Литература Древнего Египта кратко

Зарождение литературы в Древнем Египте

Письменное искусство берет свои истоки с Древнего Египта. Именно древнеегипетская литература положила начало бурному развитию письменности как искусства. Зарождение длилось с фараоновского периода вплоть до римского господства.

В некоторых источниках упоминается, что литературная письменность в Египте впервые появилась в конце четвертого тысячелетия до н.э. в виде иератического и иероглифического письма. В начале периода Старого царства, а именно в 26-22 столетиях до н.э. литературное творчество проявлялось в письмах, стихах, погребальных текстах, религиозных гимнах и даже автобиографических записях.

А вот уже в начале Среднего царства зародилась повествовательная литература. Такое стремительное развитие искусства письменности обусловлено возвышением интеллектуального класса писцов, зарождением новых культурных чувств индивидуальности, а также значительное улучшение грамотности.

Вслед за стихами и повествовательными рассказами возникает новый жанр – памятные граффити, которые выполнялись на стенах гробов и храмов и очень быстро обрели популярность среди писцов. Они представляли собой автобиографические надписи на надгробной плите, которые наносились, чтобы увековечить и прославить имя умершего вельможи. Воспроизводилось на плите не только имя, но и все титулы, должности умершего, а также наносились списки жертвенных даров, предназначавшихся ему.

Немного позже, к этой «сухой» описи титулов стали прибавлять описания разнообразных эпизодов жизни человека, которые свидетельствовали о его заслугах перед фараоном. То есть описывалось все, что могло прославить и приукрасить его личность. Именно памятные граффити положили начало такому жанру, как автобиография. В Эллинистическом Египте вновь возрождается пророческий текст.

Многогранность письменного искусства

Со всей уверенностью можно сказать, что египетская культура в целом является одним из основных истоков всемирной культуры. Древнеегипетская литература представляла собой одно из самых красочных, ярких и художественно ценных проявлений этой культуры и глубокого, самобытного человека в общем. Искусство письменности неразрывно было связано с обществом и его идеологией, в которой огромнейшую роль играла религия.

Поэтому вовсе неудивительно, что на древнеегипетской литературе отпечатался след религиозный и нередко в самых разных произведениях можно обнаружить религиозное мировоззрение во всех его красках. Но это вовсе не означает, что египетское литературное искусство было в основном богословским. Наоборот, это значит, что древнеегипетская литература была богата разнообразными и разноплановыми жанрами.

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства — язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.); коптский язык (III—VII вв. н. э.).

Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками.

Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства.

Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в III в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные движения человеческой души.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться.

Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, — с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий.

Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Харрис).

Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом.

Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

С VIII в. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности.

Этот тип письма получил название демотики, демотического (т. е. народного) письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему.

Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.

Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Литература в Древнем Египте

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов.

Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа.

Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.

Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литература стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения.

Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы.

Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии.

Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами.

Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» и «Речение Неферти».

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке.

Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др.

В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста».

В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии.

Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет.

Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

В первом цикле рассказывается о том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лодку, а лодка спущена в море).

Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца выступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей.

Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших.

На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра.

Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса.

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой».

Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство.

Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык.

Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы.

Язык. Письменность. Литература Древнего Египта

От древних египтян дошло до нас большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям, хотя и обработанным позднее придворными и храмовыми писцами.

Особенно популярна была повесть о Синухете. Это был вельможа, бежавший из Египта во время смут из-за престолонаследия.

Он попал в Синайскую пустыню, где едва не умер от голода и жажды. Его спасли бедуины. Он пошел дальше, в Палестину, где подружился с вождем одного из племен и женился на его дочери.

Победив в поединке одного туземного богатыря, Синухет забрал себе все его имущество. Хотя он разбогател, его стала мучить тоска по родине. Он выпросил у фараона прощение за своё дезертирство и вернулся в Египет. В повести ярко противопоставлены культурная жизнь при древнеегипетском дворе и примитивный быт азиатов. Однако антипатии к чужеземцам нет. Беглого египтянина они встречают гостеприимно и проявляют к нему великодушие.

Так выглядели создатели литературы Древнего Египта

Другое литературное повествование носит чисто сказочный характер (сказка о потерпевшем кораблекрушение). Один древнеегипетский чиновник, отправившись в морское плавание, чуть не гибнет во время бури.

Потеряв корабль и всех спутников, он добирается на обломке потонувшего корабля до острова, где обитает добрый змей, у которого путник гостит, пока фараон не присылает за ним своих моряков.

Следует отметить также «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д.

Сохранилось немало всевозможных народных песен, распевавшихся древнеегипетскими молотильщиками, рыбаками, носильщиками и т. д., а также любовных стихотворений, в которых юноша и девушка наивно выражают свою взаимную привязанность.

Совершенно иной характер носит трескучая и напыщенная придворная поэзия, прославляющая невероятные подвиги царей.

Иероглифическая письменность Древнего Египта

Образцом древнеегипетского философского произведения, ставящего вопрос о смысле жизни и ее цели, является «Разговор разочарованного с душой».

Один из участников диалога (разочарованный) жалуется на жестокость и коварство людей и хочет уйти в загробный мир искать там справедливости.

Другой собеседник («душа разочарованного») высказывает скептические взгляды. Никто не вернулся с того света, никто не знает, лучше ли там, чем на земле.

Лучше искать счастья в земной жизни. Однако разочарованный египтянин не хочет слушать утешений. В конце концов ему удается убедить свою скептическую душу в преимуществах потустороннего мира перед земной жизнью.

Литературные жанры Древнего Египта

Литература Древнего Египта наряду с литературой Месопотамии считается самой древней литературой. Письмо в Древнем Египте и иероглифическое (рисуночное письмо дополненное фонетическими знаками), и иератическое( ранняя форма древнеегипетской скорописи, нанесении иероглифических знаков кисточкой в результате чего знаки получаются с более округлой и курсивной формой.), впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н.

э. в последней фазе додинастического Египта. Тексты были выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.

Язык:

Хотя письмо впервые появилось в самом конце 4-го тысячелетия до н.э., оно использовалось только для передачи коротких имён и надписей.

Связанные тексты не появлялись примерно до 27 века до н.э., начала Древнего царства, до тех пор пока не началась первая фаза египетского языка- древнеегипетский язык. Он оставался только устным примерно до 22 века до н.э. В начале Среднего царства, он превратился в среднеегипетский, и хотя он был тесно связан с древнеегипетским, позднеегипетский значительно отличался в грамматической структуре. Позднеегипетский появился в качестве разговорного языка ​в 17 веке до н.э., но не использовался как письменный язык примерно до 14 века до н.э.

В 7 веке до н.э. позднеегипетский постепенно превратился в демотику (упрощённый скорописный тип письма, знаки писали горизонтально справа налево), и, хотя она оставалась разговорным языком до 5 века н. э., в 1 вевке н.э. она была постепенно заменена коптским языком.

Находили:

На стенах гробницы, на саркофагах и на папирусах находили произведения погребальной литературы, написанные были предназначены для защиты и воспитания души в загробной жизни, в эти надписи входили магические заклинания, заговоры и лирические гимны.

Кроме того, в гробницах находили копии литературных текстов, не связанных с погребальным ритуалом, и наверно предназначенных для развлечения мёртвых в загробной жизни.

Литература:

Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки.

Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества.

Поучения:

Поучения опытных наставников молодому поколению по разным вопросам были популярным жанром египетской литературы. Наиболее яркие представители: « Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где особое внимание следует уделить изложенной концепции царской власти и ее роли в организыциии государственной власти в Древнем Египте; « Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», где повествуется о преимуществах карьеры писца перед всеми другими профессиями.

Пророчества:

Специфический жанр египетской литературы, предсказывающий будущие бедствия.

Читателей привлекала чередующаяся ритмика изложения, эмоциональная взволнованность автора, точная лексика, передающая глубокое горе. Наиболее яркий представители: « Пророчество Нефертити», где описываются возможные бедствия страны, если в Египте вспыхнет мятеж населения против власти.

Религиозные тексты:

Мифологизесике сборники, заклинания, погребальные тексты. Самый яркий представитель: « Книга Мертвых», которая была одним из важнейших произведений древнеегипетской религиозной литературы.

Ее главным назначением было- помогать покойнику в его опасном пути к залу загробного суда.

Биографии:

На стенах гробницы богатого человека от его лица записывалась вся «автобиография»: перечисля­лись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Прежде всего следует отметить биографию «Рассказ о Синухете».

Это жизнеописание получи­ло чрезвычайно широкое распространение и дош­ло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Синухет, как следует из этого произведения, — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Ско­рее всего это историческая личность. От первого лица ведется повествова­ние о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов.

Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатно­сти и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю. «Повесть о Синухете» представляет собой соче­тание автобиографии, художественного произведе­ния и исторического памятника.

Автор не только вставил в текст отрывки из различных государ­ственных документов своей эпохи, иллюстрирую­щих повествование. Он с недюжинным литератур­ным талантом выстроил свое сочинение, выво­дя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслужен­ную славу на многие века существования Египет­ского царства.

Сказки:

Другой литературный жанр, получивший чрез­вычайно широкое распространение в Египте эпо­хи Среднего царства. Этот жанр, несом­ненно, берет свое начало в традиции устного твор­чества.

Сказки крайне разнообразны по тематике.Один из интереснейших сборников сказок — папи­рус Весткар, посвященный историям из времен цар­ствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фанта­стические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной исто­рии, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица ожи­вает.

В этих и подобных им сказках авторский вы­мысел тесно переплетается с египетской мифоло­гией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важ­нейшими мифами, как, например, «Сказка о Прав­де и Кривде».

Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестран­ного города.Египетские сказки включают в себя всевозмож­ные жанры: описание путешествия, нравоучитель­ную историю, даже авантюрную повесть.

В боль­шинстве этих произведений, особенно относящих­ся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, ха­рактерный вообще для народной сочинительской традиции.

Духовная культура Древнего Египта

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей

Мировосприятие и религия.

В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место.

Как и большинство народов египтяне с помощью религии объясняли мир вокруг себя, но помимо этого египетская религия была еще и этикой для жителей Древнего Египта.

Что примечательно, в Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.

Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была).

В до династическом периоде Египтяне, как и большинство народов в ранний период( те же греки в архаике), во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил.

Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойств) и тотемизм(религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема). Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

На протяжении всего династического периода в Египте в религии присутствовало обожествление животных, идущее еще из тотемизма.

Но стройной системы в египетской религии не было — все боги в древнем Египте делились на местных, почитаемых в крупном селении, номовых, почитаемых в областных центрах и общегосударственных, обязательных для всего населения. Изначально все боги были в образе животных, но с течением времени боги стали изображаться с телом человека и головой животного.

Вот некоторые животные и боги, которых они могут олицетворять: Быки и коровы(Атум, Осирис, Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор), Гиппопотам ( слуги Сета), Крокодил( Слуги Сета, враги Ра), Сокол( Хор, Ра, Амон, Монту, Немти, Сопду).

Вообще египетские боги отличаются необычным внешним видом.

Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели что-то исключительно свое, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет.

Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Наиболее чтимыми из общеегипетских богов был бог Солнца Ра; бог Птах- творец существующего мира и мира людей; бог Амон- покровитель царской власти и войн; Бог Тот- воплощение мудрости и Луны, создатель письменности и календаря; Осирис — олицетворение умирающей и воскресающей природы; Исида- покровительница супружеской любви и материнства; Хор – символ неба и дневного света, защитник фараона, его земное воплощение.

Важное место в мировоззрении египтян так же занимает концепция Маат.

Маат — богиня правды, справедливости, вселенской гармонии, божественного установления и этической нормы. Как и другие боги, крылатая Маат изначально пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

На космическом же уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Эта концепция являлось этикой для египтян, и содержала в себе нормы поведения.

Особое внимание также следует уделить культу фараона. Носитель царской власти рассматривался как земное воплощение божества — богочеловек.

Его рождение объяснялось брачным союзом между богом — отцом и земной женщиной. После смерти фараон расставался с земной оболочкой и сливался с богом — Осирисом. Как и каждое божество каждый фараон имел свой культ, жрецов, жертвоприношения.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий