- Массовая культура в ХХ веке: предпосылки возникновения и сущность функции
- Что такое массовая культура
- Тенденции, вызванные требованиями НТР
- Предпосылки возникновения культуры ХХ века
- Сущность культуры ХХ века
- Функции культуры ХХ века
- История культуры XX века
- Понятие модернизма и постмодернизма
- Модернизм: что это?
- Классические примеры модернизма в архитектуре
- Модернистские течения в искусстве
- Постмодерниз: что это?
- Характерные черты культуры 20 века
- Литература ХХ века
Массовая культура в ХХ веке: предпосылки возникновения и сущность функции
В последней трети 20 века происходит взаимосближение, взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни.
НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.
Что такое массовая культура
Массовая культура – термин, используемый в современной культурологи для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Тенденции, вызванные требованиями НТР
- I Быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических кадров. Концепция непрерывного образования. Оснащение образовательных учреждений обучающими машинами, электронными лабораториями, видеофонами.
- II Качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием (персональное ЭВМ), прочные навыки работы с компьютером, новые аппараты бытовой электроники.
- III Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанные на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекательства».
Предпосылки возникновения культуры ХХ века
- 1) Эпоха крупного промышленного производства, создание армии наемных рабочих, ломка традиционных социальных структур, появление массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций.
- 2) Возникает как попытка новых социальных слоев (наемных) создать собственную разновидность городской народной культуры или как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.
Сущность культуры ХХ века
Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.
Оперирует такими представлениями и чувствами как: желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо. На этой основе создаются произведения, рассчитанные на немедленную эмоциональную реакцию.
Характерен точный выбор адресата-потребителя (возраст, социальная группа), это способствует выбору художественных и технических приемов, при успехе приносит хороший доход.
Создаются упрощенные, адаптированные для массового сознания версии достижений «высокой» культуры.
Функции культуры ХХ века
- — обогащение и развитие духовного мира человека,
- — фиксирование существующих в обществе массовых умонастроений и ориентаций
- — определение ракурса современного прочтения культурной традиции
- — дает достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества
- — является естественным порождением современной цивилизации.
Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора.
Значимость конкретного продута массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.
История культуры XX века
История культуры XX в. с самого начала была отмечена сложными социальными сдвигами. Несмотря на революционные события 1918 г., реакции удалось укрепить свою власть. Однако экономические успехи были вскоре омрачены мировым экономическим кризисом. Приход к власти фашистов и вторая мировая война принесли много проблем.
Картина архитектуры государств достаточно объективно отражает политические реалии.
Распространившаяся после первой мировой войны в Европе, а позднее по всему миру, тенденция к рационализму в архитектуре и функционализм, так называемое современное движение, противостояли друг другу.
Тенденции к отрицанию эмоционально бедной функциональной архитектуры, поискам необычных, подчас забытых, шокирующих архитектурных форм в последние десятилетия получили воплощение в архитектуре постмодернизма.
Главные проблемы искусства XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.
Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство. Стремление землевладельцев, заказчиков и строительной индустрии к получению сверхприбылей вступило в конфликт с проектами архитекторов.
Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривают стандартизацию и типизацию и таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды.
Понятие модернизма и постмодернизма
Модернизм: что это?
Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля.
Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern».
Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия.
Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм .
А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона.
В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового.
То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, – как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий.
Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер.
Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, – по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.
Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального. Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.
Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это – Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.
Классические примеры модернизма в архитектуре
- Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;
- Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
- Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
- Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
- Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.
- Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
- Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
- Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
Модернистские течения в искусстве
- Абстрактное искусство
- Абстрактный экспрессионизм
- Дадаизм
- Импрессионизм
- Кубизм
- Модерн
- Постимпрессионизм
- Символизм
- Сюрреализм
- Фовизм
- Футуризм
- Экспрессионизм
Постмодерниз: что это?
Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.
Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.
Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков.
Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.
Постмодернизм явился результатом отрицания.
Термин этот появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин этот не приживается.
В 1947 году А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X. Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».
Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60–70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.
Возникнув как художественное явление в 1914 году в США (сначала в визуальных видах искусства – архитектуре, скульптуре, живописи, а позже в дизайне, видеоклипах), постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке.
Его теоретическое осмысление несколько запоздало, однако с фундаментированием постмодернизма на философии французских постфрейдистов и деконструктивистов справедливость была восстановлена.
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм.
Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.
Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.
Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.
Ценностью в постмодернизме представляется не всякое многообразие, а только такое, где, как в помойном ведре, всё равноправно и равноценно: «что воля, что неволя; что правда, что неправда; что добро, что зло – всё одно».
Характерные черты культуры 20 века
Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры.
- Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей.
- Во-вторых, осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры.
- В-третьих, в процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я» (масса и массовизация общественной жизни).
Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).
Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.
Со второй половины столетия новый импульс в культуре получают гуманистические принципы и идеалы.
Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому, провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, а демократический гуманизм.
Основой изменения содержания и форм культуры было становление индустриальной цивилизации.
В ушедшем столетии наука впервые заняла подобающее ей место. В своем развитии она приходила во все большую связь с техникой, более непосредственно и быстро реализовывались научные открытия.
Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой стороной культуры, методом и результатом её развития.
Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира, все более растущая интернационализация народнохозяйственных связей.
Появились транснациональные корпорации с едиными формами организационной культуры (треть промышленного производства, половина внешней торговли, 80 % новой техники и технологий).
Наука и техника преобразовывали лик природы, активизируется процесс экспансии разума в эволюционный процесс (человечество не только владеет, но и максимально преобразует биосферу). Это дает основание все больше склоняться к возможности и необходимости создания ноосферы. Еще В.Вернадский утверждал, что эволюция мировой культуры — природное явление в эволюционном развитии.
Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — ноосферу (сфера разума).
Отсюда одно из уникальных, интереснейших явлений современной культуры — космизм, космичность человеческого существования, важной составной которого является ответственность человека за космическую эволюцию.
Таким образом, научно-техническая революция и техногенная цивилизация предоставили человеку большие возможности. Но став главными целями общественного развития, одним из основных условий наращивания материального богатства, они превратили самого человека в простое орудие эффективной экономической деятельности, лишило его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с природой.
Оказалось также, что за блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост продуктивности труда ведет к безработицы; достижение жизненного комфорта увеличивает оторванность человека от человека; автомобилизация, повышая мобильность человека, усиливает загрязнение атмосферы и т.д.
Такая ситуация отразилась в борьбе двух тенденций, которые отвечали двум противоположным точкам зрения на науку. Одна утверждает, что наука главная движущая сила прогресса, другая — обвиняет ее во всех бедах человечества.
Культура XX века отразила все эти процессы и этот кризис, в который входила техногенная цивилизация.
Связан кризис с несколькими факторами:
- 1. наука не всегда демократична;
- 2. наука — средство покорения не только природы а и человека;
- 3. научно-технические достижения не всегда ведут к прогрессу, а и увеличивают зависимость человека от техники;
- 4. наука, давая больше богатым, ведет к расслоению людей, возникновению на этой основе идеологий;
- 5. тесно связанная с миром материальной жизни, наука столкнулась с идеологией и в этом столкновении, судя по всему, победила идеология.
Таким образом, в XX столетии сформировался тип научно-технической культуры, который много дал человеку, преобразовал его жизнь.
Но, вместе с тем, возникло и множество новых проблем и острых противоречий.
Рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение форм потребления сопровождался освоением новых типов духовности, отраженных в культуре модернизма.
Модернизм в переводе с французского — новый, имеет тот же корень, что и слово «мода», поэтому часто употребляется в значении «новое искусство»; «современное искусство».
Модернизм — термин суммарный, означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений с разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.
В поэзии разрыв с поэтической традицией, привычными нормами стихотворной речи.
Футуризм объявлял человеческие чувства «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу».
В изобразительном искусстве отрицание изобразительности.
Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.
У абстракционистов — ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.
Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.
В музыке отрицается модернистами музыкальная организованность — мелодия, гармония, полифония (конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм).
Режиссеры-реформаторы пытаются преобразовать сценическое искусство.
Театр становится публицистичным, социально направленным, в нем отсутствует историческая конкретность, логика диалогов, слово становится самодостаточным.
Ведущим направлением в архитектуре XX века является функционализм, те. Создание предметно-эстетической среды для жизнедеятельности человека.
С середины XX века складывается урбанистическая дезурбанистическая теория строительства (создание мегаполисов или небольших городов-садов).
XX век — время действия масс, всеобъемлющей массовизации жизни. Вовлечение масс в политическую и культурную жизнь потребовало создание особого способа культурного обслуживания масс — массовой культуры.
Ее появлению способствовали техногенные процессы, унификация и стандартизация условий труда и быта, коммерциализация общественных отношений и др.
Массовая культура рассчитана на средний уровень массового потребителя основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов.
Впервые появилась в США на рубеже XIX-XX веков.
Другим типом культуры XX века является тоталитарная культура — официальная культура, полностью ему подконтрольная. Эта культура лишена аполитичности (служит политике), лиризма, интимности, выступает средством борьбы за власть.
Тоталитарными принято считать культуры СССР и Германии конца 20-х и 30-х годов.
Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным (производство не товаров, а услуг, децентрализация в производстве и сфере принятия решений.
Возникает огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации).
Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем.
Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.
Во второй половине XX века возникли глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества:
- — преодоление экологического кризиса;
- — преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;
- — предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;
- — нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.
Изучением будущего, глобальным моделированием занимается авторитетный международный орган — Римский клуб.
Он объединяет мировую научную, деловую и политическую элиту, создан в 1968 году.
ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов.
Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку ХХ век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
В истории культуры ХХв. можно выделить три периода:
- Начало ХХ века — 1917г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
- 20-30гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической);
- Послевоенные 40-е гг. – вся вторая половина ХХв. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).
Прорыв из границы привычного искусства, сложившегося в XIXв., происходит и в начале ХХв.
На рубеже XIX-XXвв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной.
В начале ХХв. философская, художественная и литературная мысли были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.
На этой теоретической основе и сложился декаданс.
Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменившимся миров: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.
Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий.
В 1909г. появится футуризм, его «крестный отец» — итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др.
В 1915г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» — группа объединившихся художников-экспрессионистов.
Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова.
Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства.
В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.
Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.
К понятию «модернизм» близко другое понятие – «авангард», объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.
Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм.
На рубеже столетий он перетерпел много аспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего – как неореализм, особенно в кинематографе.
В искусстве ХХв. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности.
Они проявились:
- В заметном увеличении стремления к общественности образа;
- Исчезновении детализации;
- Возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей;
- Перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа;
- Сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.
Литература ХХ века
Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связано с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.
В литературном процессе ХХв. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.
Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
- Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями;
- Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию;
- Отрицание литературных традиций;
- Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу;
- Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей;
- Стремление к жанру эссе.
Литература ХХв. развивалась в русле двух основных направлений – реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более голубоокого постижения реальности.
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.
Из ведущих литературных направлениях середины ХХв. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции.
Особенностями этого направления являются:
- Утверждение «чистого» немотивированного действия;
- Утверждение индивидуализма;
- Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергетической ломке традиций. Для полной характеристики авангардисткой следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.
Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив.
Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.
Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории З. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений.
В целом для литературы ХХв. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
Литература ХХв. по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой ХIXв., где можно было выделить только три-четыре ведущих направления.
Вместе с тем, современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература того столетия. Европейская художественная литература ХХв. сохраняет верность классическим традициям.
На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выдержало устремления и новаторские поиски ХХв: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «волшебная гора» (1924) и «Доктор Фауст» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критики с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIXв., Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и другие.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии.