Катакомбная культурно историческая общность: что это?

Катакомбная культурно-историческая общность

Катакомбная культура названа из-за особенности погребального обряда – захоронению покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы.

Катакомбы (итал. catacomba, от позднелат. catacumba – подземная гробница) – обширные подземелья искусственного или естественного происхождения, состоящие из галерей, коридоров и небольших помещений; заброшенные каменоломни с длинными запутанными ходами.

Катакомбная общность, как и древнеямная, не может быть названа археологической культурой в полном смысле этого понятия.

Они объединяют ряд родственных культур. Для катакомбной общности называют четыре ее варианта, размещавшихся на территории от Волги до Днепра.

Черты, объединяющие эти варианты, те же, что для древнеямных племен: общность обряда погребения внутри всей территории, общность керамики и ее орнаментации, а кроме того, синхронность, смежность территорий и явные межплеменные связи.

Вопрос о происхождении катакомбной общности еще не решен. Одни археологи указывают на некоторое сходство с древнеямной, другие возражают.

Они считают, что это сходство является результатом не преемственности, а сосуществования племен на каком-то небольшом отрезке времени.

Предполагают, что катакомбные племена пришли с Северного Кавказа, но аргументов для такого вывода тоже мало. Еще меньше доказательств у авторов гипотезы об участии в сложении катакомбной общности племен с Кипра.

Катакомбную культурную общность обычно считают существовавшей между 2000 и 1 600 гг. до н. э. Но в некоторых местах, например в Крыму, катакомбные племена жили еще долго.

Катакомбные поселения

Катакомбные поселения обычно расположены на естественно укрепленных обрывами высоких речных мысах, а по течению Донца – в поймах. Берега рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия. В реках ловили рыбу. На поселениях во множестве встречаются рыбные кости. Основой хозяйства было развитое скотоводство. В Поднепровье преобладают кости коровы.

В донецкой группе преобладают кости овцы, что при сопоставлении с кратковременностью донецких поселений дает возможность предположить, что в этой группе уже происходило складывание зачатков полукочевого скотоводства. Кроме костей коровы и овцы часто находят кости лошади. Имело значение и стоявшее на втором плане земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, серповидных кремневых ножей, роговых мотыг, зернотерок. В погребениях найдены зерна проса.

Металлические изделия, как показал анализ, были сделаны из кавказской бронзы. Типичны листовидные ножи или кинжалы, топоры, долота – все они находят аналогии на Северном Кавказе, в том числе в вещах северокавказской культуры. Литейное производство было местным. Металлических вещей еще немного, часто встречаются каменные орудия: топоры, булавы, стрелы.

Самым характерным предметом катакомбной культуры являются каменные сверленые полированные топоры, имеющие сходство с топорами, появившимися тогда в Северной и Центральной Европе. Некоторые археологи считают возможным предположить, что выходцы из наших степей достигали Италии и Рейна. Для таких путешествий были нужны средства передвижения, которые в степях появились еще в ямное время. В катакомбном погребении, раскопанном в Ростовской области, найдена большая четырехколесная повозка.

Основная форма катакомбной керамики – сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом. Орнамент шнуровой.

Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия племен, но под курганными насыпями встречаются и иные виды могильных ям. Если же это все-таки катакомба, то покойники лежат в ответвлениях, в скорченном положении, причем вход в катакомбу закладывали бревнами или камнями, а яму засыпали камнями. При костяках обнаружен инвентарь: посуда, украшения, орудия труда, а также кости животных.

Социальный строй племен катакомбной историко-культурной общности – патриархат. Некоторые из археологов обращают внимание на то, что при отдельных погребенных инвентарь более богатый, а поэтому эти могилы считают захоронениями старейшин или вождей; кроме того, они делают вывод, что у катакомбных племен уже сложились предпосылки имущественной дифференциации.

Уровень имущественного и социального расслоения у носителей катакомбной общности, видимо, был значителен: об этом говорят большие размеры курганных насыпей и могильных сооружений для лиц, занимавших высокое положение в обществе, и различия в погребальном инвентаре и ритуале. Некоторые могилы, например, сопровождаются захоронением многих лошадиных черепов. Все это свидетельствует об обществе с довольно сложной структурой и высоким уровнем социальной организации.

Общество катакомбной культуры было весьма сложным и делилось на несколько слоев.

На самой верхушке социальной пирамиды находились вожди, объединяющие под своим началом несколько крупных родов и племен. О высоком статусе правителей лучше всего говорят погребальные памятники, воздвигнутые в их честь; Это крупные курганы с глубокими входными шахтами. Иногда в них встречают скелеты насильно умерщвленных слуг, о также другие подношения умершему.

Так в одном из погребений во входной яме было уложено 40 черепов лошадей. Поистине, это настоящее богатство. В больших просторных погребальных камерах, стены которых были украшены цветными коврами-циновками, находят предметы, символизирующие власть — жезлы, парадное боевое оружие, большое количество разнообразных бытовых изделий и других предметов.

Высшую социальную ступеньку занимали воины. В их погребениях археологи находят каменные булавы, кремневые наконечники стрел, каменные и бронзовые топоры, бронзовые ножи.

Привилегированное положение занимали, в том числе, плотники, изготовлявшие колесницы. Однако их погребения встречаются сравнительно редко.

Довольно большую «касту» в катакомбном обществе занимали служители культа. Погребения древних жрецов сопровождают культовые предметы: курильницы — глиняные чаши, но ножках, покрытые богатым орнаментом, жаровни с углями. Встречаются и загадочные предметы, так называемые молоточковидные булавки, сделанные из кости или бронзы.

Отличительной особенностью жреческих погребений является наличие следов искусственной деформации головы умерших. С детство мальчиков готовили к отправлению магических обрядов. Когда они находились еще в состоянии младенчество, им накладывали на голову тугую круговую повязку, приводившую к неправильному росту костей черепа, который со временем приобретал дыневидную форму.

Самое основание социальной пирамиды занимали рядовые скотоводы. В этих погребениях находят бронзовые ножи, богато орнаментированные сосуды со следами ритуальной пищи, глиняные воронки для переливания в бурдюки молоко. В качестве заупокойной пищи клались тушки баранов и, реже, — части быков.

Самыми бесправными в этом мире были рабы. Существование рабства в среде катакомбных племен подтверждают археологические исследования.

Памятники катакомбной культуры

Памятники этой общности, встреченные в степной и лесостепной зонах от Волги до Нижнего Дуная, выделяются, прежде всего, тем, что умершего помещали в специальную камеру, которая ответвляется от входной курганной ямы. Близ Старого Крыма катакомбы достигали высоты более двух метров.

Интересна катакомба с перезахоронением у с. Целинного. Трепанированный череп был заполнен смесью охры с глиной, а длинные кости предварительно обмотанные стеблями растений, подверглись обмазке этим составом. В одном случае (Северное Присивашье) в могиле обнаружены как целые, так и расчлененные костяки, причем глазницы одного черепа были замазаны глиной и закрашены охрой.

Использование глины отмечено и в одном из самых необычных катакомбных захоронений, которое открыто у села Болотного, в ямном кургане диаметром 60 метров и высотой 2,2 метра. Входную яму соединял с катакомбой ход, устье которого было герметично замазано глиной, обнаруженной также на потолке камеры и хода.

Погребение оказалось парным (мужчина и женщина?), умершие лежали в скорченном положении на боку; у груди мужчины обнаружены бронзовая орнаментированная пластина и просверленный клык собаки. Остальной инвентарь — это высокий сосуд со шнуровым орнаментом вверху; каменные «утюжок» и растиральники, кусок охры, кремневые отщепы, бронзовый листовидный нож и четырехгранное шило, четыре дубовых колеса и две другие детали от повозки грузоподъемностью около 1,5 т, а также полотняный мешок из растительного сырья с колосьями пшеницы, каждое колесо, диаметром около 50 см, было изготовлено из трех деталей, соединенных четырьмя деревянными штифтами.

Погребение принадлежит человеку высокого социального положения и характеризует хозяйство катакомбных племен (земледелие, ткачество, деревообрабатывающее производство), общественный строй (социальное расслоение), идеологические представления.

В раннюю группу крымских катакомбных погребений входят скорченные захоронения на спине и на боку (с руками, сложенными на животе), в которых имеются бедно украшенные сравнительно высокие сосуды приазовского облика с хорошо выраженными плечиками, нередко с уплощенным или круглым дном, иногда с веревочным орнаментом.

Вторая группа, включающая вытянутые захоронения, наиболее многочисленна и чрезвычайно богата инвентарем. Здесь представлены низкие горшки, кругло- и плоскодонные чаши, близкие к найденным на р. Ингул, с выступами в верхней части и врезным орнаментом, а также приземистые плоскодонные сосуды северокавказского облика, что свидетельствует о тесных связях Крыма с Поингульем и Прикубаньем.

Третья, поздняя группа катакомбных памятников — это скорченные на боку погребения с руками перед лицом, т. е. с особенностью, характерной для культур многоваликовой керамики и срубной.

Сущность погребального обряда катакомбной культуры состояла в следующем: перед насыпкой кургана родственники умершего сооружали глубокую прямоугольную шахту, вдоль стенок, которой имелись ступеньки и уступы, облегчающие спуск. Затем в одной из стенок прорывали небольшой лаз и оборудовали просторную погребальную камеру — катакомбу.

Позже вход в нее закрывали каменными плитами или бревнами. Умершим придавали «скорченное» положение на левом или правом боку, напоминающее позу младенца в утробе матери. По всей видимости, эти племена верили, что Земля — источник жизни — все из Земли рождается, все в нее и возвращается. И для того, чтобы возродиться заново, человеку придавали такое положение. В отличие от погребений ямной культуры, катакомбные племена покрывали охрой покойника, а лишь ноги и голову.

В катакомбах найдены сплошь ретушированные кремневые наконечники копий лавролистной формы и наконечники стрел с глубокой выемкой в основании, ромбовидные каменные сверленые боевые топоры, грушевидные и шаровидные булавы, песчаниковые абразивы с желобом, употреблявшиеся в паре, роговые молоточковидные булавки, костяные проколки и пряжки, подвески в виде просверленных звериных клыков, бронзовые листовидные ножи, четырехгранные шилья, бляхи и пронизки, деревянный сосуд с бронзовой оковкой и другие предметы.

Вероятно, по своему назначению каменные булавы были близки к катакомбным боевым топорам, которые сильно расширены в средней части и отличаются незначительной длиной — всего 7-9 см. Те и другие могут быть сопоставлены с томагавками североамериканских индейцев — боевым и парадным оружием, ударным и метательным.

Катакомбная культура

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА (катакомбная культурно-историческая общность), группа археологических культур среднего периода бронзового века, распространённых от побережья Чёрного и Каспийского (до предположительной береговой линии того времени) морей, Кавказского хребта и Крымских гор на юге до границы лесостепи на севере, от Волги на востоке до реки Прут и устья Дуная на западе.

Наибольшая концентрация памятников на Нижнем Днепре, в долинах Дона и Северского Донца, в Приазовье, Предкавказье.

Единичные памятники и находки встречаются до Приуралья, Трансильвании, Верхнего Дона и Средней Суры (ныне Липецкая и Пензенская области). Традиционная дата на основе исторической и культурной параллелей, конвенционных радиокарбонных датировок — от конца 3-го до середины 2-го тысячелетия до нашей эры; после введения калибровочных поправок в радиоуглеродных методах датирования — 28-22 века до нашей эры.

Выделена в 1905 году В. А. Городцовым как самостоятельная группа памятников и особый культурно-исторический феномен, названный им по характерной конструкции погребальных сооружений — катакомбе под курганом.

Основной тип памятников — курганные могильники, использовались и насыпи предшествующих культур.

Погребения, скорченные на боку, реже вытянутые; помещались в камерах катакомб, которые часто располагались кольцом по окружности кургана (вероятно, повторяли структуру стойбищ из поставленных кругом кибиток). Нередко сопровождались жертвенниками (черепа и подложенные под них конечности мелкого и крупного рогатого скота), деревянными повозками на сплошных дисковидных колёсах, богато орнаментированной лепной глиняной посудой, сверлёными каменными топорами и булавами, бронзовыми (ножи, шилья, тёсла, долота) и каменными (песты, тёрочники, скребки) орудиями, бронзовыми и костяными украшениями и культовыми предметами (молоточковидные и стержневидные булавки, височные кольца, бусы и др.).

К числу отличительных черт катакомбной культуры также относятся: чаши-курильницы на ножках или подставках, украшенные шнуровым, прочерченным и штампованным орнаментом в виде крестообразных или многолучевых композиций; обычай прижизненной искусственной деформации черепов; вторичные погребения; использование глиняных погребальных масок, формовавшихся на черепах, очищенных от мягких тканей.

В долинах крупных рек (Южный Буг, Днепр, Дон) и в лесостепи известны стоянки на низких речных террасах и посёлки на высоких, естественно защищённых мысах с небольшими грунтовыми могильниками при них. В основе хозяйства — полукочевое скотоводство. Очаги металлообработки катакомбной культуры являлись стержневыми в системе Циркумпонтийской металлургической провинции. Использовались мышьяковые, реже оловянистые бронзы.

Погребения литейщиков (сопровождались тиглями, льячками, комплектами глиняных форм для отливки орудий) свидетельствуют об их высоком социальном ранге. Украшения изготавливали литьём по утраченной восковой модели.

В современных исследованиях выделяют наиболее раннюю «раннекатакомбную» культуру (преддонецкую катакомбную культуру), на основе которой формировались локальные катакомбные культуры развитого и позднего этапов катакомбной общности: донецкая катакомбная культура (показательны погребения, скорченные на правом боку, шнуровой орнамент на посуде, кубковые формы керамики), западно- и восточноманычская катакомбная культура (скорченные соответственно на правом и левом боку погребения; курильницы; реповидные тарные сосуды), среднедонская катакомбная культура (есть погребения в катакомбах-подбоях; рельефная валиковая орнаментация посуды), волго-донская катакомбная культура (катакомбы-подбои; керамика с ёлочно-гребенчатой орнаментацией), азово-днепровская катакомбная культура (сохраняла в керамике и позах погребённых многие традиции ямной культуры), батуринская катакомбная культура (захоронения расчленённых костяков; чернолощёная керамика с рельефным орнаментом).

Выделение других катакомбных культур нередко вызывает среди специалистов расхождения. На западной и юго-восточной периферии катакомбной культуры располагались отличные, прежде всего, по обряду и антропологическим характеристикам населения ингульская катакомбная культура и северокавказская катакомбная культура с необычными для катакомбной общности вытянутыми погребениями.

Формирование катакомбной культуры объясняли миграциями из Западной или Центральной Европы, Средиземноморья (В. А. Городцов, Л. С. Клейн, В. А. Сафронов и др.) либо Закавказья (М. И. Артамонов, В. А. Фисенко и др.). Преобладает точка зрения о её сложении на основе одной из локальных групп ямной культуры (общности) на территории Северного и Восточного Приазовья при воздействии культур Кавказа (марткопской культуры или беденской культуры, финального этапа куро-араксской культуры, памятников типа Великентского комплекса, северокавказской культуры).

Финал катакомбной культуры совпадает с распадом Циркумпонтийской провинции и переходом от среднего к позднему бронзовому веку, что сопровождалось масштабными этнокультурными трансформациями и формированием блока степных «посткатакомбных» культур (бабинская культура, или культура многоваликовой керамики, на территории Украины; лолинская и криволукская в Предкавказье и на Нижней Волге), в которых элементы преемственности от местных вариантов катакомбной культуры прослеживаются отчётливо.

В лесостепных культурах Волга-Донского междуречья (покровская, или ранняя срубная культура) они выражены слабее. Весьма вероятна принадлежность носителей катакомбной культуры группам индоевропейцев, возможно индоиранской ветви.

Имеются наблюдения, позволяющие предположить возможное участие населения, оставившего катакомбную культуру, в формировании народов, на основе которых позднее сложилась часть ариев. Попытки связать катакомбную культуру с киммерийцами вряд ли правомерны.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий