Эпоха Александра II: реформы и политика

Россия в эпоху Александра II

Итак, в 1856 году завершилась неудачная для России Крымская война Парижским миром. Крымская война была не первой и не последней войной, которую вела Россия.

Но в ряду тех многочисленных конфликтов, в которых она участвовала, не так легко найти другой войны, которая бы столь ощутимо повлияла на дальнейшее развитие России, на все аспекты жизни. Неудача в Крымской войне вызвала состояние шока, крайне болезненную реакцию. На первой взгляд такая реакция может показаться абсолютно неадекватной. Действительно, что в сущности произошло? На протяжении нескольких лет Россия в одиночку вела войну против весьма мощной коалиции, главными участниками которой были Англия и Франция.

Проиграть им не позорно. Более того, военные успехи союзников оказались крайне незначительными, если сопоставить их с затратами. Ценой огромных жертв они захватили клочок земли, погубив десятки тысяч своих солдат.

Попытки причинить ущерб России на других участках кончились неудачей: в Петропавловском-Камчатском, на Соловецких островах. Огромная союзная эскадра в Балтийском море … Т.е. военный результат врагов России был неадекватен потраченным усилиям. Сам Парижский мир, несмотря на то, что он был невыгоден России, в общем не содержал каких-либо условий, которые бы ущемляли ее суверенитет или достоинство, за исключением запрета держать флот на Черном море.

Тем не менее реакция была болезненной.

Объяснялось это тем, что война действительно продемонстрировала насколько Россия отстала, и не только в военном деле, но и в других сферах. Россия отставала по вооружению. Но не выдержала войну и вся инфраструктура страны. Железные дороги только начинают строиться.

Строились они высокими темпами. Но если сравнить потребности страны и сколько было построено, сделанное никак не соответствовало тому, что нужно было. Из-за этого войска из центральной России крайне медленно передвигались на театры военных действий.

Более того, любой марш своим ходом, на лошадях был известной катастрофой. По подсчетам военных специалистов во время марша войска, двигавшиеся из московских губерний, прибывали на театр военных действий, потеряв 25-30% состава больными и отсталыми.

Войну не выдержала и финансовая система.

К 1856 году Россия оказалась на грани финансового краха. Золотое содержание рубля уменьшилось на 50%, бумажные деньги обесценились. Дефицит государственного бюджета увеличился в 6 раз. На грани развала оказалась кредитная система, у банков не было денег.

Война продемонстрировала крайнее неблагополучие.

По сути итог Крымской войны поставил Россию перед выбором: либо модернизация, обновление социальных, экономических и политических институтов, либо надо смириться с утратой статуса великой державы, утрата экономической и политической самостоятельности.

Такая перспектива была реальна. Об этом свидетельствовал опыт одной из соперниц России – Турции. В середине 19 века Османская империя, которая на протяжении многих столетий наводила ужас на своих соседей, превратилась в «больного человека», в державу, которая существовала только потому, что другие силы и страны никак не могли договориться о том, кому достанется какая часть Османской империи.

Перед обществом в этот период ставились задачи проведения масштабных преобразований.

И надо сказать, что при всей сложности в России в середине 19 века сложились и условия преобразований. Проведению реформ благоприятствовала сложившаяся в России политическая система, тот факт, что Россия оставалась абсолютной монархией в середине 19 века, во главе которой стоял монарх.

Чем крупнее преобразования, тем их сложнее проводить, ибо тем больше интересов они задевают. В том числе они задевают интересы весьма влиятельных сословий. И здесь самодержавная форма правления создает благоприятные условия для преодоления такого сопротивления, потому что во главе государства стоит человек, чья власть неограниченна, который не обязан считаться с мнением большинства, хотя в известных пределах, конечно.

Он достаточно свободен в принятии решений, более свободен, чем кто-то другой, даже более свободен, чем президент и даже диктатор. Потому что, если диктатор захватил власть, стало быть, его привели какие-то силы к власти, значит он кому-то обязан, и эти обязательства его связывают. А монарх получил власть по наследству, он пришел к власти без борьбы, он никому не обязан тем, что занял трон.

Он обязан только судьбе, Господу Богу и своим родителям. И он в этом отношении располагает значительной свободой выбора при принятии решений. Эти особенности политического строя России благоприятствовали проведению преобразований. Но только при одном условии, при том, что сам монарх настроен на проведение реформ. Если сам монарх не настроен на проведение реформ, то тогда наоборот, все эти черты будут работать против преобразований.

В России ситуация сложилась таким образом, что в середине 19 века на троне оказался человек, который понял необходимость реформ и взялся за это дело.

В 1855 году умер в разгар Крымской войны Николай 1, и на трон вступил Александр 2. Александр 2 пришел к власти в тяжелый период для страны, сложный период для самодержавия. Он пришел к власти человеком уже сложившимся и имевшим немалый опыт участия в управлении государством.

Александр 2 родился в 1818 году. Его отец Николай 1 и его мать уделяли воспитанию будущего монарха чрезвычайно большое внимание, считая это одной из важнейших задач.

Воспитателем Александра 2 был Жуковский, который старался привить гуманные идеи, был активным противником традиционного сугубо военного воспитания. Старался внушить будущему императору, что власть дана не для удовлетворения собственных амбиций, а для служения обществу, что власть это не привилегия, а это бремя, обязанность, ответственность. Александр получил хорошее образование. Ему преподавал министр финансов Канкрин, крупный государственный деятель; законоведение преподавал Сперанский.

Николай 1 позаботился о том, чтобы сын получил не только книжное образование, но и знание реальной жизни. Во второй половине 1830-х годов Александр совершил поездку по России, побывал в Сибири, встречался со многими людьми. Конечно, принимая его на местах, начальство старалось показать ему все в благоприятном свете.

Потом он поездил по Европе.

В 1840 году началось его приобщение к государственной деятельности. Александр был сделан членом ряда высших гос. учреждений. Когда Николаю 1 приходилось уезжать, то решение текущих дел поручалось наследнику. После смерти своего дяди великого князя Михаила Павловича в 1849 году Александр 2 возглавил главное управление военных учебных заведений. Находясь на этой должности, в 1855 году Александр 2 занял российский престол.

Перед ним стояли сложные задачи.

Необходимы были реформы, который по масштабам были сопоставимы с преобразованиями Петра 1. Но если сравнивать Петра 1 и Александра 2, то они довольно существенно отличаются друг от друга. Александр 2 уступал своему предку в дарованиях. Он был человеком средним, не великим. Кроме того, Петр 1 был реформатором по складу характера, который в принципе любил все новое, и в политике и в быту.

Александр 2 был другого склада. Он в житейском смысле был скорее консерватором. При жизни отца по поводу отмены крепостного права Александр 2 занимал весьма консервативную позицию. Участвуя в работе различных комитетов, которые в 1840-е годы обсуждали крестьянский вопрос, Александр 2 противился принятию каких-либо мер, способных серьезно изменить отношения между крестьянами и помещиками. Но Александр 2 умел понять потребности и обладал достаточным упорством для того, чтобы задуманное реализовать.

Он любил все делать постепенно.

Со временем разумная осторожность Александра превратилась в безразличное отношение к окружающим, к стремлению ничего не делать. Его упорство с годами выразилось в упрямство, в стремление любой ценой настоять на своем.

У Александра были помощники. Он нашел понимание в своей семье. Довольно значительное влияние на государственные дела оказывала жена императора, Мария Александровна, принцесса Гессен-Дармштадтская, она прониклась интересами России.

Она была умная женщина, интересовалась реформами в области просвещения. Никогда ее влияние на царя не было безусловным. Александр 2 старался принимать решения сам.

Великая княгиня Елена Павловна (создательница русского музея), тетка царя, принцесса Вюртембергская. Она вышла замуж за младшего брата Николая 1 за великого князя Михаила Павловича. Елена Павловна была наиболее активным, способным членом императорской фамилии. Ее салон был тем центром, где собирались представители бюрократии, чиновничества.

Многие проблемы обсуждались. Во время Крымской войны Елена Павловна приняла активное участие в организации отряда сестер милосердия. Александр 2 к ней относился с благоговением и прислушивался к ее советам.

Влияние Елены Павловны в императорской семье особенно возросло после того как в 1860 году умерла мать царя Александра 2, и Елена Павловна стала самым старшим членом императорской фамилии.

Но наиболее близким человеком к Александру 2 был его младший брат, великий князь Константин.

Константин родился в 1827 году, т.е. младше на 9 лет. Константин получил узко специальное образование. Он получил морское образование. Его наставником стал ученый, член-корреспондент академии наук Липке. Константин принимал участие в Венгерском походе.

В начале 1850-х годов он возглавил русский флот. Константин активно стремился к знаниям, интересовался историей, поддерживал контакты с Соловьевым.

С его помощью был снят цензурный запрет на посмертное издание сочинений Гоголя.

Константин в интеллектуальном смысле превосходил Александра. Был он и более энергичным. Но у него был тяжелый характер, у него было много врагов. О нем распускали слухи, что он якобы претендует на престол на том основании, что он родился тогда, когда их отец Николай 1 уже был императором. А Александр родился, когда Николай еще не был императором.

Константин занимал весьма важные должности.

С 1965 года он возглавлял Государственный Совет.

В своё время Александр 1 на вопрос о том, почему многие вещи, которые царь считает необходимым реализовать, остаются только на бумаге? он ответил: нет людей, некому это делать.

К середине 19 века такие люди появились.

Сформировался целый слой, который принято называть просвещенной бюрократией. Появление этой своеобразной прослойки было связано с процессом профессионализации государственной гражданской службы.

Чем дальше двигалось общество, тем более сложным объектом управления оно являлось. Для того, чтобы им с успехом управлять, требовалась профессиональная подготовка. Времена, когда для того, чтобы занимать высокий пост достаточно было природной смекалки, умения читать и писать, уходили в прошлое. В 1-й половине 19 века постепенно начинается процесс превращения гражданской службы в профессию, для успешного выполнения которой необходима специальная подготовка.

Этому процессу уделяли большое внимание и Александр 1, и Николай 1.

Центром для подготовки просвещенных чиновников стали учебные заведения, которые открывались в России в значительном количестве к началу 19 века. Это был юридический факультет университета, а также привилегированные высшие учебные заведения: Царскосельский лицей, впоследствии Александровский лицей, Демидовский лицей в Ярославле, училище правоведения, открытое в СПб в 1835 году.

Для формировавшейся прослойки просвещенной бюрократии были характерны новые представления о служебных обязанностях.

Они заключались в том, что обязанности свои эти чиновники видели не только в том, чтобы служить монарху, но и государству, народу, в стране в целом, о чем раньше забывали. Они считали себя лицами, которые должны были выступать в роли арбитров в социальных конфликтах, примирять споры, разрешать разные коллизии, возникающие в обществе, не становясь прямо на сторону противоборствующих сторон, добиваться согласия между ними. Для них было характерно уважение к закону, привитое в стенах учебных заведений, убежденность в том, что необходимо знать реальную жизнь страны не по бумаге, а на самом деле.

Представители просвещенной бюрократии поддерживали тесные контакты с небюрократической средой, литераторами, учеными.

Люди этого типа при Николае 1 на высшие должности в государстве не назначались, они находились как бы во втором эшелоне, занимали посты второго ранга. Но в конце 1850-х – начале 1860-х годов, когда их способности оказались востребованными, они выдвинулись на первый план.

Именно просвещенная часть бюрократии стала той силой, которая реализовала реформы 1860-70-х годов.

Какова была обстановка в русском обществе в целом? Имеется в виду образованная часть, не крестьяне.

Неудачи в Крымской войне, под Севастополем, привели общество в состояние шока.

Это вызвало всплеск общественной активности. В 1855-56 годах эта активность выразилась в широком распространении рукописной литературы. В этих записках давалась оценка сложившейся ситуации и предлагались пути исправления. Авторами записок были люди разные, в том числе и бюрократы.

Широкое распространение получила записка, автором которой являлся один из прибалтийских губернаторов Петр Александрович Валуев.

Записка называлась «Дума русская». В записке давалась резкая критика существующей системы правления. Особенно активно Валуев нападал на то, что он называл «официальной ложью», на то, что ни царь, ни высшие сановники при сложившихся порядках не имеют никакой возможности узнать правду о том, что делается в государстве. Он писал: Посмотрите на отчеты, которые в бесчисленном количестве составляются в разных министерствах, и прочих учреждениях. Складывается очень благоприятное впечатление, кажется, что везде все хорошо, а если имеются беспорядки, то они быстро устраняются.

Но посмотрите на суть дела, и вы увидите, что картина совершенно иная: сверху блеск, а снизу гниль.

Через великого князя Константина записка была передана Александру 2, который с ней имел возможность с ней познакомиться.

Этот всплеск общественной активности заставил и власти в каком-то смысле пойти навстречу желанию общества выговориться, более-менее свободно обсудить стоявшие перед страной проблемы.

Уже в 1855 году начали приниматься меры, нацеленные на смягчение цензуры. Речь не шла о свободе слова. Показателем этого явилось закрытие в конце 1855 года так называемого Бутурлинского комитета, высшего гос. учреждения, которое осуществляло общее руководство цензурой, и с действиями которого были связаны гонения на печать, характерные для последних лет царствования Николая 1.

В 1858 году было разрешено сдержанно обсуждать в открытой печати крестьянский вопрос, что раньше было немыслимо.

В число русских политических терминов входит термин «гласность».

Во время коронации Александра 2 летом 1856 года была объявлена амнистия декабристам, участникам польского восстания 1830-31 года и петрашевцам. Курс на гласность, взятый правительством, диктовался главным образом необходимость проведения реформ. На протяжении многих десятилетий занятие политикой было монополией официальных властей, должностных лиц, бюрократии.

Бюрократия свято была уверена в том, что она знает положение дел в стране, знает существующие проблемы, как их решать, и ни в чьей помощи она не нуждается.

Но уроки Крымской войны показали, что это далеко не так. Необходимо было прислушиваться к советам со стороны, к общественно активным, размышляющим людям. Но для того, чтобы получить такую помощь, необходимо было дать этим людям свободно высказываться, что раньше было невозможно. Политика гласности была в том, чтобы помочь сторонникам реформ обрести общественную поддержку.

Эта политика была формой союза просвещенной части бюрократии и русского образованного общества. Эти силы во многом и были двигателем реформ 1860-х годов.

Вторая половина 1850-начала 1860-х годов прошла под знаком общественного подъема.

Наиболее ярким проявлением являлось бурное развитие периодической печати. Расширялись программы уже существующих печатных изданий, которые стали обсуждать ранее запретные темы. С другой стороны в этот период создаются новые периодические издания. Особенно быстрыми темпами развивалась газетная периодика. За 10 лет (с середины 1850-х до середины 1860-х годов) было открыто более 6 тысяч новых газет. Показательно, что в 18веке, первой половине 19 века главной формой изданий был ежемесячный журнал.

А теперь газеты начинают их теснить, потому что темп общественной жизни резко возрос, и журналы, которые выходили 1 раз в месяц, не могли откликаться быстро. А газета выходила ежедневно.

Наиболее влиятельными периодическими изданиями являлись журналы «Русский вестник», целиком стоявший на либеральных позициях; «Сельское благоустройство», издававшийся славянофилом Кошелевым, «Атеней», основанный группой московских общественных деятелей.

Существенное влияние на общественное мнение оказывал официальный орган морского министерства «Морской сборник».

Морское ведомство возглавлял великий князь Константин, и он добился для этого журнала особого статуса. Пользуясь своим положением царского брата, он вывел журнал из подчинения общей цензуры, лично контролировал, и позволял писать то, что не позволялось писать в других журналах. На страницах «Морского сборника» обсуждались и дела развития народного образования.

Ярким явлением общественного подъема явилась деятельность Герцена.

Герцен эмигрировал из России в 1847 году, основал в 1853 году Вольную русскую типографию в Лондоне. С 1857 года стал издавать газету «Колокол». «Колокол» рассматривал самые разные вопросы русской жизни и нелегальным путем доставлялся в Россию, имел чрезвычайно широкое распространение, читался даже при царском дворе.

Большое влияние на взгляды радикально настроенного общества выражал журнал «Современник», ведущим сотрудником которого являлся Чернышевский.

Общественный подъем нашел свое отражение и в активизации деятельности научных обществ, неполитического характера.

Политические организации создавать было нельзя. Из научных обществ наибольшую активность проявляло императорское русское Географическое общество. Оно было основано еще в 1845 году. Его почетным председателем являлся великий князь Константин. Это признак хорошего финансирования. В рамках этого Геогр. общества происходили встречи гос. деятелей с учеными. При обществе действовал политико-экономический комитет, на котором обсуждались финансовые проблемы.

В 1861 году комитет прикрыли, потому что на него обиделся министр гос. имуществ.

Вольное экономическое общество, было основано еще Екатериной 2. На его заседаниях обсуждались проблемы аграрного развития страны; вопросы, связанные с подготовкой крестьянской реформы.

Создавались новые общества, юридическое общество при Московском университете.

Этот рост общественных организаций, все это является изображением подъема 2-й половины 1850-х – начала 1860-х годов.

Именно с этого времени появляется такой важный фактор как общественное мнение, которое до этого времени практически отсутствовало.

Александр 2 чрезвычайно внимательно следил за публикациями в прессе.

Любимыми делами императора были такие государственные задачи: военная деятельность, дипломатия и печать. Еще в конце 1858 года Александр 2 издал специальное распоряжение, чтобы министры, каждый по своей части, передавали ему для прочтения все статьи, которые заслуживают царского внимания.

Но вскоре это оказалось нереальным. Поэтому был заведен порядок, и царю ежемесячно составлялись обозрения, извлечения из наиболее примечательных статей. Чиновники, которые этим занимались, получили специальные указания: ни коим образом не смягчать критику.

Вскоре такие обозрения представлялись царю ежедневно.

Личность Александра II: начало реформ

Вступивший на престол старший сын Николая I цесаревич Александр был красив, умен, образован.

Выражение этого взгляда – доброта. Это в полном смысле государь. Вид его скромен без робости. Он прежде всего производит впечатление человека, превосходно воспитанного. Все движения его полны грации. Он прекраснейший образец государя из всех, когда-либо мною виденных.

Легкий и подвижный, в молодости он был прекрасным наездником, смелым, отважным и хладнокровным человеком, что проявлялось не раз во время покушений на императора.

Александр был лучше многих других из семьи Романовых подготовлен к «ремеслу королей». Один из его наставников, поэт В. А. Жуковский, сказал родителям цесаревича, что будет готовить из наследника не командира полка, а просвещенного монарха, который должен видеть в России не плац и казарму, а нацию. В общем, так и получилось, хотя Александр II, человек средних способностей, по своей природе не был реформатором.

По характеру Александр Николаевич отличался от волевого, целеустремленного отца, императора Николая I. Еще будучи цесаревичем, он не раз говорил, что предпочел бы семейную тихую жизнь публичному бремени власти. Однако он, как человек долга, не колеблясь подчинился своему жребию.

Став императором, Александр II почувствовал, какая огромная ответственность легла на его плечи. При этом с самого начала Александр стал сторонником кардинальных преобразований: отмены крепостного права, реформы армии и флота, финансов, суда и местного управления. Возможно, молодой император, как и окружавшие его люди, сначала не представлял себе трудностей на этом пути, не раз он выказывал сомнения, многое из созданного заново ему было не по душе.

Однако он не видел иного способа разрешить угрожавший России внутренний кризис и вернуть империи прежний статус великой державы.

Для этого он обладал необходимыми данными: получил хорошее образование, долго и серьезно готовился к тому, чтобы занять престол, а поэтому хорошо знал реальное положение дел, часто бывал и за границей, имея возможность сравнивать российские порядки с иностранными.

Знание нескольких европейских языков этому благоприятствовало.

Александр вовсе не собирался изменять унаследованный им от отца старый порядок. Но он понимал необходимость перемен во всех сферах русской жизни. К решительности его подвигло крымское унижение России. Со слезами на глазах он читал донесения из Крыма, был вынужден одобрить сдачу Севастополя, тяжелейший Парижский мир, согласно которому Россия лишалась флота на Черном море и утрачивала там все свое влияние.

Шок от поражения был так силен, что император, несмотря на опасения, свою нерешительность, отчаянное сопротивление консервативного окружения, последовательно осуществлял реформы, поддерживая либеральную группировку в верхах, как раз и проводившую реформы.

Приход Александра II к власти воодушевил многих. Царь чувствовал, что общественное мнение на его стороне. Выражая мнение современников, Герцен из Лондона обратился к нему со словами:

Государь, Ваше царствие начинается под удивительно счастливым созвездием.

На вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести. Весть о смерти отца Вам принесли не убийцы его (намек на Александра I. – Е. А.). Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон. Вам не нужно было казнями возвестить народу Ваше восшествие (намек на Николая I – Е. А.). Летописи Вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала.

Эпохой гласности стали 1856—1861 годы. К ней призывал царя Герцен:

Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим…

И вскоре, к ужасу консерваторов, в прессе можно было прочитать то, за что при Николае I волокли в полицию.

Вдруг все изменилось разом: смягчилась цензура, были отменены военные поселения, один за другим стали сниматься запреты, начали выдавать паспорта для поездок за границу!

В обстановке всеобщего смятения, отчаянных диспутов, споров о путях, средствах и темпах преобразований формировалось общественное мнение. Оно было на стороне молодого императора, которого не только придворные льстецы, но и народ называл «Царем-Освободителем».

Программа реформ долго вызревала в недрах власти.

Александр подавил сопротивление непримиримых противников реформ из дворян и чиновников и поддержал сторонников либеральных взглядов в обществе. В сложном деле преобразования страны у царя были хорошие сподвижники и помощники: брат царя великий князь Константин Николаевич, Я. И. Ростовцев, Н. А. и Д. А. Милютины, П. А. Валуев и др.

Исторический портрет Александра II Освободителя

Годы правления: 1855-1881

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель, так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время — шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название — «жандарма Европы».
  • Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.
  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу. Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.
  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти — в  Сенат, Синод, он состоит на военной службе и  в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге.
  • Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.
  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина.

Александр II  был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

Политика Александра II

Внутренняя политика Александра II

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления В 1861 году был создан Совет министров.

Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова.

По ней Государственный совет становился  как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.

Совершенствование системы местного самоуправления. 1864- принято Положение о земских учреждениях, по которому  вводились земства — органы местного самоуправления.

Они не решали  политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.

Особое внимание уделялось образованию и  оказанию медицинской помощи.

Городовое положение- 1870. По нему  вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.

Решение крестьянского вопроса 19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян, по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права,  появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины.

Крестьяне становились временнообязанными.

Модернизация военной системы России С 1864 1874 проводилась  военная реформа. Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.

1874- введение всеобщей воинской повинности, сокращение сроков службы.

Ликвидация военных поселений в 1857г.

Совершенствование судебной системы В 1864г.

был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав. Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный , независимый суд, были учреждены  суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны. Постепенный отказ от политики  протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.

Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.

Совершенствовалась банковская системам.

Дальнейшее развитие культуры и образования 1863-Указ об автономии университетов.

1864- реформа образования: принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.

В 1865 году были приняты « Временные правила дляпечати», они отменяли предварительную цензуру.

Период правления Александра II — это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения( например, исторический музей В.Шервуда в Москве)

Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями. Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.

Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с  Т.Лорис-Меликовым.

Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.

К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит .

Внешняя политика Александра II

Направления деятельности Результаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира. Именно Александру II  пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю.

Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.

1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.

1873- подписан Союз трёх императоров, по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия  договаривались о взаимной военной помощи.

1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.

Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе. 1877-1878- война с Турцией.

По Сан-Стефанскому догов

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий