Казахстан в 20 веке: история

Казахстан в начале XX века

XX в. Казахстан встретил как колония России. Казахи были полностью лишены всех политических прав, лишались лучших своих земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстана.

Вместе с тем, начало XX в. ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения, вступившего в качественно новый этап. Определяющую роль в освободительной борьбе начинает играть национальная интеллигенция, консолидация которой привела к образованию в начале XX в. казахских политических партий.

Столыпинская реформа

Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины.

В 1901 г. царским правительством был издан закон об отводе казенных земель частным лицам. Под казенными землями подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867-1868 гг.

В 1904 г. было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины.

Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ, то есть, сохраняя власть и землю в руках помещиков, устранить причины кризиса в аграрных отношениях.

Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства Столыпин.

Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый этап переселения русских и украинских крестьян на земли Казахстана.

В начале XX в. переселение крестьян из внутренних губерний царской России в казахскую степь приняло большой размах. Так, с 1906 по 1913 гг. в Акмолинскую, Торгайскую, Уральскую и Семипалатинскую области переселилось свыше 430 тысяч хозяйств.

Рост помещичьего и кулацкого землевладения

В начале 1913 г. были утверждены «Временные правила о сдаче в аренду казенных участков земли в Сибири, Степном крае и Туркестане» для создания здесь крупных помещичьих хозяйств. В Казахстане начало создаваться помещичье землевладение.

Генерал Яснов, полковники Козлов и Семенов, помещики Потоцкий и Варун-Секрет, купцы Заболотников, Сорокин, Остроухов и другие получили большие участки казахских земель в аренду на 36 лет по цене 10-25 копеек за десятину.

Такие крупные помещики как князь Кочубей, граф Медем, князь Касаткин-Ростовский, Новосельцев и другие стали владельцами больших коневодческих и овцеводческих хозяйств, под которые отводились лучшие пастбища и земельные угодья.

В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков-колонизаторов.

Осенью 1910г. было принято решение об отводе кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане переселенческих участков под единоличное владение. В марте 1911 г. министерство земледелия издало особые инструкции, по которым переселенческие управления могли создать участки, удобные для единоличного владения.

Только в 1911 г. в Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях был образован 431 участок для единоличного пользования и 919 хуторских участков.

Однако не все переселенцы приживались на новом месте.

Значительная часть их вынуждена была вернуться обратно. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращалось от 40 до 110 тыс. семей переселенцев, значительную часть которых составляли «возвращенцы» из Казахстана.

Крестьянское движение не прекращалось. Все это являлось свидетельством краха столыпинской аграрной политики. Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения.

Подъем национально-освободительной борьбы

Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов:

прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

В то же время казахские депутаты участвовали в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг.

Один из казахских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии «Иттифак-аль-Муслимии» (Союз мусульман). С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905г. в г. Уральске состоялся Первый обшеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако более радикальной и отражающей интересы коренного населения края.

Во главе национально-освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейхан (Букейханов), Миржакып Дулатулы (Дулатов), Бакытжан Каратай (Каратаев), Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы (Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов) и др.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей.

В январе 1906 г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда.

Съезд тем не менее состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.

Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхан входил в состав центрального комитета этой партии. Репрессии и аресты не позволили казахским патриотам образовать свою политическую партию, но политическая борьба продолжалась по двум направлениям. Казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса.

В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов.

Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода».

Однако предложения казахских депутатов остались без ответа. Более того, по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов.

В 1908 г. вторично был арестован А. Бокейхан, а в июле 1909 г. — А. Байтурсын. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.

Казахская политическая пресса

Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.

Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы.

Журнал был крайне модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.

В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета «Казакстан», редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев).

Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Казакстан» появился только в 1913 г.

Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период.

В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы «Оян казак». Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты «Казак». Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража- 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсын, окруженньй целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейхан, Миржакип Дулатулы, Халел Досмухамедулы, Магжан Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др.

«Казак,» противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913-1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз и сам А. Байтурсын неоднократно арестовывался.

Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии и новый подъем освободительной борьбы.

Развитие промышленности

Новым явлением в экономической жизни был ввоз капитала, развитие таких отраслей производства, которые обеспечивали поставки сырья и продовольствия в центральные районы страны.

Русский и иностранный капитал вкладывался главным образом в горнодобывающую промышленность.

Капиталисты считали более выгодным вывозить свои капиталы в колонии и организовывать там промышленное производство. Условия для вложения капитала в Казахстане были особенно благоприятными. Наличие обширных земель, богатства недр, дешевая рабочая сила, возможности для строительства железных дорог — все эти необходимые условия для ввоза капитала и получения максимальной прибыли были налицо.

Царизм, находясь в зависимости от империалистических государств, открыл свободный доступ заграничному капиталу.

Иностранный капитал устремлялся главным образом в горнодобывающую промышленность. Особенно привлекали иностранных капиталистов цветные металлы, золото, уголь, нефть. Большая часть концессий носила чисто спекулятивный характер.

Месторождения цветных металлов, угля и нефти в Казахстане продавались иностранным промышленникам.

В 1896 г. Зыряновское месторождение было передано в руки французов, в 1904 г. австрийский князь Тури-Такме, пользуясь своими связями при царском дворе, приобрел в концессию алтайские месторождения. В этом же году Карагандинские угольные копи. Успенский медный рудник и (Спасский медеплавильный завод были сданы в концессию французскому промышленнику Карно. Американцы были держателями акций «Спасского общества». Крупный промышленник Гувер и миллиардер Морган являлись участниками «Русско-Азиатской корпорации», учредившей в Казахстане два «дочерних» общества, монополизировавших эксплуатацию Риддерских свинцовых рудников и Экибастузского угольного района.

Эксплуатация природных богатств производилась хищническими методами.

Затраты на оборудование и механизацию производства были ничтожны.

В годы реакции и подъема рабочего движения продолжался процесс концентрации и централизации промышленности в руках наиболее крупных монополий.

С 1910 г. промышленный застой, продолжавшийся в течение нескольких лет, сменился подъемом во всех отраслях промышленности. С 1905 по 1913 гг. число промышленных предприятий в Казахстане (без нефтяной и рыбной промышленности) увеличилось с 3 730 до 4 596, а их валовая продукция — с 9,3 до 55,4 млн. рублей.

Всего в крупной промышленности Казахстана в 1913 г. насчитывалось около 20 тысяч рабочих. Кроме того, значительное количество рабочих было на транспорте и мелких предприятиях. Строительство железных дорог содействовало вывозу сельскохозяйственных продуктов и повышению товарности сельского хозяйства, в 1917г. общая протяженность железных дорог в крае достигла 2 793 версты.

Положение казахского пролетариата

В промышленности Казахстана рабочие-казахи составляли в среднем 60-70% от общего числа рабочих, на золотых приисках, соляных промыслах, шахтах и рудниках — свыше 90%.

Положение рабочих, в особенности рабочих-казахов, было крайне тяжелым, рабочий день длился 14-16 часов.

Жили они в сырых, холодных, грязных бараках или же в землянках и кибитках. Казахи получали низкую заработную плату, которая выдавалась нерегулярно, причем на многих предприятиях рабочие большую часть ее получали натурой — продуктами и товарами из заводских лавок.

Казахские рабочие не допускались к овладению специальностями, требующими высокой квалификации. Их труд использовали на «черных», наиболее тяжелых работах.

Квалифицированным трудом овладевали преимущественно русские рабочие.

Рост рабочего движения

Социал-демократические кружки и группы в Казахстане возникли по инициативе и при помощи ссыльных русских революционеров. Так, в 1903 г. появилась социал-демократическая группа в Петропавловске, куда было сослано несколько социал-демократов — рабочих железнодорожных мастерских Омска.

Один из первых социал-демократических кружков возник в 1902 г. в Уральске среди рабочих и служащих типографии газеты «Уралец». Рабочие типографии впервые провели однодневную забастовку. Кроме рабочего кружка при типографии, в Уральске существовал социал-демократический кружок из интеллигентов, члены которого вели работу среди железнодорожных рабочих, рабочих мельниц, учащихся средних учебных заведений, читали лекции на общеобразовательные и политические темы.

В эти же годы в Ташкенте возник первый марксистский кружок, на базе которого позднее была создана социал-демократическая группа.

С началом первой русской революции участились волнения и на промышленных предприятиях Казахстана.

Наиболее крупной была забастовка на Успенском руднике в декабре 1907 г., где из 300 рабочих 265 были казахами.

Поводом к выступлению послужило «невежливое и дерзкое отношение к ним англичан», владевших рудником. Забастовка началась 9 декабря, рабочие образовали «Русско-киргизский союз» и заставили предпринимателей принять ряд своих требований.

В первые годы XX в. происходили забастовки и среди железнодорожных рабочих — на Сибирской железной дороге и на строительстве Оренбургско-Ташкентской дороги. Самой многочисленной была забастовка рабочих на станции Мугоджары, в которой приняли участие 800 человек.

Рабочее движение охватило в основном промышленные центры Казахстана и железнодорожные станции. Так, забастовки и демонстрации в 1905-1907 гг. проходили в Оренбурге, Омске, Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Перовске и др.

В 1909-1910 гг. проходили забастовки рабочих на предприятиях Караганды, медных рудниках Центрального Казахстана, приисках и рудниках Усть-Каменогорского уезда. Два месяца бастовали рабочие прииска «Николай» Усть-Каменогорского уезда, протестуя против существовавшего порядка оплаты труда и попытки предпринимателей отнести стоимость освещения насчет рабочих.

Массовые революционные выступления рабочего класса произошли весной 1912 г. в связи с расстрелом рабочих на Ленских приисках. В Казахстане выступили рабочие Риддера, шахтеры Экибастуза, рабочие чугунолитейного завода Рандрупа в Омске. 12 мая забастовали рабочие на Спасском медеплавильном заводе, 7 июля произошла крупная забастовка рабочих на Эмбинских нефтяных промыслах.

Первая мировая война

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914г. сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915-1916 гг. потеряла значительную часть своих западных владений.

Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.

Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз.

Был введен специальный военный налог. Продолжались злоупотребления во всех звеньях колониального аппарата. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные «пожертвования», в счет которых у казахов собирался скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт.

Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через территорию Казахстана. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб.

К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от «добровольных пожертвований» и конфликтов на этой почве с местной администрацией.

Призыв казахов на тыловые работы

В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету «Казак.» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях.

При этом преследовались две цели:

  1. во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии;
  2. во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана.

Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходимое для борьбы с колонизаторами.

Однако русское правительство не собиралось вооружать «неблагонадежных» казахов.

Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.

25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы.

Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.

Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг.

Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Напуганные размахом восстания царские власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля — об отсрочке до 15 сентября 1916г. Однако погасить пламя антиколониального восстания казахов не удалось.

В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освобо­дительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-полити­ческой деятельности она объединяла различные группы, но основ­ную ее часть составляли представители колониальной администра­ции, включая врачей, учителей, адвокатов и др.

Это были выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции, но полити­ческие ссыльные, среди которых было немало социал-революционе­ров, социал-демократов и других революционных элементов, прини­мали особенно активное участие в выступлениях городских трудя­щихся края.

Во многих городах возникли организации как революци­онных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т. д.), так и черносотенных партий.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в на­ционально-освободительном движении, которое тесно переплета­лось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграр­ного вопроса в крае.

Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выход­цы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный кон­такт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях.

Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пыта­лись создать свою партию—филиал конституционно-демократичес­кой партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов.

В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам програм­му, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью корен­ного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распростране­ние казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.

Национально-освободительное движение казахов в эти годы при­няло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управле­ния, строительства мечетей, открытия духовных школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.

В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей.

Они показали, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русского населения большим влиянием поль­зовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населе­ния — представители либерально-демократической национальной интеллигенции.

  • В I Государственную думу от Казахстана было избра­но девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения.
  • Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — пять.
  • Во II Государственной думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совмес­тно с другими «националами» России добивались прекращения пере­селения крестьян на окраины.

Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905—1907 гг., в особенности выступления рабочих, кресть­ян и интеллигенции, национально-освободительное движение и т. д., несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школойдля местных трудящихся, опыткоторой имибыл использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение.

Борьба трудящихся Казахстана в условиях нового революционного подъема и первой мировой войны

После поражения первой российской революции в стране насту­пил период реакции.

Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатин­ская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические орга­низации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выбо­ров, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав.

Усилился полицейский надзор за служащими, рабочи­ми и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовс-ка, Акмолинска, Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. уволь­няли с работы «неблагонадежных рабочих, вносили в «черные спис­ки» активистов, организаторов выступлений, волнений масс».

На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжитель­ность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа», «Со­юза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы, разжигали наци­ональную вражду.

Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей.

Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма.

Обострение аграрного вопроса в центре России царское прави­тельство пыталось разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением крестьян. Колонизация земель со­провождалась массовым изъятием у казахского населения пол видом «излишков» лучших плодородных земель, в том числе обжт Hk и освоенных.

Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. дес i гин земли.

По закону от 9 июня 1909 г. землеустройство производилось по двум нормам: переселенческой — по 15 и кочевой — по 12 дес. Представители аграрно-демократического направления, выступая по аграрному вопросу, пропагандировали переход казахов на осед­лость. Так как царское правительство стремилось как можно больше изъять земель у казахского населения, переход на оседлую форму хозяйствования позволял им сохранить удобные земли, тем более казахским шаруа предлагалось получить землю по переселенческой норме с «правом постоянного неотъемлемого владения землей»18 .

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социаль­но-экономическую жизнь края привели к росту национального само­сознания казахского народа.

Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная ин­теллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Мос­квы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной ин­теллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».

Журнал «Айкап», выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редак­тор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демок-ратические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась коло­низаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Ай­кап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяй­ствования и др.

Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления.

В ней сотрудничали ли­дер казахской конституционно-демократической партии и общена­ционального движения казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной соб­ственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Вобласти развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволю­ционное развитие общества.

В целом, несмотря на различные взгля­ды о развитии социально-экономической и общественно-политичес­кой жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.

Итоги

Стремясь сгладить остроту социальных противоречий, Российская империя продолжала политику аграрного закабаления Казахстана. Составной частью социально-экономической политики российского правительства стал захват казахских земель.

Правящие круги России при помощи переселенческой политики стремились существенно изменить этнический состав населения Казахстана.

В лице зажиточных крестьянских семей правительство России пыталось создать политическую опору в национальных окраинах. В 1906 году началось проведение столыпинской аграрной реформы, имевшей целью сгладить революционное движение в центральных районах России путем переселения беднейших слоев крестьян в Казахстан и другие колониальные окраины.

Наиболее активно заселялись русскими крестьянами Акмолинская, Тургайская, Семипалатинская, Уральская и Семиреченская области. К октябрю 1917 года у казахского населения было изъято 45 млн. десятин земли.

Земельная политика царизма привела к резкому падению удельного веса коренных жителей Казахстана и стала одной из главных причин восстания 1916 года в Казахстане.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 года на территории края, в начале XX века проживало 4147,8 тыс. человек, из них 3392,7 тыс., или 81,7 % казахов. К 1914 году население края составило 5910 тыс. человек, из них казахов – 3845, 2 тыс. человек, т. е. 65,1 %.

Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после Столыпенской аграрной реформы массовым потоком направились в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В начале XX века население края становится еще более многонациональным.

В конце XIX – начале XX веков в Казахстане все больше получает распространение земледелие, связано это было с изъятием земель в переселенческий фонд.

В начале XX века в крае намечается тенденция роста городского населения. Наиболее крупной социальной группой в городе явилась торговая буржуазия – 20,3 % , занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли 33,1 % в основном рабочие и служащие, 20 % горожан занимались сельским хозяйством и промыслами.

В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий