Борьба с космополитизмом: что это?
Борьба с космополитизмом — изоляционисткая, националистическая, антисемитская компания, проводимая в Советском Союзе его властями в конце 40- годов ХХ века.
Была призвана уничтожить надежды некоторой части интеллигенции на смягчение режима, возникшие после победы над фашизмом, восстановить целостность «железного занавеса» между страной и остальным миром, нарушенную войной, снова сплотить вокруг вождя и партии слегка расслабившееся победой население указанием ему нового врага взамен побеждённых прежних: кулаков, буржуев, дворян, врагов народа, вредителей
Годы компании по борьбе с космополитизмом 1947-1953.
Причины возникновения компании по борьбе с космополитизмом
События Великой Отечественной войны подсказали Сталину, гениальному политику и знатоку человеческих душ, что вера в светлое будущее, мировую революцию не являются для советского народа объединяющей идеей, без которой не может существовать ни одно государство или общество.
Заменить её Сталин решил «добрым старым» национализмом, лишь подретушировав его лозунги: давний «монархия. православие, народность» был заменен «партией, коммунизмом, великодержавием».
Национализм по-сталински, как и любой другой, держался на трех китах:
- мы самые лучшие и неповторимые; вокруг нас жестокие, коварные.
- могущественные враги;
- для победы над ними необходимы единство, бдительность, твердость.
Одна часть поставленной задачи обеспечивалась эксплуатацией таких людских пороков как зависть (к более зажиточному и успешному Западу) и антисемитизм, который неизменно присутствует в любом социуме.
Другая — развитым аппаратом репрессивным и идеологической обработки масс.
Третья — ретушью, трактовкой в определённом ключе, а надо — и фальсификацией истории.
В двух январских номерах газеты «Красный флот» за 1951 год появились статьи писателя-мариниста Константин Бадигин, посвященных истории российского мореплавания и российских географических открытий, в которых автор упоминул никому не известный древний документ, относящийся к первой половине XV в.
Этот манускрипт, ранее хранившийся в библиотеке Соловецкого монастыря, назывался «Си книгы уставець окиану-морю.
Борьба с космополитизмом в СССР
Хождение Иваново Олельковиця сына Ноугородца». В манускрипте приводились сенсационные сведения о русском северном мореходстве ХIII — XV веков, о регулярных морских походах русских мореходов на восток и вокруг Скандинавского полуострова, об их географических открытиях, приоритете русских над иноземными путешественниками в освоении Арктики — строили корабли, превышавшие размерами, технической оснащенностью, скоростными качествами западноевропейские суда.
Бадигин даже защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. Уже после смерти Сталина рукопись диссертации вместе с приложенными к ней фотографиями «копии с древнерусских рукописей и миниатюр», древней карты и фрагмента иконы были направлены директором Арктического научно-исследовательского института в Институт русской литературы на экспертизу.
Специалисты в области палеографии и древнерусского языка нашли, что «все эти материалы представляют собой грубую современную подделку. Почерк, якобы XVI века, содержит начертания букв, не существующих в реальных рукописях ни этого, ни более раннего, ни более позднего времени.
Миниатюра выполнена приемами современной живописи. Подделкой, неудачно использующей отдельные старинные мотивы, является карта и фрагмент иконы
Компания по борьбе с космополитизмом: кратко
- 1941 — выходит в свет книга литературоведа Исаака Нусинова (1889-1950) «Пушкин и мировая литература»
- 1942, 29 июля — для поднятие патриотического духа Красной армии введены ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова
- 1943, сентябрь — восстановление в СССР патриаршества
- 1945, январь — журнал «Новое время».Статья Отто Вилле Куусинена «О патриотизме»:
- 1945, 24 мая — на приёме в Кремле Сталин провозгласил тост за русский народ, назвав его «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза»
- 1946, 14 августа — постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в которых журналы обвинялись в публикации произведений, культивирующих несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада
- 1946, 26 августа — постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» подчёркивало, что в некоторых театрах стали часты постановки пьес буржуазных авторов, открыто проповедующих буржуазную идеологию и мораль
- 1947, 28 марта — Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах.Согласно ему в каждом ведомстве предполагалось создание особого органа — «суда чести», на который возлагалось «рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке»
- 1947, 13 мая — на встрече с писателями К. Симоновым, А. Фадеевым, Б. Горбатовым нСталин сказал:
- 1947, май — поэт Николай Тихонов выступил против книги Исаака Нусинова, обвинив автора в том, что Пушкин у него «выглядит всего лишь придатком западной литературы», в преклонении перед Западом, в забвении того, что только русская литература «имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали»
- 1947, 17 июня — закрытое письмо ЦК (17 июня), посвященное «делу КР» как проявлению «низкопоклонства и раболепия» интеллигенции перед «буржуазной культурой Запада»
Член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюева и профессор Г. И. Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от рака — «КР» (круцин).
Открытием (находившемся в состоянии разработки и ещё не проверенным должным образом) заинтересовались специалисты из США, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований.
Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 года командированный в США академик-секретарь АМН СССР В.
В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским учёным рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден на 25 лет за «измену Родине»
- 1947, 13 августа — статья первого заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дм. Шепилова “Советский патриотизм”: “теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны.За ними приоритет”
- 1948, январь — выступление на совещании деятелей советской музыки А. Жданова (1896-1948) — члена Политбюро ЦК ВКП(б): «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает (…) потерять свое лицо, стать безродным космополитом».Первое употребление термина «Безродный космополит»
- 1948, 10 февраля — Постановление политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“»:
- 1948, 6 марта — закрыт и расформирован «за буржуазность» Музей нового западного искусства
- 1949, 28 января — : статья в газете «Правда» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», которую отредактировал лично Сталин: Большинство названных в статье критиков имели еврейские фамилии
С этого момента компания по борьбе с космополитизмом приобрела открыто антисемитский характер.
В народе ходила шутка «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом»
- 1949, 8 февраля — году Сталин подписал постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о роспуске объединений еврейских советских писателей в Москве, Киеве и Минске
- 1949, 10 февраля — статья в «Правде» президента Академии художеств А.Герасимова «За советский патриотизм в искусстве»:
- 1949, 16 февраля — статья в «Правде» Н. Грибачёва «Против космополитизма и формализма в поэзии»
- 1949, 18 февраля — статья в «Вечерней Москве» «Безродные космополиты в ГИТИСе»
- 1949, 20 февраля — статья в газете «Культура и жизнь» Т.Хренникова ) «Буржуазные космополиты в музыкальной критике»
- 1949, 3 марта — статья в «Правде» И. Большакова «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве»
- 1949, май — В журнале «Огонёк» статья президента Академии художеств СССР А.Герасимова о том, что в произведениях ведущих художников Запада торжествуют «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом»
- 1949, 1 декабря — в Москве закрыт еврейский театр ГОСЕТ. До этого в течение 1949 года были ликвидированы еврейский музей в Вильнюсе, краеведческий музей в Биробиджане, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, прекращены передачи Московского радио на идиш, закрыто Московское государственное еврейское театральное училище имени Ш.Михоэлса, все существовавшие в СССР еврейские театры: в Минске, Черновцах, Биробиджане
Метастазы заговора космополитов стали обнаруживать на местах: в Харькове, Киеве, Минске, и не только в искусстве. но в истории, биологии, точных науках.
На собраниях и в отчётах акцентировалась идея о «диверсионных» методах «космополитов»: шантаже, угрозах, клевете, запугиваниях в адрес учёных-патриотов.
В большинстве случаев обвинение в космополитизме сопровождалось лишением работы и «судом чести», реже арестом. По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 года был арестован 431 еврей-представитель литературы и искусства: 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов (Википедия)
- 1949, 29 марта — на совещании редакторов центральных газет начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) М А.Суслов предложил «осмыслить» ситуацию и прекратить публиковать «крикливые» статьи. Начало сворачивания кампании по «борьбе с космополитизмом». Однако понятие «космополит» бытовало в советской печати вплоть до середины 1953 года и «плавно» переросло в «Дело врачей»
- 1951, 27 февраля — статья Михаила Бубеннова «Нужны ли сейчас литературные псевдонимы?» в газете «Комсомольская правда» от 1951, 6 марта — статья Михаила Шолохова «С опущенным забралом» в «Комсомольской правде»
- 1951, 23 октября — статья «Против рецидивов антипартийных взглядов в литературной критике» в газете «Правда»
Итоги компании по борьбе в с космополитами
-
- Компания по борьбе с космополитизмом мало сказалась на повседневности советских людей.
Хотя сотни или тысячи потеряли работу, здоровье, свободу, веру в человека, иногда — жизнь, по сравнению с количеством жертв террора 30-х годов — это мелочь.
Отставание в естественных, гуманитарных науках виделось единицам.
Нелюбовь к интеллигенции, евреям больше не стала, потому что больше было некуда. Но след в истории Компания оставила заметный.
Лозунги 40-х годов определили направление идеологической работы государства до его крушения в 1991-м:
- — советский народ более нравственно здоров, чист, непорочен, чем население загнивающего Запада;
- — строительство великой державы — Советского Союза сопровождается попытками окружающих многочисленных врагов его уничтожить.
- — единение, единомыслие — наш ответ на эти происки.
БОРЬБА С КОСМОПОЛИТИЗМОМ
А теперь рассмотрим аргументы еврейской стороны, обвиняющей Сталина в антисемитизме. Для доказательства антисемитизма Сталина обычно ссылаются на кампанию по борьбе с космополитизмом, дело ЕАК и дело врачей. Проверим, есть ли основания считать, что в этих делах Сталин каким-то образом дискриминировал евреев по отношению к другим нациям СССР.
Началось все с того, что из-за периферизма советской науки и в культуре в них процветало преклонение перед Западом.
Это было связано с тем, что после войны офицеры побывавшие в Германии и Австрии увидели, что там промышленность развита гораздо лучше, что не соответствовало марксистскому агитпропу. 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», в котором, в частности, подверглись критике А.
Ахматова и М. Зощенко (см.: Известия ЦК КПСС. 1989. ? 1). Особенно усилилась борьба с низкопоклонством после публикации на Западе в 1946 году книги о раке двух ленинградских ученых Н.Г.Клюевой и Г.И.Роскиным.
В СССР кампания борьбы с «антипатриотизмом» стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации».
В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм» .
Широкий размах кампания борьбы с влиянием Запада приобретает летом 1947 года после появления закрытого письма ЦК ВКП(б) О деле профессоров Клюевой и Роскина от 16 июля 1947 года. Первый суд чести состоялся в Минздраве СССР с 5 по 7 июня 1947 года и вынес решение за антипатриотические и антигосударственные поступки объявить профессорам Н.Г.Клюевой и Г.И.Роскину общественный выговор.
В ноябре 1947 года в минвузе СССР состоялся суд чести над профессором Сельскохозяйственной академии им Тимирязева А.П.Жербаком, известным советским генетиком и оппонентом Лысенко.
Поводом для обвинения Жербака в антипатриотических поступках послужила публикация его статьи Советская биология в американском журнале Наука (Science) в 1945 году, где он отстаивал позиции вавиловской школы и критиковал взгляды Лысенко. Акад. Дубинин пытался защищать Жербака, но безуспешно.
На смену обвинениям в низкопоклонстве перед Западом пришли обвинения в космополитизме. Космополитизм как бы конкретизировал низкопоклонство.
Под космополитами, а точнее безродными космополитами, обычно имелись в виду евреи. Сталин, ведя борьбу с засильем евреев в верхних эшелонах власти, культуре и науке, с процветающими там групповщиной, коррупцией и кумовством, не мог назвать вещи своими именами и вынужден был пользоваться иносказаниями.
Выражение «безродный космополит» появилось в 1948 году.
Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из критиков творчества А. Ахматовой и М. Зощенко), который в январе 1948 года, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, говорил: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство.
Забыть эту истину означает потерять своё лицо, стать безродным космополитом».
В данный период история науки и техники подавалась с точки зрения безусловного приоритета советских и дореволюционных русских учёных во всех областях знаний. Достижения иностранных учёных и изобретателей замалчивались. Нередко такая установка приводила к прямым фальсификациям (были изобретены якобы «первый в мире полёт на воздушном шаре» рязанского подьячего Крякутного, средневековые документы об открытии новгородцами Шпицбергена и т. д.).
Понимавшийся таким образом «патриотизм» с содержательной стороны наиболее ярко проявлялся в гуманитарных науках, прежде всего в истории и литературоведении.
Говорилось об «исконно русских землях», о безоговорочно прогрессивной роли завоеваний русских царей и проч.
28 января 1949 года, в центральном органе ЦК ВКП(б) «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично Сталиным. Знаменитую статью писал коллектив авторов.
Помимо сотрудников «Правды» Вадима Кожевникова и Давида Заславского, к работе привлекли весь цвет руководства Союза писателей — Александра Фадеева, Константина Симонова, Анатолия Софронова и других видных советских литераторов. Статья стала первой программной публикацией, призывавшей общество к борьбе с «безродными космополитами».
Публикации предшествовало заседание Оргбюро ЦК ВКП(б) 24 января того же года, на котором было решено развернуть широкую пропагандистскую кампанию «против безродного космополитизма и антипатриотических сил». При этом космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин.
Данная кампания направлялась против «очернения» русского народа, в котором преимущественно обвинялись писатели и критики еврейского происхождения.
Была организована дискуссия в центральной печати «Нужны ли нам литературные псевдонимы?». Были осуждены как космополитические и/или очернительные также некоторые ставшие классикой произведения покойных авторов, причем не только евреев («Дума об Опанасе» Э. Г. Багрицкого, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, произведения Александра Грина)
Кампания по борьбе с космополитизмом была ни чем иным, как попыткой Сталина заставить советских ученых и деятелей культуры вырваться из научного и культурного периферизма.
Например, несмотря на огромный вклад советских ученых в генетику, все же основные открытие были сделаны западными учеными. Это вело к тому, что советские ученые начинали во всех вопросах оглядываться на Запад. В 1947 Сталин писал — «у нас все еще не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия» .
Хорошо это или плохо . другой вопрос, но с точки зрения Сталина, космополитизм мешал самостоятельному мышлению. Огромные успехи советской науки в 1950-1960 годы доказали, что он был прав.
О прозорливости Сталина говорит и деградация отечественной культуры под напором американского массового искусства в нынешней России.
Как видим, никаких намерений специально дискредитировать евреев у советского государства и Сталина не было.
Обычная борьба с недостатками на культурном фронте, каких в те годы было множество.