Эпоха великих географических открытий: кратко

Эпоха Великих географических открытий

Эпоха великих географических открытий позволила доказать шарообразную форму Земли не только теоретически, но и практически, а также значительно расширила знания о Земле.

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл морским путем в Индию, а открыл Америку — часть света, доселе неизвестную. Во время первых экспедиций он причаливал лишь к островам, и только в четвертой смог достичь материка. Открытие Америки стало огромным шагом в развитии науки о Земле. Хотя тогда, в конце XV века, считали, что Колумб посетил Азию.

Это ошибочное представление исправил Америго Веспуччи — побывав у берегов материка, который сейчас называется Южной Америкой, он сделал вывод, что это вовсе не Индия, а самостоятельный, ранее неизвестный материк. Благодаря этому Америка и носит его имя, а Колумбу «досталась» только Колумбия.

В 1497 г. Васко да Гама на кораблях обогнул Африку, уточнив ее очертания.

Фернанд Магеллан был руководителем экспедиции, которой в 1519 г. впервые удалось обогнуть земной шар: они плыли в одну сторону и вернулись в тот же порт, откуда начали свое путешествие. Помимо доказательства того, что Земля — шар, путешествие Магеллана имело и другое огромное значение. Пройдя через пролив из Атлантического океана в Тихий и переплыв это огромное водное пространство, Магеллан доказал, что большую часть земной поверхности занимает не суша, как считалось ранее, а вода.

Умы географов и путешественников занимало открытие неизвестной южной земли, которая, как предполагалось, должна существовать к югу от всех известных материков. В 1642-1644 гг. Абель Тасман во время двух своих экспедиций обнаружил сначала Новую Зеландию, а затем исследовал Австралию, открытую немного ранее, в 1604 г., голландцем по прозвищу Янц.

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.

Условно делится на две части:

  1. испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
  2. англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии.

Знания великих учёных античности утрачены.

Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова.

То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации.

На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли.

Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия: кратко

  • 1492 — открытие Америки Колумбом
  • 1498 — открытие Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африки
  • 1499-1502 — испанские открытия в Новом Свете
  • 1497 — открытие Джоном Каботом Ньюфаунленда и полуострова Лабрадор
  • 1500 — открытие устья Амазонки Висенте Пинсоном
  • 1519-1522 — первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов
  • 1513 — открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбоа
  • 1513 — Открытие Флориды и течения Гольфстрим
  • 1519-1553 — открытия и завоевания в Южной Америке Кортесом, Писарро, Альмагро, Орельяной
  • 1528-1543 — испанские открытия внутренних областей Северной Америки
  • 1596 — открытие Виллемом Баренцем острова Шпицберген
  • 1526-1598 — испанские открытия Соломоновых, Каролинских, Маркизских, Маршаловых островов, острова Новая Гвинея
  • 1577-1580 — второе кругосветное плавание англичанина Ф.Дрейка, открытие пролива Дрейка
  • 1582 — поход в Сибирь Ермака
  • 1576-1585 — поиски англичанами север-западного прохода в Индию и открытия в северной Атлантике
  • 1586-1629 — походы русских в Сибирь
  • 1633-1649 — открытие русскими землепроходцами Восточносибирских рек до Колымы
  • 1638-1648 — открытие русскими землепроходцами Забайкалья и озера Байкал
  • 1639-1640 — исследование Иваном Москвиным побережья Охотского моря
  • Последняя четверть ХVI — первая треть XVII века — освоение англичанами и французами восточных берегов Северной Америки
  • 1603-1638 — исследования французами внутренних областей Канады, открытие Великих озер
  • 1606 — независимо друг от друга открытие испанцем Киросом голландцем Янсоном северного берега Австралии
  • 1612-1632 — открытия англичанами северо-восточного побережья Северной Америки
  • 1616 — открытие Схаутеном и Ле-Мером мыса Горн
  • 1642 — открытие Тасманом острова Тасмании
  • 1643 — открытие Тасманом Новой Зеландии
  • 1648 — открытие Дежневым пролива между Америкой и Азией (Берингова пролива)
  • 1648 — открытие Федором Поповым Камчатки

Корабли эпохи великих географических открытий

Каравелла

В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний.

Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.

Флейт

В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт.

«Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными.

Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы

Мореплаватели эпохи Великих географических открытий

  • Альвизе Кадамосто (Португалия, Венеция, 1432-1488) — Острова зеленого мыса
  • Диего Кан (Португалия, 1440 — 1486) — Западное побережье Африки
  • Барталомеу Диаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды
  • Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки
  • Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия
  • Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка
  • Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475—1519) — Тихий океан
  • Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка
  • Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание
  • Джон Кабот (Генуя, Англия, 1450-1498) — Лабрадор, Ньюфаунленд
  • Жан картье (Франция, 1491-1557) восточное побережье Канады
  • Мартин Фробишер (Англия, 1535-1594) — полярные моря Канады
  • Альваро Менданья (Испания, 1541-1595) — Соломоновы острова
  • Педро де Кирос (Испания, 1565-1614) — архипелаг Туамоту, Новые Гибриды
  • Луис де Торрес (Испания, 1560—1614) — остров Новая Гвинея, пролив, отделяющий этот остров от Австралии
  • Френсис Дрейк — второе кругосветное плавание
  • Виллем Баренц (Нидерланды, 1550-1597) — первый полярный мореплаватель
  • Генри Гудзон (Англия, 1550-1611) — исследователь северной Атлантики
  • Виллем Схаутен (Голландия, 1567—1625) — мыс Горн
  • Абель Тасман (Голландия, 1603-1659) — остров Тасмания, Новая Зеландия
  • Виллем Янсзон (Голландия, 1570—1632) — Австралия
  • Семен Дежнев (Россия, 1605-1673) — река Колыма, пролив между Азией и Америкой

Шпаргалка: Выдающиеся морские путешествия и великие географические открытия XI-XV вв

Период XI— XVявляется периодом развития мореплавания и открытия новых земель, и торговых путей.

Представляется очевидным, что полинезийцы около 2 тыс. лет назад предпринимали длительные морские плавания. Достоверные сведения об их больших переходах по Тихому океану относятся к X— XIIIвв. В этот период полинезийцы плавали не только к близлежащим, но и отдаленным островам. В XIII-XIVвв. они совершали океанские переходы к берегам Южной Америки, в Перу. Развитие судостроения в Полинезии шло так же, как и в других районах ранней цивилизации. В начальной стадии для плаваний по океану использовались выдолбленные из дерева челны, но постоянные опасности, подстерегавшие мореплавателей, заставили упорно искать более совершенные конструкции судов.

Для того чтобы челн не переворачивался на волне, был придуман балансир — специальная длинная, параллельная диаметральной плоскости доска, крепившаяся к челну двумя поперечинами. Через некоторое время для дальних плаваний стали применять спаренные лодки, скрепленные бортами.

Для защиты от волн полинезийцы увеличивали надводный борт, нашивая доски. Крупные суда имели мачты (иногда до трех), паруса, весла, каменные якоря. Длина судов составляла от 60 до 80 футов. Большие суда вмещали до 60 человек и различные припасы.

Благодаря широкому общению с государствами Востока они имели возможность перенимать опыт мореплавателей Индии и Китая.

Главный мореходный прибор — компас — был заимствован в Китае и привезен арабами в Европу на рубеже XI-ХП вв. Плавания арабских моряков далеко на юг вдоль восточного побережья Африки и на Мадагаскар позволили изменить сложившееся неверное представление об Индийском океане как закрытом бассейне. Ученые-географы на основании сведений арабских мореплавателей внесли значительные коррективы в существовавшие географические карты. С Xв. Арабский халифат постепенно теряет свое значение.

В Европе образуются новые государства, складываются новые центры внешней торговли и мореплавания.

Аборигены Тихоокеанского побережья Южной Америки овладели искусством мореплавания задолго до появления испанских завоевателей. На камышовых плотах индейцы выходили в океан и ловили рыбу. Для продолжительных морских походов они использовали бальсовые плоты.

Исторические источники XVв. содержат описание конструкции перуанских судов. Плот делали из нечетного количества (от 5 до 11) длинных продольных бревен и нескольких поперечных, связанных лианами или веревками. На бревна укладывали камышовый настил и ставили рубку из бамбука.

Прямоугольный хлопчатобумажный парус поднимали на двуногой мачте. Для управления плотом применяли выдвижные доски — гуары, принцип действия которых близок к швертам. Благодаря гуарам плоты могли ходить против ветра со скоростью 4-5 узлов.

Якорями служили специально обработанные камни. Грузоподъемность бальсового плота нередко превышала 30 тонн. На таких судах мореплаватели отправлялись в длительные океанские походы.

Великий Новгород следует по праву считать колыбелью русского мореходства на Балтике и Севере. С давних времен этот город был одним из главных центров купеческой торговли на северном отрезке пути «из варяг в греки».

Новгородцы, начиная с IXв., совершали походы как в южном направлении к Черному морю, так и в северном — в Прибалтийские государства, смело выходили в Белое море и Северный Ледовитый океан. В XIIв. Новгород установил прочные торговые связи с немцами и шведами. Расширилась торговля с Готландом — промежуточным пунктом важнейших путей морской торговли со шведскими, датскими, немецкими и готландскими купцами. Северная часть пути «из варяг в греки» использовалась новгородскими мореплавателями для выхода в Балтийское море и проходила по Волхову, затем, минуя стариннейший торговый центр новгородского княжества — Ладогу (ныне Старая Ладога), новгородцы плыли по Ладожскому озеру, а далее — по Неве в Финский залив к острову Котлин, где находилась стоянка русских лоцманов.

Дальше путь лежал в Колывань (ныне Таллин), большую часть населения которого составляли русские. Здесь суда оснащали для длительного перехода морем. Отсюда морские пути вели в Финляндию и Швецию, к острову Готланд, в немецкие и датские владения. Сведения о плавании новгородцев на Готланд и в Данию в ИЗО г. содержатся в летописях.

Для плавания по морю вместо «набойных» лодий новгородцы стали строить дощатые суда — «морские», или «заморские», ло-дьи.

Остов морской лодьи обнаружен в 1948 г. на раскопках в Старой Ладоге. Специальные законы оберегали интересы новгородских судовладельцев.

За похищение судов были установлены штрафы. Кража морской лодьи каралась штрафом в 3 гривны, набойной — 2, струга — 1 гривну, челна — треть гривны.

Русские поселенцы сравнительно быстро освоились с суровыми северными морями, плавания их не ограничивались Белым морем, они смело выходили и в Баренцево.

В трудах М. И. Белова упоминается о плавании двинского посадника Улеба в первой половине XIв. до Карских (Железных) Ворот. В XIIв. все местное население Кольского полуострова было покорено и платило дань новгородскому княжеству.

В XIIIв. поморы плавали вдоль Кольского полуострова, выходили к норвежским землям. Поскольку плавания поморов не всегда носили мирный характер, норвежцы держали стражу для охраны восточных морских границ.

В восточном направлении поморы открыли полуостров Канин, а затем — острова Колгуев и Вайгач. Предполагают, что в это же время северные мореплаватели впервые побывали на Новой Земле. Примерно в XIIIв. первые поморы могли достигнуть острова Грумант (Шпицберген). К XIVв. относятся плавания Амоса Коровинича вокруг Скандинавского полуострова на Балтику. Для дальних морских походов постепенно создавался новый тип судна — коч. По-видимому, около XIVв. поморы для ориентировки на море изобрели ветромет и стали широко им пользоваться.

Этот простой прибор представлял собой деревянный диск, в который вставляли деревянные стержни: один в середине и 32 по окружности.

Главные румбы назывались: сивер, веток, полуденник, западник. Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу знаки (боковая сторона их совпадала с линией север-юг), поморы определяли курс судна. Вдали от берегов курс узнавали в полдень по солнцу, а ночью — по Полярной звезде.

Совершенствование технических средств мореплавания активно продолжалось в последующие столетия. В 1462-1505 гг. при великом князе московском и всея Руси Иване IIIзавершилось объединение русских княжеств в единое государство. В 1480 г. русские земли были окончательно освобождены от монголо-татарского ига. Победы над ливонскими, литовскими и польскими завоевателями способствовали признанию Руси другими европейскими государствами.

В XVв. русскими было предпринято несколько экспедиций из Белого моря в восточном и западном направлениях. Известны морские направления Ивана Новгородца по Белому, Баренцеву, Карскому морям и на Балтику.

Во второй половине XVв. поморы, занимаясь промыслом рыбы и морского зверя, все дальше и дальше уходили на восток.

Достигнув острова Вайгач, моряки-промышленники через проливы Карские Ворота и Югорский Шар выходили в Карское море, а затем, продвигаясь по рекам полуострова Ямал, добирались до Обской губы, где вели торговлю с ненцами и хантами.

В устье реки Таз поморы основали небольшие торговые фактории. Можно считать, что в XVв. морские пути по Белому морю и вдоль побережья Карского моря до Обской губы были надежно освоены.

В 1466-1473 гг. состоялось знаменитое путешествие в Индию тверского купца Афанасия Никитина. Значительная часть путешествия прошла на кораблях по Каспийскому морю и Индийскому океану. На обратном пути из Индии в Россию путешественник на торговом судне пересек Черное море. Путевые записи Афанасия Никитина «Хождение за три моря» имели для того времени большую научную ценность.

В 1496 г. из Архангельска к берегам Скандинавского полуострова в Данию совершил плавание русский посол Григорий Истома. С товарищами он вышел из Архангельска на четырех судах, миновал Белое море* обогнул Кольский полуостров и уже из Тронхейма продолжал путь по суше. Григорий Истома составил подробное описание народов Кольского полуострова, рассказал об условиях плавания и о характере приливно-отливных течений в этом районе Ледовитого океана. Таким образом, он значительно опередил «открытие» этих районов англичанами и голландцами, сделанное лишь в шестнадцатом столетии.

В середине XVв. Турция завоевала берега Азовского, Черного и восточной части Средиземного морей, что значительно осложнило торговые связи европейских государств со странами Востока. Торговые пути в Индию и Китай оказались в руках турок, установивших огромные торговые пошлины. Торговля с Востоком через Сирию и Египет стала крайне невыгодной. Венеция и Генуя — крупнейшие торговые центры на юге Европы — постепенно пришли в упадок. Возникла настоятельная необходимость поисков новых путей для торговли с восточными странами.

Наиболее подготовленной к осуществлению этих поисков оказалась Португалия. В 1471г. португальские мореплаватели достигли и пересекли экватор. В 1487г. экспедиция во главе с Бартоломеу Диасом (ок. 1450-1500 гг.) прошла вдоль западных берегов Африки и 3 февраля 1488 г. достигла южной части Африканского материка, названной впоследствии мысом Доброй Надежды.

Выдающийся мореплаватель Христофор Колумб родился в 1451 г. в Генуе. С 1476 по 1485 г. он жил в Португалии, участвовал в нескольких морских экспедициях.

Колумб составил смелый проект плавания в Азию западным путем, но португальский король признал проект несостоятельным. Тогда Колумб отправился в Испанию, где его настойчивость увенчалась успехом: он добился организации морской экспедиции для достижения Индии и Китая через Атлантику; в случае удачи ему был обещан титул адмирала и вице — короля всех земель, которые будут открыты при плавании.

3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария» водоизмещением до 130 тонн, «Нинья» — до 60 тонн и «Пинта» — до 90 тонн вышли из Палоса. Общая численность экипажа всех трех каравелл составляла 90 человек. Экспедиция благополучно пересекла Атлантику и на рассвете 12 октября открыла остров, названный Сан-Сальвадор (Багамские острова), что означало «спаситель». Главный интерес для путешественников представляло золото. Следуя указаниям местных жителей, мореплаватели открыли и обследовали еще несколько островов, а 28 октября флотилия достигла острова Куба.

Продолжая плавание, Колумб через некоторое время достиг острова, названного им Эспаньолой (Гаити), и основал там колонию. Через три месяца Колумб 16 января 1493 г. вышел в обратный путь и 15 марта вернулся в Испанию. Экспедиция не принесла ожидаемых сказочных богатств, и Колумбу пришлось проявить немало изворотливости, чтобы соответствующим образом приукрасить коммерческие результаты своего плавания и пробудить интерес к дальнейшему освоению и закреплению открытых земель, которые он принял за часть восточной Азии.

Ему было дано срочное задание — снарядить и возглавить вторую экспедицию. На подготовку нового плавания через океан потребовалось более шести месяцев. Вторая и третья экспедиции Христофора Колумба. 25 сентября 1493 г. 17 кораблей Колумба, на которых находилось 2 тыс. солдат, матросов и колонистов, вышли из Кадикса. На этот раз Колумб пошел несколько южнее и в начале ноября достиг острова Доминика (Воскресенье).

Повернув на север, флотилия Колумба открыла группу Малых Антильских островов; дальше путь лежал снова на запад, к Эспаньоле. В дальнейшем Колумб обследовал Карибское море в районе южнее Кубы и в начале 1494 г. открыл остров Ямайка, откуда вновь вышел к южному побережью Кубы для изучения этой земли.

Но исследование не было доведено до конца, и Колумб вернулся на Эспаньолу, все еще убежденный в том, что Куба является частью Азиатского материка. Это заблуждение было вызвано ошибками средневековых картографов, полагавших, что восточная граница Азии (Японские острова) находится примерно на расстоянии 2700 миль к западу от Лиссабона, т. е. в районе открытых Колумбом новых земель.

Между тем в Испании явные и тайные противники Колумба всячески порочили его. Колумб вынужден был возвратиться для личного доклада о результатах экспедиции. И вновь ему удалось убедить короля продолжить завоевание и освоение новых земель. Однако интерес к его открытиям заметно ослабел. Следующую экспедицию Колумбу удалось снарядить только благодаря исключительной энергии и настойчивости.

Третье плавание началось 30 мая 1498 г. Колумб разделил флотилию на две части: три корабля направились сразу к Эспаньоле, а три других, на одном из которых был Колумб, достигли островов Зеленого Мыса и затем взяли курс на запад. Спустя два месяца после начала плавания, 1 августа 1498 г., корабли Колумба вышли к острову Тринидад. Немного позднее был открыт богатый жемчугом остров Маргарита и дельта реки Ориноко. В 1500 г., в связи с мятежами испанских колонистов против Колумба, его сместили и совершенно отстранили от управления новооткрытыми землями.

На Эспаньоле адмирал был арестован, закован в цепи и отправляй в Испанию.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий