Появление Византии
Византийская империя — это восточная часть некогда могущественной и огромной Римской империи. Она образовалась в результате раздела ее между сыновьями последнего императора единой страны Феодосия, Аркадием и Гонорием.
Годы существования Византийской империи датируются 395 — 1453 годами.
В дальнейшем судьбы обеих империй сложились по-разному, однако восточная часть — Византия просуществовала почти на тысячу лет больше западной, до 1453 года. О том, какие народы населяли Византийскую империю при Юстиниане, можно узнать из многочисленных греческих источников.
Восточная римская империя была очень развитым государством своей эпохи как в экономическом, так и в политическом плане. Константин и его последователи преследовали цель всяческого укрепления государства и поставили свою власть на недосягаемый уровень.
Было объявлено, что власть Басилевса — это воля Бога, таким образом выводилась формула о божественном происхождении власти византийских императоров. Какие народы населяли Византийскую империю при Юстиниане — вопрос довольно серьезный.
Этот государственный деятель вел большие завоевательные войны, и территория страны за время его правления неоднократно менялась. В 534 году под власть Византии попала территория северо-востока Африки, к середине 50-х годов этого века в орбиту влияния страны была включена Италия и остготы.
В 553-м Юстиниан, воспользовавшись междоусобицами, овладел частью Пиренейского полуострова. Однако эти завоевания были очень неустойчивыми и постоянно подвергались натиску вестготов, лангобардов и прочих народов соседней империи.
Завоевания Юстиниана
Поэтому сказать, какие народы населяли Византийскую империю при Юстиниане, можно лишь приблизительно, однако ареал этот достаточно велик: можно с абсолютной уверенностью говорить о включении в державу славян, греков, большой части армян, арабов, евреев. Это требовало от государства чрезвычайного напряжения и максимального использования всех доступных ресурсов.
Однако император Юстиниан не считался с затратами, пытаясь превратить Византию в подобие Римской империи времен ее наивысшего расцвета. Все это предсказуемо приводило к большому возмущению народа, именно при этом государе страну сотрясали самые мощные восстания за всю историю империи.
Сирия, Палестина, Египет были обложены непомерными налогами, кроме того, из-за этих богатых и стратегически важных земель государство перманентно находилось в состоянии войны с персами.
Такова была Византийская империя при Юстиниане. Карта его завоеваний наглядно показывает расширение государства, тем не менее, оно было крайне неустойчивым в социально-политическом плане.
Предпосылки распада Византийской империи
Такая политика вызывала ответную реакцию во вновь покоренных землях, византийцы, как и их предшественники римляне, повторяли аналогичные ошибки: завоевав огромную территорию, они не могли ее в полной мере контролировать.
Поэтому ответить на вопрос: «Какие народы населяли Византийскую империю при Юстиниане?» — можно по-разному, смотря какой временной промежуток из его правления имеется в виду.
Но даже в этом случае восстания и нападения славян откалывали от империи то одну, то другую части, и Византии приходилось снова, предпринимая титанические усилия, покорять отложившиеся народы.
Однако император Юстиниан не только воевал. Огромное развитие получила архитектура, создаются истинные произведения искусства, именно тогда появляется величественный храм св. Софии в Константинополе, большое развитие получила книгоиздательская деятельность.
История Византийской империи — ярчайший пример государственного строительства, потрясающего искусства, соседствующего с небывалой жестокостью и деспотией.
Основание Византийской империи
Византия – государство, созданное на обломках великой предшественницы Римской империи – располагалось на территории нескольких современных государств и трех частей света: Европы, Азии и Африки.
Это предопределило тот факт, что в состав общности, населяющей Византийскую империю, входило, по меньшей мере, с десяток различных народностей.
Европейская часть государства, на территории которой располагалась столица Константинополь, по большей части была заселена греками и этническими группами, из которых позже была сформирована итальянская народность.
Что касается восточных территорий империи, то на них преобладающими народами были армяне и сирийцы.
За время существования Византии ее границы существенно менялись, поэтому регулярно изменялся и этнический состав населения. Периодически на ее территории проживали племена и группы южных славян, готов, половцев, арабов, печенегов.
Но наибольшее влияние на развитие и жизнь государства оказывали два основных народа, между которыми шла постоянная борьба за власть, – греками на западе и армянами на востоке империи.
Император Константин I – основатель Византийской империи
Византийские греки
Выражение «византийские греки» используется достаточно условно, так как под определением «византийцы» чаще всего подразумевают представителей именно греческой народности.
Современные историки употребляют этот термин для того, чтобы отделить византийцев, населявших западные земли империи: Константинополь, Балканский полуостров, Малую Азию, Греческие острова, а также крупные города, существовавшие на территории современного Северного Египта и Ближнего Востока, от всех остальных.
В основном они были заняты в сельском хозяйстве и вели достаточно бедный образ жизни.
Хотя элита и священнослужители по большей части состояли из греков по крови. Византийские греки сохранили свой язык, несмотря на то, что первоначально церковным и государственным считался латинский. Постепенно греческий вытеснил его из всех областей общественной жизни и стал единственным официальным языком Византийской империи.
Этот факт стал основополагающим для формирования самобытной византийской культуры. У греков Византия позаимствовала и свою религию – христианство, греческая церковь добилась автономии и с 381 года стала самостоятельной ветвью христианства – Константинопольской православной церковью.
Именно православие стало связующим элементом между многочисленными этническими группами Византии и приобрело значение некой «национальной» , объединяющей идеи всего государства.
Византийские армяне
Наряду с греческим населением большую роль в Византийском государстве сыграла армянская народность. Уже со времен правления Константина I, который перенес столицу империи из Рима в город Византий, армяне стали ближе подбираться к государственным структурам и власти империи.
Через некоторое время в Византии существовало две влиятельных партии, которые решали важнейшие политические и экономические вопросы государства – греческая и армянская.
А во времена правления императора Юстиниана I армяне окончательно встали у руля Византии.
С тех пор важнейшие посты государства занимали представители этой национальности.
Первым исторически важным персонажем среди них считается полководец Нарсес, который провел победоносную войну Византии с готами. Всего за время существования империи около 80 полководцев были армянами по происхождению.
В 610 году армяне устанавливают прямой контроль над управлением государством – именно тогда на престол взошел первый армянский император Ираклий, который установил целую династическую преемственность византийских армян: на протяжении последующих шестисот лет на престоле сменилось более 50 императоров, принадлежащих к армянской «партии».
По мнению многих историков, армянские корни прослеживаются и в роду династии Палеолог, одна из представительниц которых – Софья Палеолог – стала женой Ивана III Васильевича, великого князя Московской Руси.
Византия: история империи
ВИЗАНТИЯ, Византийская империя, Восточная Римская империя, самоназвание — Ромейская империя, государство в Восточном Средиземноморье в 4—15 вв. Столица — Константинополь.
Центральные области страны располагались в Малой Азии и в восточной части Греции. В разное время Византия контролировала обширные территории в Сирии, Палестине, Армении, Месопотамии, Египте, Киренаике, Италии, Испании, Причерноморье и на Балканах.
Этнический состав населения империи определялся протяжённостью её границ и в первые века существования был разнообразным: греки, римляне, евреи, сирийцы, народы Закавказья и Малой Азии, германцы древние, славяне и тюрки.
Государственными языками были латынь (до 629) и греческий язык. Официальная религия с сер. 4 в. — христианство (после схизмы 1054 г. — православие).
В административном плане Византия делилась на диоцезы и провинции. В кон. 6 в. на захваченных землях Италии и Северной Африки образованы экзархаты, главы которых наделялись и гражданской, и военной властью.
В 7 в. император Ираклий реформировал армию, упразднил старые территориальные единицы и создал новые военно-административные округа (фемы), руководимые стратигами. В 14 в. фемная система сменилась удельной.
Высшая власть находилась в руках императора (василевса), при нём действовал совещательный орган — сенат. Функции непосредственного управления выполнял бюрократический аппарат министерств. Укреплению властных институтов и регламентации социально-экономических отношений способствовала законодательная деятельность Юстиниана I и представителей Исаврийской и Македонской династий.
Общество состояло из сословий: нобилитет, духовенство, горожане, крестьяне.
Число рабов и колонов (в 4—6 вв. основная масса производителей) постепенно снижалось. К 9 в. в деревне доминировала свободная община.
Постепенно общинные земли захватывала знать, а обедневшее крестьянство переходило в категорию феодально зависимых париков.
9—11 вв. В 8—9 вв. политика императоров — сторонников иконоборчества — по ограничению церковного землевладения и распределение конфискованных у павликиан угодий упрочили положение крупных собственников из среды провинциальной аристократии и дали толчок формированию земельной знати, противостоявшей столичному чиновничеству и торгово-ростовщической верхушке.
С 10 в. этот слой пополнялся за счёт состоятельных крестьян-стратиотов.
В кон. 11 — нач. 13 в. провинциальная знать в лице правителей из династий Комнинов, Ангелов, Палеологов и др. заняла лидирующие позиции в жизни страны.Традиционно сильное централизаторское начало (мероприятия представителей Македонской династии и др.) не позволило развиться феодальной иерархии европейского типа.
Политическая борьба и противостояние отдельных социальных групп сочетались с конфликтами на религиозной почве: еретические движения, монофизитский элемент в восстании «Ника», антииконоборческая направленность восстания Фомы Славянина, участие исихастов в гражданской войне в Византии 14 в.
Наиболее экономически развитыми районами были Малая Азия, Фракия, Египет (до 7 в.).
С кон. 4 в. наблюдалось ускоренное развитие торговли (в т. ч. международной) и ремесла и связанный с этим рост городов. Эволюция сельского хозяйства в сторону увеличения частного, монастырского и муниципального землевладения привела на рубеже 7—8 вв. к аграризации большей части населённых пунктов.
К кон. 9 в. относится 2-я волна урбанизации, затронувшая гл. обр. Средиземноморское побережье. Большие города (Константинополь, Александрия, Фессалоники, Антиохия, Эфес и др.), ряд монастырей (Афон, Мистра и др.) стали важными культурными и духовными центрами.
В 12 в. наметились первые признаки упадка. Выданные Комнинами купцам Венецианской республики и Генуэзской республики привилегии негативно сказались на состоянии внутреннего рынка. В период латинского владычества и ранних Палеологов произошла переориентация городского хозяйства с производства и экспорта высокохудожественных предметов светского и церковного обихода на посредническую торговлю сельской продукцией.
Внешнеполитический курс василевсов определялся оборонной необходимостью и экспансионистскими устремлениями.
Пик завоеваний пришёлся на 6 в., когда при Юстиниане I византийские войска заняли земли королевств остготов в Италии, вандалов в Северной Африке и везеготов в Испании.
В 1040-х гг. покорена Армения.
Во 2-й пол. 4 — 6 в. на Балканы и в Грецию проникли племена готов и славян. В 6—10 вв. ближневосточные и африканские области подверглись нашествию персов (до 7 в.) и арабов и отпали от метрополии.
Со стороны Чёрного моря в 9—10 вв. империю атаковали славяно-варяжские дружины. После поражений в битвах с турками-сельджуками при Манцикерте (1071) и Мириокефалоне (1176) Византия потеряла большую часть владений в Анатолии. В 11 в. итальянские провинции заняли норманны.
В 1204 г. под ударами западноевропейских рыцарей страна распалась на ряд самостоятельных образований: Никейскую империю, Трапезундскую империю, Эпирский деспотат и др. В Латинской империи с центром в Константинополе правили крестоносцы, некоторые балканские области перешли к Болгарии и Сербии.
В 1261 г. целостность государства была восстановлена.
В 13 в. усилилось давление турок-османов с востока. Несмотря на временные военные успехи в 14 в., Византия была покорена ими и с 1453 г. перестала существовать. Её последние осколки (Морея и Трапезунд) уничтожены в нач. 1460-х гг.
Кто такие были византийцы?
Если не считать очевидного ответа: обитатели Восточной Римской или Византийской империи, так просто их не определишь.
Почти до IX века Византийская империя не являлась каким-то единым государством, четко отделенным от Рима, и жители ее не были единой этнической группой, подобно кельтам. Никогда не составляли они и тесное культурное сообщество, как скифы. Влияние их культуры и искусства было ограничено в пространстве и времени, как это произошло, например, с этрусками.
Так что названный термин означает скорее некую фазу цивилизации, некий образ жизни, родившийся и исходивший из единого центра, Константинополя. Этот город доминировал в широкой культурной сфере на протяжении почти одиннадцати столетий, с 330-го по 1453 год. Одно время, в V и VI веках, почти все великие города христианского мира – Александрия,
Антиохия и Иерусалим, Эфес, Фессалоника и Афины, Равенна, Милан и даже Рим – похвалялись искусством, культурой по сути своей византийскими. Однако с развитием ислама и утратой контроля над западом Средиземноморья влияние Византийской империи, пожалуй, даже усилившись, распространялось лишь на Малую Азию, Балканы, Грецию и Южную Италию.
В конце концов, после XII века византийские императоры часто были лишь марионетками в руках турок, хотя византийская культура продолжала процветать, а православие достигло единства и целенаправленной силы.
Нет нужды объяснять, что население Византии в дни ее наивысшей славы представляло собой смешение рас и народов. На ранней стадии создания империи император и его ближайшее окружение были римлянами и говорили на латинском языке, хотя в их жилах текла кровь всех покоренных римлянами народов, населявших Галлию, Испанию, Сирию или Северную Африку.
Однако с переносом столицы в Константинополь более важную роль стали играть греки. К концу VI века латынь полностью уступила место греческому, ставшему универсальным языком на всем имперском пространстве, и люди греческой внешности и культуры заняли важнейшие государственные посты в столице империи и на ее окраинах.
Позднее были основаны новые династии людьми, происходившими из Македонии и Пелопоннеса, Малой Азии и даже Армении, а высшие государственные чиновники набирались со всех концов империи. А иногда это были просто иностранцы.
Тем не менее, откуда бы они ни явились и каково бы ни было их расовое происхождение, все они, богатые и бедные, считались византийцами.
Так, сегодняшние граждане США образуют единое культурное сообщество, несмотря на огромное разнообразие рас, слившихся в население Северной Америки.
Хотя центром Византийского мира был Константинополь, жизнь других больших и малых городов Восточной Римской империи также шла на византийский манер.
И соответственно, армия была византийской практически до самого конца, когда включенным в нее наемникам, англосаксам и скандинавам, позволялось иметь свои независимые отряды, сохранявшие национальные особенности.
Нечто похожее наблюдается в более поздней истории: так, в настоящее время Ватикан охраняется швейцарской гвардией, независимой и неитальянской.
Хотя, таким образом, термин «византийский» относится скорее к образу жизни, чем к расовой принадлежности, важно рассмотреть, что представляло собой с этой точки зрения население основной части империи, то есть Константинополя и прилегающих земель, Греции, Малой Азии, а также Восточных Балкан.
Другие территории, такие, как Италия, Сирия, Палестина, Армения и Болгария, находившиеся в границах империи, в данном случае не должны интересовать нас сами по себе.
Ведь они, вполне очевидно, являются этнически независимыми сообществами, несмотря на впитанные ими византийские образ жизни и мышление. Однако нам следует с ними познакомиться, поскольку они на некоторое время становились гражданами Византии и селились в пределах Византийского государства, в более узком значении этого термина.
Особенно это касается армян, давших Византии несколько императоров, а в X веке и многих чиновников, и, кроме того, составивших большую часть войска.
Можно сказать, что тогда какое-то время армяне управляли государственной машиной империи. Рансимен уподобляет их роль той, что играют сегодня в Великобритании шотландцы.
Город Бизант (Византий) всегда был греческим городом. Его основал Бизас из Мегары в 657 году до Рождества Христова, но, как ни странно, несмотря на свое великолепное географическое положение, он оставался незначительным поселением, пока Константин не избрал его в 324 году после Рождества Христова своей новой столицей.
Годом второго основания Константинополя считается 330 год после Рождества Христова. Жителями его, как и других подобных ему эллинских прибрежных городов, Милета, Пергама и так далее, были греки. Они говорили на греческом языке и относились этнически к так называемой средиземноморской группе, к которой принадлежала большая часть обитателей Эгейского региона.
Приток римлян, прибывших вместе с Константином и его приверженцами, был не слишком велик в численном отношении, и вскоре они все полностью ассимилировали.
То же самое произошло с другими приморскими городами, игравшими важную роль в греческой истории с самых древних времен. Ситуация изменилась только после освоения римлянами Анатолийской возвышенности, потому что греки ее так и не колонизировали, и римляне могли господствовать там, никак с ними не сливаясь.
Имеющиеся свидетельства позволяют утверждать, что численность и состав населения мало изменились с тех времен, когда боролись за власть хетты и различные объединенные правители других государств. Найденные при раскопках черепа доказывают, что народности нагорий принадлежали большей частью к арменоидному типу: ширококостные, с плоскими затылками. Разумеется, смешение рас в результате миграции и завоеваний началось задолго до христианской эры, особенно в легко доступных районах. По данным раскопок, мы знаем, что большинство древних городов не раз подвергались разрушению и воздвигались вновь.
Во многих случаях новые их обитатели привносили с собой новую культуру. Разумно также предположить, что часто они представляли собой иную, вполне определенную этническую группу.
И все же древние арменоиды выжили, потому что их расовый тип все время оказывался доминирующим.
Процесс смешения рас продолжался на протяжении всей истории Византии. Наградой за военную службу были земельные наделы, так что люди постоянно передвигались с места на место и заселяли достаточно большие территории. Так, в правление Фоки (602–610) в Малой Азии насчитывалось примерно 60 тысяч таких военных поселенцев, и нет сомнений, что они с течением времени смешались с местными жителями.
В 658 году Констанций II организовал массовое переселение славян в Малую Азию, и это же повторилось в 689 году. В 747 году пленных из Сирии и Армении переселили во Фракию.
В XII веке Иоанн и Мануил Комнены способствовали укоренению в Малой Азии сербов, печенегов и венгров. На протяжении всего средневекового периода подобные перемены местожительства происходили по религиозным мотивам: членов еретических общин переселяли в другие регионы, дабы их разлучить, разорвать их единство.
Однако присутствие в современной Анатолии того же арменоидного типа – по некоторым данным, их численность доходит до 75 процентов населения страны – показывает, что расовое смешение было не столь уж всеохватным.
Можно с достаточной уверенностью полагать, что население нагорий Малой Азии во времена Византии почти не отличалось от нынешнего.
Именно отсюда набирали византийцы лучшие свои войска. Замечательные воинские качества современных турецких солдат проистекают из тех же расовых особенностей, которые прославили армию Византии. Стоит также заметить, что именно в этих краях были наиболее сильны различные христианские ереси, что подтверждается упорством, упрямством и консерватизмом исконных обитателей этих земель.
Они представляют собой становой хребет государства, великолепно уравновешивая порывистость греков побережья.
В прибрежных районах население было смешанным.
Согласно некоторым источникам, фригийцы, населявшие Анатолийское плоскогорье к востоку от Мраморного моря, пришли с запада и, судя по всему, были вытеснены оттуда выходцами из Фракии.
Несомненно, в эллинскую эру из Македонии в западную часть Малой Азии произошел значительный приток людей. Они стремились держаться отдельно от местных жителей, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои образ жизни, религию и обычаи. Позднее, в VIII веке после Рождества Христова, там, особенно в Вифинии, было насильственно поселено небольшое количество славян, которые, однако, постепенно растворились в коренном населении и существенной роли никогда не играли.
В 802 году Никифор Фока стал жаловать землей за усердную службу не только солдат, но и моряков. Естественно, эти наделы располагались в основном вдоль побережья.
Это не могло повлиять на состав населения в целом: если обитатели нагорий были большей частью анатолийцами и арменоидами, то прибрежные окраины империи оставались греческими, то есть их занимали люди, принадлежавшие к средиземноморскому расовому типу.
Территория Балкан представляет собой проблему более сложную, так как миграционные процессы, происходившие в этих краях в византийскую эпоху, оказывали там воздействие более глубокое и долговременное, чем в Малой Азии или на побережье.
Действительно, с точки зрения расовой принадлежности, население этого региона оставалось нестабильным на протяжении всего рассматриваемого нами периода византийской истории. Во времена расцвета Рима большое влияние на этот край оказала привычка римлян переселять в малолюдные области жителей из дальних мест. Так, после того как Траян завоевал Дакию в 107 году после Рождества Христова, туда свозили колонистов со всех концов Римской империи.
Какое-то количество их было доставлено из Пальмиры, а во времена Феодосия I большое число вестготов обосновалось южнее Дуная.
Впрочем, более сильным было воздействие постоянных набегов на эти территории диких и полудиких племен. Они начались еще в дохристианскую эпоху и продолжались вплоть до IX или X столетия. Большинство пришельцев, теснимых кочевниками, которые продвигались на запад и юг, являлись с севера или с востока. За гуннами следовали вандалы, за вандалами готы и остготы, за остготами славяне, за славянами печенеги, и, хотя главный удар этих набегов приходился на Италию и Галлию, потоки их постоянно пересекали Северные Балканы.
Так продолжалось до прибытия булгар в 680 году. Они внесли стабильность и организацию в регион, который мы теперь называем Болгарией. Булгары, культура которых была изначально связана с Персией, на ранней стадии многое почерпнули у византийцев в сфере религии, искусства и философии, став, однако, впоследствии одними из самых мощных соперников Византии.
Славяне продвигались главным образом на юг к Фессалонике (через нынешнюю Югославию к нынешним Салоникам).
Их продвижение было, пожалуй, сильнее всего в VI веке, когда Тиберий II был вынужден оставить эту границу открытой из-за большей угрозы с востока. Славяне не оказали серьезного влияния на население Фракии, сохранившее свои основные характеристики, несмотря на усилия Льва III, который переселил сюда в первой половине VIII столетия жителей с восточных границ, чтобы создать надежный заслон от набегов кочевников.
Вопреки распространенному мнению, влияние славян на население Греции также было не слишком существенным. Сельское население было оттеснено на юг и даже за море, что привело в то время к увеличению числа греков на Сицилии. Славяне проникли тогда на Пелопоннес. Однако города остались практически нетронутыми, а случайно появлявшиеся там чужаки быстро ассимилировали.
Результатом подобных набегов и вторжений было нарушение устоявшегося привычного уклада жизни, то есть воздействие было довольно поверхностным, в отличие от так называемого глубинного влияния, которое отражается на характере и природе обитателей этих краев.
Некую независимую группу, на которую следует, тем не менее, обратить внимание, хотя она не была частью византийского мира в строгом смысле, представляли собой албанцы, широколобый народ, являющийся, скорее всего, уцелевшими остатками исконной расы.
Правящие и культурные слои византийского общества, жители Константинополя и его окрестностей и крупных городов, принадлежали главным образом к средиземноморскому типу и были греками по образу мысли и языку.
Внешностью и манерой держаться они резко отличались от беднейшего класса, обитателей нагорий Малой Азии.