Культура Византии кратко

Культура Византии Статьи

Образование культуры Византии

Культура Византии

В IV в после распада Римской империи на Западную и Восточную на карте мира появилось новое христианская империя — Византийская (330-1453 гг).

Ее столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого поселения Византий.

Со временем название поселения стало названием нового государства.

Географически Византия была расположена на границе Европы, Азии и Африкан рики и занимала территорию около 1 млн кв км.

Сюда вошли земли Балканского полуострова, Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Киренаики, части Месопотамии, Армении, острова Крит, Кипр, часть земель в Крыму и на Кавказе, некоторые области Аравии Просуществовала Византийская империя более тысячи лет и пала под натиском турок в 1453 году.

Государственным языком в Византии в IV-VI вв был латинский, а с VII в до конца существования империи — греческий Особенностью общественного строя.

Византии стало устойчивое сохранение централизованного государства и монархии Византия была полиэтническим государством, ее населяли греки, фракийцы, грузины, армяне, арабы, конти, евреи, иллирийцы, славяне и другие народы, но преобладали грекреки.

Византийская культура зарождалась и развивалась в условиях острых, противоречивых процессов тогдашнего общества.

Система христианского мировоззрения утверждалась в непримиримой борьбе с философскими, этическими, естеэтическими и естественнонаучными воззрениями античного мира Византийская культура стала своеобразным синтезом позднеантичных и восточных традиций.

Обладая огромными территориями, Византия контролировала тор Гови пути из Европы в Азию и Африку, проливы Босфор и Дарданеллы, что также повлияло на культурное развитие государства

Роль Византии в развитии культуры средневекового общества была чрезвычайно весомая.

Будучи прямой наследницей античного мира и эллинистического Востока, Византия стала центром довольно развитой и своеобразной культуры.

Характерной чертой византийской культуры была постоянная идейная борьба старого с новым, породило оригинальный синтез западных и восточных духовных начал.

Византийская культура в основном была христианской Вместе с тем особое место занимает и народная культура — музыка, танец, церковные и театрализованные представления, героический народный эпос, юмористическая творчество и др.

Весомый вклад в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел сделали народные мастерйстри.

К образования и научных знаний в византийском обществе относились с уважением.

В империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без хорошего образования невозможно было занять достойное место в обществе.

По традиции все науки объединялись под общим названиемю «философия» (теоретическая и практическая)

К теоретической философии относили: богословие, астрономия, арифметика, геометрия, медицина, музыка.

В практической — этика, политика и история Высокого уровня развития достигли также грамматика, ритор рика, диалектика, логика, и, особенно, юриспруденцийція.

Начинали обучение в начальных школах, где учили писать, читать, считать, скорописи и началам логики.

Книгой для учебы служил Псалтирь Такие школы были частными и платными.

Часто школами ожог ковались монастыри, церковные или городские общины, поэтому обучение было доступно практически для всех слоев населения

Обучение детей при церквях и монастырях осуществлялось клириками и монахами, зак вольняючы собственные потребности в кадрах низшего духовенства.

Продолжали обучение в школах грамматики, где изучали древнегреческих авторов и риторику — своеобразное искусство составления и произнесения праздничными их вещей (в честь победы Василева, рождения наследника, заключение мира и др.)

Уровень образованности и срок обучения определялись практическими профессиональными расчетамхунками.

В ранний период центрами образования и научных знаний были Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа.

В IX в в Константинополе основывается Магнаврской высшая школа, а в XI в — университет, что имел философский и юридический факультеты.

При университете была открыта высшая медицинская школала.

Образование и наука Византии

Образование и наука в Византии имели церковно-религиозный характер, поэтому главное место в системе научных знаний, занимало богословия

Здесь продолжалась античная философская традиция, а византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и изящество диалектики греческих философов.

Богословские диспуты, которые происходили по всей империи, были направлены на создание системы православного вероучения, на выражение христианских истин языком философии Богословы боролись также с ересями и сторонниками язичниствтва.

Учителя церкви, так называемые «великие каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также Патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV — V вв Иоанн Дамаскин в VIII в в своих произведениях, проповедях, письмах систематизировали православное богословие.

Господство религиозно-догматического мировоззрения тормозило развитие наук, особенно естественных Вместе с тем византийцы и поднимали на достаточно высокий уровень те знания, решали богословские вопросы.

В борьбе с инакомыслящими и ересями ими была создана христианская онтология (учение о бытии), антропология и психология — учение о происхождении и эволюции человека, о его личности, душа и тело С VI в важное место в богословии занимает логика (наука о методах доказательств и опровержений).

Начиная с Х-ХI вв в развитии богословско-философской мысли Византии прослеживаются две тенденции Первая проявляла интерес к внутреннему миру и его устройство, веры в возможности человеческого ума.

Представителем этого направления был Михаил Пселл (XI в) — философ, историк, филолог и юрист известная его работа — «Логика» В XII в результате усиления материалистических тенденций наблюдает ться внимание к философии Демокрита и Эпикураура.

Вторая тенденция проявилась в произведениях аскетов и религиозных мистиков, главное внимание сосредоточили на внутреннем мире человека, его совершенствовании в духе христианской этики смирения, послушания и внутреннего покоя.

Представителями таких взглядов были синайский монах аскет Иоанн Лествичник (около 525-600 гг), мистик Симеон Новый Богослов (948-1022 гг) и архиепископ Фессалоникський Григорий Палама (около 1297-1360 гг).

В ХIV-ХV вв рационалистический направление в философии и науке укрепляется Яркими его представителями были Федор Метохит, Мануил Хрисолф, Георгий Гемист Плифон, Виссарион Никейский.

Это ученые и пол литические деятели, яркими чертами мировоззрения которых были проповедь индивидуализма, духовное совершенство человека, обожествления античной культуры В целом византийская философия опиралась на изучение античных философских учений всех школ и направлений.

Развитие естественных наук, математики и астрономии в Византии имели прикладное значение для ремесел, мореплавания, торговли, военного дела и сельского хозяйства.

Так, в IX в Лев Математик к начал алгебру, ученый был автором многих изобретений, в том числе светового телеграфа и различных механизмов..

В космографии и астрономии велась борьба между сторонниками античных систем и теми, которые защищали христианское мировоззрение

Представителем последних был Козьма Индикоплова (именно то, что плавал в Индии)

В работе «Христианская топография» он отрицает учение древнегреческого астронома Птолемея о геоцентрическую систему мира.

Его космогонические представления базировались на библейских утверждениях, что Земля является плоским четырехугольником, который окружен океаном и покрытый небесами.

Астрономические наблюдения были тесно связаны с астрологией В ХII-ХV вв в Византии переводятся и изучаются астрономические творы и таблицы арабских ученых.

Византийцы достигли значительных успехов в медицине.

Они были знакомы с трудами Галена и Гиппократа, обобщали практический опыт и совершенствовали диагностику.

Владели знаниями химии, умели использовать античные рецепты при изготовлении стекла, керамики, мозаичной смальты, эмали и красок.

А вина ахид так называемого «греческого огня» (смесь нефти, гашеной извести и смолы) помогал византийцам одерживать победу в морских сражениях с врагами.

Широкие торговые и дипломатические связи способствовали развитию географических знаний в Византии Ценные географические сведения оставили в своих паломнических произведениях византийские путешественники.

Оригинальной достопримечательностью в области сельского хозяйства стала энциклопедия «Геопоникы», где был сконцентрирован опыт земледельцев

Периодизация культуры Византии

  • до конца 5 в. — ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)
  • конец 5 — начало 6 в — — формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.

Основные направления развития Византийской культуры в 4 — п.п. 7 вв.

Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур.

Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).

Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры.

Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры.

Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.

В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество).

Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую.

Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография).

Особенно богата историческая литература. В 4 — 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа — Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).

Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции.

Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа.

Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.

В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

Наука Византии

Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

  • ● уцелели старые центры науки (Афины, Берут, Газа, Александрия);
  • ● появились новые крупные научные центры – Константинополь;
  • ● сохранились доримские традиции в научном знании;
  • ● “вливания” новых достижений со стороны арабов и болгар.

Философия Византии

Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер.

В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

Происходит формирование научной мысли, в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры.

Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.

Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие.

Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.

Развитие истории в Византии

  • — в исторической литературе освещались небольшие отрезки времени, в центре внимания стояли события, современные авторам
  • — произведения исторической литературы написаны на основании современных авторам документов, рассказов очевидцев, личного опыта
  • — отсутствие компилятивности
  • — ограниченность исторического кругозора и общеисторической концепции
  • — сильное влияние политики на историческую литературу
  • — определенная субъективность
  • — преобладали представления о цикличном повторяющемся времени, заимствованные у античных историков (создатели концепции — Платон, Аристотель, неоплатоники), в качестве идеала трактовалось круговое движение
  • — принцип казуальности — один из главных историко-философских принципов, используемых историками (использовали вслед за Геродотом, Фукидидом и Полибием), причинные (казуальные) связи присутствовали как реальные, так и мистические
  • — вера во всесильную роль судьбы, как следствие — подмена причинны следствием, поиск несуществующих мистических причин и пр., признание фатализма как фактора исторического развития
  • — хронологическая последовательность часто заменяется ассоциативной либо проблемным или ассоциативным методом изложения.

В сочинениях светских историков ранней Византии указание на точное время того или иного события часто заменяется описательными, расплывчатыми выражениями (связано с понятием цикличного повторяющегося времени)

  1. — эклектичность произведений византийских историков (на основе античных воззрений)
  2. — философские воззрения и их изложение составляли значительную часть исторических произведений

Литература и театр Византии

  • ▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;
  • ▬ для содержания и сюжетной линии характерно сочетание античных мифов и евангельских сказаний;
  • ▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;
  • ▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;
  • ▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)

Театр сохранил свое значение.

В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.

Изобразительное искусство Византии

Прикладное искусство.

Расцвет изобразительного искусства в 6 в. н.э. – эпоха Юстиниана 1 (параллельное развитие на большей части территории Византии).

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство: развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Архитектура: развитие монументальной архитектуры шло параллельно с распространением христианства.

В период иконоборчества распространение растительных и зооморфных мотивов в орнаменте. В резьбе – резьба по камню.

Изобразительное искусство, как и система образования, первоначально основывалось на лучших античных традициях.

Постепенно происходила переориентация в русле христианской идеологии. Красота естественная ценилась выше, чем красота “рукотворная”. Здесь прослеживается разделение духа и тела человека, божественного и земного и предпочтение отдавали божественному, естественному. Произведения искусства, созданные руками человека были своего рода “вторичным продуктом”, не божественным.

Византийцы, как и их предшественники не выделяли для себя сферу эстетического.

Древний библейский мотив творения богом мира стал стержнем внерационального, эстетического подхода к восприятию и преобразованию мира, акт творения в новой христианской традиции. Византийская культура переняла основополагающий принцип античной эстетикипринцип гармонии. В 4 — 5 вв. в искусстве еще сильны были античные традиции. К 6 в. искусство прониклось идеями христианства.

В основу идеи произведения искусства закладывался не античные принцип гармонии и спокойствия, умиротворенности, созерцании, а принцип борьбы духа и тела, положительных и отрицательных сил.

Этот принцип придал произведениям искусства новое звучание. Основа формы часто оставалась старой (например, базилика в архитектуре)

Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

Архитектура Византии

Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира.

Новой составляющей в искусстве было христианство. К 6 в. намечаются коренные перемены как в искусстве вообще, так и в архитектуре.

Характерным является отрицание к 6 в. античного наследия в искусстве, а, значит, использование античных элементов, традиций и принципов было либо забыто, либо завуалировано.

Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым но и общественным зданием.

Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

Базилика стала преобладающим, фактически обязательным типом храма.

Базилика строится ориентированной по оси запад-восток. Алтарная часть византийской базилики, в отличие от более раннего времени, обращена к востоку. Культурная, религиозная и политическая общность территории вера к заимствованию элементов и взаимовлиянию стилей, обмену композиционными идеями и декоративными формами. В то же время, в каждом регионе средиземноморья архитектура основывается на местных традициях.

Формированию локальных особенностей архитектуры способствуют не только влияния соседних культур и местных традиций, но и такие конкретные моменты, как, например, материал доступный для строительства.

Наиболее единообразными и однородными архитектурные формы были в Риме того времени. Для построек характерна ориентировка здания по оси запад-восток, вытянутость по этой же оси, осевое движение формируется построением и своеобразной динамикой движения нефов к алтарной части храма.

доминирует тип трехнефной базилики. пропорции нефов отличаются от более ранних, римских хорошо выраженным вертикальным членением, покрываются мраморной облицовкой или мозаиками.

Аналогичные черты общественной архитектуры были характерны для Северной Африки. Особый тип архитектуры формируется в Сирии: в композиции храма актуальными были кубические формы, меньшее внимание уделялось пространственной осевой динамике в горизонтальной плоскости, сокращается количество внутренних опор, внутреннее помещение зала приобретает зальный вид, пространство храма группируется вокруг центрального нефа.

За счет таких изменений сирийские храмы производили на входящего иное впечатление. Человек находился не в динамичном, двигающемся пространстве, а в статичном, спокойном зале. Зодчие достигали эффекта покоя.

Дворцы как памятники архитектуры имели не меньшее значение, чем базилики.

Типичные памятники зодчества 4 в.:

  • п.пол. 4 в. — Храмы-мартирии (Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме)
  • сер 4 в. — Храм Апостолов в Константинополе (в плане — вид 4-хконечного креста)
  • 4 в. — Храмы при императорских резиденциях

В 5 в. происходит стабилизация и типизация приемов и композиций в архитектуре в связи с массовым строительством храмов. Преобладающим материалом была плинфа. Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе.

Техника пришла в Константинополь из Малой Азии. Конец 5 в. характеризуется подъемом архитектуры. Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр.

Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина).

Живопись Византии

  • — близость к античным художественным традициям;
  • — использование античных канонов изображения, построения и организации пространства;
  • — сильные локальные различия (западная и восточная части империи);
  • — формирование особой, отличной от предшествующей, символики;
  • — наряду с общехристианской символикой формируется “прообразовательная” (предсказательная) символика.

Самые ранние живописные произведения — росписи в катакомбах, они относятся к ко 2 — 4 вв.

Росписи появились параллельно с господствующим дохристианским искусством и относятся по времени к довизантийской эпохе. Их называют наиболее ранними по сюжетной тематике.

3 в. — фресковая роспись ( баптистерий при христианском молитвенном доме в Дура Европос на Евфрате) — самый ранний опыт христианского монументального изобразительного искусства. (исключение составляют росписи в катакомбах).

Произведения искусства с 4 в. имеют церковное назначение или включаются в круг христианской символики.

Культура Византии середины 7 – 12 вв

Формирование устойчивой религиозной системы, на основе которой сформировалась устойчивая структура общества с деспотической формой власти, отношения внутри общества, наука, система образования и администрирования, искусство и пр.

Христианская религия упроила и обосновала отличия в культуре элиты общества и основной части общства. Этот период в культуре Византии характеризуется наличием исключительно христианского мировоззрения.

В результате усиления церкви увеличивается количество служителей культа и культовых сооружений (особенно монастырей). В то же время сохраняется традиция плюрализма в личных религиозных взглядах, сохраняются секты (монофизитов и монофилитов).

К концу рассматриваемого периода наблюдается возрастание интереса к культуре Античности.

Происходит доработка богословской системы.

Иоанн Дамаскин критикует врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев). Он проводит систематизацию богословия, представляя богословие как особую систему идей о Боге. И. Дамаскин постарался устранить противоречия из церковных догматов.

К 11 в. открывается первая высшая духовная школа при патриархии, главным предметом в которой была теология.

Литература характеризуется целым комплексом разнообразных явлений:

  • — много заимствований (в том числе и из античных памятников);
  • —  широко распространяются произведения народно-язычной литературы (например, на основе цикла народных песен);
  • — как жанр литературы возникает и распространяется роман (в культуре эллинизма уже были прецеденты);
  • — популярными становятся сатирические произведения, направленные против духовенства;
  • — отмечают взаимопроникновение разных литературных жанров (эпоса, романа, жития и пр.);
  • — в 9 – 10 в. широко развивается агиография (обработка и переписывание уже существующих житий святых); в рамках агиографии развивается поэзия (поэтизация монашества, идеализация жизни монахов).

В исторической мысли этого периода исследователи прослеживают типичные средневековые черты:

  1. ○ повествовательность;
  2. ○ отсутствие литературного героя;
  3. ○ формирование образа идеального государя (образ равноапостольного Константина Великого);
  4. ○ фиксация событий при почти полном отсутствии описаний – событийность произведений, популярность исторических хроник;
  5. ○ индивидуализация произведений (автор, например, Михаил Пселл, использовал свои приемы, индивидуальная конструкция исторических произведений, авторские оценки событий).

Архитектура и изобразительное искусство Византии

Представления о прекрасном, гармонии, произведениях изобразительного искусства формируются под влиянием церкви.

К этому времени складывается система христианской символики цвета.

  • — в 9 – 11 вв. происходит реставрация старых, разрушенных в период иконоборчества, памятников;
  • —  восстанавливают некоторые памятники монументальной живописи (например, мозаики Храма Св. Софии в Константинополе);
  • — развивается книжное искусство (11 – 12 вв. – расцвет книжного дела), формируется столичная школа книжного дела;
  • — строится много новых храмов и монастырей;
  • — появляются трактаты по искусствоведению.

В архитектуре преобладает крестово-купольная композиция храма (возникла еще в 6 в.).

В 9 – 10 вв. формируется свой архитектурный стиль: храм воспринимался как образ и модель мира. Архитектурные сооружения богато декорируются.

Один из широко распространенных строительных приемов – узорчатая кирпичная кладка стен.

В архитектурной композиции храмов этого периода характерной чертой является большое количество вертикальных линий, (исследователи говорят о возврате к античным греческим традициям).

В архитектуре говорят о формировании локальных архитектурных школ разных регионов (собственно Византийская, Северо-Африканская и пр.)

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.

Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий