Лицензия на природопользование: что это и виды

Экологическое лицензирование и его природоохранное значение

Лицензирование является способом регулирование и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Лицензия — разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия выдачи регулируются законодательством: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О животном мире», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах»

В содержание лицензий входят:

  1. сведения о предоставляемом природном объекте
  2. субъекте права природопользования
  3. о целях
  4. способах использования природного объекта
  5. его пространственных границах
  6. сроках
  7. объемах
  8. условиях пользования
  9. требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. Предусмотрена обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования является одним из эффективнейших способов гос. регулирования природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под которым понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных границах.

Лицензии на комплексное природопользование выдаются специально уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:

  • 1)видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
  • 2)экологических требований, при которых опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.
  • 3) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.;
  • 4) переход титула права собственности на недвижимость, какой явля­ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия один год. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться.

Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе.

Несоблюдение порядка пользования лицен­зией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, эколо­гических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии до постановлению органа, который выдал лицензию.

Договор и лицензия на комплексное природопользование

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах».

Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду
  • Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
  • Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
  • Раздел V. Государственная экологическая экспертиза
  • Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
  • Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности
  • Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации
  • Раздел IХ. Особо охраняемые природные территории и объекты
  • Раздел Х. Экологический контроль
  • Раздел ХI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования
  • Раздел ХII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
  • Раздел ХIII. Ответственность за экологические правонарушения
  • Раздел ХIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
  • Раздел ХV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы.

  • 1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.
  • 2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения.

Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональн. экологических программ.

Платность использования природных ресурсов

Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

Отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятий, выпускающих и применяющих оборудование с повышенными удельными расходами топлива и энергии.

В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы — ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени.

Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная). Использование ЭЛ вместо налогов позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок ЭЛ, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции.

Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды.

Предприятие — источник вредных выбросов — имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может проводить такую политику, чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределенности. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счете страховой фирмы.

Если компания в течение оговоренного срока не причинила ущерба окружающей среде, то ее платежи возвращаются с выплатой процента. В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Федеральный закон от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Статья 1.

Сфера применения настоящего Федерального закона использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии деятельность по производству элитных семян (семян элиты); производство табачных изделий; осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий.

Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.

Экологический ущерб: что это и как его оценить?

Экологический ущерб — это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения.

Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды.

Он складывается из следующих затрат:

  • — дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;
  • — затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;
  • — дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

  • — затраты на снижение загрязнений;
  • — затраты на восстановление окружающей среды;
  • — рыночная цена;
  • — дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;
  • — затраты на компенсацию риска для здоровья людей;
  • — затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

  • — население;
  • — объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;
  • — сельскохозяйственные угодья;
  • — водные ресурсы;
  • — лесные ресурсы.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

  • — в пределах допустимых объемов выбросов;
  • — в пределах установленных лимитов выбросов;
  • — сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего — в 5 раз выше второго.

Например, на 1993 г. Норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного — 5545 руб.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий.

Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся заражению.

Например, в США с 1972 по 1987 г. выделялось ежегодно 24,3 млрд. долл. На очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма средств, выделенных на охрану окружающей среды за этот период, составила приблизительно 1 трлн. долл.

Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий.

Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод .

Лицензия – это разрешение на что-либо.

В области природопользования выделяются 2 типа лицензий:

  • природноресурсовая лицензия;
  • лицензия на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны природы.

Природноресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса.

В ней фиксируются конкретные ограничения, условия потребления природных ресурсов и пользования объектами природы. По своей сути лицензия на природопользование концентрирует в себе 2 признака:

  • 1. является актом собственника природного ресурса;
  • 2. представляет собой форму проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса.

Предметом лицензии является природный ресурс, предназначенный для использования.

Могут лицензироваться следующие виды ресурсов:

  • 1. экономические (разрешение на заготовку древесины, живицы);
  • 2. экологические (разрешение на выброс, сброс, размещение, захоронение вредных веществ);
  • 3. оздоровительные (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды);
  • 4. культурные (разрешение на археологические раскопки).

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» лицензирование природопользования бывает специальным и комплексным.

Лицензии на специальное природопользование дают право на пользование данным (одним) видом ресурса на определенных условиях в определенном месте.

Такая практика лицензирования не отвечает требованиям рационального природопользования, т.к. практически всегда использование одного ресурса неизбежно затрагивает интересы охраны и использования других ресурсов.

Наиболее приемлемым вариантом является лицензирование комплексного природопользования.

Под комплексным природопользованием понимается такое использование предприятием природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование представляет собой документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий.

При подготовке материалов для получения лицензии необходимо разработать мероприятия по соблюдению природоохранных норм и правил.

В настоящее время лицензия на комплексное природопользование на территории Свердловской области не применяется в связи с недоработанностью нормативной документации.

Таким образом, выдаются лицензии на специальные виды природопользования:

  • лицензия (разрешение) на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • лицензия (разрешение) на водопользование, включающая разрешение на забор воды, лицензию на пользование подземными водами, разрешение на сброс сточных вод
  • лицензия (разрешение) на размещение отходов
  • лицензия на разработку месторождения полезного ископаемого, в котором указан размер земельного и горного отвода

Лицензии в области охраны окружающей природной среды выдаются при осуществлении следующих видов деятельности:

  • — утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных);
  • — проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
  • — отдельные виды деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
  • — осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;
  • — разработка проектной документации по расчету нормативов предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду и обоснованию лимитов природопользования (разработка томов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов);
  • — проведение исследований экологического состояния компонентов окружающей среды с целью оценки техногенных влияний в системе подготовки и принятия решений о развитии хозяйственной деятельности;
  • — проведение ОВОС;
  • — разработка разделов «Охрана окружающей природной среды» в составе проектной документации градостроительных комплексов, а также на строительство (расширение, реконструкцию) хозяйственных объектов комплексов;
  • — сервисное обслуживание особо охраняемых природных и рекреационных территорий и объектов (благоустройство и озеленение территории; реконструкция зеленых насаждений; благоустройство и реконструкция водных объектов и водоохранных зон; поддержание условий местообитания ценных видов животного мира; обеспечение сохранности памятников природы);
  • — учебно-консультационные услуги по обеспечению экологических требований в процессе планирования и ведения хозяйственной деятельности;
  • — услуги по хранению и обеспечению соответствующих условий при транспортировке ресурсов растительного и животного происхождения и нетоксичных промышленных отходов, на экспорт и импорт которых имеется лицензия.

Процесс экологического лицензирования состоит из следующих стадий:

  1. подача заявок на получение лицензии и других необходимых документов заинтересованными предприятиями или лицами в специально уполномоченные органы;
  2. регистрация документов, представленных для получения лицензии;
  3. принятие решения о выдаче или об отказе выдачи лицензии;
  4. приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

Экологическая паспортизация: что это?

Экологический паспорт предприятия — это нормативно-технический документ, содержащий характеристику его комплексного влияния на окружающую среду.

Основными показателями влияния предприятия на состояние окружающей среды являются:

Экологичность выпускаемой продукции (доля продукции с улучшенными экологическими показателями; выпуск экологически чистой продукции).

Влияние на водные ресурсы (объемы забираемой воды по различным источникам; использование воды на производственные цели; объемы воды, переданной другим предприятиям и организациям; сброшенные сточные воды; доля загрязненных сточных вод; концентрация вредных веществ в загрязненных сточных водах; степень очистки сточных вод; изменение объемов и качества сточных вод).

Влияние на воздушные ресурсы (объем используемого атмосферного воздуха; количество отходящих вредных веществ по видам и источникам; количество вредных веществ, поступающих на очистные сооружения; доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества отходящих вредных веществ; количество вредных веществ, поступающих в атмосферу после очистки по видам; изменение объемов и качества выбросов вредных веществ в атмосферу по сравнению с предшествующим периодом).

Влияние на материальные ресурсы и отходы производства (объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из сточных вод; объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из отходящих газов; количество образующихся твердых отходов; количество утилизированных твердых отходов; количество твердых отходов, подлежащих захоронению; степень извлечения основных компонентов из минерального сырья).

Влияние на земельные ресурсы (коэффициент застройки — отношение площади, занятой под здания и сооружения, к общей площади предприятия; объем продукции предприятия, выпускаемой с 1 га земли; соотношение основных, вспомогательных и обслуживающих площадей; величина производственной площади на 1 рабочего, единицу оборудования, агрегата; общая площадь либо протяженность коммуникаций, подъездных путей, водоснабжения, канализации, энергоснабжения; площадь земель, отводимых под культурно-бытовое и жилищное строительство; доля площади, занятой под отходы производства; доля площади, занимаемой санитарно-защитной зоной; площадь рекультивируемых земельных участков).

Экологический паспорт разрабатывается за счет собственных средств предприятия и утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом Минприроды, где он и регистрируется.

Право на разработку экологического паспорта имеют организации, обладающие соответствующей лицензией. Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ и ПДС, лицензии на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статотчетности, инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт позволяет оценить «экологичность применяемых технологий и может являться базой для разработки системы нормирования воздействия предприятия на окружающую среду по отдельным характеристикам и экологической сертификации производства».

Экологический паспорт является банком данных о современном состоянии использования природных ресурсов, их охраны и воздействия на окружающую природную среду. Он дает возможность проследить различие в уровнях технологии, разработку и реализацию мероприятий по совершенствованию технологии с целью снижения негативного воздействия предприятия на окружающую среду.

Экологическая характеристика предприятия предполагает оценку прогрессивности технологии, полноту использования сырья и топлива, применяемые схемы очистки сточных вод и аэровыбросов, характеристику потоков отходящих воды и газа, отчуждаемой территории, общую экономическую оценку ущерба, наносимого предприятием окружающей среде и детализацию этой оценки по видам продукции и технологическим переделам.

Экологический паспорт включает следующие разделы:

  • титульный лист;
  • общие сведения о предприятии и его реквизиты;
  • краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (климатические условия; фоновая концентрация в атмосфере; фоновый химический состав водных объектов, являющихся источником водозабора, или приемников сточных вод);
  • краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;
  • сведения об использовании земельных ресурсов;
  • характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;
  • характеристика выбросов в атмосферу;
  • характеристика водопотребления и водоотведения;
  • характеристика отходов;
  • сведения о рекультивации нарушенных земель;
  • сведения о транспорте предприятия;
  • сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (данные о платежах за загрязнение окружающей среды и природопользование, данные о затратах на природоохранные мероприятия и показатели их эффективности).

Экологический паспорт для действующих и проектируемых предприятий составляется по состоянию на 1 января текущего года и дополняется (корректируется) при изменении технологии производства, замене оборудования и т.д. в течение месяца со дня изменений. Он хранится на предприятии и территориальном органе Минприроды РФ.

Экологическая сертификация: что это?

Предприятие может выпускать и реализовывать какую-либо продукцию, осуществлять работу, оказывать услугу или использовать определенную технологию только в том случае, когда оно имеет сертификат соответствия.

Экологический сертификат является разновидностью сертификата соответствия и представляет собой документ, удостоверяющий соответствие качества продукции, услуг, работ и технологии экологическим требованиям.

Например, Минприроды РФ совместно с государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) выдает сертификаты о подготовленности месторождений полезных ископаемых к промышленному освоению, где имеются данные по качеству разведанных запасов и показатели экологической безопасности их использования.

Экологическая сертификация является неотъемлемым элементом механизма управления природопользованием и осуществляется для выполнения следующих задач:

  • — защита потребителей от приобретения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования или утилизации;
  • — обеспечение рационального использования, охраны, воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
  • — предупреждение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние окружающей природной среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизации отходов производства и потребления, разработкой и использованием природных ресурсов;
  • — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту;
  • — обеспечение интеграции экономики в мировой рынок.

Таким образом, экологическая сертификация служит средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе экологически благополучной продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя).

Правовые основы сертификации в РФ изложены в ФЗ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г.

Формированием и реализацией государственной политики в области сертификации уполномочен заниматься Госстандарт России.

Единая система экологической сертификации распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности, продукция которых может нанести ущерб населению и окружающей природной среде. Она складывается в соответствии с приказом Минприроды РФ от 23.01.95 г. «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде» и действует на основе Соглашения с Госстандартом и Системой сертификации ГОСТ РФ, а также базируется на международных правилах сертификации ИСО.

Экологическая сертификация проводится в виде обязательной и добровольной.

Участниками обязательной сертификации являются: Госстандарт России, иные государственные органы управления РФ. Уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшие систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России (в ФРГ — Голубой ангел, в Японии – Эко-знак, в скандинавских странах – Белый лебедь).

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий