Что такой человеческая речь?
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет.
Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию → н/ учитывать их условность.
- ЯЗЫК – это система знаков, сигналов, служащая для передачи инфо и общения. Язык м/б первичным (вся двигательная активность: позы, мимика, жесты + работа голосового аппарата; представлен и у животных и у ч-ка в виде невербального языка; на нем основано изобразительное иск-во; наскальные рисунки реалистичны) и вторичным (состоит из абстракций различной степени сложности; эпоха мезолита: контуры лишь изображены; появ-ся многофигурный сюжет – связь объектов м/у собой,
- РЕЧЬ – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык – это орудие, средство общения.; речь – это язык индивида.
Происхождение человеческая речи
Происхождение языка и речи связано с происхождением человека, становлением общества и с понятием «мышление».
Существует множество гипотез происхождения речи.
- 1) Самая ранняя – Божественная гипотеза происхождения языка. Бог как творец всего создал и язык, бог – установитель имён. После создания ч-ка это право установления имён б/передано Адаму.
- 2) Гипотеза людей — изобретателей языка. Сторонником установления имен был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель.
- 3)Ж.Ж. Руссо – гипотеза общ-го договора, язык возник как результат соглашения, договора, т.е. люди собрались и договорились о значении слов.
- 4) Гипотеза случайного изобретения языка. Связь отд-х звуков со смысловым содержанием слов м/б первоначально случайной и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.
- 5) Гипотеза жизненных шумов – Бунак – речь возникла не на базе звуков, а на базе жизненных шумов (плеск, свист, чириканье, гром, треск, звуки, издаваемые животными), сопровождающих обыденное поведение. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
- 6) Гипотеза звукоподражания (тесно связана с гипотезой жизненных шумов). Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные. + Дарвин указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов.
- 7) Гипотеза аффекта – речь возникла из бессознательных выкриков, кот-ые сопровождают разные эмоц-ные состояния.
- 8) Гипотеза ручных жестов – Вундт – дв→ние голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимы, кот-ая сопровождалась нечленораздельными звуками. Но пантомима слишком громоздка в повседневном общении, она занимает руки, затратна, н/ отложить все дела, чтобы передать инфо => дв→ние убрали, оставив только то, что раньше сопровождало эту пантомиму, т.е. звуки.
Неандерталец – только ещё начинал формировать свою членораздельную речь. Ф. Либерман и Э. Крелин проводили «опыты по физиологии речи» — сравнивали черепа, нижние челюсти европ-го ч-ка: ребёнка, взрослого, неандертальца и человекообразн. обезьяны. По ряду признаков младенец ближе к неандертальцу, чем взрослому современному европейцу.
Классические неанд-цы говорили намного хуже, чем соврем. ч-к (из гласных отчётливо они произносили только «э», в зачаточном состоянии «и», «у»; из согл. У них получались только губные и зубные). Немного более разнообразной б/ речь палестинских неандертальцев (почти все согласные, но проблема с гласными). → Скорее всего мозг уже был готов к абстракции, но морфология не позволяла это выговаривать.
75–50 тыс. лет назад — «внезапный» взрыв креативных способностей древних людей. Это ассоц-ется с ростом интеллекта и созн-я; формируются высшие психические функции, необходимые для языка и синтаксиса,
Этот «внезапный» взрыв всё равно б/ подготовлен→ развивались разные виды памяти: мимезис — способность копирования, подражания. Мозг р→ся: сначала формировались примитивные концепты→ более сложные конструкты → гипотезы → дифференциация и номинация даже самых первичных концептов требует языка.
Как и когда возник язык — вопрос открытый, но логика развития понятна.
Язык возник по одному из двух возможных сценариев:
- 1) «грамматический взрыв» как результат макромутации,
- 2) как результат отбора мелких мутаций, т. е. более постепенного процесса.
Членораздельная речь
Эффективность наушников на основной частоте 4000 Гц составляет 45 дБ, что соответствует снижению громкости под наушниками в 23 раза.
В низкочастотной части заглушающая способность невелика, что позволяет по слуху контролировать работу механизмов и слышать членораздельную речь. Противошумы этой модели состоят из двух наушников и пружинящего оголовья. Наушники имеют пластмассовые корпуса, звукопоглотители из ультратонкого стекловолокна с покрытием из поролона и протекторы из поли-винилхлоридной пленки.
Нижние слои звукопоглотителей смещены в переднюю часть корпусов, образуя пазухи для ушных раковин.
И человек возникает путем дифференциации, и не только индивидуально, — развиваясь из одной-единственной яйцевой клетки до сложнейшего организма, какой только производит природа, — но и в историческом смысле.
Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодгфя чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой.
Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу — производство. И животные в более узком смысле слова имеют орудия, но лишь в виде членов своего тела: муравей, пчела, бобр; и животные производят, но их производственное воздействие на окружающую природу является по отношению к этой последней равным нулю.
Лишь человеку удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внешний вид ц климат своего местожительства, изменил даже самые растения и животных до такой степени, что результаты его деятельности могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара.
И человек возникает путем дифференциации, и не только индивидуально, — развиваясь из одной-единственной яйцевой клетки до сложнейшего организма, какой только производит природа, — но и в историческом смысле. Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой.
Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу — производство. И животные в более узком смысле слова имеют орудия, но лишь в виде членов своего тела: муравей, пчела, бобр; и животные производят, но их производственное воздействие на окружающую природу является по отношению к этой последней равным нулю.
Лишь человеку удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внешний вид и климат своего местожительства, изменил даже самые растения и животных до такой степени, что результаты его деятельности могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара.
И человек возникает путем дифференциации, и не только индивидуально — развиваясь из одной-единственной яйцевой клетки до сложнейшего организма, какой только производит природа, — но и в историческом смысле. Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой.
Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу — производство. И животные в более узком смысле слова имеют орудия, но лишь в виде членов своего тела: муравей, пчела, бобр; и животные производят, но их производственное воздействие на окружающую природу является но отношению к этой последней равным нулю.
Лишь человеку удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внешний вид и климат своего — местожительства, изменил даже самые растения и животных до такой етеяени, что результаты его деятельности могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара.
Тонкость внешних чувств, требуемая всяким искусством, имеет не менее, если не более значения. Если надо достигнуть тонких осязательных эффектов, — например, при полировке той или другой поверхности или при работе над нужными материалами, — необходима тонкая осязательная чувствительность; при работе с красками нужна также развитая чувствительность к цветам; в музыке или членораздельной речи требуется чуткое ухо.
Естественный язык человека тесно связан с мышлением человека.
Он служит для выражения и передачи мыслей. Возникновение членораздельной речи относится ко времени возникновения человеческого общества, к началу трудовой деятельности людей.
В умственном отношении двигательные ощущения различных мускулов имеют, вероятно, неодинаковое значение, и потому отдельные группы их надо изучать независимо одна от другой. Мускулы глаз, как известно, по тонкости различения и запоминания выше всех остальных, что соответствует, конечно, и общей тонкости зрительной чувствительности.
Мускулы голоса и членораздельной речи занимают, вероятно, второе место, мускулы руки — третье. Различие это обусловливается, без сомнения, сравнительным обилием нервов в этих органах и развитием соответствующих центров.
Хорошее восприятие членораздельной речи зависит до некоторой степени от музыкального слуха, поскольку звуки речи являются комбинациями музыкальных тонов.
Это приложимо, впрочем, только к гласным звукам; согласные различаются иначе. Поэтому нельзя сказать, что хороший музыкальный слух обусловливает всегда и хороший слух к членораздельной речи.
Но когда мозг достаточно усложнился, первобытный предок человека смог от обмена сигналами, доступного и высшим животным, перейти к формированию членораздельной речи.
У людей, находившихся еще на стадии выделения из животного царства, появилась потребность что-то сказать друг другу.
Эта потребность, указывает Энгельс, создала себе свой орган: неразвитая гортань и органы рта обезьяны постепенно преобразовались в голосовой аппарат человека, приспособленный для членораздельной речи.
Возникновение языка и его развитие было теснейшим образом связано с возникновением и развитием человеческого мышления.
Подобные трактовки интеллекта носят весьма спорный, ограничительный и статичный характер, поскольку в них игнорируются реалии возникновения и развития интеллекта человека, связанные с коммуникативными и регулятивными процессами. Хорошо известно: что естественный интеллект не может появиться вне общества, и что человек не может интеллектуально развиваться без выполнения определенной деятельности в обществе себе подобных.
Без адекватной внешней среды его когнитивное развитие оказывается сильно заторможенным, и если субъект не имел с раннего детства надлежащего социо-культурного окружения, даже простое обучение членораздельной речи становится практически невозможным.
Такие его составляющие, например, душевность и равнодушие, великодушие и бездушность, интеллектуальность и виртуальность, имеют глубокие истоки в биологической эволюции.
Энгельса, который за много десятилетий до начала экспериментов с человекообразными обезьянами объяснил, почему прирученные животные свою неспособность говорить ощущают как недостаток, хотя в естественном состоянии они не испытывают неудобств от отсутствия членораздельной речи, поскольку все необходимое сообщают друг другу без нее.
Мы можем повторить последовательно в уме все части какого-нибудь сложного движения ( например, танца) и этим повторением укрепить связь членов данного ряда движений. Дети часто учат уроки шепотом, а шепот стоит близко к чистым идеям голосовых движений. Точно так же сочетание в голове целых речей и запоминание их без помощи письма, как это делал, например, Роберт Холль, основано на соединении друг с другом ( в идеях) движений членораздельной речи.
Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества.
Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.
Прибавилось бы вздора и причин Для ревности и поводов для гнева. Не развести бы ржанья и напева С членораздельной речью — врозь.
Возникновение человеческой речи
Речь и язык впервые возникают только у людей, только в человеческом обществе. Хотя у животных и существует общение посредством голосовых сигналов, но у них нет настоящей речи, нет языка.
Голосовые реакции животных представляют собой врожденные, безусловные рефлексы на внешние или внутренние раздражители. Они имеют приспособительное значение, так как, воздействуя на других животных, вызывают у них поведение, необходимое для поддержания жизни вида.
Например, животное на сигнал опасности отвечает голосовой реакцией, которая вызывает у его детенышей инстинктивное оборонительное поведение (затаивание или подбегание к матери и т. п.), благодаря чему они избегают гибели.
Голосовая реакция животного, являясь ответом на то или другое воздействующее явление (например, на звуки шагов приближающегося хищника), выполняет сигнальную функцию.
Она, однако, не обозначает самого явления — не передает, какое именно явление ее вызвало. Соответственно и поведение другого животного в ответ на голосовую реакцию представляет собой ответ непосредственно на данную реакцию, как на определенный звуковой раздражитель, а вовсе не на то явление, которое ее вызвало. Иначе говоря, сама голосовая реакция животного и ответное поведение на нее других животных представляют собой безусловные или условные рефлексы на раздражители первой сигнальной системы.
Совсем другое дело человеческая речь.
Видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое явление (точнее, ту обобщенную группу явлений, к которой принадлежит данное явление). В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.
Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.
Естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения. Об этом свидетельствует тот факт, что у современных обезьян ясно выделяются не менее девяти разнохарактерных звуков, достигаемых сочетанием таких, в частности, движений, как движения челюстей, губ, языка, которые создают возможность уже некоторой членораздельности голосовых реакций.
Таким образом, речь человека возникла уже на достаточно подготовленной в процессе биологической эволюции анатомической и физиологической основе.
Вместе с тем развитие членораздельной речи вело к дальнейшему постепенному совершенствованию речевых органов. Развитие произношения звуков речи было связано с изменением у человека формы нижней челюсти и степени ее подвижности, с увеличением полости рта, что обеспечивает большую свободу движений языка, с изменением некоторых мышц лицевого скелета, что обусловливает большую подвижность органов речи, и т. д.
Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха; под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.
Формирование многообразных, все более гибких и высоко-дифференцированных, тонко различающихся между собой рече-произносительных движений, а также точности слухового анализа звуков речи было тесно связано с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с усложнением всего ее строения, всей ее деятельности.
Специально же это привело к развитию тех областей коры, в которых прежде всего осуществляется анализ речевых сигналов: от движений органов речи (центр Брока) и слуховых речевых сигналов (центр Вёрнике). Возникновение членораздельной речи явилось, таким образом, наряду с трудом вторым главнейшим фактором, под влиянием которого кора приобрела специфически человеческие особенности как анатомического строения, так и своих функций.