Экспериментальная наука: что это такое?

Что такое экспериментальная наука

Наука, рассматривающая знание в качестве научного, если оно экспериментально проверяемо; предусматривает эффективный контроль эмпирическим материалом любых теоретических построений. Получаемое в ней знание является потенциально прикладным.

Экспериментальная наука, однако, еще до создания нуклеарной теории строения атома открыла явление неустойчивости тяжелых атомов, находящихся в конце системы Менделеева.

Как известно, еще в 1895 г. Беккерель открыл явление радиоактивности, а в 1898 г. Мария и Пьер Кюри открыли самый активный из распадающихся самопроизвольно и независимо от нашего вмешательства элементов — радий, аналог бария, стоящий во 2 — й группе системы Менделеева.

Экспериментальные науки предоставили нам возможность познать все эти данные о природе: классифицировать звезды и определить их массы, состав, расстояние до нас и скорости; классифицировать виды живых существ и расшифровать их генетические соотношения; синтезировать неорганические кристаллы, биохимические вещества и новые химические элементы; измерить частоты линий спектров испускания атомов и молекул, находящиеся в интервале от Ю2 до Ю20 Гц; наконец, создать в лабораторных условиях новые элементарные частицы.

Будучи экспериментальной наукой, химия достигла своего современного уровня развития главным образом благодаря разработке методов, позволяющих исследовать, что происходит в химических реакциях. Отделение химии от алхимии и разрыв с теорией флогистона произошли тогда, когда были найдены методы измерения малых весовых количеств вещества.

Аналитические весы, без которых теперь немыслима ни одна химическая лаборатория, несомненно явились важнейшим инструментом химика. И несмотря на то, что сегодня мы располагаем также гораздо более совершенными приборами, химики по-прежнему заняты главным образом измерениями весов или масс, независимо от того, применяют ли они в своих экспериментах весы или масс-спектрометры.

В экспериментальной науке иногда принято говорить о некоторых переменных как о более случайных, чем другие. Обычно это значит, что эти переменные распределены, более равномерно либо их распределение шире или, наконец, их последовательные наблюдения менее коррелированы.

В экспериментальных науках бывает важно знать также относительную погрешность.

В экспериментальных науках информацию обычно представляют десятичными дробями с некоторым числом знаков после запятой, обусловленным точностью измерений. Казалось бы, дискретная вероятностная модель должна адекватно описывать любой реальный опыт вероятностного характера. Однако модели с непрерывным множеством состояний в теории вероятностей, как и в математике вообще, имеют несомненное преимущество перед дискретными ввиду их более ясной логической структуры и значительно более развитого аппарата их исследования.

Что эта экспериментальная наука большого бизнеса является проходящей фазой, является очевидным даже в момент ее современного расцвета. Конечной фазой наверняка будет возвращение к простым утверждениям с благоразумным, вероятно, ограниченным использованием части современных достижений, там, где они применимы, без искажения интеллектуального содержания идеи в рассматриваемом вопросе. На автора этой книги, который сам изобретал, разрабатывал и использовал изощренные экспериментальные методы, недоступные ранее, аппаратура сама по себе ( per se) не производит впечатления; я считаю, что простое ознакомление с прошлым восстановит равновесие между упором на аппаратуру и фундаментальной механикой.

Процесс развития экспериментальной науки с точки зрения теоретической научно-познавательной схемы, мыслится, как продолжающийся индуктивный процесс. Теории являются объединением большого числа единичных опытных фактов в опытные законы, из которых путем сравнения выводятся общие законы.

Теории п экспериментальных науках не вечны; они изменяются с открытием новых фактов, новых явлений, которые не были приняты во внимание при создании теории. Но каковы бы ни были несовершенства гипотез, лежащих в основании их, те обобщения, которые являются непосредственными следствиями наблюдений и составляющие сущность современных химических теорий, всегда сохранят свою силу н значение. Эти-то обобщения дают в настоящее время химии возможность не только справиться со всеми известными соединениями, но и распределить их в стройные ряды, где каждый член важен не столько сам по себе, сколько но тому общему впечатлению, по тому колориту, который производится им в целой картине, совокупно с другими членами.

Но химические системы п теории существенно отличаются от систем других наук, в особенности наблюдательных, той особенностью, что, не ограничиваясь удобством обозрения существующих соединений, они дают возможность предвидеть существование несравненно большего числа новых тел: в случаях, более исследованных, число это определяется весьма просто на основании математических формул, указывая в то же время заранее их свойства. Химические теории дают возможность, не выходя из пределов вероятности, обращаться с воображаемыми соединениями как бы с действительно существующими.

Может, конечно, случиться, что в своих соображениях и выводах химик встречается с противоречиями, и если он надеется найти разъяснение недоразумений в тех неизвестных, которым он, может быть, ошибочно придал несколько иные свойства, то проверка чрезвычайно легка: стоит только приготовить эти неизвестные соединения. Общие указания для того дает теория, а остальное зависит уже от индивидуальной сообразительности и остроумия экспериментатора. Но, несмотря на то, что частные описания свойств каждого химического соединения в отдельности ныне отодвигаются более н более на задний план, они играют еще весьма видную роль, особенно в тех случаях, когда, не довольствуясь изучением, желают принять активное участие в движении науки или сделать практическое применение ее данных.

Во всех экспериментальных науках часты примеры, когда мнения, составленные слишком поспешно и основанные только на нескольких предварительных наблюдениях, держатся в течение долгого времени. Нередко случается так, что требуется много лет трудоемких исследований, чтобы выяснить вопрос, который сперва казался простым и ясным.

Физика — это экспериментальная наука, она основана на опыте и не может обойтись без математики. Количественные измерения позволяют формулировать математические зависимости между физическими величинами. Именно тогда были заложены основы современного естествознания.

Зарождение физиологии как экспериментальной науки неразрывно связано с именами.

Особенность химии как экспериментальной науки требует, чтобы ее преподавание опиралось на учебный химический эксперимент, через который реализуется один из основных дидактических принципов — наглядность обучения.

Открытия в области экспериментальных наук, требующие, по большей части, опыта над материальными предметами, представляют более осязательные и очевидные примеры творчества.

Эти огромные успехи экспериментальных наук были достигнуты учеными с самыми различными чертами характера: среди них были люди терпеливые и настойчивые, догадливые и изобретательные, энергичные и удачливые; встречались также люди с ограниченными способностями, но имеющие искусные руки.

Некоторые из них предпочитали пользоваться только простыми приборами; другие разработали или изготовили приборы, обладающие большой точностью или огромными размерами, или приборы, отличающиеся своей сложностью. Только немногие общие черты объединяют большинство этих людей: они были честны перед наукой и действительно выполнили описанные ими наблюдения, а результаты своей работы опубликовали в такой форме, которая дала другим исследователям возможность повторить их опыты или наблюдения.

История становления экспериментальной психологии

Лекция 1. Основные понятия и принципы проведения

Психологического исследования

План

1. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии

2. История становления экспериментальной психологии

3. Общее представление о методологии науки

4. Научное исследование, виды психологических исследований

Теория в научном исследовании (научная проблема, гипотеза, ее уровни)

6. Основные общенаучные исследовательские методы

История становления экспериментальной психологии

Краткие сведения из истории становления экспериментальной психологии.

Тысячелетия практического познания человеческой психики и столетия философских размышлений подготовили почву для оформления психологии как самостоятельной науки.

Это происходит в XIX в. в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода. Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776–1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике. Несмотря на то что Гербарт признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Немецкий физиолог, физик, философ Г.Т. Фехнер (1801–1887) достиг во всех этих областях значительных результатов, но в историю вошел как психолог. Он стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические. В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета Э.Г. Вебером (1795–1878) зависимость между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил его имя.

Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики,

представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»: метод минимальных изменений (или метод границ), метод средней ошибки (или метод подравнивания) и метод постоянных раздражителей (или метод констант).

Главный труд Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Весомый вклад в развитие психологического эксперимента внес другой немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц (1821–1894). С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций.

До настоящего времени переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и резонансная теория слуха актуальны до сих пор.

Идеи Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты великим русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории. В. Вундт (1832–1920) был ученым широких интересов: психологом, физиологом, философом, языковедом.

В историю психологии он вошел как организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину.

Из стен Лейпцигской лаборатории вышли такие выдающиеся исследователи, как Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э.Мейман (Германия); Г. Холл, Дж. Кеттелл, Г. Мюнстерберг, Э.Титченер, Г. Уоррен (США); Ч. Спирмен (Англия); Б. Бурдон (Франция).

Вундт, намечая перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предполагал разработку в ней двух направлений: естественно-научного и культурно-исторического.

В «Основах физиологической психологии» (1874) он указывает на необходимость использования лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы, их изучения и выяснения связей между ними. Предметом изучения в эксперименте могут быть относительно простые явления: ощущения, восприятия, эмоции, память.

Однако область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не доступна и исследуется культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев, языка и т. п.). Изложение этого метода и программа соответствующего эмпирического исследования даны в десятитомном труде Вундта «Психология народов» (1900–1920).

Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.

Один из учеников Вундта Э. Титченер (1867–1927) отмечал, что психологический эксперимент – это не испытание какой-нибудь силы или способности, а рассечение сознания, анализ части психического механизма, психологический опыт же заключается в самонаблюдении при стандартных условиях.

Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения, а главной задачей психологии – экспериментальное исследование структуры сознания.

Так сформировалось мощное направление в психологии, именуемое «структурализмом» или «структурной психологией».

Начало ХХ в. характеризуется возникновением нескольких самостоятельных, а иногда и противостоящих друг другу направлений (школ) в психологии: бихевиоризма, гештальтизма и функционализма и др. Гештальт-психологи (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка и др.) критиковали взгляды Вундта на сознание как устройство, состоящее из неких элементов. Функциональная психология, опирающаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры интересовалась сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т. е. его функцией в жизни человека. Наиболее яркие представители функционализма: Т. Рибо (Франция), Э. Клапаред (Швейцария), Р. Вудвортс, Д. Дьюи (США).

Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий ученый – Г. Эббингауз (1850–1909). Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора.

В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментаторомдеятельности. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков.

К его открытиям принадлежит «кривая Эббингауза», показывающая динамику процесса забывания. В России И.М. Сеченов (1829–1905) выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики.

Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его рефлекторная теория давала объяснительный принцип явлениям психической жизни.

Со временем инструментальная база экспериментальной психологии расширяется: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей.

Так в экспериментальную психологию вошел метод тестирования.

Родоначальником тестовых методик считается американец Дж. Кеттелл (1860–1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Однако идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Ф. Гальтону (1822–1911), объяснявшему эти различия наследственным фактором. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии.

Для обоснования своих выводов он впервые в научной практике привлек статистические данные и в 1877 г. предложил для обработки массовых данных метод корреляций. Однако полного оформления тесты в его работах не получили.

Внедрение статистико-математических методов в психологические исследования повышало надежность результатов и давало возможность устанавливать скрытые зависимости.

С Гальтоном сотрудничал математик и биолог К. Пирсон (1857–1936), разработавший для проверки теории Ч. Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно разработан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен. Фишер прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента.

Спирмен применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета, затем были устроены лаборатории «опытной психологии» в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. открылась психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

В отличие от этих лабораторий, где исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой, в Одессе профессором Н.Н. Ланге была создана психологическая лаборатория на историко-филологическом факультете. Наиболее заметной фигурой в отечественной экспериментальной психологии начала ХХ в. можно считать Г.И. Челпанова (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к_психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта.

В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Г.И. Челпанов активно внедрял экспериментально-психологические знания в подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читал курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и в семинарии при Московском психологическом институте.

Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание.

XX в. – век бурного развития экспериментальной психологии. Однако появление все новых и новых психологических дисциплин обусловило «растаскивание» экспериментально-психологических проблем по разным разделам психологической науки и размывание ее границ как самостоятельной дисциплины, о чем уже упоминалось выше.

Этические принципы проведения психологических исследований.

Как мы уже знаем, психология развивается во многом благодаря тому, что психологи выполняют экспериментальные исследования, а затем по их результатам делают выводы о работе человеческой психики.

Однако у психологии есть определенная специфика, предъявляющая особые требования к проведению исследований. Эти требования, в частности, связаны с тем, что «объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.

Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований.

Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Это значит, что необходимо принять меры к тому, чтобы участники исследований не испытывали боли, страданий, а также исключить любые возможные негативные последствия долгосрочного характера.

Если психолог хочет исследовать явление, представляющее потенциальную опасность для участников эксперимента, он должен обратиться в свою профессиональную организацию за разрешением на проведение исследований.

Эти правила относятся не только к физическому ущербу, но и к психологическим травмам.

Еще один этический аспект, который должны учитывать исследователи, состоит в том, что испытуемые по возможности не должны помещаться в такие условия, когда их сознательно вводят в заблуждение.

Если временный обман все же необходим, исследователь должен обратиться за разрешением на подобные действия в этический комитет своей профессиональной организации.

Даже если обман на короткое время признается допустимым, экспериментатор обязан раскрыть его испытуемым после завершения исследования.

Одной из первых этические стандарты психологов в 1963 г. опубликовала Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association).

Затем в этот документ неоднократно вносились поправки.

Весьма созвучны этим стандартам основные положения Этического кодекса Британского общества психологов, опубликованные в 1990 г.

В нем определяются следующие этические принципы для исследователей.

  • 1. Исследователи всегда должны учитывать этические и психологические последствия для участников исследований.
  • 2. Исследователи обязаны информировать участников эксперимента о целях исследования и получить их согласие, которое те дают на основе полной информации.
  • 3. Сокрытие информации или введение в заблуждение участников исследований недопустимо. Следует избегать умышленного обмана.
  • 4. После окончания исследований с их участниками должна быть проведена беседа, чтобы они полностью понимали суть проделанной работы.
  • 5. Исследователи должны обратить внимание участников эксперимента на то, что у них есть право в любой момент отказаться от дальнейшей работы.
  • 6. Все полученные данные должны считаться конфиденциальными, если предварительная договоренность не устанавливает обратное.
  • 7. Исследователи обязаны защитить участников исследований от физического и психологического ущерба как во время проведения исследований, так и возникшего в их результате.
  • 8. Исследования, основанные на наблюдениях, должны уважать частную жизнь и психологическое благополучие людей, являющихся объектами изучения.
  • 9. Исследователи должны проявлять осторожность.
  • 10. Исследователи разделяют ответственность за этические аспекты и должны способствовать тому, чтобы другие при необходимости изменили свою точку зрения.

Большинство студентов, изучающих психологию, выполняют психологические исследования, являющиеся частью курса обучения, и для них этические соглашения имеют такую же силу, как и для психологов, занимающихся профессиональными исследованиями.

Ассоциация обучения психологии Британии разработала набор норм для студентов, выполняющих психологические исследования.

При проведении учебных исследований необходимо задать себе следующие вопросы.

  • • Должен ли я вообще выполнять такого рода исследования?
  • • Какой метод исследования наиболее приемлем с точки зрения этики?
  • • Достаточно ли я компетентен для проведения этого исследования?
  • • Проинформировал ли я испытуемых обо всем, что им требуется знать, прежде чем они примут участие в исследовании?
  • • Добровольно ли принимают участие в исследовании эти люди?
  • • Как я обеспечу анонимность и конфиденциальность всем участникам эксперимента?
  • • Как я обеспечу профессионализм выполнения исследования, а также защиту прав тех, кто принимает в нем участие?

Эти вопросы, затрагивающие этические аспекты, являются фундаментом планирования психологических исследований, поэтому их нужно задать себе уже на начальном этапе работы.

В настоящее время в России существует несколько авторитетных общественных организаций психологов.

Это прежде всего Российское психологическое общество (преемник Общества психологов СССР), а также общественные организации психологов образования, органов внутренних дел и т. п. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности.

В Этическом кодексе Российского психологического общества (РПО), принятом на III съезде РПО в 2003 г., предусмотрены нормы и правила научной и практической деятельности психологов, определены требования к психологу, нормы взаимоотношений психолога, заказчика услуг психолога и клиента, нормы общественно-научного поведения психолога.

В этом документе также сформулированы главные этические принципы и правила деятельности психолога: принцип ненанесения ущерба клиенту (правило взаимоуважения психолога и клиента, правило безопасности для клиента применяемых методик, правило предупреждения опасных действий заказчика относительно клиента); принцип компетентности психолога (правило сотрудничества психолога и заказчика, правило профессионального общения психолога и клиента, правило обоснованности результатов исследования психолога); принцип беспристрастности психолога (правило адекватности методик, применяемых психологом, правило научности результатов исследования психолога, правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику психологом); принцип конфиденциальности деятельности психолога (правило кодирования сведений психологического характера, правило контролируемого хранения сведений психологического характера, правило корректного использования результатов исследования); принцип осведомленного согласия.

Таким образом, каждый, кто планирует проведение психологических исследований, должен тщательно продумать методы, подходы, которые предполагается использовать.

Существует множество разнообразных методов проведения психологических исследований, и все они в той или иной степени ставят этические проблемы.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция 17 века.

Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов.

Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении школы принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту.

Он один из первых стал переводить естественнонаучные произведения Аристотеля непосредственно с оригинала, писал комментарии к ним. Но более интересен Гроссетест как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм».

Для проверки своих гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор походящих гипотез, т.е. отбросить то, что не соответствует природе вещей. Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте. Обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны.

Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу. Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика.

Именно в этом – корень того эмпиризма и индуктивизма, который показался многим столь похожим на методологию науки Нового времени и … скорее, является чертой, принципиально отличающей средневековый метод физического мышления от экспериментально-теоретического метода Новой науки. К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона. Бэкон выделял два основных способа познания – с помощью доказательств и из опыта.

Также существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством внешних чувств – человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специально изготовленные инструменты. Однако этого внешнего опыта недостаточно. Поэтому необходим другой вид опыта – внутренний, который становится возможным только в мистических состояниях избранных благодаря обретению внутреннего озарения.

Бэкон подчеркивал, что опытная наука – владычица умозрительных наук. Предполагают, что здесь впервые введен термин опытная наука. Согласно Б., опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (подтверждение или опровержение) умозрительных начал.

Английский философ и логик Уильям Оккам внес большой вклад в развитие логического учения. Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания. Первое из них он называет знанием интуитивным. Интуитивное у него означает наглядное и включает в себя как ощущение, таки и внутреннее переживание его. Поэтому с него и начинается основанное на опыте знание. Вторая разновидность – абстрагированное знание. Оно относится к множеству единичных вещей, и здесь наиболее очевиден его концептуалистический смысл.

В отличие от интуитивного знания абстрагированное может отвлекаться от их существования или несуществования. Теорию общих понятий Оккама называют терминизмом. Термин – простейший элемент всякого знания, всегда выраженного словом. Оккам различает две разновидности терминов. Термины первичной интенции – это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. От них отличаются термины вторичной интенции, направленной уже не на вещи, а на термины первично интенции.

Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них – реальные, трактующие о самом бытии. Другие – рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям. В это же самое время зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации, начинающимся в Европе 15 в. И выражающимся в приобретении самостоятельности по отношению к церкви и религии – философии, науки и искусства.

Среди тех, кто подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский. Он вводит методологический принцип совпадения противоположностей, из которой следует тезис об относительности любой точки отсчета.

Отсюда философ делает вывод о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

Особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи применить в анатомии знания из прикладной механики и найти соответствие между функционированием органов человека и животных и функционированием технических устройств. Л.д.В. считал, что опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий