- Архитектура Киевской Руси (IX—XII вв.)
- Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
- Первый известный каменный храм Древней Руси
- Архитектура Древней Руси
- Устройство древнерусского храма
- Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
- Новгородскопсковская архитектура
- Архитектура московского княжества XIV–XVI веков
Архитектура Киевской Руси (IX—XII вв.)
Этапы Развития Киевской Руси.
1 этап (конец Х века)
На первом этапе развития архитектуры средневековой Руси и в типологических и в художественных обнаруживается несомненная близость с принципами средневизантийской архитектуры.
2 этап (1 половина ХI века)
Второй стилевой этап наступил на Руси в 30-50 годы 11 века когда окончательно сформировались черты монументального стиля древнерусской архитектуры.
Центральным памятником являлся Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1044 гг Ярославом Мудрым. Он является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода.
3 этап (вторая половина XI века — начало XII века)
Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви,в частности монастырей.
Это нашло свое отражение и в архитектуре. В ней еще живы черты стиля Владимира и Ярослава (те же приемы строительной техники, тот же характер форм и декора), но образ здания становится иным.
1 ЭТАП.
В 989 г. Великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный Храм успения богородицы (Десятинная церковь) в 996года.
В 1240 храм был полностью разрушен так как служил последним оплотом защитников Киева от войск хана Батыя.
Из останков ясно что церковь была трехнефная , шестистолпная , крестово-купольная постройка, с галереями и сильно развитой западной частью.
Стены церкви возведены из камня и кирпича(плинфы) по системе смешанной кладки.
Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под «квадровую» кладку. Глав было около 7 точно не известно.
Многоглавие как и пирамидальная композиция верхов не были типичными для Византии и станут важной особенностью следующего периода древнерусского зодчества- времени Ярослава Мудрого.
Интерьер богато украшен мраморными и шиферными резными деталями фресковой росписью и мозаикой.
2 ЭТАП.
Следующий этап в развитии каменного зодчества приходит на время правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Это период наивысшего рассвета и политического могущества Древнерусского государства. Культурные и торговые связи распространились не только на Европу но и на малую и среднюю Азию.
Так как византийская церковь пытается установить свое главенство на русских землях между константинополем и Киевом идет упорная борьба.
В этих условиях решение о расширении и укреплении Киева принимает особое значение.
Город охватил территорию около 80 га. Мощные валы с бревенчатыми стенами достигали 16 метров.
В город вело трое ворот выходившие на основные дороги.
Белгород, Васильков , Печорский монастырь. Главная улица Киева замыкалась Золотыми Воротами. Золотые ворота представляли собой крепостную башню с широким проездом(7,5 м).
В центре города в 1037 начинают возводить Софийский собор.
Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами окруженный сзапада юга и севера двумя обходами-галереями.
Плановая система и характер строительной техники близки по приемам константинопольской архитектурной школы.
Внешний облик храма. Храм представлял собой уступчивую композицию, возрастающую к главному куполу. Над храмом поднималось 13 глав. Многоглавая композиция Киевской Софии воплотившая в себе «славянскую композиционную идею» , сыграла большую роль в формировании национальных черт русской архитектуры.
Внутренний вид. Огромное пространство с мозаиками, золотом и фресками, глубокие тона красного шиферного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которуюю позднее сменил иконостас.
Собор строили мастера византийской школы.
Собор неповторимостью своего облика оказал огромное влияние на дальнейшее развитие древнерусской архитектуры.
Для архитектуры периода расцвета древнерусского государства характерно творческое переосмысление средне-византийской архитектуры пятинефные или трехнефные с галереями типы крестово-купольных зданий, динамичность многоверхих композиций и их живописный характер.
К этому периоду относится строительство Софии в Новгороде 1045г., так же спасско преображенский собор в чернигове 1036 г.
3 ЭТАП.
Во второй половине 11 века на смену княжеского строительства храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви. А ведущим типом становится трехнефный шестистолптый монастырский собор более скромный по размерам чем городские.
Наиболее четко особенности нового этапа были видны в сооружении успенском соборе печерского монастыря в киеве (1073- 1078). Новгородские храмы начала 12 века увенчаны тремя куполами, один из которых над лестничной башней соборы Антониева монастыря 1117, юрьева монастыря 1119 или пятью куполами Николодворищенский собор.
1113 года. Новое стилевое направление возникает на руси во 2 четверти 12 века. В это время зодчие повсеместно переходят на местные строительные материалы и разрабатывают новые строительные приемы. В отдельных областях руси формируются местные архитектурные школы с ярко выраженными конструктивными и художественными особенностями, но с общими типологическими и композиционными чертами.
На Руси незыблемым остается церковного здания, продиктованный восточно-христианской церковью в основе которой византийская крестово-купольная система.
Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в., времени формирования и расцвета древнерусского государства.
Особенно активно каменное строительство распространяется с XI века, после крещения Руси. Первые каменно-кирпичные здания на Руси были возведены в Киеве в 90-х годах X в.
Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов.
Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы.
В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные решения.
Сложные сооружения, такие, как дворцы — Большой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов — палат, соединяемых переходами и галереями, в чем просматривается наследие деревянных построек.
Для новых типов зданий — монументальных княжеских дворцов, грандиозных городских соборов — привычная русская деревянная техника строительства была неприменима. К тому же и выработанные в Византии приемы церковного зодчества требовали иной строительной техники.
Освоение Русью приемов византийской строительной техники, имевшей полутысячелетний опыт и традиции, основывавшиеся на великом античном наследии, было явлением вполне закономерным. Большую роль в освоении византийского строительного опыта сыграла церковь с ее канонизированной в то время крестовокупольной системой постройки христианских храмов.
В XI в. строительное дело оформилось на Руси в отдельный вид ремесла. Возникла артельная форма труда строителей-ремесленников. Появились различные профессии ремесленников, работавших для нужд строительства: «кузнецы железа», «гвоздочники», «льятели» (олова, свинца для крыш), плотники, «древоделы», «городники» (строители городских стен), мостники, «тесляры» (столяры), каменщики, «каменосечцы», кирпичники («плинфоделатели»), плиточники (делавшие поливные плитки).
Основными строительными материалами при возведении монументальных сооружений (дворцов, церквей, ворот и пр.) были камень и кирпич. Для Киева и многих других городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Его привозили по воде иногда за сотни километров — с Припяти, Поросья и др. В древнерусском строительстве X—XI вв. обычно применялся не тесаный, а колотый камень, который добывали в каменоломнях при помощи клиньев. Употреблялись главным образом мягкие породы камня — песчаник и известняк, но зачастую кладку фундаментов и стен вели из кварцита разных пород.
В кладке (особенно со второй половины XI в.) использовался и булыжник. Из камня обычно возводили фундаменты.
Кирпич — плинфа был основным материалом, применявшимся для возведения конструкций зданий, особенно тех, в которых действовали изгибающие усилия (столбы, арки, своды, купола, аркбутаны, простенки). Плоский прямоугольной формы кирпич (средние размеры 22x30x3 см) изготовлялся из огнеупорных и каолиновых глин, иногда местных, а иногда привозных.
Основными конструкциями древнерусского зодчества X—XI вв. были полуциркульные арки, коробовые и купольные своды, которыми перекрывались все помещения. Арки, своды и купола обычно делали в один кирпич. Толщина сводов составляла обычно около 40 см. Исключительный интерес представляют конструкции аркбутанов — разгрузочных полуарок, известных в Софийских соборах Киева и Новгорода и, возможно, бывших в ряде других зданий того времени.
Из камня и кирпича на Руси строили главным образом храмы.
Каменные гражданские постройки были сравнительно редки. В основном это были монументальные княжеские дворцы, о которых мы можем судить только на основании их остатков, находимых при раскопках. Возможно, что эти остатки каменных зданий принадлежат лишь каменным частям дворцовых комплексов, в которых большинство построек были деревянными.
С середины XI в. начинается новый этап в истории древней Руси и ее архитектуры. Распадение единого государства на отдельные княжества-уделы приводит, с одной стороны, к уменьшению размеров храмов, а с другой, — к более широкому распространению каменного строительства.
Значительно возрастает роль церкви и монастырей в политической и экономической жизни страны. Князья все чаще обращаются за помощью к церкви, церковь все менее зависит от княжеской власти.
В архитектуре ведущим типом культового здания становится монастырский собор.
В городах строятся феодальные княжеские дворы-усадьбы, ведется большое строительство в крупных монастырях.
Существенных изменений в строительной технике в этот период не происходит, однако следует отметить постепенное уменьшение количества камня и увеличение количества кирпича в кладке. Добыча и перевозка камня в это время становится затруднительными при строительстве в городах, расположенных далеко от каменоломен. В кладку в большом количеством начинают употреблять булыжник, собранный на полях.
Намечается тенденция к переходу на местные строительные материалы, хотя смешанная кладка продолжает оставаться характерной для всего рассматриваемого этапа.
Первый известный каменный храм Древней Руси
Первый известный каменный храм Древней Руси — Десятинная церковь в Киеве (конец X в.)
Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева — Десятинную (989-996 гг.) — построили приехавшие из Византии «мастера от грек».
Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает «Повесть временных лет»: «В лето 6497 (989)… Володимер… помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…». Позднейшая летопись — Степенная книга — сообщает более детально «…приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели». После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней.
Ее первоначальное название — церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание.
В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.
Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром.
Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г.
Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.
По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями — «гульбищами» (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.
Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры.
Удалось установить систему кирпичной кладки здания — «со скрытыми рядами кирпичей». Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X—XI вв. — «плинфа» — имели небольшую толщину (2,5—4 см) и близкую к квадрату форму.
Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором.
А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.
Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.
Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.
Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.
Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным.
Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.
Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века — в Тмутаракани и Чернигове.
Архитектура Древней Руси
Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи.
Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.
Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.
Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.
Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе.
Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.
Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.
Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.
Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!
Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу».
«Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».
Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы.
Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.
В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома.
Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!
В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.
Устройство древнерусского храма
Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом.
Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!
С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве.
Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород
Над церковным зданием сооружали главный купол.
Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.
Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога.
Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.
Как число, так и форма куполов имеют символическое значение.
Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы
Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.
Все это было заимствовано из византийской архитектуры.
Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Спасский собор Андроникова монастыря
Вход в церковь был в западной части храма.
Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.
Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники.
Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником
Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.
Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси.
Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.
В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль.
В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.
Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле.
От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.
Золотые Ворота.
XII в. Владимир
Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.
Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.
Церковь Покрова на Нерли. XII в.
Боголюбово
Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.
Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче
Новгородскопсковская архитектура
От софийского собора до поганкиных палат
Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).
Храмы Новгорода не поражают огромными размерами.
Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.
Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека.
На них можно полюбоваться и сейчас.
Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными.
Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.
Архитектура московского княжества XIV–XVI веков
Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде.
Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.
В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата.
Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.
Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.
Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного.
Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного).
XVI в. Москва
От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.