-кыргызы, башкиры, уйгуры. Молодые тюркские народы, которые сформировались в народы во время Орды-казахи, ногайцы, узбеки и совсем молодой народ с 19 века-поволжские татары. Башкиры отмечены как народ и со своей страной — Башкорт Иль-«BASHKIR» ,»BASGITLAR» на всех арабских и европейских картах, начиная с 8-9 веков на Южном Урале и нигде, на картах, не отмечены рядом с башкирами — татары с вашими мифическими государствами.

Не было рядом с Башкирами такого народа как «татары» и тем более с древних времен. Татары  не все Булгары. Булгары как народ растворились в башкирах и чувашах уже к 12 веку и с тех пор про них никто не вспоминает. Да, какая часть осталась возможно есть у татар.

Булгары так же переселялись на Урал. С 12 века по 18-19 век во всех этнографических картах отмечены Башкиры, Чуваши, Черемисы, Удмурды и нет татар. Из этих народов Поволжья, во время Орды, определенная часть приняла ислам.

Вначале, они себя никак не определяли, назывались как группа какая-то-Мусульмане и жили среди них, не имея своего гусударства-этот процесс тюркизации этих народов был запущен во время Орды и закончился к 19 веку в Рос. империи, когда Марджани (сам этнический удмурт, принявший ислам и ставший «татаром», в каком то смысле создатель татарской нации) принял этот этноним для обозначения этой общности людей.

И теперь объясните, как более древний народ как башкиры могут быть не народом, а сословием новоявленного народа как татары, которых даже язык перенял у башкир. Татарский подозрительно совпадает с башкирским на 95% и является облегченным вариантом башкирского. Если бы не было русских и их вмешательство, то т.н татары стали бы частью башкир.

И русские раньше всех — казахов, ногайцев, азербайджанцев, башкир и т.д. то есть всех тюрков обзывали татарвой. Впоследствии, это  слово — прозвище — закрепилось за чувашами, черемисами (марийцами), удмурдами, которые приняли Ислам и ВСЁ. (и в каком то проценте башкир) И не морочьте голову всем своей «древней и запрятанной историей татар».

Это для русских вы были татарами всегда, а для башкир -чувашами и черемисами, мишарами (мишары-отюреченная мокша). Не было «татар» пока  большевики, за помощь в борьбе с башкирами, не организовали республику Татарстан и то на части исторических башкирских земель — Минзелинский район Татарстана на 80-90 % по дореволюционным архивным данным состоял из башкир.

Фальсификация исключается т.к. эта перепись была в царское время.

Поэтому хоть сто раз скажи «Башкиры — не народ, а сословие татар» — это всё будет голословно. Почему? Потому что у сословия не бывает права на землю. Вотчинное право — автоматически подразумевает наличие Башкорт Иле.

И когда Башкиры подписывали союзный договор с Иваном Грозным, Башкирия была мононациональной, т.е. кроме башкир на этих землях никакой другой народ не проживал. И Южный Урал автоматически считался страной Башкир.#ВотчинноеПраво — так это звучит по-русски. А у Башкир это древнее право на землю звучит так — АСАБА. Это древнее право — #Асаба имелось только у башкир на земли Южного Урала. И с этим считались всегда все — что монголы, что русские.

ТЕПТЯРЕ — не народ, а сословие ,т.к. лишились вотчинного права на землю. У сословия не бывает земли и значит государства. Татары тоже сословие — не имели своей земли и арендовали у башкир. Это обстоятельство сблизило типтяр и «татар», они оказались в одинаковом положении в социальной нише.

«Изначально» — я, поэтому и написал выше это слово, т.е. ИЗНАЧАЛЬНО это сословие состояло только из башкир безземельных. Потом эти бедолаги начали сливаться с такими же безземельными переселенцами — чувашами, черемисами (марийцы), удмурдами, которые приняли ислам и в будущем стали тем из чего сформировали татарский народ к 19 веку русские.

А таких чувашин, черемисов, которые приняли ислам, русские всегда называли «татарами». Слово «татар» до 19 века применялось ко всем тюркам России, исповедующим ислам, и в первую очередь в России татарами называли башкир(Дикие татары. Иван Грозный пр.ч). И первая республика татар, даже НЕ независимое государство, появилось на картах только к 20 веку и под него «отатарили»кучу народов, в том числе довольно немалую часть башкир.

Грань между башкир и татар очень тонкая, и существуют кучу ещё диалектов у этих языков.

Есть даже окающие среди башкир, и что они не башкиры, а татары? К примеру Валиди себя считал башкиром, и не имеет значения из какого он рода.
И насчет фамилии.

У татар » жан» всё правильно. У башкир «зян» башкирское, как и название древнего рода башкир-ЗЯН. Но это не значит что у Башкир нет «Жан», они есть! к примеру у ногайских родов башкир, в особенности на Южном Урале, Челябинских и Курганских родов.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий