Критерии девиантного поведения подростков

Что такое девиантное поведение?

Термин «девиантное поведение» (от лат. deviatio — отклонение), девиантного поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Это определение поможет при диагностике отклоняющегося поведения в конкретном случае, планировании психолого-педагогического воздействия, оценке динамики поведения личности и эффективности работы с ней.

Сущность и причины отклоняющегося поведения

  • 1. Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым или официально установленным наиболее важным для данного общества в данное время социальным нормам.
  • 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей, которая может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.
  • 3. Отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Оно сопровождается страданием, переживаемым самим девиантом или другими людьми. Такое поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным либо аутодеструктивным.
  • 4. Отклоняющееся поведение можно охарактеризовать как преимущественно стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  • 5. Девиация должна согласовываться с общей направленностью личности. Она не должна быть следствием нестандартной, кризисной ситуации или самообороны.
  • 6. Отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое.
  • 7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации личности.
  • 8. Отклоняющееся поведение характеризуется выраженным индивидуальным и возрастно-половым своеобразием. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности.

Девиантное поведение детерминировано системой взаимосвязанных факторов.

Детерминация — это совокупность факторов, взывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение.

Все факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности, можно объединить в две большие группы:

  1. внешние (физическая и социальная среда)
  2. внутренние (наследственно-биологические предпосылки и внутриличностные причины и механизмы).

К внешним физическим условиям девиантного поведения относят такие факторы, как климатический, геофизический экологический и др.

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, являются внешние социальные условия.

К ним относятся:

  • — социально-экономическая ситуация в стране, государственная политика, традиции, мода, СМИ;
  • — социальная группа, в которую включена личность, расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе;
  • — уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, значимые другие люди.

Другими социальными факторами отклоняющегося поведения признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий; несоответствие между распределением благ и личными характеристиками людей; влияние норм девиантной субкультуры и обучения.

Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную, ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения. Люди склонны идентифицировать себя с групповыми лидерами и их идеалами (в том числе деструктивными), что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как экстремизм, расизм, фашизм, геноцид.

Наряду с объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины отклоняющегося поведения. В соответствии с теорией стигматизации, девиации — это следствие того, что само общество (социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки (стигмы) путем соотношения действий конкретного человека с абстрактными правилами.

Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (хулигана, алкоголика, проститутки и др.). Выделяют три типа стигмы: физические стигмы (врожденные аномалии, телесные увечья); дефекты воли (наркомания, игромания, алкоголизм и проч.); расовые стигмы («черные», «чурки»).

Субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности к социальным нормам. Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие нормы следующими способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность обществу); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред собственного поведения.

Важным фактором, влияющим на поведение личности, выступают биологические предпосылки, которые включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства, импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Среди теорий, объясняющих отклоняющееся поведение с позиций биологических причин, можно выделить биосоциологическую теорию Ч. Ломброзо, который связал преступное поведение человека с его анатомическим строением; эволюционную теорию Ч. Дарвина, основанную на законах естественного отбора и наследственности; этологический подход К. Лоренца, который, развивая идеи Дарвина, объяснял различные феномены человеческого поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование;

Среди ведущих психологических теорий, раскрывающих внутренние механизмы отклоняющегося поведения личности, важное место занимает экзистенциально-гуманистическая концепция В. Франкла В соответствии с позицией Франкла отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением — значит помочь ему осознать собственное духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования.

Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу (1908—1970) одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей; индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней (физиологических и в безопасности); недоразвитие высших потребностей (в любви, признании и уважении, самоактуализации). Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество, духовность невозможна, то она может быть подменена самовыражением через девиантное поведение.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма (1900—1980) утверждает, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующей в данный исторический момент. Стремясь к гармонии с собой и с окружающей средой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это — дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточной для этого продолжительностью жизни; противоречие между чувством одиночества и связанностью с другими людьми.

Существенное влияние на современное понимание человека оказали идеи аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера, транзактного анализа Э. Берна. Бихевиоризм (поведенческая психология) изучает на основе экспериментов законы и принципы человеческого поведения, включая факторы и механизмы отклоняющегося поведения (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Д. Вольпе, Г. Айзенк, А. Бандура).

Анализ психологических концепций показывает, что отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем; оно также может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами; оно может быть результатом семейной дисфункции или просто привычкой-действием, которое неоднократно повторялось и подкреплялось внешней или внутренний выгодой.

Выделенные факторы можно представить в виде рабочей схемы для анализа, по результатам которого составляются индивидуальные программы профилактики или преодоления отклоняющегося поведения .

Схема анализа отклоняющегося поведения включает семь блоков:

  • 1) индивидуально-типологическая ранимость;
  • 2) нарушение саморегуляции личности;
  • 3) дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей);
  • 4) дефицит социально-поддерживающих систем (семья, друзья, референтная группа, любимый человек);
  • 5) социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение;
  • 6) особенности отклоняющегося поведения;
  • 7) заключение, в котором указываются форма и степень выраженности отклоняющегося поведения, степень социальной дезадаптации, отношение к отклоняющемуся поведению самой личности, поддерживающие внешние и внутренние условия, препятствующие условия, ресурсы личности, возможные пути преодоления (стратегия изменения); формы и методы социально-психологической и педагогической помощи.

Понятие и причины девиантного поведения подростков

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».

Такое определение выводится ею на основании восьми специфических особенностей отклоняющегося поведения.

К числу таких особенностей Е.В. Змановская относит:

  • 1. отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
  • 2. девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
  • 3. оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;
  • 4. исследуемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
  • 5. оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
  • 6. оно исследуется в пределах медицинской нормы;
  • 7. девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
  • 8. ярко выраженное половозрастное и индивидуальное своеобразие девиантного поведения.

Наиболее полно понятие «девиантное поведение» раскрывает Л. Б. Шнейдер в работе «Девиантное поведение детей и подростков».

Он определяет отклоняющееся поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

К определению девиантного поведения Л. Б. Шнейдер выделил несколько подходов:

  • 1. Педагогический подход – под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и восприятия норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • 2. Медицинский подход: девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психических патологий, особенностей пограничного уровня.
  • 3. Психологический поход: девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, представление либо как ошибочного антиобщественный образец решения конфликта, проявляющихся в нарушении общественных норм, либо в ущербе, нанесенным общественному благополучию, окружающим и себе.

По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.

Девиантное поведение, по определению Я.И. Гилинского, — «это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям»

С.А. Беличева отмечает, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Исходя из описанных точек зрения понятие «девиантное поведение» подростков применительно к нашему исследованию можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.

Понятие «девиантное поведение»

Основным условием организованной социальной жизни является наличие ме­жду людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожида­ний, выражаемых в нормах.

Без норм, обуславливающих поведение, взаимодейст­вия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого.

Взаимо­действие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание.

В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм-законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило отражают интересы определенной группы и во­площают ее основные ценности.

В обществе поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нор­мами.

Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки неко­торых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как до­пустимое поведение.

Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у сицологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, фи­лософов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискус­сионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а че­ловека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества (соци­альной, экономической, политической и др.), а также трансформацией ценност­но-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социаль­ной нормой и патологией.

Дают о себе знать такие деструктивные формы девиа­ций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид.

Преступность в России приобрела новые качества: вооруженность, крими­нальный профессионализм, организованность и т.д. Анализ преступности среди отдельных социальных групп граждан, проведенный Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную на­правленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственно­сти, возросло в целом по России на 4,6%.

Вопросы девиантного поведения рассматривались в трудах классиков со­циологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна. В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д.А. Дриля, Н.Н. Неклю­дова, Е.Н. Тарновского, И.Я. Фойницкого, В.Ф. Чижа. В советский период про­блемы девиантного поведения рассматривались в работах М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, А.А. Жижиленко и других ученых. Ими проводились теоретиче­ские и эмпирические исследования таких форм девиаций, как алкоголизм, про­ституция, беспризорность, преступность.

Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах B.C. Афанасьева, Ю.Д. Блувштейна, А.А. Габиани, Я.И. Ги- линского, И.Н. Гурвича, Г.И. Забрянского, Г.Г. Заиграева, Е. В. Змановской, Ю.А. Клейнберга, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.М. Левина, В.В. Лунеева, И.В. Ма- точкина, С.Л. Серебрякова, Т.В. Шипуновой, A.M. Яковлева.

Целью исследования является рассмотрение девиантного поведе­ния как социологической проблемы.

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объ­екта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными про­цессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут стать социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.

Функционально частные социологические теории служат методологией по­знания отдельных социальных процессов, общностей, институтов и методологи­ческой основой эмпирических исследований.

Специфика предмета социологии состоит в том, что круг изучаемых явле­ний исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в кон­кретном обществе социальных норм.

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с че­ловеческой жизнедеятельностью, социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.

Основной задачей данной главы является определение понятия «отклоняю­щееся поведение».

Определить понятие — значит раскрыть его содержание, т.е. выделить совокупность существенных признаков. Первым этапом определения может быть определение через род — подведение определяемого понятия подболее широкое по объему родовое понятие.

Отклоняющееся поведение — это, преж­де всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все ос­новные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнем свой анализ.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятель­ность, созерцание, познание, общение.

Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени ко­гда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначаль­но под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция».

По мере накопления эмпирических данных понимание природы чело­веческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основопо­ложников поведенческой психологии — Джон Уотсон — говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма».

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение опреде­ляется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью».

Под внеш­ней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.

Внутренними состав­ляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная пе­реработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Под поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения явля­ется то, что оно социально по своей сути — оно формируется и реализуется в об­ществе.

Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием.

В целом поведение личности от­ражает процесс ее социализации — интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека мож­но описать, используя общие характеристики поведения:

  • мотивированность — внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями лич­ности;
  • адаптивность — соответствие ведущим требованиям социальной среды;
  • ау­тентичность — соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
  • продуктивность — реализация сознательных целей;
  • адекват­ность — согласованность с конкретной ситуацией.

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в пол­ной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

Критерии определения девиантного поведения

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «ано­мальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человече­ского поведения, в том числе отклоняющегося.

В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.

Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно.

При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, не­стандартное.8

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону.

Способы получения нормы неред­ко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в попу­ляции.

С точки зрения математической статистики нормально все то, что встреча­ется часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормально­го распределения 2-3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству, а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно — небольшие отклонения.

Следовательно, конкретная форма поведения может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся — при злоупотреблении.

С другой стороны, поведе­ние, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окру­жающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценива­ется как отклоняющееся.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются спе­циальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально- психологический.9

Следующий, социально-нормативный критерий имеет чрезвычайно важ­ное значение в различных областях общественной жизни.

Поведение каждого че­ловека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных соци­альных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.

Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, дейст­вующие в нем. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации лич­ности.

При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требова­ниями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблем­ными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и ни­велирование индивидуальности, например в форме конформизма — полного под­чинения интересов личности давлению среды.

Соответственно, дезадаптация — это состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкрет­ных социальных условиях. Можно выделить социальные и индивидуальные про­явления дезадаптации.

Социальными проявлениями дезадаптации являются: сни­женная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; конфликты с законом; изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рас­сматриваться: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; завышенные претензии к окружающим при стремлении самому из­бегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуни­кативных умений; когнитивные искажения реальности.

Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но пред­полагают также самопознание и самобытие личности.

В связи с этим основопола­гающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю по­зицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Само­определение в социальном пространстве и самореализация личностного потен­циала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.

Понятие нормального и отклоняющегося поведения

Анормальное, или девиантное поведение человека — это от­клонение в ту или иную сторону от поведения, которое призна­ется нормальным и не отклоняющимся.

Но какое поведение в таком случае признается нормаль­ным?

Выделяют три характеристики нормального поведения:

  • 1) сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента);
  • 2) адаптивность и самоактуализация (на уровне характеро­логических особенностей);
  • 3) духовность, ответственность и совестливость (на лично­стном уровне).

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий