Китай в 20 веке
В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.
После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.
Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью.
Революция 1911—1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал.
Вслед за падением Маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашением республики в стране началась долгая гражданская война.
Китайская революция в 1911 г. свергла Маньчжурскую династию. Лидер революции Сунь Ятсен был объявлен временным президентом. 12 февраля 1912 г. было провозглашено основание Республики Китай и официально отменено императорское правление. Сунь Ятсен был президентом всего три дня, после чего он подал в отставку.
Китаем до своей смерти в 1916 г. правил военный лидер Юань Шикай. Затем политическая ситуация в стране вышла из-под контроля. Последователи Юань Шикая правили из Пекина, а патриотическая партия Сунь Ят-сена (Гоминьдан) сформировала альтернативное правительство в Кантоне. В течение следующих десяти лет в стране бушевала гражданская война.
Демонстрации студентов в 1919 г. против Версальского договора, по котором) к Японии отошли германские колонии в Китае, привели к созданию в 1921 г. Китайской коммунистической партии. Позднее КПК объединилась с Гоминьданом. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. лидерство в Китае и Гоминьдане перешло к Чан Кайши.
Гражданская война в Китае
В 1926 г. Чан Кайши предпринял военную экспедицию против военачальников на севере страны, намеревавшихся свергнуть I гоминьдановское правительство. В этом ему помогла Китайская коммунистическая партия. Вместе они победили мятежных военачальников, но в 1927 г. союз между коммунистами и Гоминьданом распался, и обе стороны начали борьбу между собой, вошедшую в историю как Гражданская война.
В 1927 г. Чан Кайши сделал Нанкин своей столицей. В том же году гоминьдановцы выгнали коммунистов из Шанхая. Они объявили об объединении Китая, хотя еще не имели контроля над всей территорией страны.
Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая.
В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития.
Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.
Упрочение гоминьдановского режима (1927—1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана.
В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия.
Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами.
Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.
Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена.
Три принципа Сунь Ятсена:
- — национализм (свержение династии маньчжуров)
- — народовластие (республиканско-демократический строй)
- — народное благоденствие
Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.
Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935—1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.
В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, — на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.
Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов.
Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле — июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК.
Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена.
Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937—1945 гг., как часть второй мировой войны.
Китай в первом десятилетии XX века
В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.
После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров.
В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.
Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.
Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма.
Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.
Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами.
В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутренного рынка для китайской национальной промышленности.
Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.
Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи буржуазной революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.
Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам — арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани — 71%, в Сы-чуани — 70%. Помещик присваивал себе 60—70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.
В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г.
в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.
В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае буржуазной революции могла быть национальная буржуазия.
Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903—1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий.
К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной буржуазией и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной буржуазии требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением буржуазия не могла стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.
По своим объективным задачам назревшая в Китае буржуазная революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией — страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи — свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.
Экономическое развитие Китая XX-XXI вв
В данной статье раскрывается тема развития экономики Китая второй половины ХХ века. При написании данной работы я обращаюсь к истории экономической жизни Китая XX века, и попробую разобраться в сути «экономического чуда», которое произошло в 1978-1997гг., а так же реформах в конце 70-х годов. Особое внимание здесь уделяется социально-экономическим сдвигам в Китае (1918-1927гг.).
В этот период произошло усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок, проявившееся в увеличении экспорта капитала в Китай. Это усиление привело к дальнейшему развитию китайского капитализма. Схожесть причин, приведших к необходимости преобразования и в СССР, и в Китае, очевидна. Важно также и то, что в Китае этот процесс начался раньше, и мы могли наблюдать за его ходом, анализируя все положительное и отрицательное в нем.
Ход событий в нашей стране однозначно показывает, что в самом начале реформирования были допущены серьезнейшие ошибки, и может быть есть доля вины в том, что наше государство не в полной мере учла опыт Китая.
Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.
Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.
Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличении экспорта капитала в Китай, в увеличении роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918г. составили 1691 млн. долларов, то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016млн. Это обострение межимпериалистического соперничества, которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.
Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом.
К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая.
Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма. Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы. В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%).
Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак).
Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия. 3. Экономическое «чудо» в Китае 1978-1997гг. Беспрецедентные успехи экономического развития Китая стали одним из важнейших событий мировой истории (1978-1997 гг.). В этот период экономических реформ ВВП страны возрос в 5,7 раза, или в среднем на 9,6% в год.
Это означает, что он удваивался практически каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) – в 3,4 раза.
За тот же период ВВП России сократился на 30%. В эти годы считали, что «При сохранении в ближайшие годы основных тенденций развития экономики Китая даже при некотором замедлении темпов его экономического роста и существенном ускорении их в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 г.
Китай превзойдет Россию и по показателям ВВП на душу населения. К тому же времени величина китайского ВВП будет превышать объем российского не менее чем в 10 раз; весьма вероятно также, что китайская экономика по своим размерам превысит американскую и станет крупнейшей в мире».
В октябре 2010 г. завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение “о создании процветающего общества в Китае к 2020 году”.
Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 годы.
Как отмечено в документах Пленума, “основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста”.
Следует отметить, что 12-й пятилетний план (2011-2015 гг.) является только частью экономической стратегии направленной на выход Китая на второе место после США по показателям государственной национальной мощи к 2050 г. Академия общественных наук Китая распространила свой доклад, в котором было сделано заявление о том, что “к 2050 г. Китай станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США”, а “к 2020 г.
будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20”.
По моему мнению, Китай вполне способен выполнить все поставленные задачи с учетом имеющихся достижений в социально-экономической сфере за прошедших тридцать лет реформ и опередить США по объему ВВП не к 2030 г., а раньше. Все зависит от того, как рассчитывать ВВП – по паритету покупательной способности или по текущему валютному курсу.
В первом случае Китай по объему валового внутреннего продукта догонит США уже в течение ближайших 10 лет. Во втором случае – к 2025 году, а то и к 2020 году. Следует учесть и такой факт, что в структуре ВВП США большая часть этого показателя приходится на отрасли “третьей сферы” (услуги, транспорт, торговля, финансы и др.), а в КНР – на “вторую сферу” (промышленность и капитальное строительство).
То есть сравнение отраслевой структуры ВВП США и Китая заставляет говорить о том, что качество ВВП Китая выше, чем США.
Из всех стран мира Китай наиболее успешно преодолел последствия мирового финансового кризиса, и его экономика продолжает развиваться быстрыми темпами – прирост ВВП свыше 9% в год в отличие от США и других развитых стран мира.
В этом году Китай по объему ВВП уже обогнал Японию и вышел на второе место в мире. Очевидно, что при сохранении такой тенденции на десятилетия к 2050 г. Китай по совокупной мощи может не только стать второй державой мира, но и выйти на первое место.
На мой взгляд, в случае решения стоящих перед китайским обществом трех основных проблем – народонаселения, нехватки природных ресурсов и экологической, исходя из нынешнего состояния экономики и ее возможностей по преодолению последствий мирового финансового кризиса, поставленные цели выглядят реально достижимыми.
На 3-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2010 г.) была поставлена еще одна задача – перейти от “китайского производства” к “китайскому творчеству”, что означает переход от экстенсивного к интенсивному способу производства и опору не на расширение занятости и увеличение рабочих мест, а на развитие инноваций и повышение производительности труда в производстве. Такая постановка вопроса является для Китая особенно актуальной из-за нарастающего дефицита рабочей силы, который заявит о себе во всю силу в 20-е гг. XXI века.
В настоящее время успехи китайской экономики за 30 лет реформ показывают жизнеспособность китайской модели перехода от плановой к рыночной экономике, связанной с большой ролью государственного регулирования и значительным объемом инвестиционных программ для развития страны. Результаты развития экономики КНР в ходе 30 лет реформ и выработанные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса дают основания предположить, что Китай вполне способен не только решить поставленные задачи на 5-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2010 г.), но и более отдаленные стратегические задачи на 2020 г. и далее
В заключении можно сказать, что выбранный Китаем путь преобразования и введения новых реформ уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой – переход к рыночной экономике. На первый взгляд подобное сочетание кажется парадоксальным. Но я считаю, что практические результаты проводимых преобразований показывают, что подобные явления все же могут существовать и даже давать ожидаемые результаты, то есть экономический подъем и рост страны, улучшение жизнедеятельности людей.