История развития человека на Земле

Геологическая история Земли

Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития.

Геологическую историю Земли делят обычно на два неравных по величинœе этапа: криптозойский (большой интервал времени, лишенный явных остатков скелœетных живых существ), или докембрий, и фанерозойский (дословно – явная жизнь).

В совокупности они составляют около 3570 млн. лет. Более раннее время относят к догеологической истории Земли (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Геологические зоны, эры и периоды

Зоны Эры Периоды Начало, млн. лет назад
Фанерозойская Кайнозойская KZ Четвертичный Q (антропогенный) Неогенный N Палеогенный P 1.5
Мезозойская MZ Меловой K Юрский J Триасовый T
Палеозойская PZ Пермский P Каменноугольный C Девонский D Силурский S Ордовикский O Кембрийский t
Криптозойский (докембрий) Протерозой PZ Поздний Ранний 650-680
Архей (продолжительность св. 1000 млн. лет)

В архейскую эпоху были образованы самые древние эндогенные месторождения руд хрома, меди, никеля и золота͵ а также древнейшие метаморфогенные месторождения желœезистых кварцитов и метаморфогенные слюдяные и редкометальные пегматиты. В позднем архее за счет скопления многоклеточных водорослей начали формироваться залежи горючих сланцев.

В протерозойскую эпоху (2600 – 570 млн. лет) в связи с базальтовым магматизмом возникли магматические месторождения руд хрома, желœеза, титана, меди, никеля и платины, а в связи с гранитным магматизмом – залежи руд цветных, редких и благородных металлов. В эту же эпоху были сформированы метаморфогенные месторождения, представленные крупнейшими залежами желœезистых кварцитов типа Кривого Рога и КМА, а также золотоурановых конгломератов.

В фанерозойскую эпоху (570 млн. лет – современная эпоха) появились и развивались в возрастающих количествах экзогенные месторождения горючих сланцев, угля, нефти и газа, солей, фосфоритов, серы. В подвижных зонах возникли многочисленные эндогенные месторождения руд черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

Основные этапы развития человека

Наиболее важным событием кайнозойской эры было появление человека. Считается, что древнейший человек появился на земле 1 – 2 млн. лет назад, в эпоху раннего палеолита͵ а человек современного вида (Homo sapiens, человек разумный) – не менее чем 40 тыс. лет назад, а может быть, и больше.

Исследования последних лет показали, что предки ископаемых людей – австралопитеки – появились 5 млн. лет назад в Восточной Африке и около 2,6 млн. лет назад начали примитивно обрабатывать камень (главным образом обивать гальку).

Первобытные люди – архантропы – появились тоже в Африке 1,4 – 1,2 млн. лет назад и постепенно распространились в Европе и Азии. Возле их останков обнаружены каменные рубила и скребки. Время существования архантропов – ранний палеолит – закончилось 350–400 тыс. лет назад.

Их сменили палеоантропы, или неандертальцы, они жили в среднем палеолите (до 35 тыс. лет назад). За ними шли неоантропы, люди современного типа, достигшие успехов в обработке камня. Около 10 тыс. лет назад наступил мезолит, а около 6 тыс. лет назад – неолит.

В это время человек уже знал первые металлы – медь и золото. Около 5 тыс. лет появились первые изделия из бронзы (бронзовый век), затем 3 – 2.5 тыс. лет назад наступила эпоха желœеза, которая продолжается и в наше время. Хронология человеческой цивилизации представлена в таблице 2.2.

Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад.

В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis).

Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное.

Австралопитек (от лат. australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь.

Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии).

Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами.

Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты , которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс. лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

Основные факторы антропогенеза

Биологические факторы:

  • прямохождение;
  • развитие руки;
  • большой мозг;
  • способность к членораздельной речи.

Социальные факторы (формы деятельности):

  • труд;
  • коллективная деятельность;
  • мышление;
  • язык и общение;
  • нравственность.

Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.

Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами.

Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными).

Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.

Определения человека

Природа человека — это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ.Особые качества человека: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.

Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Сущность человекаэто основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека.

Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.

Существует множество определений понятия «человек».

Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».

Homo sapiens (человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека.

В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит , творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована.

Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.

Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.

Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.

Homo religiosus (человек религиозный). Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д.

Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества.

«Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» — С. Лем.

Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человекэто биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека.

Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».

История человечества как результат развития желаний

Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.

Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.

Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.

Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.

Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.

Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

Новые тенденции в понимании исторического процесса

Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм.

Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».

Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно.

Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:

  • 1. первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);
  • 2. стремление к богатству;
  • 3. стремление к почету, власти и славе;
  • 4. жажда знаний;
  • 5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.

Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.

Первичные желания называются также животными.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий