Лимиты на использование природных ресурсов: что это?

Лимиты на природопользование: что это и примеры

Лимиты на природопользование – это система экологических ограничений по территориям.

Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются для предприятий природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов.

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды.

Так же как лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно:

  • изъятие природного вещества из природы;
  • внесение антропогенного вещества в природу.

Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использование природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Они распределяются по определенным объектам:

  1. по землям– действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, для аэропортов, магистральных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. (все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем РФ);
  2. в настоящее время установлены нормы бесплатной передачи земель собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства;
  3. по водным объектамприменяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, для эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
  4. в области охраны, использования и воспроизводства лесовглавным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины. Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства;
  5. количество граждан на пребывание в лесу; числотой или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т. д.);
  6. в области охраны и использования животного мирараз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная – природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов.

Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отходов (вредных веществ) также представляют собой вид приро­допользования.

В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путем экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (используются экологические фонды, аккумулирующие средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).

Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства;

  • количество граждан на пребывание в лесу; числотой или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зеленую поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т. д.);
  • в области охраны и использования животного мирараз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы.

Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная – природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов.

Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отходов (вредных веществ) также представляют собой вид приро­допользования.

В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путем экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (используются экологические фонды, аккумулирующие средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).

Договорные формы природопользования

В России наибольшее развитие получил известный по гражданскому праву тип договора – аренда.

Вслед за арендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства обозначаются и другие возможные виды договоров.

Несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места.

По-прежнему в этих условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения.

Арендные отношения в области природопользования

Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов.

По договору на аренду природных ресурсов сторона (арендодатель) обязуется передать другой стороне (арендатору) для целевого хозяйственного использования конкретно-определенные виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок.

Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охраны природных ресурсов.

Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо.

Договорные отношения на рынке экологических услуг

Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение породило в последние десять лет целую серию предложений и новаций в сфере природопользования.

К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.

Так, например, в Горно-Алтайской Республике была попытка внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась бы с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций.

Но эта идея не осуществилась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.

В настоящее время идут дебаты о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.

Сейчас назрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, следует отразить специфические черты, характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.

Договор комплексного природопользования

Существование подобного договора предусмотрено ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», вступившего в силу 10.01.02.

Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования России.

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.

Договор на комплексное природопользование является еще новым видом договорных связей в области природопользования.

К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий