Как называется ожерелье фараона

Мода Египта

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.
Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Прическа

Парики носило всё свободное население Египта.

По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Длинна волос теперь опустилась до плеч.

По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами.

Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна.

В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам.

Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах.

Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной».

Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны.

Одежда и украшения Древнего Египта

Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой.

Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов.

Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство.

Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.
Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.

Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.

Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.

Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик.

Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты.

Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину.

Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика

Косметика широко применялась в Древнем Египте.

В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.
Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз.

Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.
Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.
Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам.

Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру.

На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений.

Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность.

В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.
Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос.

Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)

Одежда и украшения Древнего Египта

В истории Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной.

Все драпировки обычно формировались со спины на перед и располагались спереди четкими ритмичными формами, в то время, как спина оставалась облегающей.

Основной одеждой для мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпировавшаяся.

Называлась она схйти, а на талии удерживалась поясом — тонким ремешком со спущенными концами, роскошно декорированным, завязываемым спереди в центре талии.
Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенной формой передника была его расширенная к низу или овальная форма.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывающего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями.

Эта одежда называлась калазурис и по форме была для всех одинаковой. Сословное различие в одежде выражалось в качестве ткани.


На изображении мужчина одет в схйти женщина в калазурис


Сохранившийся фрагмент на котором можно разглядеть одежду (схйти и калазурис)

В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем.

Во главе угла – по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, – находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют.

В моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины.

Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы – преимущественно синего или зеленого цвета – и браслеты на руках и ногах.

В мужском костюме появляется деталь, прикрывающая верхнюю часть тела, нечто среднее между жилетом и драпированной одеждой, идущей от пояса к груди.

В период Древнего и Среднего Царств набедренные повязки фараонов и военачальников повязывают так, что спереди складки образуют форму все той же пирамиды. Как мужчины, так и женщины в Древнем Египте носят широкий, закрывающий плечи и часть груди воротник-ожерелье – ускх.

У государственных служащих ускх разделен на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий.

Костюм Древнего Египта

Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма – синие. Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носят на голове платок – клафт – для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи.

Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.


Ускх царицы Нефертити

Жёлто-синий клафт

Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах».

Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах – шкуру леопарда. Младшие вместо схенти – набедренной повязки – носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические правила.

Жрец должен был мыться несколько раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи – они считались нечистыми, кроме той накидки из шкуры леопарда, которую он повязывал на плечи.

В это время знатные египтянки поверх плиссированного калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом.

Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо.

Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху.

Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

Варианты одежды Фараонов

Украшения

Египет славился высоким уровнем мастерства, обработкой драгоценных металлов, камней. В Древнем царстве изобретают цветные пасты, которыми покрывают бисер или делают его из цветных смальт.

Из бисера изготовляли традиционное ожерелье-солнце – ускх, браслеты и пр.
Женские парики укреплялись повязками-венцами из мелких металлических пластинок.

На темени на празднества надевались керамические сосуды с благовонными маслами, которые поддерживались лентами, либо укрепляли цветок лотоса или перья.

Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Очень многие носили обереги, скарабеи.


Украшения Древнего Египта

Одежду принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами.

Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры.


Ожерелье эпохи Древнего Египта

Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами.

В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.



Доклад: Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Декор – человек, общество, время».

Урок №1.

Дата: 22.04.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э.

Р.

Цели:

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.

Древнеегипетские Украшения: Ювелирные Изделия, Одежда И Головные Уборы

Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Художественные материалы.

Раздаточный материал: кукла-шаблон.

План урока

Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

характерные особенности египетской культуры;

одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

на саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всём, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки…

Всё знакомое почти,

а попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

Правильно.

Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

— Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

— В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всём человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами.

Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.

В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.

Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.

Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Постановка художественной задачи.

— А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм.

Вы можете пользоваться куклой-шаблоном (как на уроках по русскому костюму), можете выполнить самостоятельную композицию.

В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка (Бутик «У Нефертити»).

Доклад: История костюма и моды Древнего Египта

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И

ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра технологии швейного производства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«История костюма и моды Древнего Египта»

Введение

Говорят: «Мода была всегда». Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось.

Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.

Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев).

Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.

На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте.

Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — «схенти», передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.

Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов.

По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью —рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни.

Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и

его приближенных, статичны, монументальны.

Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица.

Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в.

Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

1 Костюм Древнего Египта

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг.

до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов.

По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью— рабовладельцами и жрецами.

В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни.

Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос— символ плодородия и бессмертия, змей— символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны.

Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

2 Костюм Древнего царства

Древнее царство — это молодость Египта.

Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего Царства был Мемфис.

Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.

В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.

Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами.

Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

2.1 Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани.

Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.

Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии.

Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.

Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

2.2 Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.

Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазарис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.

Были также и закрытые калазарисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами.

Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой.

В их гардероб входил и плащ.

Рабыни ходили практически нагими. Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г.

до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).

2.3 Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками.

Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандал

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий